Долой диктатуру пролетариата даешь прямую демократ

Долой диктатуру пролетариата даешь прямую демократию?

Оппонент:

    "Коммунисты, зовущие к свободе путем диктатуры, которую потом якобы сменит прямая демократия, причём по инициативе самой диктатуры. Вы всерьёз не считаете это бредом сивой кобылы? Вы не понимаете разницу между коммунизмом и властью коммунистов?"

Как видим, здесь поднят важнейший вопрос - о реальных путях построения новой общественной формации и устойчивости переходного общества.

Да, коммунизм - это прямая демократия. Возможно ли к ней перейти от диктатуры пролетариата?

Публикую ответ:

Согласен: слабое место. Не бред, не заведомая невозможность - лишь ахиллесова пята.

Тут решит совокупность факторов.

Буржуазная демократия была завоевана в ходе сначала буржуазных революций и окончательно утвердилась в результате антифашистской контрреволюции, известной как Великая Отечественная война. Когда буржуазия перешла от формальной демократии и продекларированных прав человека к их фактическому обеспечению, боясь быть сметенными революцией типа большевистской, ибо ее не смогла задушить силами вооружаемого всем миром Гитлера.
То есть даже буржуазная демократия по-настоящему заработала тогда, когда была завоевана в ходе классовой борьбы.

А теперь - вопрос "на засыпку":

Как возможна прямая демократия?

Можно ли ввести ее прямо сейчас?

Технически - несомненно, да.

А организационно? Учитывая социальную ситуацию?
Смешно даже думать,что капиталисты согласятся на это.

Возможна ли прямая демократия в гитлеровской Германии? При феодализме? В любом другом эксплуататорском обществе?

Прямая демократия возможна лишь в обществе, где нет эксплуататоров и даже просто конфликтов интересов социальных групп. Есть конфликт - будет представительская демократия и борьба за власть! Прямая демократия возможна лишь в обществе, где конкуренция сменилась всеобщей солидарностью. То есть при коммунизме.

Невозможна прямая демократия,пока не преодолено отчуждение труда,а оно невозможно без равенства.

Можно было бы ввести прямую демократию и раньше,но тогда где инструмент,чтобы народец не решил,что можно отказаться от:

- безденежной нетоварной экономики
- распределения ресурсов:
- - в порядке приоритетности потребностей
- - поровну
- курса на полный отказ от материальных стимулов

Еще Ленин - еще в 1919 году! - сказал:

    Общество, где не отменены деньги, есть общество буржуазной эксплуатации де-факто, какой бы "социализм" ни был прописан в конституции де-юре.

Это совершенно верно. Есть деньги - есть противоборство интересов покупателя и продавца. Есть неравенство - есть противоборство интересов социальных групп.

Все перечисленное - взаимосвязанные вещи. Без них невозможна прямая демократия. Такова марксова наука.

Поэтому нужно искать реалистичные пути. И вот что предлагает марксистская наука.

От капитализма к первой фазе коммунизма

Итак, пролетариат объединяется в борьбе против военного противника, пытающегося загнать его в фашистский концлагерь на обломках гибнущей рыночной демократии капитализма. Это будет диктатура в интересах пролетариата, "диктатура пролетариата" не в лозунгах, а по сути. Пролетариат будет не пассивным объектом диктатуры коммунистов, а активным участником, создавая комитеты самоуправления трудовых коллективов на каждом предприятии, чтобы передать их из частной собственности буржуя в общенародную. Это в интересах пролетариев: сменить прижимистого работодателя - буржуя - на более щедрого - пролетарское государство.

Поэтому я говорю: не "диктатура пролетариата", а "пролетаризация непролетариев": ведь буржуй, у которого отняли бизнес, должен наняться пролетарием на госпредприятие, чтобы прокормиться.

Но вот все предприятия национализированы. Эксплуататоров нет. Наступила первая фаза новой формации.

Можно ли вводить прямую демократию на этом этапе?

Особенности первой фазы коммунизма

Что нужно, чтоб это был не госкап, который выродится в обычный капитализм,как в СССР?

Нужно равенство в 3 ипостасях:

1) материальное

    ("все дело в том,чтобы...работали поровну и получали поровну" - Ленин, "ГиР")

2) труда

    ("плох социализм,где есть место профессии тачечника" - Энгельс, "А-Д")

3) статусное

    ("все управляют по очереди и привыкнут что никто не управляет" - Ленин, "ГиР")

Но как должна быть организована управляющая структура?

В статье "Управленческая структура социализма будущего" (http://proza.ru/2022/07/11/125)

мы предложили идею, предусматривающую такие вещи, как:

-  формирование плана производства снизу

-  прямая демократия

Но это не исчерпывает проблему функционирование 1-й фазы коммунизма - социализма!

Пока это не коммунизм (не 2-я его фаза), нужно решать задачи его подготовки.

Это 3 задачи, а именно - преодоление:

1) разделения труда
2) отчуждения труда
3) распределения по труду (переход к "по потребностям")

Задача (1) решается самостоятельно и отдельно. Этот вопрос мы рассматривали ранее: "Преодоление разделения труда и самоуправление" (http://proza.ru/2018/08/12/1261)
Задача (3) автоматически решается решением задачи (2) - мы это рассматривали ранее: "Объективные предпосылки перехода к формации будущего" (http://proza.ru/2010/09/15/96)
 Но задача (2) требует перестройки психологии человека. Нечеловеческой психологии тут не требуется. Но... в данном случае требуется преодолеть психологию, сформированную не просто буржуазной эпохой, а всей докоммунистической историей, где труд - это проклятье, и для побуждения к нему необходимы действенные стимулы. И все это - до того, как произойдет "уничтожение труда" ("НИ") - перспективы которого видны уже сейчас: человека физического труда заменит робот, а умственного - искусственный интеллект.

И эта задача возложена на общество, состоящего, как показано выше, из единственного класса - пролетариат...

Ленин ("Что делать") фактически признал реакционность класса пролетариат, говоря, что он может приобрести сознание:
- тред-юнионистское - сам;
- социал-демократическое - с помощью прогрессивной интеллигенции;
- а о коммунистическом Ленин... реалистично даже не заикается.

Именно к пролетарскому сознанию апеллировали перестройщики, доказывая,что капиталист-частник - это более щедрый работодатель, чем"совокупный капиталист" - государство. Ведь пролетарий - такой же расчетливый торговец, как и все при капитализме, только "впарить" подороже он пытается свой специфический товар-"рабочая сила". Да, перестройщики обманули народ, но важно не это, а то, что семена попали на благодатную почву!

Это программа пролетариата - стремиться поработать поменьше, а получить за нее побольше. Это прямо противоположно целям человека коммунистического общества, который свободно трудится из мотивов самореализации, не заботясь о хлебе насущном.

Так что пролетариат - такой же тормоз на пути от госкапа к социализму, как крестьяне - на пути от частного капитализма к госкапу. (Последнее констатировал Ленин и на практике это вылилось в то, что коллективизацию не удалось провести ненасильственно. А первое - ясно высветила горбаческая Перестройка).

Поэтому задача 1-й фазы может быть охарактеризована как

    "депролетаризация пролетариев".

То есть... при социализме, после диктатуры пролетариата... пролетариат из субъекта диктатуры снова превращается в ее объект!

Кто же будет ее проводить?

Теоретики марксизма здесь справедливо поднимут вопрос о классовой природе данного явления. То есть - какой класс и в интересах какого класса будет это делать?

Ответ ясен. Это будет делать пролетариат в интересах собственного освобождения. Депролетаризация пролетариев в классовых терминах может быть описана как

 самодиктатура пролетариата.

В отличие от диктатуры пролетариата, где объект диктатуры - классовый враг, в данном случае речь идет не столько о "диктатуре", сколько о самодисциплине и самовоспитании.

Массовое самовоспитание возможно только силами авангарда. Если переходный период революционной национализации есть эмбриональная стадия коммунизма, то социализм - детская.

Детям нужен воспитатель.

На этом этапе диктатура пролетариата в лице его авангарда должна еще продолжаться.

Особенно наглядно необходимость воспитывать в коммунистическом духе видна на примере данного блога. Автор данного блога не одну публикацию посвятил, предоставляя слово комментаторам, изобретающим некую "справедливую оплату труда" при социализме и подвергая подобные идеи критике.

Среди данных заблуждающихся авторов таких идей есть хорошие знатоки марксистской теории, ориентирующиеся в высказываниях классиков марксизма - но, видимо, за буквой так и не разглядевшие дух марксизма.

Это и показывает, во что превратится социализм, если он будет целиком управляться снизу.

Тут важно, чтобы победивший дракона сам не стал драконом

Отсюда - вопрос:

При каких условиях партия диктатуры пролетариата отдаст власть прямой демократии?

Ответ:

если у нее не будет причин цепляться за власть!

Отсутствие таких причин - это равенство. Если власть не сопряжена с привилегиями.

Если творящий революцию народ узнает, что партия организовала для себя привилегии - он должен ее смести, как и обычных буржуев. Тут не может быть двух мнений.

Равенство ресурсов на каждого гражданина должно быть "прошито в БИОСе" планирования социалистической экономики. Равенство обязанностей тоже - просто вспомним Ленина на субботнике.

Если равенство сохраняется, то власть не будет средством получения выгод,а будет тем, чем она должна быть - прибежищем энтузиастов, руководящих построением общества прямой демократии.

И это уже новая формация, и никаких преференций авангард иметь не должен. Три ипостаси равенства должны работать. Наличие авангарда делает эти три ипостаси равенства критически необходимыми.

Вывод.

В принципе, можно вводить прямую демократию и не дожидаясь наступления Второй фазы - если есть уверенность, что ее наступление не за горами, общество идет к ней по накатанной дороге, понятны сроки и требуемые мероприятия, а народец никаких антикоммунистических решений за это время не примет.

Но начинается путь построения прямой демократии по любому через диктатуру пролетариата. А противовесом, обеспечивающим устойчивость переходного общества, препятствующим перерождению самодиктатуры пролетариата ради самоосвобождения в диктатуру эксплуататоров с целью порабощения эксплуатируемых - является равенство.

Утверждение доказано.

Видите изьяны в логике? В целом? В отдельных деталях? Можете предложить лучшую модель? Добро пожаловать в комментарии!


Рецензии
Вячеслав, здесь возникают некоторые ньюансы:
"...если у нее не будет причин цепляться за власть!
Отсутствие таких причин - это равенство. Если власть не сопряжена с привилегиями.".

Власть - страшное слово которое в коммунизме найдёшь только в музее археологии.
Как правило, равенство приводит к желанию не быть равным хотя бы в чём то. Равенство доходов это те единственные условия которые приводят к разнообразию всего остального. То есть равенство хорошо только в определённом аспекте - равенство доходов. Хочешь работать больше - паши. Меньше - особое отношение, разборка в причинах, следствиях, до пятого колена всех окружающих несчастного, и, конечно же, в коммунизме у каждого есть право не работать вообще. Сама система не должна вызывать желания бездельничать. Это особые социальные технологии по высвобождению таланта каждого.
В остальном, хочешь командовать коллективом - попробуй, с одинаковым то доходом в месяц. Получится - герой. Но если создалась очередь, то это значит привелегии в пути наравне с угрозой коммунизму.
Как же избавиться от очередей, чтобы избавиться от привилегий, а следовательно от дифицита?

Допустим коммунизм развитый, спроектировали новый мерс лучше прежнего, что называется первый в линейке вечных. Кто получит первый экземпляр, наравне со слюнями соотечественников?
Очевидно, что чем развитее коммунизм тем меньше слюней и первым владельцем любой новинки становится первый встречный. Но поначалу необходимо попридержать партию и раздать мерсы в качестве поощрения тех кто в этом нуждается.
Естественно, могут быть и любые другие привелегии-поощрения не связанные с доходом и самой трудовой деятельностью. Для таких кто хочет и в силах организовать фестиваль, дискотеку, соревнования по поеданию пиццы, кто прикольно спел и стал жителем каждого утюга, кто классно танцует балет в свободное от работы на ферме время и тд. Можно, например: всем сообществом выбрать одну из потенциальных звёзд (не только шоу бизнеса) и предоставить право назвать её любым именем тому кто этого достоин (ну чтобы он ощутил себя не равным и особенным), тоже можно делать с переулками, аллеями и пр.). Те кто подружился со своим эго те не нуждаются в поощрениях и привилегиях, те заняты серьёзными делами и их реализация - главная их награда. Да, пусть созданием видов поощрения занимаются академики и Дан Балан.

Юлия Ковалевская   29.09.2024 20:31     Заявить о нарушении
С интересом прочитал ваш комментарий. Очень интересные идеи о моральном стимулировании.
Совершенно согласен с этим:
" Равенство доходов это те единственные условия которые приводят к разнообразию всего остального. То есть равенство хорошо только в определённом аспекте - равенство доходов"
и с этим:
"если создалась очередь, то это значит привелегии в пути наравне с угрозой коммунизму"
Действительно, необходимо решить проблему:
"Как же избавиться от очередей, чтобы избавиться от привилегий, а следовательно от дифицита?
Допустим коммунизм развитый, спроектировали новый мерс лучше прежнего, что называется первый в линейке вечных. Кто получит первый экземпляр, наравне со слюнями соотечественников?
Очевидно, что чем развитее коммунизм тем меньше слюней и первым владельцем любой новинки становится первый встречный"
Что до решения:
"поначалу необходимо попридержать партию и раздать мерсы в качестве поощрения тех кто в этом нуждается",
то согласен с первой его частью, вторая же является излишней.
Материальный стимул - это капитализм. С точки зрения капитализма капиталист - особо ценный специалист-работник - организатор производства.
Если будет доказано, что в обществе есть некие специалисты, от которых общество критически зависит, и которые не могут выполнять свои функции иначе, чем за материальное вознаграждение большее, чем у остальных, то это значит только одно. Коммунистическую теорию необходимо пересматривать: утверждение меньшевиков, что условия для социализма не созрели, актуальны и ныне. Но не думаю, что это так.
Как же решить вопрос с дефицитром?
Оказывается, в этом блоге я не публиковал статьи про то, насколько современное производство приспособлено к плановому управлению. На любое изделие выпускается документация, из которой - не приблизительно, а точно! - известно, сколько ресурсов на его изготовление потребуется: граммов сырья, киловатт электроэнергии, человеко-часов труда, какой инструмент и какое оборудование требуются. Изменились технологии, появились новые оборудование и инструменты - значит, под них переписывается технологическая документация. А учет всех ресурсов, всех потребностей и всей готовой продукции в стране возможен - предприятия хранят, передают и обрабатывают информацию в электронном виде, есть компьютеры, интернет, алгоритмы и программное обеспеячение для обработки данных. Академик Глушков назвал такую систему "ОГАС" и хотел внедрить еще в 1965 году! Партократы зарубили идею. А по его расчетам, система окупилась бы за 3 пятилетки. После чего СССР экономически обогнал бы самые развитые капстраны. Более того, был бы построен коммунистический экономический базис. Все планирование, все управление производством и распределениенм можно было бы осуществлять в натуральных показателях, оказаться от стоимостных, а деньги упразднить за ненадобностью.
Партократы сказали: слишком дорого. А за нас техническую часть системы ОГАС создал сам капитализм, осталась лишь организационная часть.
Имея такую систему, мы можем знать потребности. количество произведенной продукции и имеющиеся ресурсы.
Тут можно точно запланировать потребительскую корзину, посчитать план в нескольких вариантах, оперативно вносить в план изменения.
И вот что это даст.
Отныне план эффективнее рынка в том, что либералы считали своим козырем: в гибкости удовлетволрении потребностей потребителя.
С самого начала создаем банк технологий на все изделия, когда-либо выпускавшиеся промышленностью.
В каждый плановый период рассчитываем равный максимум ресурсов на каждого частного потребителя. В пределах максимума ресурсов заказывай что хочешь!
Скорее всего планирование будет 2-ступенчатым.
На 1-й ступени, исходя из наличного количества ресурсов и стоящих перед обществом задач, определяем, что доступно к заказу.
Сначала выполняем заказы отраслей - и прежде всего пищепрома, медицины, оборонки, потом всех прочих.
Оставшееся количество ресурсов делим на количество людей в стране. Это очень много, столько вещей негде хранить, столькими вещами некогда пользоваться.
Поэтому из низ производят не все, а только заказанное, ведь человек может выбрать любой из аналогов или вообще не интересоваться данной категорией вещей
Все доступное к заказу человек может выбрать на сайте заказов, подбирая типоразмер каждого изделия, цвет и текстуру поверхности каждой детали в визуальном конструкторе, или нажимая на кнопку "на усмотрение производителя", чтобы не морочиться с выбором.
А лишнего ничего не производится,на складах и на полках магазинов ничего не пылится. Поэтому потребности людей удовлетворены, бедность побеждена, а природных ресурсов коммунизм тратит меньше, чем капитализм с его бедностью, гибнущий от кризиса из-за нерешенных проблем

Афонин Вячеслав   30.09.2024 14:21   Заявить о нарушении
Таков принцип безденежной нетоварной экономики.
Производителям хорошо. Надо просто выполнить план. Не надо заботиться о том, где найти более выгодных поставщиков и как расширять производство и рынки сбыта. План предусматривает конкретное количество каждой продукции, все ресурсы будут поставлены согласно плану. всё произведенное нужно отгрузить тем, кто указан в плане. Все.

Как этот принцип поможет в деле распределения дефицита? Очень просто!

Планирование - двухступенчатое.

На 1-й ступени определяем, что вообще доступно к заказу.
К заказу изделие доступно, если:
- ресурсов хватит, если его закажут все (предпочтя это изделие его аналогам)
- ресурсы уже выделены на то, чтобы удовлетворить потребности всех более высокого приоритета, чем потребность, удовлетворяемая при использовании данного изделия по назначению.
Все.

На 2-й ступени - прием конкретных заказов и распределение конкретных техзаданий по предприятиям. Благодаря 1-й ступени мы знаем, что любая комбинация заказов не окажется невыполнимой

Что получается?
Итак, к заказу доступно лишь то, что могут заказать все.\
Т.е. все изделия делятся на:
- общедоступные (могут быть у всех)
- не выпускающиеся промышленностью (нет ни у кого)
- а дефицита (есть у немногих) нет
То, что не может быть в личной собственности у каждого, того нет ни у кого. В личной собственности нет. Но, если это нужная вещь, то она доступна для служебного пользования и, возможно, напрокат.
При капитализме капиталист может купить золотой унитаз, пока бомж голодает
При коммунизме если вы голодаете,то голодают все

А это (изобилие + равенство) - и есть способ борьбы коммунизма с потребительской психологией. С одной стороны, нет материальных проблем, с другой, морального стимула нет - ибо нет вещей, которые можно назвать статусными (есть у немногих, что свидетельствует о высоком статусе этих немногих). Смысл сейчас "понтоваться" парой носков или буханкой хлеба?

Афонин Вячеслав   30.09.2024 14:40   Заявить о нарушении
Вячеслав, производить всё кроме лишнего - высший пилотаж. Это, Вы с академиком Глушковым, здорово придумали. Но внедрять эту систему надо не сворачивая имеющуюся инфраструктуру там, где хотят придти в сельпо и купить что-то из предложенного. Это же определённый способ бытия, не такой когда ты сам решаешь какие цветочки будут на твоей чашке. Вообщем, соблюсти баланс увеличения возможностей с удовлетворением необходимого спроса не так сложно как может показаться.
И поощрения и награды постепенно, с достижением удовлетворения 100 процентного спроса, будут отмирать; и, конечно же, будут возникать нематериальные ценности, достижение которых отдельный вид искусства.
Спасибо Вячеслав, наши взгляды во многом сходятся, это вдохновляет.

Юлия Ковалевская   30.09.2024 15:06   Заявить о нарушении
Вероятно, есть смысл пантоваться парой сапог хендмейд, а парой носков это вряд ди, да.

Юлия Ковалевская   30.09.2024 15:28   Заявить о нарушении
Именно так! Хендмейд - это не социальный статус, а личные способности. Если люди будут гордиться хендмейдом, цениться за талант его делать - притом что это не приносит материальных выгод - то это просто прекрасно, это и есть желаемая цель!

Афонин Вячеслав   30.09.2024 17:08   Заявить о нарушении
И мне очень приятно, что мы - единомышленники

Афонин Вячеслав   30.09.2024 18:02   Заявить о нарушении