Кристофер Холдсворт Эсхатология Джонатана Эдвардса

ЭСХАТОЛОГИЯ ЭДВАРДСА
Кристофер Холдсворт (1996)

В богословии Джонатана Эдвардса, каким бы всеобъемлющим оно ни было, есть одна доктрина, которая, кажется, пронизывает его целиком: эсхатология, учение о последних вещах. Она окрашивает его взгляды на неисполненные пророчества, на миссионерские  интересы, на пробуждения, молитву, папство, ложную религию, историю и евреев. Он долго размышлял о предметах славы последних дней, а также о рае и аде. Сегодня Джонатан Эдвардс широко известен как постмилленарист. «В своем труде об искуплении, - говорит Дж. Марцелл Кик, - он дает прекрасное изложение позиции постмиллленаризма» (1). Хотя такие ярлыки могут быть неуместными для богословия XVIII века, нет сомнений в том, что Эдвардс не ожидал, что Христос вернется до тех пор, пока не наступит период мира и процветания для Церкви на земле: Тысячелетие, которое должно начаться благодаря такому великому излиянию Святого Духа, что эпоха Великого пробуждения окажется лишь бледным предзнаменованием.
 Джонатан Эдвардс постоянно занимался изучением Апокалипсиса.. Единственная книга, к которой у Жана Кальвина нет комментариев, была единственной, к которой написал комментарий Джонатан Эдвардс, хотя, конечно, он много писал по многим местам Писания. Его записи указывают на различные  источники, но наиболее важен Мозес Лоуман, автор "Парафразов и примечаний к Откровению" (1737). Как указывает Стивен Дж.Стайн, «Эдвардс изо всех сил старался в своих записях следовать
интерпретации Лоумэна» (2). Однако Эдвардс был оригинальным мыслителем и не был рабским последователем своих источников. Он отказался одобрить определение Лоумэном Константина как одной из глав Зверя (Откр.12.3), полагая , что Константин - избранный Богом сосуд для защиты народа Божьего.Также в своих «Замечаниях о
Лоумэне» (3) Эдвардс полностью опровергает идею о том, что три язвы из Откр. 8.13 и далее представляют периоды господства сарацинов;  он подчеркивает, что эти язвы направлены не против Церкви, а против ее врагов. На самом деле для Эдвардса "г-н Лоумэн  путает порядок пророчеств этой книги» (4).
Перри Миллер справедливо заметил, что в Америке Джонатан Эдвардс был« величайшим мастепром апокалиптики» (5). Типичный английский нонконформист, Мозес Лоумэн, был стойким антикатоликом. Происходивший из пуритан Новой Англии , Джонатан Эдвардс разделял эту идею с англичанином. Конфликты своего столетия он видел во многом как часть продолжающейся борьбы с антихристом. Самым
большим препятствием для работы Церкви Иисуса Христа была Римская церковь, которую он называл "гадиной" или "отвратительным ядовитым чудовищем" (6). Такое мышление не допускает концепции личного антихриста, хотя на любом этапе ее истории Римская церковь, очевидно, возглавляется папой. В Откр.13.5 зверь "произносит великую хулу"; Эдвардс относит это к папе: «Он присваивает себе власть и прерогативы
Бога и претендует на ту же власть над Церковью, что и Иисус Христос» (7).
Эдвардс не сомневался, что Великая блудница из Откр.17, представленная также как Вавилон - это та же Римская церковь. «И женщина, которую ты
видел, есть тот великий город, который царствует над царями земли» (ст.18). «Этот стих, - говорит он, - самый простой из всех отрывков во всей книге» (8). Он насмехается над
"чудесами" пап: " Их буллы и анафемы, месса, непогрешимость, избавление от чистилища, прощение грехов, устроения и индульгенции, экзорцизм и способность
вселять святость в неодушевленные предметы, такие как вода!Что касается англиканской  церкви, то она, похоже, относится к Риму точно так же. Слова Христа, обращенные к Пергаму: «Где ты живешь, там, где престол сатаны» (Откр.2:13), кажутся «очень подходящими для церкви Англии». Это было написано не раз раз за 200 лет до того, как движение Нью Эйдж проникло в эту ветвь видимой Церкви Христовой!
 Однако в конечном итоге "антихрист будет поражен и умерщвлен святыми" (11). Ему уже нанесены два удара: первый - Гус и Уиклиф, второй - Реформация. В другом месте Эдвардс заходит так далеко, что говорит: "Если шестой фиал еще не начал изливаться, его вполне можно ожидать в ближайшее время» (12). Это свет Евангелия, который разрушит царство тьмы: «Жизнь папства отнимет меч, который есть Слово Божье" (ср. Откр.19.21). Высказывания, что антихристу уже нанесены два удара, но тем не менее шестой фиал будет излит вскоре, могут показаться противоречивыми. Это представляется развитием мысли Эдвардса, который, будучи все  больше и больше под влиянием схемы, изложенной Лоумэном, считал, что он начинает видеть разрушение папских владений, и с энтузиазмом наблюдал за разворачивающейся политической драмой своего времени. "Если я слышал хоть малейший намек на что-либо, что происходило в какой-либо части мира, мне казалось, что это в том или
ином отношении имеет благоприятный аспект для интересов Царства Христа . Моя душа жадно ухватилась за это; и это очень воодушевляет и освежает меня" (14).
  Войны 1740-х годов как в Европе, так и в Америке, наряду с восстанием якобитов в Британии, приобретают совершенно новое значение, если их рассматривать как часть продолжающегося конфликта между истинной Церковью Иисуса. Христа и Римом. Когда Франция объявила войну Великобритании в 1744 году, это было незадолго до того, как сама Новая Англия была вовлечена в кампанию против французов в Новой Шотландии. Эдвардс рассматривал падение Лоунсбурга и сдачу Кейп-Бретона как
«промысел провидения» 15. Однако он предупреждал, что коалиция Франции и Испании с претендентом на британский престол все еще может быть источником наказания народов Великобритании. Последовавшие за этим бедствия римско-католических держав, которые рассматривались как излияние шестой чаши в реку Евфрат как прообраз доходов и богатств папства, принесли Эдвардсу благоговейный восторг и удовлетворение.
В сочетании с этим, казалось, были некоторые свидетельства того, что Церковь начала процветать. Первоначально Джонатан Эдвардс не решался предположить, что пробуждения были началом тысячелетия. Это не послужило бы его пастырским целям. Затем в 1743 году он написал : `` Не исключено, что эта работа Духа Божьего, столь необычная и чудесная, является рассветом или, по крайней мере, прелюдией
к той славной работе Бога, которая так часто предсказывалась в Писании, и которая в процессе ее развития обновит мир человечества. 16
Здесь Джонатан Эдвардс выступает как связующее звено между ранними пуританскими миссионерскими усилиями и новым протестантским мировоззрением, которому положило начало современное миссионерское движение в лице Уильяма
Кэри. Вся земля должна была быть «наполнена познанием Господа, как воды покрывают море», и Эдвардс «верил, что это библейское пророчество близится к исполнению» 17.
Фактически, подъем Уильяма Кэри и других можно рассматривать как Божий ответ на уникальный молитвенный концерт, царивший во времена Эдвардса. Это началось в Шотландии, о чем Эдвардсу, без сомнения, сообщил Джон Роб или некоторые другие его шотландские корреспонденты. В ответ Джонатан Эдвардс написал свою «Скромную попытку». Так называемая «Нортхэмптонская ассоциация баптистов» в Англии
(названная так по имени одного из их основных округов, а не через какой-либо прямой контакт с городком в Новой Англии) была очень воодушевлена этой книгой до того, как ее сторонники отправили Уильяма Кэри на миссионерское поле, о чем свидетельствует их собственное предисловие к переизданию книги 18.
Несмотря на свою уверенность в том , что Бог исполнит тысячелетние надежды Своего народа, Эдвардс никогда не упускал из виду тот факт, что Бог использует средства: молитву и миссионерские усилия 19. За этим также стоял вопрос о невыполненном пророчестве, как становится ясно из предисловия к его «Трактату о религиозных чувствах». 20 «Хотя в этом мире никогда не будет полной чистоты, ... очевидно, что настанет время гораздо большей чистоты в Церкви» 21. «Свидетельство», несомненно, может быть воспринято как несомненное понимание различных текстов Священного Писания, которые, кажется, намекают на лучшие времена, которых еще не было на этой земле. Текст, изложенный в начале «Смиренной попытки», - это Зах. 8: 20-22. Это, говорит Джонатан Эдвардс, пророчество о «будущем славном продвижении»
Церкви Божьей. В конце концов, никогда не было исполнено, что "многие люди и сильные народы»когда - либо пришли искать истинного Бога до пришествия Мессии, что множество всех народов „хваталось за полу еврея“(ст. 8). Это никогда не было так,
в буквальном смысле, при их возвращение из Вавилона: «Дух Божий, несомненно, имеет в виду вещи гораздо более важные, чем возвращение новых пленных из Халдеи "22
Зимой 1734-1735 годов в Нортхэмптоне произошло несколько неожиданных преобразований. Срочные пастырские дела имели тенденцию затмевать, по крайней мере в общественном служении Эдвардса , любые высказывания о приближении конца
времен. В хронологии Ашера о возрасте Земли Эдвардс отметил тот факт,, что число семь имеет определенное значение в Писании, и пришел к выводу, что «седьмая тысяча лет»
ознаменует начало процветания Церкви (то есть около 2000 года по Р.Х.!) Слава последнего дня еще не достигнута, и поэтому ее следует искать после того, как и молился Христос.  «Там еще никогда не было никакого распространения религии, в  той степени и универсальности , которые представляют пророчество ...  Патриархам было обещано, что в их семени" все народы "будут благословлены; о Мессии, что" все народы "будут служить Ему ( Пс 72:11).Эдвардс видит в этом нечто большее, чем просто излияние Духа в день Пятидесятницы, когда, как явствует из Деяний 2, люди из многих народов начали получать благословения, что совершенно очевидно из намёка на Мтф. 13:33, где Христос
сравнивает Царство Небесное "с закваской, которую взяла женщина и скрыло в трех мерах муки, пока все не вскисло все".Христос - «Наследник мира» не только в Судный день, но и на «концах земли», взирающих на Него, чтобы они могли спастись »24.
Придет время, говорит Эдвардс,« когда в мире не останется ни одной нации, которая не приняла бы истинную религию ». Ис. 60:12 несомненно демонстрирует, что народ и царство, которые не будут служить Богу погибнут. Языческое идолопоклонство будет уничтожено, как об этом говорится в Иер. 10: 11 - «Пока останутся эта земля и эти небеса , то есть до конца мира» 25. В Новом Завете Христос говорит: «И Я, когда буду вознесен. от земли привлеку к Себе всех людей »(Иоан. 12:32). «Это уместно, - говорит Эдвардс, - когда Сын Божий станет человеком, Он будет владычествовать над всем человечеством» и «владеть всей землей». Есть разница между «первенцами» евреев и язычников в первые века христианства (Рим. 11:16) и более поздней «полнотой» как
евреев, так и язычников (ст. 12, 25), когда они «будут введены в Церковь Христову 26. Перед рассветом этого великого века цари земли и всего мира представлены собравшимися (Откр. 16:14). Затем седьмой ангел изливает свой сосуд, и царство сатаны низвергается. Христос. едет на ту же великую битву, как Царь царей и Господь
господствующих (Откр. 19). Сатана заточен в аду, по крайней мере, на время.27
В конце ХХ века произошло  заметное усиление духовные боевые линии.
Рост сатанинской активности зловеще напоминает дни, непосредственно окружавшие Воплощение нашего Господа. Спиритизм, оккультизм и откровенный сатанизм находятся на повестке дня и растуи во всем мире. Смертельно раненное папство вполне может переживать агонию в лице нынешнего «умеренного» папы. Ислам привлекает прозелитов в христианских странах и требует от мира выкупа заложников и нефти. Демон Питье со всеми его когортами наносит урон морально упадочному постхристианскому обществу.
Верна ли в конце концов схема Лоумэна, станет очевидным по прошествии этого столетия! Ничего подобного в географическом плане и в продолжительности
христианской империи, о которых мечтает Эдвардс, не было раньше на земле. Народ Божий будет «царствовать со Христом тысячу лет» (Откр. 20). Это мы должны как минимум понимать как «очень долгое время» 28. Этот день мира и процветания еще не наступил для Церкви, как явствует из Даниила 2 и 7, поскольку она «должна стать преемницей последней из немногих монархий, даже Римской, в ее последнем состоянии".
Тогда и только тогда будет установлено самое последнее царство на земле - Сына и наследника Божьего! Божий святой народ наконец «унаследует землю» 29
Эдвардс продолжает говорить о величии этого последнего дня, когда «вся плоть увидит Его славу», когда Его святые будут счастливо »жить и ходить в нем постоянно, и их постоянным ежедневным светом должна стать слава Божия, а  не свет солнца ". Это
будет время увеличения знания и понимания, особенно в Божественных вещах; святости, когда «маленькие дети будут в таких духовных достижениях, как если бы они были
столетними» (Ис. 65:20), когда христианство будет превыше всего в мире. Это будет время единения: мира, любви и сладкой гармонии. Ереси будут «унесены ветром», и
брачный ужин Агнца возобладает радостью. Следовательно, утверждает Джонатан Эдвардс, это время, «о котором стоит молиться»:30. В Рим. 8: 19-22 все творение стенает и мучается от боли, ожидая явления сыновей Божьих. Силы природы под властью человека были сделаны подчиненными греху. Это замешательство не продлится долго; даже неодушевленное творение изображается как стремящееся вперед к
этому дню, как и разумные избранные, потому что это правое дело всех истинных святых, как это делают святые и ангелы небесные, те «кто радуется , когда один грешник кается.» 31
Однако для своих непосредственных целей Эдвардс, в «Скромной попытке» казалось, намекнул на духовный век, совершенно отличный от тысячелетия. Его взгляд на историю допускал постепенное развитие и преобладание истины. «Хотя нам
не нужно знать точное время падения антихриста, но я смиренно полагаю, что у нас нет оснований предполагать, что он  находится на таком большом расстоянии, как полагает Лоуман». После всего,падение антихриста должно было быть лишь одним из событий, предшествовавших Тысячелетию 12. Есть опасность в любой попытке установить «времена и сроки» Божьего провидения. Падения антихриста еще не произошло. «Конец еще не наступил».
Другой вопрос, вызывающий некоторую озабоченность в развитии нынешних событий, - это положение Земли Израиля. Для Эдвардса она должна было стать центром правления тысячелетия. Это должно было быть место, «откуда должна сиять истина» Похоже, что Втор.11:24 так и не было полностью реализовано. Никогда ни в каком буквальном смысле границы Израиля не расширялись настолько, насколько это возможно.
далеко. «Это пример постепенного выполнения обетований, данных Богом Своей церкви» 34. Добавьте к этому, что «в  Римлянам 11 ни о чемне сказано более определенно, чем национальном обращении евреев» 35, и местоположение Израиля в ее обетованной земле приобретает как духовное, так и историческое значение. «Что касается времени, прошедшего со времен Христа, - пишет Эдвардс в другом месте, - их сохранение как отдельной нации было замечательным» 36. Что касается правления в Тысячелетнем Царстве, Эдвардс говорит, что оно может иметь очень много различных форм, «но ни одна не будет тиранической или противоречащей истинной свободе» (Дан. 2: 44-45) 37.Это идеал, которого еще предстоит достичь в мире конца ХХ  века.
Связь возрождения с Тысячелетием имеет некоторое значение для схемы Джонатана Эдвардса. Джон Г. Лоример сто лет спустя говорил о Слове Божьем, изобилующем «заверениями и пророчествами о грядущем вселенском религиозном возрождении» 38. Во время пробуждения, «когда Святой Дух действительно явился», - заметил Эдвардс, «как много было сделано в течение нескольких дней , как в обычное время в течение года или двух.» 39 Поместите это в масштабе большем, и «видимое царство сатаны будет свергнуто, и Царство Христа установлено на его развалинах, и это повсюду на всем обитаемом земном шаре »40. Эдвардс сравнивает это с Праздником Кущей. Он предполагает, что земля была сотворена в то же время года, когда проходит этот праздник: «Итак, в то славное время Бог сотворит новое небо и новую землю». Это было также время года, когда был посвящен храм Соломона, когда Бог спустился в облачном столпе. «Итак, в это счастливое время храм Божий будет воздвигнут в мире славы». Он полагает, что в этот праздник родился Христос. Итак, «женщина, облеченная в солнце», «родит сына,, чтобы править народами» (Откр. 12), «в начале того славного дня». Христос плакал в праздник кущей, «Кто жаждет, да придет ко Мне; из чрева его
потекут реки воды живой, - говорит Он, , - обозначая этим, - говорит Эдвардс, - необычайную меру Духа Святого, которая будет дана тогда» 41. Обращаясь к Захарии 14, Джонатан Эдвардс подчеркивает угрозу тем, кто не приходит на праздник: «То есть это те, кто не признают славных дел Божьих, не славят Его имя и не радуются вместе с Его народом» 42. Это далеко от тех христиан, которые сегодня принимают Захария 14 буквально посещают еврейский праздник как таковой и, таким образом, отождествляет себя с отступническим иудаизмом!

Другой тип Тысячелетия - искупление

Божий народ выходит из вавилонского плена, когда праздник кущей соблюдался так, как никогда раньше со времен Иисуса Навина (Неем. 8: 16fL). Восстановление «очень похоже на то великое восстановление Церкви Божьей, прообразом которой был праздник кущей». Те, кто выступают против такой работы, открыты для проклятия Божьего! 43 Между тем, Церковь продолжает находиться в состоянии скорби,
как показано в  Матфея 24. Это относится не только к взятию и разрушению города Иерусалима Титом, но и к дню. духовной скорби. "Как бедствие, нанесенное
Римом еврейскому народу, продолжается все это время, так и христианская церковь все это время находится в состоянии скорби и угнетения. «Это» не закончится, пока не закончится правление антихриста ». Можно задаться вопросом, справедлива ли аналогия в свете современной истории, но точка зрения Эдвардса остается, что для церкви скорбь
- это все время, предшествующее Тысячелетию 44.
В посмертно опубликованной «Истории искупления» Джонатана Эдвардса была предпринята попытка очертить историю искупления через различные периоды Божьей благодати - прошлое, настоящее и будущее. Эта монументальная работа совпала со "школой истории спасения", созданной в Германии современником Эдвардса Иоганном Бенгелем  (1687-1752) , который , как правило , признается в качестве основателя этого движения. Нас интересуют разделы этой работы, которые говорят об успехе искупления со времен скорби до общего суда. Обойдя вопрос о том, сколько сосудов еще
предстоит излить, и не имея «ничего, что могло бы направить нас, кроме пророчеств Священного Писания», Эдвардс делает некоторые общие наблюдения относительно положения вещей до падения антихриста. Это будет темное время в отношении интересов
религии в мире, точно так же, как это было «время упадка среди иудеев» до пришествия Христа; поскольку это было «очень темное время» до Реформации. Это так, - говорит
Эвардс. что Христос говорил о Своем пришествии, чтобы ободрить Своих избранных в Лк. 18: 8: «Но, когда придет Сын Человеческий , найдет ли веру на земле?» - толкование,
которое, безусловно, кажется очевидным в контексте.45
Что касается метода, Эдвардс подчеркивает здесь следующее: в других местах
имеется в виду  постепенность работы Бога, точно так же, как то, что дети Израиля были постепенно выведены из вавилонского плена, а языческая Римская империя была разрушена « постепенным, хотя и очень быстрым, преобладанием Евангелия». Образы семени горчицы (Мф . 13: 3l), закваска (ст. 33), сев и жатва в Мк 4: 26-28 и видение вод святилищя (Иез. 4-7) используются, чтобы доказать эту последовательность событий 46;
Однако, без сомнения, «Дух Божий прославится» для чудесного возрождения и распространения религии не  властью мудрых князей и не мудростью ученых людей. «Не воинством и, не силой, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах. 4:6).
Здесь Эдвардс говорит: «Мы не знаем, где начнется излияние Духа» 47. В своих «Размышлениях о возрождении» Эдвардс намекнул, что » «есть много вещей, которые делают вероятным, что эта работа  начнется в Америке ". Он цитирует Ис. 60:9: «Конечно,
прибрежные земли будут ждать Меня; и корабли Фарсисские придут, чтобы привести Моих сыновей издалека ». В нехарактерно натянутой форме логики он отсылает это к какой-то более отдаленной части мира, чем Европа, и к некоторой более славной работе, чем та, которая сначала началась в Иерусалиме, а затем перешла в Европу через Азию. Это пророчество, настаивает он , «явно указывает на Америку как на первые плоды того славного дня». Разве это не объясняет само открытие этого нового мира, «что Бог мог бы в нем начать новый мир в духовном отношении, когда Он творит новые небеса и новую землю ». Этот аргумент увенчан намеком на« воскресение в Ис. 38: 6), которое было« дано как залог воскресения и спасения Церкви ». Тогда использовавшимся символом
было солнце, возвращающееся на десять градусов с запада на восток. Следовательно, согласно Эдвардсу, следует, что свет того дня взойдет на западе и, скорее всего, во всех
американских колониях Англии! 48
Это последнее рассуждение, утверждал Чарльз Чонси (1705-87), было «абсолютно ненадежным» 49. Штайнn делает вывод , что Эдвардс„ кажется, отчаянно искал доказательств в поддержку требования милленаристской  роли Новой Англии и
пробуждений.“50 Даже допуская, что это может быть так,  во время "Скромной попытки"   несколько лет спустя (1747.) он уже  не питал таких фантастических взглядов на роль  Америки. Страшно подумать, что так называемая Церковь Святых последних
дней думает об этом местечном взрыве!
«Мы не знаем, где начнется это излияние Духа» , - сказал Эдвардс в посмертно опубликованном труде, как будто он из могилы призывает нас отказаться от своего
прежнего заявления «или во многих местах одновременно». «Или, - добавляет он, - не будет ли то, что уже произошло, неким предвестником и началом этого». Тем не менее,
согласно  Эдвардсу, это излияние приведет множество людей к отказу от порока и зла. Работа по обращению «вспыхнет и продолжится так, как никогда раньше», что
символизируется звучанием серебряных труб в начале их юбилея51.
Однако ниспровержение видимого царства сатаны не произойдет без яростного и могущественного противодействия. Весь ад будет очень встревожен, когда множество людей будут стекаться ко Христу в одной и другой нации. Все силы Зверя, т.е.
Антихриста; лжепророк ислама; и язычество в лице Дракона объединятся, что приведет к « битве великого дня Всемогущего Бога». Ибо сатана боится быть изгнанным из всего мира! 52 Сколько новых сект возникло со времен Эдвардса? В этой битве, говорит Эдвардс, Христос и Его Церковь должны получить полную и славную победу над своими врагами  "Его Словом и Духом». Седьмая труба прозвучит, и седьмая чаша выльется, и видимое царство сатаны на земле будет разрушено. Здесь будут отменены неверность и суеверия. Царства  антихриста и ислама будут низвергнуты. Пелена, закрывающая глаза евреев, будет снята. Язычество будет уничтожено, и «все концы земли» обратятся к Христу и будут спасены (Ис. 45:22). Дьявол будет заключен в аду (Откр. 20: 1-3). Будет великое духовное воскресение церкви (Откр. 20: 4) и суд над всеми врагами Бога. Теперь Церковь забудет свое горе. «Посмотрите, какие радостные хвалы возносятся Богу по этому случаю вселенской Церковью на небе и на земле в начале 19-й главы Откровения» 51. Эта битва представлена как Армагеддон. Для Эдвардса, комментировавшего Откр. 16:16, битва при Мегиддо была «очень ярким прообразом» этой победы святых над
своими врагами. Песня Деборы после победы при Мегиддо означает великую радость Церкви после этой победы при Армагеддоне, о которой говорится в Откровении 19. 54
Что касается самого Тысячелетия, в нем Церковь в основном окажется в процветающем состоянии., но ближе к концу будет великое отступничество. Она стала торжествующей церковью, и теперь настало время «неба на земле» и время исполнения тех, еще не исполнившихся пророчеств Ветхого Завета, которые говорят о славных временах Евангелия в последние дни 55. По словам Эдвардса, это будет время великого света и знаний (Ис. 14: 6 и далее),  преодоления трудностей в доктринах религии, делания кривого прямым, холмов  равниной и тьмы светом перед народом Божьим. «Можно
надеяться, что тогда многие негры и индейцы проклянут дьявола и что прекрасные книги будут изданы в Африке» 56.   Дэвид Смит, в течение шести лет преподававший в Теологическом колледже Сэмюэля Билла в Нигерии, говорит: По мере того как мы исходим из одностороннего мышления в отношении миссии, мы осознаем, что в будущем церкви третьего мира будут играть важную - возможно, главную роль - в евангелизации. Удивительное пророчество Джонатана Эдвардса даже сейчас исполняется на наших глазах»57.
Миллениум, согласно Эдвардсу, будет временем великой святости в сердце, жизни и практике, время, «когда религия будет во всех отношениях превыше всего мира», когда цари будут использовать всю свою силу, славу и богатство для продвижения славы
Христа и блага Его Церкви. (Ис. 49:23; 11: 6-10 и т. д.). "Люди по своему характеру и характеру должны тогда стать подобны Агнцу Божию, прекрасному Иисусу ... И тогда люди будут в изобилии выражать свою любовь друг к другу не только словами, но и делами милосердия »(Ис. 32: 5). Весь мир будет объединен в одно дружелюбное общество58. Эдвардс также говорит о Церкви, находящейся в «превосходном
порядке», с «истинным управлением и дисциплиной» 59. К этому покойный Дональд Макфарлейн добавляет : Тогда будет только одна деноминация ... и поскольку существует
только одна Церковь, существует только одно вероучение, и мы верим,
что это кредо будет тем, что содержится в  Вестминстерском исповедании веры, и мы уверены, что Церковь должна быть пресвитерианской в своем управлении, доктрине
и дисциплине 60. Джонатан Эдвардс написал Джону Эрскину в 1750 году: «Что касается моей подписки на содержание Вестминстерского исповедания, то с ней не возникнет никаких трудностей; а что касается пресвитерианского правительства, я уже давно совершенно не замечаю нашего неустойчивого, независимого, запутанного способа церковного управления в этой стране; и пресвитерианский путь всегда казался мне наиболее подходящим для слова Божьего, а также для причины и природы вещей. 61
Церковь тогда будет, как говорит Эдвардс, красивой и славной, «величайшим образом самого неба» (Ис. 60: 1). Общее духовное состояние будет иметь тенденцию к здоровью.и долгой жизни Ис. 8: 4). Временное процветание будет таким, что дни Соломона будут рассматриваться как «всего лишь образ» наших дней 62. Лорейн Бойтнер наблюдал революцию в транспорте, коммуникации, домашней обстановке и т.д. в течение собственной жизни. Но каким бы чудесным ни было это материальное процветание, оно всегда останется лишь побочным продуктом морального
и духовного процветания, которое уже до некоторой степени характеризует частично христианизированные народы. Ясно , что эти благословения не происходят под языческими  религиями. Какие чудеса должны быть впереди, когда нации во
всем мире станут христианскими, когда тысячелетие станет реальностью' 63
К концу тысячелетия, которое будет длиться долго («тысяча лет» в Откр. 20: 4, «многие поколения» в Ис. 60:15), будет великое отступничество. Сатана был заключен, чтобы он больше не обманывал народы; теперь он должен быть освобожден из своей темницы «ненадолго» (Откр. 20: 3). Теперь он пойдет на четыре стороны земли, чтобы обмануть народы (ст. 7 и далее). «Это означает, - говорит Эдвардс, - что отступничество будет очень общим». Враги Христа будут чрезвычайно велики, как армия Гога и Магога представлена у Иезекииля: « армия, достаточно большая, чтобы простираться от одного края земли до другого". В Лк. 17:26 Он утверждает, что мир окажется надолго в состоянии большого процветания и в итоге должен начать злоупотреблять процветанием, чтобы служить своей похоти и тлению 64.
Тогда должно будет развернуться большое противостояние Церкви Божьей. Она будет окружена и подвергнута большой угрозе, но не попадет в руки отступников,
как она попала в руки антихриста. Большая часть мира станет явно нечестивой и явится врагом Христу. Эдвардс считает, что это будет грехом против света, в котором не были виновны даже те бедные язычники, которые следовали за антихристом, и те, кто вырос в исламе или   папской тьме! »Это отступничество будет больше всего похоже на отступничество бесов », ибо они обратились во врагов  Христа, хотя и наслаждались небесным светом - они будут наслаждаться светом и привилегиями славных времен
церкви. Теперь они не будут ожидать пришествия Христа, и будут смеяться над этим понятием.65
Все это будет взывать к немедленному пришествию Христа, Который
придет во славе Своего Отца со всеми Его святыми ангелами. «Затем наступит время, когда все избранные будут собраны в. «65 Это, наблюдает  Мюррей, истинная надежда
Церкви. Пуритане» затаили надежду в отношении работы Христа в истории с ожиданием Его пришествия когда история кончится» 66. Это цель всех нравственных усилий, которые  приложены в Новом Завете такими людьми, как Петр и Павел, которые знали, что смерть должна придти к ним (Иоан. 21:18; 2 Тим. 4: 6), и тем не менее «ожидали и чаяли наступления дня Божия» 67.
 Неужели апостолы ожидали скорого возвращения Христа? Нет, - говорит Джонатан Эдвардс, потому что «Христос часто говорит о Своем последнем
пришествии, как о том, что будет надолго отсрочено» (Мтф. 25: 5; Лк. 20: 9, 19 ; Мтф. 24:48; Лк 17:22). Он также утверждает, что, когда Христос говорит о Своем пришествии в Марка 13, Матфея 24 и Луки 21, Он имеет в виду Его пришествие в чрезвычайных провидениях, которые сопровождают падение Иерусалима. Призвание язычников следует за разрушением Иерусалима. Евреи будут уведены в плен во все народы, и Иерусалим будет попираем язычниками до тех пор, пока не настанут времена язычников.68
Это первое из четырех таких «пришествий», устанавливающих Царство Христа. Следовательно, Иисус мог сказать: «Здесь будут стоять такие, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царстве Своем» (Мф. 16:28).
Второе такое событие - это  уничтожение язычества Римской империи во время Константина (Откр 6, в конце). Третье такое предварение пришествия Христа в Его Царстве должно совершиться при уничтожении антихриста. (Дан. 7), «сопровождаясь духовным воскресением Церкви, названным первым воскресением в 20-й главе
Откровения». Четвертое - это Его приход на суд.69
Эдвардс говорит, что в день суда Церковь должна быть удостоена славы. Это спасение избранных, когда Христос является во второй раз «без греха во спасение» (Евр. 9:28). Это «искупление чистоты преследуемого достояния » (Еф. 1:14) тех, кто «запечатан в день искупления» (Еф. 4:30). Божья оценка дается избранным, «чтобы они встретились для славы». Все, что произошло раньше, - лишь предзнаменование этого великого события. Явление Христа будет неожиданным для нечестивого мира, но для святых это будет радостным и самым славным зрелищем. Прозвучит последняя труба, мертвые
воскреснут, живые изменятся. Будет крик и голос архангела (1 Фес. 4:16). Все люди,
которые когда-либо жили, появятся на земле одновременно. «Тела нечестивых, которые будут живы, изменятся так, чтобы быть пригодными для вечных мучений, и тела
всех живых святых изменятся, чтобы уподобиться славному телу Христа» (1 Кор. 15: 51-) 53). Святые будут избавлены от склонности к боли и страданиям и возрастут в силе и красоте. «И в такой славе явятся тела всех воскресших святых», так что тела избранных теперь искуплены, как и их души71.
В день похорон Дэвида Брейнерда, используя в качестве текста 2 Кор. 5: 8, Джонатан Эдвардс проповедовал, что "истинные святые, когда они отсутствуют в теле, присутствуют с Господом. Они придерживаются прославленной человеческой природы
Христа; в непосредственном, полном и постоянном взгляде на Него; быть приведенным в имеют самое совершенное соответствие и единение с Ним; наслаждаясь славным и немедленным общением и беседой с Ним; в славном общении с Ним в Его блаженстве. Истинные святые, когда их нет в теле, присутствуют с Господом».
Таким образом,« когда святой умирает, у него нет причин для печали». В силу своего союза со Христом он уже обладает всем .« Это Царство, которое так часто обещал Христос ». Отделенные духи святых пребывают в очень счастливом состоянии перед
судом, а нечестивые очень несчастны.Для святых это означает ожидание своей награды.
Между тем они являются зрителями Божьего провидения, относящегося к Его церквм здесь внизу.73
В смерти, построенной на камне, есть определенное счастье святых . «Смерть не является для них смертью», - говорит Эдвардс.Христос обещает, что верующие в Него
не умрут. Духовная жизнь христианина остается «неутолимой смертью», но, скорее, «превращается в более славную жизнь и  в своего рода воскресение из мертвых». Существует парадоксальный контраст между мертвостью этой жизни и ее совершенством сразу после смерти. Смерть потеряла жало и превращается в слугу святым. Душа святого принимается ангелами после смерти и вводится в третье небо, чтобы оставаться там в состоянии славы и блаженства в радостном ожидании большего, что должно произойти после воскресения. 74
Что касается души нечестивого, то она будет «низвергнута в ад». Эдвардс, не принимая притчу о богаче и Лазаре как неизбежно историческую, тем не менее счастлив
цитировать ее как указание на промежуточное состояние. Нечестивые «несомненно попадают в темницу, где бесы и нечестивцы содержатся до дня суда». Здесь они будут
претерпевать «крайние и поразительные страдания» до воскресения. Они будут «в изумительном страхе перед их более полным наказанием в день суда». Тогда они восстанут к воскресению проклятия, и ни горы, ни скалы не упадут на них, чтобы скрыть их от гнева Агнца. 75
В судный день святые будут восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, а злые люди и бесы будут преданы суду.что Христос «не сойдет совсем на землю, но
престол Его будет утвержден в воздушной области, откуда Он будет виден всему тому огромному множеству, которое соберется перед Ним». Церковь будет собрана к Нему и навеки избавлена от нынешнего злого мира. Бесы в аду « »«теперь будут стоять в крайнем изумлении и ужасе перед Христом и Его Церковью». Он явится, чтобы осудить их вместе с другими Его врагами. Церковь, наконец, будет оправдана. Тогда будет вынесен приговор праведным и нечестивым. «Христос и все Его святые и святые ангелы покинут этот нижний мир, - говорит Эдвардс, - и вознесутся к миру высших небес. Он говорит, что это второе вознесение Христа будет более славным, чем первое! Тогда мир будет подожжен (2 Петра 3: 7). Этот мир, бывший когда-то царством сатаны, становится местом его полного наказания. Враги Христа будут поставлены под Его ноги. Церковь войдет в высшие небеса, и это будет брак Агнца в самом совершенном смысле этого слова. 77
В своей речи о последнем суде Эдвардс подчеркивает праведность суда Христа. Бог- верховный Правитель также является верховным Судьей, но Человек, которым Он будет судить мир, - это Иисус Христос, «Богочеловек». Христос воздаст каждому его должное "по самому большому правилу праведности ». Тогда, говорит Эдвардс,« страдания нечестивых и счастье святых будут увеличиваться 78.Каждый обязательно должен предстать перед судилищем . Суд должен быть публичным, чтобы весь мир
предстал перед судилищем одновременно. Поскольку все поколения морально связаны друг с другом, все поколения должны предстать вместе ». Конец Божественного суда, - говорит Эдвардс, - является проявлением Божественной справедливости. Тогда нечестивые будут наказаны вместе, а  праведники будут вознаграждены вместе, вечно. Праведники будут перенесены в невидимый мир, вдали от этого тленного видимого мира. При воскресении их души будут соединенысо своими телами в «наиболее разумном состояние совершенства» 79.
Один вызывающий сомнение аспект учения Джонатана Эдвардса о рае и аде - это идея о том, что праведники будут радоваться, видя исполнение Божьего гнева на нечестивцев. Его речь «Конец нечестивых в размышлениях праведников» имеет подзаголовок: «Мучения нечестивых в аду - не повод для печали святых на небесах». Основываясь на Откр. 18:20, где святые призваны радоваться падению
Вавилона, беседа расширяет этот призыв, чтобы применить его к погибели всех врагов Бога. Это ликование, полагает Эдвардс, возникнет из совершенной святости и соответствия Христу. Они увидят справедливость Бога, силу и величие Бога. У них не будет ни любви, ни жалости к осужденным как таковым.80
Хотя эта проповедь служит предупреждением для нечестивых людей, кажется, что это неверное толкование текста. Воистину, Богу «не угодна смерть нечестивых» (Иез. 33: 11). Если мы соответствуем Богу, то как мы можем радоваться тому, что не доставляет Ему удовольствия? Мы можем радоваться тому факту, что Судья земли поступит правильно, но представить себе благочестивых служителей, радующихся гибели своих неспасенных последователей, родителей, проклинающих детей, или братьев - сестер - это довольно тошнотворно! Воистину, праведники не могут радоваться чьему-либо проклятию! Отказываемся ли мы тогда от небесного счастья, если не можем радоваться этим бедным заблудшим душам? «Разве реальный вопрос не в том, как можно благословить Бога, когда миллионы Его созданий погибли?» возражает Дональд
МакЛауд. Мы не знаем, но «Он не сделает ничего, что противоречило бы Себе» 81.
Эдвардс встречает возражение, что «если мы опасаемся проклятия других сейчас, нам никоим образом не прилично радоваться этому». Он говорит, что святые во славе узнают об осужденных в аду, что Бог никогда не любил их. В аду люди больше не способны на спасение. Святые радуются тому, что Бог прославлен - на что мы не имеем никаких возражений! Естественная привязанность, говорит Джонатан Эдвардс, «не является добродетелью для святых на небесах». Кроме того, «месть, нанесенная
многим из нечестивых, будет проявлением любви Бога к святым . В другом месте Эдвардс категорически заявляет, что «погибель бесплодных полезна, чтобы дать святым жизнь и. большее чувство их счастья ". Это рождается с намеком на небеса, пронизанным восхвалением «Божьей справедливости по отношению к нечестивым и Его благодати к святым!» 83
Нет сомнений в том, что со стороны Бога есть справедливость в осуждении грешников, в которой закон осуждает, в соответствии с греховностью греха, количество греха, в котором виновен человек; и с верховной властью Бога, Который не обязан удерживать человека от греха, Который совершенно справедливо назначил первого
отца человечества в завете главой и представителем всех остальных, и Который имеет право определять искупление падших людей, как Он благоволит Во время пробуждения в Энфилде 8 июля 1741 года Джонатан Эдвардс предупредил, что в Боге нет недостатка в силе, чтобы ввергнуть нечестивых в ад «в любой момент». Грешники заслуживают быть брошенным в ад. Они уже приговорены к осуждению на ад, и все их старания и попытки избежать этого, отвергая Христа, бессмысленны. Бог не обязан удерживать естественного человека от ада. 84 « Фактически, это будущее наказание для нечестивых неизбежно». Поскольку Бог взялся расправиться с нераскаявшимися грешниками, они не смогут ни избегать угрожающих страданий, ни избавиться от этого ». Бог получит удовлетворение за Свою справедливость, и ничто из того, что они могут сделать, не позволит им избежать этого. И они не смогут вынести его.86.
Это наказание также будет вечным. полнейший , как его продолжительность.»"
Они исполнили меру их греха, гнев сойдет на них до крайности ». 87 Слово« вечный », говорит Эдвардс, употреблено в самом приговоре Судьи в последний день. В аду нет покаяния, нет дальнейшего стремления  Божьего Духа к человеческим духам (Быт. 6: 6). Богохульство против Святого Духа не будет прощено (Мф. 12: 31). Слово «вечный» следует понимать в в самом строгом смысле. Нет спасения без Христа, нет предложения
милосердия тем, кто поставлен в подножие Его ног. Бог не обращается с нечестивыми как друг. В их мучениях нет ничего временного, не стоит вопрос об их уничтожении. Стейн цитирует проповедь по Откр. 19: 2 и далее. ( Рукописи Эдвардса , Йельское собрание), в которых образы Апокалипсиса впечатляют воображение конгрегации Эдвардса. Вечно поднимающийся дым является символом вечных мучений и страданий тех, кого наказывают за их грехи. Он предупреждал, что вечное наказание не противоречит милосердию Бога, поскольку характер преступления определяет суровость наказания.  Эдвардс говорит: «Там, где солнце так стареет, что оно бледнеет и теряет свой свет, их мучения будут такими же  жестокими, как и прежде». 88
В самой ранней проповеди Эдвардса об Апокалипсисе говорилось скорее, с «метафорическим описанием» «города  чистого золота, подобного прозрачному стеклу» из Откр. 21: 18.90. Это «новое небо и новая земля» (Откр. 21: 1) теперь заметно
отличается от Тысячелетнего царства. . Здесь правят святые не тысячу лет, а «во веки веков» (Откр. 22: 5) 91. На небесах будут степени блаженства. Это так не для того, чтобы «засорять» счастье некоторых на небесах, когда они размышляют о большем счастье других, поскольку каждый будет полон в той способности, которую дал им Бог. Там
будет рост в святости и счастья в вечности, утверждает Джонатан Эдвардс, потому что "
увеличится до вечности. Те, кто на небесах, будут преизобиловать любовью друг к другу, радуясь также и любви  Христовой. Сладкое согласие разума проявится в музыке ».92
Небесное счастье будет заключаться в совершенстве здоровья и силы. Будут вечные открытия новых красот. Здесь тело и душа соединены, Церковь завершена, работа Посредника завершена, Бог прославлен. И хотя безумие и подлость их земного поведения будут видны как грех, которым он является, все же святые на небесах «прекрасно увидят,« как это было обращено во славу Божью! »93. И после воскресения счастье святых будет
заключаться во внешнем блаженстве и восторге. У них будет тесный союз и общение со Христом. Небеса будут «местом вечного обитания Бога и местом вечного обитания и царствования Христа и Его Церкви». Святые будут «наслаждаться Богом как своей долей и обладать всем самым превосходным образом ; в том смысле , что они будут иметь все во Христе, своем Главе» 94. Для Джонатана Эдвардса величайшее счастье святых на небесах состоит в том, что есть "блаженное видение". Они увидят Христа, но они также увидят Бога (Мф. 5: 8) оком души. Это будет прекрасное зрелище всего в Боге, что возбуждает, разжигает и удовлетворяет любовь  95.
Итак, мы подошли к самому последнему пункту эсхатологической
повестки дня. В 1 Кор. 15:28 Эдвардс отмечает, что у правительства больше нет повода быть таким же в руках Христа. Он получил все цели Своего дела и смерти. На этом этапе Бог Отец возобновляет правление, которое Он до сих пор полностью оставил за Христом. «Бог будет уважаем как верховный Распорядитель, и Христос со Своей церковью, объединенной с Ним и зависящей от Него, вместе получит благо Его правительства»
Таким образом, мы оставим эсхатологию Джонатана Эдвардса, которая провела нас через века и тысячелетие,воскресение, день суда и само блаженное видение. Время и вечность покажут, насколько точной была его интерпретация этого увлекательного библейского учения. Вряд ли кто-то еще когда-нибудь нарисует столь яркую и
оптимистичную картину. Но это было от человека, который умер при жизни: «Бостонская газета» от 10 апреля 1758 года писала: « Живя радостно, покорившись воле небес, он
умер». В мире духа Джонатан Эдвардс наверняка может знать, сколько из его предположений верны.

1 J. Marcellus Kik, The Eschatology of Victory (Nutley, New Jesey: Presbyterian & Reformed Publishing Company,1971), 7.
2 Jonathan Edwards, Apocalyptic Writings, ed. Stephen J. Stein (New Haven, Connecticut: Yale University Press,1977),7.
3 Ibid., 251.
4 Ibid., 252.
5 Perry Miller, Errand Into the Wilderness (Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1956),233.
6 Jonathan Edwards, Theological Miscellanies (MSS, Yale Colection), no. hh Antichrist, cited by Stein, 11.
7 Edwards, Apocalyptic Writings, 125.
8 Ibid., 120.
9 Ibid., 112.
10 Ibid., 99.
11 Ibid., 120.
12 Jonathan Edwards, The Works of Jonathan Edwards, A Humble Attempt to Promote Explicit Agreement and Visible Union of God's People in Extraordinary Prayer, (Edinburgh: Banner of Truth, 1974),2: 308.
13 Edwards, Apocalyptic Writings, 123. 42 Ibid., 383.
14 Ibid., 10. 43 Ibid., 386.
15 Ibid., in "Letter to a Correspondent in Scotland," 459. 44 Edwards, Works, Notes on the Bible," 2: 781 ft.
16 Jonathan Edwards, The Works of Jonathan Edwards, 45 Edwards, Works, The History of redemption, 1: 664 ft.
Some Thoughts on the Revival (Edinburgh: Banner of 46 Ibid., 605.
Truth, 1974), 1: 38l. 47 Ibid., 605.
17 Tim Dowley (ed.) , A Lion Handbook: The History of 48 Edwards, Works, Thoughts on the Revival, 1: 381-83.
Christianity (Oxford: Lion Publishing, 1977),547. 49 Edwards, Apocalyptic Writings, 28.
18 Edwards, Works, 2: 278. 50 Ibid., 28.
 19 The Evangelical Magazine of Wales, August-September, 51 Edwards, Works, 606-609. The History of Redemption, 1: 605 ft. 1983,4. 52 Ibid., 606.
20 Edwards, Works, 1: 234. 53 Ibid., 606-609.
 21 Ibid., 235. 54 Edwards, Apocalytic Writings, 127.
22 Edwards, Works, 2: 280. 55 Edwards, Works, Thoughts on the Revival, 1: 384.
 23 Edwards, Apocalyptic Writings, 18. 56 Ibid., A History of Redemption, 609.
24 Edwards, Works, 2: 285. 57 Banner of Truth, November 1983, 12.
25 Ibid., 286. 58 Edwards, Works, A History of Redemption, 1: 609 ft.
26 Ibid., 286. 59 Ibid.,61O. . 27
Ibid., 286. 60 Westminster Standard, Booklet No. 34 (Gis borne, New
 28 Ibid., 286 ff. Zealand).
29 Ibid., 287. 61 Edwards, Works, Sereno E. Dwight, "Memoirs of Jonathan
30 Ibid., 287 ff. Edwards, 1: cxxi.
31 Ibid., 290. 62 Ibid., A History of Redemption, 610.
32 Ibid., 303. 63 Loraine Boettner, The Millennium (Nutley, New Jersey:
33 Edwards, Apocalyptic Writings, 133. Presbyterian & Reformed Publishing Company, 1957),
34 Ibid., 134. 50-53.
35 Edwards, Works, The History of Redemption,1: 607. 64 Edwards, Works, A History of Redemption, 1: 610 ft.
36 Edwards, Works, Miscellaneous Observations, 2: 495. 65 Ibid.,61l.
37 Edwards, Apocalyptic Writings, 137. 66 Ibid.,61l.
38 John G. Lorimer, The Revival of Religion (Edinburgh: 67 lain H. Murray, The Puritan Hope, (Edinburgh: Banner of Banner of Truth, 1984), 188. Truth, 1971),209-13.
39 Cited by Arnold Dallimore, George Whitefield, (Edinburgh: 68 Edwards, Works, Miscellanies Observed on Important Banner of Truth, 1980),2: 537. Theological Subjects, 2: 468.
40 Edwards, Works, The History of Redemption, 1: 608. 69 Edwards, Works, A History of Redemption, 1: 584.
41 Ibid., Thoughts on the Revival, 383. 70 Ibid., 612.
71 Ibid., 612 ff.
72 Edwards, Works, 2: 26-29.
73 Ibid., Miscellaneous Observations, 617-22.
74 Ibid., "Sermon on Romans 2:10," 819-94.
75 Ibid., "Sermon on Romans 2:8ff.," 880-82.
76 Edwards, Works, A History of Redemption, 1: 613 ff.
77 Ibid., 614 ff.
78  Edwards, Works, Miscellaneous Discourses, 2: 190-97.
79 Ibid., Miscellaneous Observations on Important Theological Subjects, 470-72 .
80 Ibid., Miscellaneous Discourses, 207-09.
81 Donald MacLeod, Behold Your God (Fern, Tain, Scotland: Christian Focus Publications, 1990), 109.
82 Edwards, Works, Miscellaneous Discourses, 2: 210.
83 Ibid., "Wicked Men Useful in Their Destruction Only," 127.
84 Edwards, Works, The Justice of God in the Damnation of Sinners, 1: 669 ff .
85 Edwards, Works, "Sinners In the Hands of An Angry God,2: 7-9.
86 Ibid., "The Future Punishment of the Wicked Unavoidable and Intolerable," 78-80.
87 Ibid., 123.
88 Ibid., "Remarks on Important Theological Controversies," 515-24.
89 Edwards, Apocalyptic Writings, Editor's Introduction by Stephen J. Stein, 17.
90 Edwards, Apocalyptic Writings, cited by Stephen J.Stein,142.
91 Ibid., 142.
92 Edwards, Works, "Remarks on Important Theological Controversies," 2: 617-19.
93 Ibid., 619-2l.
94 Ibid., 628-40.
95 Ibid., "Sermon on Romans 2:10," 894-901.
96 Ibid., "Notes on the Bible," 800.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии