игры детей...

Игры.

Предисловие.
Детские игры записаны в первой половине 90-ых годов от учащихся ашинской школы №4. Мы с Людмилой и группа ребят собрали материал, обработали и оформили в виде рукописных альбомов с детскими рассказами и детскими рисунками. Записи конкретны и достоверны. В сравнении с 6-ми годами прошлого века продолжается процесс разрушения и исчезновения традиционных игр.  Процесс закономерный. Культурологи утвердительно кивнут головой. Но дело в том, что игра – обязательная структурная часть детства. В игре ребёнок социализируется, становится общественным, учится принимать во внимание не только свои желания, но и учитывать желания другого, познаёт необходимость установления правил и их соблюдения – иначе игра не получится. В игре и через игру ребёнок становится взрослым.
Многое в традиционной культуре уходит безвозвратно, остаётся как музейно-этнографический раритет, но игра есть и будет, проблема только в том, во что играют дети.
Из традиционных игр, что мы застали в детстве, в шестидесятые годы?
Городки, поп-гоняла, муха, лапта ( в очень изменённом виде), на переменах в начальной школе играли в кондолы, а мы просо сеяли.
У девчонок самой распространённой игрой была игра в классики, и все девчонки, будущие мамы, играли в куклы.
А на улице мы сами себе придумывали множество игр и приключений.
Ребята будут играть в подвижные игры. Надо только их собрать, рассказать, показать, увлечь и будет одна сплошная польза.
И, заканчивая предисловие, кратко перечислю некоторые  традиционные детские игры, взрослым и детям на заметку:
жмурки, мельница, прыгалка, перетяжки,  потолкушки,  змейка,  звонари,  мурашки, холсты, подкиды, метелица, волк и медведь, цапки, водяной, перевёртыши, чурилки, юла, краски, родничок, двенадцать палочек, колечко, ворона, горелки, капуста, баба-яга, пчёлы, золотые ворота…

вспомним забытые игры…

*распределение игр по разделам и название разделов – условное, так ребята придумали.


Игры: мы на лавочке сидим.

В колечко или В числа.

Все садятся в круг или рядышком друг с другом. Ладошки соединяют вместе.
Ведущий берёт в ладошки маленький предмет и делает вид, что каждому кладёт его, но кладёт кому-нибудь одному. Ведущий отходит в сторону и говорит:
-Колечко, колечко, выйди на крылечко.
Тот, кому положили  предмет, подходит к ведущему, и они вместе загадывают числа от одного до ста. Ведущих становится двое.
они подходят к играющим и просят отгадать число. После каждого ответа ведущие подсказывают:
-Больше! Меньше!
Тому, кто отгадал, ведущий говорит:
-Все товары хороши, что угодно для души?
Участники заранее договорились о том, что выбирать. Тот, кто выбирает, называет предмет и должен сказать спасибо.
Если он предмет назвал, а спасибо сказать забыл, то ведущие быстро говорят:
-С юмором и браком!
Если это, например, было платье, то говорят:
-Соломенное, с заплатой на боку.
Участник выбирает платье с юмором и или браком и становится ведущим. Прежний ведущий остаётся. Если участник сказал спасибо, то ему предлагается, например, два платья на выбор –ситцевое или шёлковое. Он становится  ведущим с тем, чьё платье выбрал, а прежний ведущий становится игроком.
Ксения, 11 лет.

Посылка.

Игроки садятся на лавочку. Выбирают ведущего. Ведущий загадывает, что будет в посылке. После этого ведущий говорит:
-Пришла посылка из… (называется страна, часть света, сказочная страна).
Ведущий спрашивает:
-Что вы с ней будете делать?
Открывать посылку нельзя.
Каждый игрок говорит, что он будет с посылкой делать.
Например:
-Я её съем!
-Я её выкину!
Ведущий называет, что было в посылке.
Если ответ сойдётся с вопросом, то игрок становится ведущим.
Например, в посылке был банан. Один из игроков сказал, что съест посылку.
Он становится ведущим.
Настя , 11 лет.

Смешной телефон.

Цель этой игры в том, чтобы посмеяться.
Все садятся и загадывают по одному слову, не произнося его вслух.
Потом, чтобы ведущий не слышал, говорят задуманные слова друг другу. Ведущий подходит к каждому и задаёт по одному вопросу. Отвечать надо так, чтобы было использовано задуманное слово.  Если ответ совпадает с вопросом, отвечающий становится ведущим.
Например, кто-то задумал слово «лимон».
Ведущий спрашивает:
-На чём спал?
-На лимоне.
Все смеются.
Ксения, 11 лет.

Самовар и чашка.

Участники садятся на лавочку и выбирают ведущего и его помощника. Это будет «самовар» и «чашка». «Самовар» и «чашка» отходят, «самовар» отворачивается и говорит тему, на которую играющие будут загадывать слова. Например: деревья.
«Чашка» подходит к играющим и тихонько спрашивает у каждого, какое дерево он загадал. После этого идёт к «самовару» и в другом порядке называет деревья, которые загадали играющие. «Самовар» выбирает дерево, например, сосна. Тот, кто загадал сосну, подходит к «самовару» и задевает его рукой («самовар» стоит спиной к играющим и закрыл глаза), после чего садится на место. «Чашка» говорит:
-Всё!
«Самовар» открывает глаза, поворачивается к играющим и называет имя того, кто загадал сосну. Если угадал, то «самовар» становится играющим,  «чашка» - самоваром. «Сосна» становится чашкой. Всё начинается сначала.
Это моя любимая игра.
Ксения, 11 лет.

Садовник.

Ребята выбирают садовника. Остальные участники выбирают цветок, кому какой нравится. Потом начинают играть.
Садовник начинает:
-Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели
Кроме…
(называет цветок, например, астра)
«Астра» отвечает:
-Ой!
-Что с тобой?
-Влюблена.
-В кого?
Следует название цветка.
Садятся рядом. Если кто-то пропустил свой цветок, то выбывает из игры.
Если все пары нашли друг друга, то игроки выбирают себе другие названия цветов и игра начинается сначала.
Ксения, 11 лет.

Песни.

Собирается группа ребят. Один следит за часами. Нужно назвать как можно больше песен за одну минуту. Если кто-то назовёт меньше десяти песен, то он выбывает из игры. Кто назовёт всех больше песен, тот и выиграл.
Женя, 9 лет.

Города.

Кто-нибудь называет город. Следующий игрок называет город на ту букву, на которую оканчивалось название первого города. Игра продолжается по цепочке. Например:
Аша – Актюбинск – Киев – Волгоград – Донецк – Караганда – Алма-Ата – Астрахань – Новокузнецк – Кёльн – Новосибирск…
Таня, 7 лет.


Игры: ключевое слово.

Поп и его слуги.

В эту игру играют не меньше восьми человек. Одного выбирают попом, остальные все слуги. Каждый чертит себе круг. У попа круга нет. Он ходит и называет каждого из слуг по-своему, например: улица, качели, гора, река, карты, камень, дрова.
Поп ходит и говорит:
-Пошёл я на улицу.
Тот, кого назвали улицей, должен встать за попом.
Поп продолжает:
-Пошёл я на качели.
Тот, кто «качели», должен встать за «улицей».
Поп говорит:
-Иду я на гору.
Тот, кто «гора», встаёт за «качелями».
Когда поп обойдёт всех слуг, то говорит:
-Ну-ка, слуги, разбежались по домам!
Тот, кто последний забежал в свой дом, становится попом.
Юля, 11 лет.

Заяц.
Выбираем ведущего. Ведущий «заяц» садится подальше от игроков. Игроки спрашивают у ведущего:
-Заяц, заяц, сколько времени?
-У меня часы стоят и работать не хотят, - отвечает им ведущий и говорит каждому, сколько он может пройти до «зайца».
Например: два гиганта (два больших шага), два зонтика (два прыжка), шесть лилипутиков (шесть маленьких шагов.
Игрок говорит:
-Спасибо!
Если кто не скажет, то возвращается на место.
Кто первым дотронется до «зайца», тот становится ведущим.
Максим, 11 лет.


Бабка, бабка, нитки рвутся.

Выбираем ведущего – «бабку», а другие ребята становятся «нитками». «Бабка» садится на скамейку и закрывает глаза. «Нитки» берутся за руки и запутываются. Когда запутываются, то кричат:
-Бабка, бабка, нитки рвутся!
«Бабка» встаёт, открывает глаза и начинает распутывать «нитки». Если  руки ребят расцепятся, то они разбегаются, а «бабка» их догоняет. Кого догонит, тот и становится «бабкой».
Лена, 11 лет.

Бегемотики бежали и на кнопочку нажали.
.
Чертим круг. В круге чертим маленький круг. В большом круге пишем цифры от 1 до 7. Играют шесть человек и один ведущий.
Ведущий становится в маленький круг, закрывает глаза и говорит:
-Бегемотики бежали, бежали и на конопочку нажали…
Пока он это говорит, все двигаются.
Ведущий кричит:
-Стоп! –и называет цифру.
Все останавливаются, и если кто-то остановился на той цифре, которую назвал ведущий, то этот игрок бежит от ведущего.
Ведущий кричит:
-Стоп! – и говорит сколько игроку до него гигантских ( больших) шагов,
сколько лилипутиков (маленьких)  и т. д.
Если правильно угадывает, то игрок становится ведущим.
Алёна, 11 лет.

Светофор.

Чертим две линии длиной пять метров. Расстояние между линями – два метра. Посередине между двух линий встаёт ведущий. Он называет любой цвет, например, красный.
Если на одежде игрока есть такой цвет, то он спокойно проходит на другую сторону. Если такого цвета нет, то игрок должен попытаться перебежать на другую сторону. Ведущий заденет игрока, то он мается.
Антон, 11 лет.

Алфавит.

Чертим поле и линию. Ведущий на линии, игроки – в «поле».
Впереди встаёт ведущий. За ним в ряд все остальные. Ведущий про себя проговаривает алфавит. Игрок говорит:
-Стоп!
Ведущий называет ту букву, на которой остановился. Игроки должны искать на ведущем то, что называется на эту букву. Например:
-Буква З.
Игроки называют:
-Застёжка, зубы, зеркальце и т. д.
Кто не назвал предмет или часть тела, тот должен перебежать линию, на которой стоит ведущий. Если ведущий его задел, то то игрок мается, сам становится ведущим.
Аня, 11 лет.

Музыкальная шкатулка. Магнитофон.

Играют несколько человек. Чертим две линии. Ведущий встаёт посередине. Все остальные встают на одну сторону. Ведущий называет букву.
Например, букву В. Каждый должен вспомнить песню на букву В. Например, «Во поле берёза стояла…». Кто пропел песню на букву В, того пропускают. Другие должны пробежать на противоположную сторону так, чтобы их не поймали. А кого поймали, тот мается.
Аня, 10 лет.

Тридцать три песни.

Чертят поле, обозначают границы. Чертят круг, от него на расстоянии две линии. Круг – посередине, в центре. В круг встаёт ведущий и называет какую-нибудь букву. Например, Л.
Кто-нибудь из игроков, которые стоят на одной из линий, должен спеть песню, которая начинается на Л. Если спел, то получил право перейти на другую линию. Если нет, то может попытаться перебежать так, чтобы его не поймали, то ест не задел ведущий. Если задел, то игрок заступает на место ведущего.
Егор, 11 лет..

Зелёный гроб. Чёрный гроб.

Сначала мы рисуем круги и загадываем названия животных. Ведущий говорит какому «животному» куда надо идти или бежать. Когда мы бежим, ведущий кричит:
-Чёрный гроб!
Мы быстро вбегаем в круги. Кому не хватило места, тот мается.
Лена, 7 лет.

Зелёное или Чёрный гроб.

Играют несколько ребят. Каждый чертит себе круг. У ведущего круга нет. Участники говорят ведущему тихо названия животных, которыми они будут. Ведущий говорит:
-Жил да был лев, у него была жена крыса, был у них сын таракан и т.д.
Когда ведущий называет животного, то участник, который называется этим именем животного, встаёт за ведущим, следующий за ним и т.д.
Затем ведущий рассказывает историю, уводит игроков от кругов. А потом говорит:
-Зелёное! Чёрный гроб!
Все бегут в круги. Кто последний, тот становится ведущим.
Марина, 11 лет.

Чёрный гроб.

Играют пять человек. На земле чертят четыре круга. В них встают четыре участника. Пятый – ведущий. Четыре игрока загадывают животных и говорят на ухо ведущему. Из четырёх животных ведущий называет, кто папа, кто мама, кто детки.
Например: медведь-папа, кошка-мама, мышь-дочка, лиса – дочка.
Ведущий ведёт семью и начинает рассказывать историю. Когда он скажет:
-Чёрный гроб! –
все игроки бегут на свои места в круги. Кто не успел, тот становится ведущим.
Маша, 11 лет.

Море волнуется, раз…

Собирается пять человек. Выбираем ведущего. Ведущий говорит:
-Море волнуется раз,
-Море волнуется два,
-Море волнуется три,
-Морская фигура на месте замри!
Пока ведущий говорит эти слова, все ребята делают разные морские движения, а на слове «замри» они замирают. Каждый из участнико изображает какую-нибудь фигуру. Ведущий подходит к одному из игроков и «включает» его. Тот, кого «включили», показывает любое морское движение (плавание морских рыб и животных, колыхание растений, волны). В конце выбирают того, чья фигура понравилась больше всего. Он становится ведущим, игра продолжается.
Лера, 11 лет.

Кулинар.

Играют не менее трёх человек. Выбираем ведущего. Все игроки садятся, а ведущий берёт мяч и кидает игрокам, называя любой предмет или говорит слово «кулинар». Игрок ловит мяч. Игроку присваивается имя того предмета, которое произносил ведущий, а игрок поймал мяч. Так распределяются роли. Потом ведущий снова бросает мяч и называет действие (бежать, лежать, кипеть, скакать…). Игрок должен изобразить действие, подходящее к его предмету (курица бегает), или поймать мяч-«кулинар». Если у игрока сопало действие и предмет, то он становится водящим.
Маша, 11 лет.

Съедобное – несъедобное.

Все садятся в полукруг. Ведущий бросает мяч и называет слово, обозначающее что-либо съедобное или несъедобное. Если это слово обозначает съедобное, то мяч надо поймать. Если нет, то мяч надо отбросить.
Кто ошибся, тот становится ведущим или выбывает.
Вика, 10 лет.

Эскимо.

Собираются девочки и мальчики. Один водящий. Он берёт в руки мяч и называет съедобное или несъедобное. Если съедобное, то игрок ловит, если несъедобное, то мяч откидывает. Когда ведущий назовёт слово «эскимо», то игрок должен поймать мяч. Если не поймал, то выбывает. Если поймал, то называет очки от 1 до 10. Когда опять дойдёт очередь и игрок откинул съедобное, то у него очки уменьшаются на 1. Если второй раз поймал «Эскимо», то у него очков уже в два раза больше. Итак играем до 100. Кто быстрее наберёт 100 очков, тот и выиграл.
Юля, 10 лет.


Игры: точный глаз, стенка на стенку.

Семь камней.

Для этой игры на асфальте чертится круг с семью секторами. В середину круга кладутся семь плоских камней друг на друга. ребята делятся на две команды. Одна команда берёт мяч. Ребята этой команды кидают мяч, стараясь попасть по камням, а ребята другой команды должны их мячом выбивать. А ещё один участник этой команды должен подбежать к кругу и собрать все камни, расставить их по секторам. Если команда успеет расставить камни, то она выиграла. Он – победитель. Мы часто играем в семь камней.
Наташа, 11 лет.

Семь камней (вариант).

Две команды по 5-7 человек. На середине двора чертим большой круг, внутри большого круга чертим маленький круг. Большой круг делим на семь частей. В маленький круг кладём семь камней. От большого круга отмеряем по три шага по обе стороны. Чертим две линии. Команды встают друг против друга. Каждый из команд бросает мяч и старается разбить камни. Если одна команда попала и разбила горку камней, то игроки этой команды разбегаются по всему двору. Вторая команда встаёт вокруг очерченного круга и кидает мяч друг другу. Мы должны подобраться к кругу и разложить все камни в семь секторов. Вторая команда старается нам помешать, выбить нас при помощи мяча. Если мы разложим камни, то нам идёт очко. Если вторая команда выбьет всех нас, то этой команде идёт очко.
Юля, 11 лет.

Вышибалы на деревьях.

В игре может участвовать много ребят. Определяем площадку, где будем играть. Надо, чтобы там было много деревьев. Считаемся. Разделились. Одна команда забирается на деревья, другая остаётся на площадке. Игроки на деревьях бросают мяч в тех, кто на площадке и стараются выбить их. Можно ловить свечку.
Дима, 11 лет.

В ножичек.

Черти круг. Считаемся. Нож кидаем. Надо попасть в круг и чтобы нож вонзился. По линии лезвия ножа тот, кто бросал нож, отрезает себе часть земли. Следующий игрок бросает нож и тоже отрезает себе кусок земли. Кто останется без земли, тот проиграл.
Игра закончилась. Забивают деревянный колышек вровень в землю. Надо проигравшему зубами вытащить колышек из земли.
Лена, 12 лет.

Прыгалки на доске.

Ставится чурбак, на него кладут доску. Одна подружка встаёт на один край, другая – на другой и начинают прыгать. Прыгать надо сильно и точно, чтобы у подруги подскок был выше.
Лена, 12 лет.

Косточки.

Нужно несколько монеток. Не меньше шести-семи. Считаемся, кто будет первым бросать монетку. Бросать нужно так в стенку, чтобы монетка отлетела. Второй игрок кидает монетку, стараясь, чтобы его монетка упала рядом с первой. После этого игрок, расставив пальцы, старается дотянуться до обеих монеток. Если дотянулся монетка его. Игра продолжается до тех пор, пока все монетки не окажутся у одного игрока.
Стас, 10 лет.

Пионербол.
Играют два человека. Мы играем около турника. Один игрок встаёт по одну сторону, другой – по другую Игроки перебрасывают мяч через перкладину. Если игрок не поймал мяч, то он теряет очко. Победит тот, кто больше забросит мячей.
Вова, 11 лет.

Золотые олени.

Делимся на две команды. У «золотых оленей» должно быть два или три дома.
У «охотников» - один. «Охотники» охотятся на «золотых оленей». Если они поймают оленя, то ведут его в свой дом. «Олень» не должен никуда убегать. Если олень видит, что его догоняют «охотники», то он должен отбить «золото»: остановиться и постучать ногой о землю. Пока охотники собирают «золото», «олень» убегает. Если «охотники»  золото не собирают, то можно стать камнем – замереть. Когда «охотникам» надоест караулить камень, и они отойдут, то можно убежать от них.
Юля, 11 лет.

Чёрное – белое.

В игре может быть много участников. Чем больше, тем лучше. Делимся на две команды. Игровое поле делим на две равные части, посередине проводим линию. берём две палочки. Каждая команда прячет палочку на своей половине. Теперь начинается самое интересное. Каждая команда должна найти  и отобрать палочку у другой команды. убежать на своё поле. Если в это время кого-нибудь заденут, то палочку возвращают на прежнее место. А команда, участника которой задержали на чужом поле, должна выручить своего товарища.
Марина, 9 лет.

Чёрное – белое (вариант).

В чёрное-белое мы играем около подъезда на тротуаре. Посередине чертим черту. На каждой стороне от черты на одинаковом расстоянии чертим по одному кругу. После этого находим палки, которые у нас считаются за флаги.
Палки кладём в круги и делимся на две команды. Цель игры:
команды должна у другой команды забрать флаг. Игроки каждой команды пытаются добраться до круга другой команды и взять флаг. Если, когда пробираешься к флагу, тебя задел игрок другой команды, то ты останавливаешься и замираешь. Это до тех пор, пока тебя не задел игрок твоей команды. Если добежал до круга соперников, тебя не имеют права трогать, то есть задевать. Кто первый принесёт флаг соперника на своё поле. тот и выиграл.
Диана, 10 лет.

Казаки-разбойники.

Мы делимся на две команды. У нас уговор: бегать можно только на трёх улицах. Одна команда убегает, другая ловит. Когда одна команда кого-нибудь поймает, то начинают «пытать», чтобы пойманный сказал пароль. Пленник говорит пароль, только он говорит ненастоящий пароль, а сам пытается убежать. Когда кого-то ловят второй раз, то он должен сказать настоящий пароль. После этого команды меняются ролями и местами.
Эльвира, 10 лет.

Казаки-разбойники (вариант).

Собираются мальчишки и девчонки и делятся на две команды. одна команда убегает и рисует стрелки-указатели. Другая команда считает до ста, после этого идёт по следу другой команды. Ищет стрелки и зачёркивает их. Команда бежит по этим стрелкам за другой командой, и. когда догонит, игра заканчивается.
Вова, 10 лет.

Индейцы.

Эту игру мы придумали всем двором. Делимся на две команды по пять-шесть человек. Дома рисуем карту. У одной команды карта, у другой её нет На карте мы изображаем местность, где играем, прячемся. бегаем. На карте указываем место клада. Точное указание места клада  мы рисуем отдельно.
Клад заворачиваем в бумагу и закапываем так, чтобы другая команда не видела, где у нас находится клад.
Первая команда убегает от второй. Карта находится у командира. Если вторая команда поймает кого-нибудь, то начинают «выпытывать», где командир. Если поймают командира. то могут выведать у него, где карта. Если команда завладеет картой, то они могут найти клад и раскопать его.
Команда победила.
Если первой команде надоест бегать. то команды могут поменяться местами.
Эта игра для нас очень интересная.
Юля, 11 лет.

Кондолы.

Участник делятся на две группы. Встают друг против друга. Одна из команд начинает (участники в группах крепко держатся за руки):
-Кондолы!
Им отвечает другая команда:
-Скованы!
-Раскуйте нас!
-Кем из нас?
Называется имя одного из участников. Он бежит и пытается разбить сцепленные руки. Если у него это получится, то он берёт одного из группы в свою команду. Если нет, то остаётся в команде противника.

Кондолы (вариант).

-Кондолы!
-Скованы!
-Раскуйте нас!
-На кого?
-На брата моего!
-Как звать?
Называется имя участника…
Надя, 9 лет.

Охотник и  олени.

Делимся на две команды: охотники и олени.
Для игры нужен мяч. Если играем во дворе, то чертим огромный круг. Круг делим на две половины. На одной – «охотник»,
на другой – «олени». «Охотники» кидают мяч в «оленей», которые бегают по своей половине. Если «охотники» попали в «оленя», то забирают его к себе. Игра продолжается.
Юля, 11 лет.

Игры взрослых, когда они были детьми.

Лапта.

На земле чертится квадрат размером 0,8 м на 0,8 м, от него отмеряется два метра и обозначается призовой рубеж, отмеряют ещё 1,5 м и обозначают чертой начальный рубеж. Это игровое поле.
Игровой инструмент: из дощечки длиной -,5 м и шириной 0,15--,20 м делается лапта в форме лопатки, подточенной с одной стороны. Ещё нужен «чижик». «Чижик» представляет собой заострённый с двух сторон цилиндрик, длиной 0,8 м и 0,2 м в диаметре.
Суть игры. Игроки считаются и устанавливают очередность. Первый игрок кладёт «чижик» в квадрат и с начального рубежа старается лаптой выбить его за пределы квадрата. Если ему это удаётся, то он подходит к «чижику» и бьёт ребром лопаты по заострённому концу. Когда «чижик» закрутится в воздухе, то ударом лапты нужно отбить «чижика» как можно дальше и так до тех пор, пока игрок не промахивается. Тогда наступает очередь следующего игроку и т.д. Выиграет тот, кто дальше отобьёт «чижик» от игрового поля.
Владимир Павлович, 1956 г.р., Миньяр.

Лунки.

В земле делают ямки. Делают столько, сколько играет ребят. Лунки такие, чтобы мог закатиться мяч. Ямки роют на одной прямой. Все участники встают вокруг этих ямок, а ведущий катит мяч по лункам. В начале игры договариваются, где чья лунка и запоминают. В чью лунку мяч попадёт, тот берёт мяч и старается попасть в кого-нибудь, а ребята разбегаются. Если попал в кого-нибудь, тот мяч катает тот, в кого попали мячом. Если нет, то мяч продолжает катать первый ведущий.
Нина Михайловна, 1938 г.р., Аша.

Третий лишний.

Встают в круг по парам, а один – без пары. Он – ведущий. По сигналу ведущий бежит и встаёт за какой-нибудь парой. Один из пары бежит и встаёт за другой парой. Кто остался без пары – ему водить, то есть охотиться за парой.
Сафура Хусаиновна, 1949 г.р., Аша.

Богач-бедняк.

Играют два человека. На земле чертим круг и делим его пополам. Бросаем ножик или напильник на чужую территорию. Если нож или напильник воткнулся, то по линии лезвия отрезаем себе кусок земли. У кого земли больше, тот «богач», у кого меньше, тот «бедняк».

Галина Николаевна, 1959 г.р., Аша.

В ямки.

На поляне роем 5-6 ямок. Берём небольшой мячик. В игре должно участвовать не более трёх человек: два защитника и один нападающий. Защитники выбирают по одной ямке и встают коло них. У водящего в руках мячик, он выбирает себе ямку, в которую хочет попасть. Кидает мяч. Если попал, то засчитывается одно очко. Если не попал, то мячик бросает следующий игрок. Тот, кто выиграл, предлагает защитникам разные смешные задания. Например: протявкать десять раз, каркнуть вороной и т.д.
Виктор Петрович, 1936 г.р., Миньяр.

В пробки.

Собирали пробки – металлические колпачки от бутылок. Делили пробки и ставили в ряд. Первым начинает тот, кого выбрал судья. Игрок нацеливается и бьёт по пробкам. Если пробка улетает за определенную границу, то ему засчитывается ход и   пробка. Следующий игрок  бросает биту, бьёт по пробкам. Сколько пробок сшиб за один раз, столько очков и пробок.
Выигрывает тот, кто заберёт все пробки.
Виктор Петрович, 1936 г.р., Миньяр.

Штандер.

Ведущий подкидывает мяч вверх. Участники разбегаются. Кто поймает мяч, кричит:
-Штандер!
Все замирают.
Тот, кто мяч поймал теперь ведущий. Бросает мяч вверх и кричит:
-Штандер!
Если мяч никто не поймал, ведущий остаётся и продолжает игру. Если кто поймал, сам становится ведущим, и игра продолжается.
Татьяна Борисовна, 1957 г.р., Миньяр.

Штандер (вариант).

Штандер – игра с мячом. Собирается группа ребят и образует круг. Ведущий становится в центр. Он подбрасывает мяч вверх и кричит имя одного из игроков. Все остальные разбегаются. Тот, кого выкрикнули, должен поймать мяч и крикнуть:
-Штандер!
После этого все игроки останавливаются. Поймавший мяч возвращается в круг и говорит любому из игроков:
Иду до тебя столько-то гигантских шагов, столько-то лилипутиков. Делает  шаги, бросает мяч в игрока. Тот должен поймать его. Остальные ребята быстро возвращаются в круг. Кто мяч поймал, должен мячом попасть в кого-нибудь из игроков. Если ему это удалось, то он – новый ведущий.

Дима, 12 лет, рассказ записал от мамы.

Выкати яйцо.

Игра проводится после Пасхи. У каждого играющего по крашенному красному яйцу. Кладут все яйца в круг, который начерчен на земле. Затем. рассчитавшись, кто-то берёт мяч, сшитый из материи и катит его так, чтобы выкатить яйцо из круга. Кто больше выкатит яиц из круга, тот побеждает и забирает яйца домой.
Надежда Николаевна, 1956 г.р., Миньяр.

Кле-гоняло.

У каждого играющего по бите (толстая палка 0,5 м длиной). Один дежурный с кле (деревянная болванка длиной 0, 2 м). Он  ставит клее на линии, а с другой линии игроки пытаются сбить кле. Когда кле сбито, игроки бегут за своими битами, дежурный пытается как можно быстрее поставить кле на том месте, куда она улетела . Игроки снова стараются сбить кле. Вся команда движется по улице. Игра продолжается долго, до тех пор,  пока никому из игроков не удастся сбить клее.
Надежда Николаевна, 1956 г.р., Миньяр.

У  нас это игра называлась поп-гоняло. Вместо кле, мы использовали чурку от городка. Двигались от проулка по улице до реки. по берегу реки до самого моста, а потом надо  было бежать в проулок и вставать на линию, кто первым прибегал, тот и становился победителем.
Это была одна из самых весёлых игр. После каждого кона мы всё больше воодушевлялись: вона сколько бежать придётся. Чем дальше двигался наш поп, тем более нам было потом интереснее бежать.
*примечание редактора

Булавка.

Выбирают ведущего и ещё одного игрока. Остальные садятся в ряд. Ведущий кладёт кому-нибудь булавку в руки. Один из участников, который мается. в это время уходит. После того как булавка положена, игрок возвращается и угадывает, у кого булавка. Если не угадал, то продолжает маяться, пытаться отгадать. Булавку на каждый кон передают другому. Если отгадал, то садится в ряд, а тот, у кого была булавка, теперь будет маяться.
Нина Михайловна, 1938 г.р., Аша.

Миньярские игры.

Зимой катались с горы. Любили строить снежные городки, рыли окопы, ходы. Если снег сырой, лепили снеговиков и играли в снежки.
В тёплое время года играли в «красные-белые». Делились на две команды, в кустах прятались, ходили в разведку.
Играли в кле, играли «в муху».
Ходили на речку купаться. Катались на велосипеде. Велосипед был один на всю улицу. Играли в «глухой телефон», «в краски», в лапту, в городки, в «кондолы».
На Пасху ходили христосоваться и катали яйца.
Взрослые делали для нас карусель:
ставили столб, закапывали так, чтобы он прочно стоял. Вверху закрепляли кольцо, к нему привязывали верёвки с петлями. Одни садились в петли  и разбегались по кругу, а другие ребята им помогали.
Дома, во дворе, на улице были самодельные качели.
Играли в «гуси-лебеди», в «классики», в «кулюкушки» (прятки, кулюкать – водить).
Играли в дом. Всё у нас было самодельное. Из щепочек и глины делали игрушки и сам дом, пирожки лепили из глины и начиняли листьями. На Новый год ходили друг к другу в гости. Сначала шли в лес за ёлками. Потом сами делали игрушки: гирлянды, цепочки, фонарики. Готовили песни, стихи, загадки.
Лидия Яковлевна, 1935 г.р., Миньяр.

Ходили в лес. Собирали землянику, клубнику, играли и смеялись, аукались. Дома помогали по хозяйству. летом поливали огороды. Летом дежурили на улицах, чтобы не было пожара. Для нас это была очень интересная игра. Ходили с колотушкой и сильно гремели. Колотушка – шарик на оси – была шумной. Так мы призывали хозяев быть внимательными и соблюдать противопожарную безопасность.
Было принято играть вместе и помогать друг другу.
Лидия Яковлевна, 1935 г.р., Миньяр.

Тимуровцы.

Мы самостоятельно, после того, как прочитали книгу А. Гайдара «Тимур и его команда, организовали отряд 9-11 лет. Вставали рано утром, бежали на зарядку, потом составляли план. В плане указывали какой бабушке в чём помочь: принести воды, сложить дрова, убрать мусор. У нас был штаб. Мы старались его оборудовать  так, как было описано в книге. Штаб первоначально у нас находился на чердаке бани, потом мы перебрались в конюшню. Мы там всё прибирали и мыли полы, приносили книги.
Отрядом выбирали командира. Был у нас и свой флаг, который мы поднимали над штабом. К воротам домов бабушек, которым мы помогали, прикрепляли звёздочки. Для нас это была интересная игра, потому что мы помогали бабушкам, а они очень были нашей помощи  рады, и ещё потому, что эту игру мы придумали сами на основе прочитанной книги.
Лидия Яковлевна, 1935 г.р., Миньяр.

Догонялки в снежном лабиринте.

Когда наметало много снега, мы рыли снежные ходы и залы. Залы закрывали досками и засыпали снегом, а ходы были прорыты в снегу как тоннели. Когда всё было сделано, , то мы начинали лазать в лабиринте на скорость. Самое интересное было вечером, когда мы снова выходили на улицу. В снежном лабиринте черным-черно. Мы считаемся, выбирали, кто будет маяться, то есть ведущего, и догонялки начинались. Самое весёлое было в том, что мы не знали, кто за кем гоняется – тьма кромешная. Непонятно, кто кого задел, кто голит-мается. Ещё мы старались напугать друг друга: набрасывались на того, кто ползёт, дико кричали или молчали и нагнетали страх и ужас. Было весело и немного страшновато, хотелось скорее выбраться из лабиринта.
Владимир Геннадьевич, 1955 г.р., Миньяр.

Монах в красных штанах.

Ведущий загадывает каждому участнику цвет-краску. Входит монах и говорит:
-Я монах в красных штанах, пришёл за краской.
-За какой краской?
Если монах назвал краску, которой нет, то ему говорят:
-Иди на одной ножке по этой дорожке.
Монах прыгает на одной ножке, потом снова возвращается, называет другую краску. Если эта краска есть, то этот  игрок должен убегать, а монах его пытается догнать. Если не догонит, то выбирает другую краску. Если догонит, то эта краска теперь мается, то ест становится монахом.
Виктор Петрович, 1936 г.р., Миньяр.

В жмурки.

Играет много ребят.
-Кто будет маяться (то есть водить)?
Считаются, выбирают ведущего и завязывают ему глаза платком. Игроки разбегаются, а потом останавливаются. Они должны издавать разные звуки.
По этим голосам ведущий узнаёт, куда надо идти. Задел, запятнал кого-нибудь, то должен отгадать имя. Если отгадал, то отгаданный теперь мается.
Ведущий ему передаёт ход.

Виктор Петрович, 1936 г.р., Миньяр.

Казаки-разбойники (вариант).

Условия игры: игроки делятся на две команды. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники убегают от казаков и прячутся. Казаки ищут разбойников. Когда казаки найдут всех разбойников, то команды менятся ролями.
Евгений Владимирович, !957 г.р., Аша.

Муха.

В землю забиваем деревянный коло высотой полметра, заострённый с одной стороны. От него в обе стороны проводится черта. На кол наставляется «муха» деревянная чурочка, подпиленная наполовину и сколотая с одной стороны. Размеры примерно 01м на 0,3 м на 0, 4 м. В пяти метрах от центрального кола чертой обозначаем рубеж
Суть игры. Несколько играющих выбирают дежурного, который сначала ставит «муху» на кол. Остальные, рассчитавшись, по очереди в помощью деревянных бит пытаются сбить «муху» с кола. Если кто-то сбил «муху», то все бегут за своими битами и стараются пересечь черту до того, как дежурный поставит «муху» на кол. Если кто-то этого сделать не успел, то становится дежурным.
Виктор Павлович, 1956 г.р., Миньяр.

Ремень.

Встают друг против друга мальчики и девочки. Между ними расстояние в два-три шага. Выбирают двух водящих. Один из низ них ходит вперёд-назад, а другой называет имя любого и играющих. Когда имя названо, то кого назвали должен перебежать на другую сторону. Ведущий с ремнём должен успеть ударить игрока. Если он успел это сделать, то игрок берёт ремень у ведущего и сам становится на его место, а бывший ведущий  теперь будет называть имена.
Нина Михайловна, 1938 г.р., Аша.

Красное-белое.

Поле делят на две части чертой. С одной стороны в конце ставят красный флаг, с другой – белый. Все участники делятся на две команды. Задача состоит в том, чтобы достать флаг соперника. Тот игрок, которого задели вовремя прорыва, должен остановиться, замереть, пока его не выручат игроки из своей команды. Если игроки какой-либо команды достали флаг соперников, то они выиграли.
Татьяна Васильевна, 1957 г.р., Миньяр.

Труды и игры в Точильном.

Более всего мне запомнился покос. Наверное потому, что это было лето, было столько интересных дел, а ещё на покосе было тяжело.
Всё лето мы купались в Ашинке, катались на велосипедах, жгли костры до глубокой ночи.
Перед покосом готовили инструмент, косы, грабли. Выезжали рано утром, когда очень хотелось спать. Покос у нас был в Ивановке. Косить трудно, а днём, в самую жару надо было грести сено. Но мы с моим другом Пашкой находили много интересного. Покос для нас был больше всё-таки игра.
То паука огромного увидим, то бегаем за мышью, то ужей гоняем. Находили гнёзда разных птиц, в ручьях искали разные необычные камни.
Марат, 1969 г.р., Точильный.


Игры детей деревни Биянка.

Мы любим играть в самые разные игры. Летом – кататься на качелях. Купаемся в речке Казаязовке и водопаде. Водопад – это такое место для купания. Ещё катаемся на плотах, ходим в лес Когда купаемся, то играем в мяч. Мяч перекидываем друг другу, его нужно поймать. Зимой катаемся на лыжах, санках и просто так с горы Маленькой. Играем в «казаки-разбойники», в «войнушку». На проводах зимы жжём костры.
Рассказ ребят 6-8 лет деревни Биянка.

Жмурки.

Посчитались, выбрали, кто будет водить. Водящий закрывает глаза, ему их завязывают платком. Его задача: поймать кого-нибудь из участников. Ребята хлопают в ладоши, а водящий старается поймать их.
Наташа, 6 лет.

Самолёты.
Выбираем водящего, все остальные – самолёты. Водящий говорит:
-Прилетели самолёты.
Ребята разводят руки в стороны и «летят».
Водящий говорит:
-Буря.
«Самолёты» садятся.
Так мы играем.
Лена, 6 лет.

Ключи.

Мелом рисуем домики. Все, кроме водящего, занимают свои домики. У водящего домика нет. Ребята играют в своих домиках. Водящий говорит:
-Ключи!
В это время все ребята должны меняться домиками, а водящий старается занять чей-нибудь домик. Кто останется без домика, тот становится водящим, голит, мается.
Лариса, 10 лет.

Жучок.
Ребята встают в круг. В круге – «жучок». Ребята ходят вокруг «жучка» и приговаривают:
-Жучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Ребята хлопают в ладоши:
-Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Лена , 6 лет.

Лапта.

Берём биту и маленький мяч. Делимся на две команды. обозначаем поле. По краям поля делаем две полосы. Одна команда находится на одном конце поля, а другая команда занимает место в середине поля. Один из игроков команды, которая находится на линии, бьёт битой по мячу так, чтобы мяч улетел на противоположную сторону поля. Участник этой команды бежит на противоположную сторону, а другая команда пытается поймать мяч, и при помощи мяча засАлить игрока. Если три раза засАлят, то такой игрок выходит из игры.
Марина, 8 лет.

Куклы.

Как в куклы играли?
Возьмёшь колодку (деревянный брусок), повяжешь её, платье сделаешь. Это будет кукла. Это дочка. Кормишь-поишь, одеваешь-обуваешь, спать укладываешь. Когда спать укладываешь, то поешь:
-Баю-баюшки-баю,
Дрёму я тебе спою.
Если будешь сладко спать,
Буду я тебя качать.
Баю-баюшки-баю…
Елизавета Васильевна, 1924 г.р.

Кот и мыши.

Считаемся, выбираем водящего.
Водящий – кот, остальные все мыши.
У каждой мышки свой домик. Одна мышка без домика.
Мыши пищат:
-Тише, тише, кот на крыше,
А котята ещё выше.
Мыши идут тихонько, на лапочках. Кот крадётся за мышами и мяучит:
-Мяу!
Мыши стараются занять свои домики. Кому домика не хватит, кот уводит в свой домик.
Лена, 6 лет.

Волк и коза.

Ребята делают «ворота» - круг. Считаются, выбирают волка и козу. Волк внутри круга, коза снаружи. Ребята встают кругом. Руки подняты. Ребята в это время  говорят:
-Сидит волк в избушке,
Пьёт чай из кружки,
Сам кряхтит.
Самовар пыхтит:
-Эй, коза, открой глаза,
Выходи сюда, коза.
Только чур не прятаться,
Некого бояться.
Ребята руки опускают, волк старается выбежать из круга и поймать козу.
Лена, 6 лет.


Чай-чай-выручай.

Чертим две линии. Водящий кладёт что-нибудь на линию. Играющие должны забрать предмет. Если водящий их задел, то они выбывают из игры.
Миша, 10 лет.

Иванушка, дровосек, гуси.

Выбираем Иванушку и дровосека. Остальные – гуси. Мелом рисуем или чертим квадрат, рисуем лес. Лес – жилище Иванушки, а дровосек – его помощник. Гуси тащат Иванушку из леса за рукава, за одежду. Дровосек старается помочь Иванушке, не пускает его. Когда мы играем в эту игру, то очень веселимся.
Алёша, 8 лет.

Соколиный бой.

Играют два человека. Надо встать на одну ногу. Другую ногу прижать, руки прижать к груди. Это соколы. Соколы стараются сбить друг друга. Кто встанет на обе ноги или упадёт, тот проиграл. Сокол-победитель бьётся с другим участником.
Лариса, 10 лет.

Красное знамя.

Чертим линию. От линии отсчитываем 15 шагов, ставим жердь. На неё вещаем шапку или ещё что-нибудь. Одна команда встаёт на линию, другая защищает флаг (шапку). Участники команды, которая стоит на линии, стараются подбежать и схватить флаг. А те, кто охраняют флаг, стараются их засАлить. Если игрока догнали и засАлили (задели), то такой игрок стоит на месте. Его может выручить другой игрок. И он снова пытается отнять флаг.
Рассказ ребят 6-8 лет деревни Биянка.

Попади в круг.

Собрались ребята, начертили круг. От него отмеряем 10 шагов. Нужно мячом попасть в круг. Кто попал, тот выигрывает.
Лена, 6 лет.

Кошки-мышки.

Выбираем кошку и мышку. Остальные ребята встают в круг. Мышка в круге, а кошка за кругом. Кошка ловит мышку. Ребята, которые стоят кругом, защищают её. 
Миша, 10 лет.

Выше ножки от земли.

Выбираем водящего. Участники ищут себе домики или собирают домики. Домик, это что-нибудь деревянное: дощечка, крыльцо, бревно. Водящий подаёт команду. Участники перебегают из домика в домик, а водящий старается застукать их.
Марина, 8 лет.

Яйца.

Собирались на Пасху. Яиц было много. Яйца ставили в ряд. Был унас шитый мячик. Ставили кон. Мячом надо было выбить яйцо. Кто больше выбивал яиц, тот победитель. Последний кон – деп, когда вышибали последнее яйцо.
Валентина Ивановна, 1942 г.р.

В кучки.

Играли девки. Брали сено, солому, делили на четыре кучки. Одна девка прятала яйца в какой-нибудь кучке, а другая закрывала её подолом, чтобы никто не видел, в какой кучке спрятаны яйца. Надо было угадать.
Валентина Ивановна, 1942 г.р.

Железа кованы (вариант игры «кондолы»).

Два ряда участников встают на расстоянии 8-12 шагов друг против друга и кричат:
-Железа!
-Кованы!
-Раскуйте нас!
-Кем из нас?...
Валентина Ивановна К., 1942 г.р.

В козны.

Мужики и парни играли в козны. Когда варят говяжьи или свиные ноги на холодец, остаются кости – козны, козанки. Из этих козанков выставляют фигуры. Эти фигуры надо сбивать битой (камнем).
Валентина Ивановна К., 1942 г.р.

В браниски.

Играли девки. Землю нагребаем в груду.  Браниски (бусы) в землю схороним и землю на четыре части разделим. Кому в кучке браниска найдётся?
Елизавета Васильевна, 1924 г.р.


Игры: догони, отгадай.

Розетка.

Моя самая любимая игра – розетка.
Играем мы так. Выбираем водящего. Он встаёт спиной к ребятам. Ребята ставят ладони на спину водящему. Он спрашивает:
-Все?
-Все!
Водящий командует:
-Разбежались!
Ребята разбегаются. Водящий командует:
-Стоп!
Игроки останавливаются и замирают. Водящий с закрытыми глазами начинает искать ребят. Кого найдёт, должен назвать его имя. Если водящий отгадал, то его место занимает тот, кого он назвал.
Ирина, 11 лет.

Светильник.

Собирается много ребят. Потом мы считаемся. Вокруг турника чертим круг. Ведущий выходит из круга и начинает считать до 10. Глаза у ведущего закрыты и завязаны. После счёта он, не открывая глаз, начинает искать ребят.
Игрокам можно бегать по кругу и лазать по турнику. Кого ведущий поймал, должен назвать имя. Если угадал имя, то этот игрок будет маяться.
Вова, 10 лет.

Водяной.

Играют до семи ребят. Один сидит. Вокруг него ходят и говорят:
-Водяной, водяной,
Что сидишь под водой?
Выходи хоть на час,
Посиди с нами!
Ребята разбегаются. У водяного глаза закрыты. Он встаёт и говорит:
-Стоп!
Все останавливаются. Водяной (глаза закрыты идёт искать. Кого задел водяной и отгадал, кто это, тот становится водяным.
Наташа, 8 лет.

Три, пятнадцать, рубль двадцать.

Собирается несколько человек у турника и считаются. Ведущий закрывает глаза и говорит:
-Три, пятнадцать, рубль двадцать.
В это время мы лазаем по турнику. Ведущий нас ловит. Если он кого поймал, то должен отгадать, кто это. Если отгадал, то маяться будет тот, кого поймали.
Женя, 11 лет.

Слепая сковородка.

Несколько ребят берутся за руки и водят хоровод. Ведущий с закрытыми глазами или стоя спиной к хороводу  старается кого-нибудь задеть. Кого задел, становится на место ведущего.
Надя, 9 лет.

Слепая сковородка (вариант).

Собираются ребята. Считаемся. Идём в подъезд. Водящий становится лицом к стене. Игроки подходят и говорят:
-Слепая сковородка, не найдёшь нас никогда, живая или мёртвая.
Все разбегаются. Можно бегать только до третьего этажа.
Водящий кричит:
-Живая!
Все бегают, а водящий с закрытыми глазами ищет.
Если даст команду:
-Мёртвая! – все стоят, а водящий ищет. Глаза закрыты.
Вова, 10 лет.

Жмурки (вариант).

Для игры нужен шарф или платок. Собираемся играть. Считаемся. Выбираем, кто будет маяться. Ему завязываем глаза  платком или шарфом. Ведущий становится на середину и считает до назначенного числа. Ребята в это время разбегаются. Ведущий перестаёт считать, все останавливаются. Один из игроков раскручивает ведущего. После этого ведущий идёт искать с закрытыми глазами игроков. Когда он найдёт кого-нибудь, то должен, трогая, узнать, кто это, назвать имя. Если назвал неправильно, то снова будет маяться. Если отгадал, то маяться будет угаданный игрок. Эта игра мне очень нравится.
Маша, 11 лет.

Чай-чай-выручай (вариант).

Играют много ребят. Выбирают ведущего и выручалу. Выручала, это тот игрок, который будет выручать.
По команде ведущего ребята разбегаются, ведущий старается кого-нибудь догнать. Кого задели, кричит:
-Чай-чай-выручай!
Выручала старается, обегая ведущего, дотронуться до игрока и освободить от плена. Если ведущий заденет одного три раза, тот будет маяться.
Света, 10 лет.

Московские прятки.

Эта игра появилась у нас три года назад. Каждую зиму мы играем в неё.
Правила такие. Сначала мы считаемся, кто будет маяться. Водящий встаёт лицом к стене, остальные собираются вокруг. Кто-нибудь ударяет по спине водящего. Он показывает, кто его задел. Если отгадал, то тот, кого назвал ведущий, спрашивает:
-Куда бежать, докуда бежать?
Водящий говорит, до какого места надо бежать.
Если водящий не отгадал, кто его ударил, то он бежит сам. ребята в это время прячутся. Всё остальное как в обычных прятках.
Мы играем до последнего.
Катя, 11 дет.

Прятки (вариант).

Мы играем в прятки так. Сначала рассчитаемся. Голить, например, будет Валя. Она встаёт у дерева, закрывает глаза и считает до 30. Пока она считает, все остальные куда-нибудь прячутся, но только не дальше двора. Когда Валя досчитает до 30, то начинает искать. Если кого-нибудь найдёт, то бежит к дереву и говорит, стуча:
-Туки-туки, - и называет имя.
Кого нашла, выбывает из игры. Кто голит, должен найти всех.
Олеся, 12 лет.

Догонялки.

Играть в догонялки можно везде: во дворе, на улице, на лестничных площадках, в доме, который строится (хотя нас самих оттуда гонят), в парке, на площади. В школе мы тоже играем на перемене в догонялки, а дежурные гоняются за нами. Интересно играть в догонялки после уроков около школы.
Интересно играть в догонялки и на велосипедах. Играть вечером, когда начинает темнеть. Хорошо играть, когда сухо и светит солнце.
Рассказ ребят 7-10 лет.

Двенадцать палочек.

Эта игра наподобие пряток. 12 палочек кладут на небольшую дощечку, которая лежит на камне. Сначала выбирают водящего. Для этого встают в полукруг около дощечки. Один из играющих бьёт по дощечке, чтобы палочки разлетелись во все стороны. Цель игроков в том, чтобы поймать палочку. кто оказывается без палочки, тот и водит.
Водящий собирает палочки и кладёт на дощечку. Палочки сложил, идёт искать спрятавшихся. Когда он ищет, кто-нибудь незаметно подкрадётся и ударит по дощечке, палочки разлетаются. Водящий мается снова. А если водящий поймает кого-нибудь, то тот оказывается на месте водящего.
Яна, 11 лет.

Палочка-выручалочка.

В этой игре, чем больше участников, тем интересней.
Необходимо приготовить 10 палочек, дощечку и кирпич. Выбираем водящего. Один из игроков разбивает палочки. Пока водящий собирает все 10 палочек, остальные прячутся. Водящий их ищет. Кто-то разобьёт палочки, водящий их снова собирает и ищет, кто спрятался. Если водящий кого застукал,  тот становится водящим.

Можно играть и в 9 палочек. Если палочек меньше 9, то их нельзя разбивать. Кто разобьёт, тот мается.
Марина, 9 лет.

Выше ножки от земли (вариант).

Играть может много человек. Все игроки встают на одну линию подальше от предметов, которые будут использоваться в игре. Это лавки, качели, лестницы, песочницы, дощечки и камни.
Играют на улице или во дворе. На счёт «три» все бегут к этим предметам. Если на один предмет встали двое, то из них кто-то  мается. Игра состоит в том, чтобы перебегать с предмета на предмет, и чтобы ведущий тебя не задел. Если на предмете оказалось двое, водящий вправе одного из них задеть, и этот игрок будет водить. долго на одном предмете стоять нельзя, а водящий не имеет права караулить.

Вася, 11 лет.

Краски (вариант).

Выбирают продавца и покупателя. Покупатель уходит, а продавец загадывает каждому краску. Приходит покупатель:
-Тук-тук.
-Кто там?
Это я. монах в синих штанах, во лбу шишка, а в кармане мышка, пришёл за краской.
-Какой?
Он называет краску. Если эта краска есть, то покупатель хлопает ладошкой по ладошке продавца и говорит:
-Шапка, пальто, вот тебе и сто.
Краска убегает. Если покупатель поймал краску, то становится продавцом.
Алина, 12 лет, Альфия, 12 лет.

Белые медведи.

Игроки превращаются в медведей. Это происходит так.
Рассчитались. Кто мается, подаёт команду и все разбегаются. Водящий старается поймать игрока. Если поймал, то берёт его за руку. Они бегут вдвоём и ловят ещё кого-нибудь. Кого поймали, садится в сторонке и ждёт, когда ему будет пара. Поймают – новая пара образуется. Уже две пары ловят остальных. Так до конца игры.
Марина, 10 лет.

Кино.

Выбираем водящего. Чертим прямоугольник. По середине чертим линию. Водящий встаёт на эту линию, поворачивается к нам спиной и называет букву. На эту букву мы называем кино. Кто не назвал, тот должен перебежать на другую сторону, чтобы ведущий его не задел. А кто назвал кино, спокойно переходит.
Оля, 10 лет.


Игры-минутки, игры-смешинки.

Жёлтый искатель.

Играют три человека. Сначала рисуют подробную карту, интересную. Потом ведущий указывает на карте место, где спрятан какой-нибудь предмет или зарыт клад. Карту ведущий разрывает на две половины и прячет. Остальным игрокам надо найти половинки карты и по карте искать место, которое указал ведущий.
Наиль, 8 лет.

Уборщица.

Для игры нужен мяч. В игру играет несколько человек. Первый игрок кидает мяч и прыгает через него. Следом прыгает другой. Кто не прыгнул, от «уборщица». Последний игрок ловит мяч. Все рябята встают друг за другом и широко расставляют ноги. Последним встаёт «уборщица».
Водящий, кто поймал мяч, бросает мяч между ног участников. Здесь очерёдность наоборот. «Уборщица в начале стоит, а кто в конце должен поймать мяч. Если не поймал, то он – «уборщица»
Таня, 11 лет.

Сивка.

В игре участвуют несколько ребят. Считаются и выбирают водящего. Все от него разбегаются, а он должен задеть кого-нибудь мячом. В кого попал мяч, тот мается.
Наиль, 8 лет.

Союз.

Два игрока заключают между собой договор. Один раз в день кто скажет первый:
-Союз! – тот даёт шалбан (щелчок) другому.
договор заключается так:
сцепляют мизинцы и говорят:
-Союз!

Замри! (вариант игры)
Кто увидит первым, тот говорит другому:
-Замри!
И он должен замереть.

Точка, запятая (вариант, школьная игра, на перемене).
Один другому говорит:
-Точка!
Тот замер.
-Запятая!
Всё, можно двигаться.
Если нарушаешь правило – шалбан.
Дима, 11 лет.

Памятник.

У нас во дворе песочница. По краям песочницы – бортики. Мы собираемся и играем  в «памятник».
Встаём на бортик и начинаем ходить по нему. Кто с него соскочит, должен встать в песочницу и не шевелиться. Если пошевелилися, то выбывает из игры. Кто остаётся последним на бортике, тот выиграл и первым начинает новую игру.
Лена, 8 лет.

Сифа.

Играем в эту игру мы во дворе. Берём тряпку или мешок. Мешок чем-нибудь набиваем, тряпку скручиваем и связываем. Считаемся, выбираем водящего. Игроки разбегаются по команде, а водящий тряпкой старается попасть  в кого-нибудь. В кого попадёт, тот «сифа». «Сифа» - водящий, тоже старается попасть в кого-то.
Алёна, 11 лет.

Стоп-колокольчик.

Водящий загадывает предмет. называет начальную букву и последнюю.
Кто отгадал, кричит:
-Стоп-колокольчик!
Резван, 11 лет.

Мертвец.

Один мертвец, остальные – охотники. Охотники ищут мертвеца. Мертвец прячется.
Резван, 11 лет.

Кровать.

Играют восемь ребят. Четыре игрока стоят недалеко друг от друга. Четыре других на них прыгают. Нужно не упасть и пронести до того места, до какого договорились. Если донёс, то меняется местами с тем, кого нёс. Если нет, пробует ещё раз.
Резван, 11 лет.

Почтальон.

В лагере «Урал» каждый год играют в «почтальона». Выбирают почтальона. Каждому игроку дают номерок. Номерок прикалывают на одежду. Ребята пишут письма и записки, а почтальон их разносит. Так игроки переписываются и получается очень интересно.
Надя, 10 лет.

Крестики-нолики.

Чертим квадрат, расчерчиваем в табличку три на три. Нужно в маленькие квадратики поставить нолики таким образом, чтобы они составили ряд. Крестики ставить таким образом, чтобы нолики не составляли ряд. то есть мешать друг другу. Выигрывает тот. кто составит ряд. ряды можно составлять по вертикали, горизонтали, диагонали.
Алина, 12 лет.

Письмо. Несколько ребят становятся в круг и берут друг друга за руки. Водящий стоит в кругу вместе с другими участниками. Он пожимает руку стоящему рядом. Пожатие передаётся дальше. Тот, кто не почувствовал пожатия, не передал следующему, выбывает из игры.
Надя, 9 лет.

Глухой телефон (вариант).

Все садятся на скамеечку рядышком друг с другом. Ведущий шепчет на ухо рядом сидящему слово. Это слово быстро передаётся по цепочке, но каждый игрок меняет  в слове одну букву. в конце ряда слово становится на себя непохожим.  Ведущий спрашивает слово у игроков. Кто слово не назвал или назвал неправильно, садится последним. Кто назвал правильно, становится ведущим.
Самое интересное в этой игре, что из одного слова получается много смешных слов.
Ксения, 10 лет.

Чепуха.

Играют в чепуху несколько ребят. Выбирают ведущего. Ведущий задаёт любые вопросы, какие захочет.
Игроки отвечают на вопросы. Отвечать надо неправильно, кто как хочет.
Получается очень смешно.
Ильдар, 10 лет.

Живая кровать (вариант).

Чертим поле и встаём по три человека, вытянув руки. трое игроков прыгают на спины к ним. Выбирают до какого места их надо донести. Если кто не донесёт, снова везёт товарища.
Пётр, 8 лет.

Скелеты.

Играют пацаны. Перед игрой считаемся. Кто последний, тот «скелет». «Скелет2 гоняется за всеми, а игроки от него убегают. Кого он догонит и заденет, тот тоже становится «скелетом».
Надо всех догнать и запятнать. У игроков, которые убегают от скелетов, есть три пули и две бомбы. Если стреляешь в «скелета» пулей, то он стоит и считает до 25. Если в него бросаешь бомбу, то он стоит на месте и считает до 50.
Дима, 11 лет.

Остров.

Мы с Женей и Катей играем в остров. Играем дома. У нас в доме есть двухъярусная кровать. Кровать – наш корабль. напротив кровати – диван. Диван – наш остров. Мы с корабля прыгаем на остров, потому что пол – это море. В море – акулы. Их надо опасаться. Мы любим прыгать и убегать от дикарей, которые живут на острове.
Яна, 10 лет.

В животных.

В эту игру мы играем дома. Постелем на пол синее одеяло. Это у нас будет озеро. Выбираем охотника. Остальные – крокодилы. Охотник ловит крокодилов при помощи верёвки. Когда охотник охотится за крокодилом, случаются всякие смешные истории.
Вася, 10 лет.

Поп-моряк (вариант).

Для этой игры нужно 7 человек. Все берут палки. Кладут их на ноги и бросают с ноги. У кого палка ближе всего к линии, с которой бросали, тот становится попом.
Ставят банку. Поп встаёт на линию, на которой стоит банка. Все остальные бросают палки. Кто банку сшибёт, переходит на другую линию. Банку ставят на новую линию и начинают бросать. Когда бросают палки в банку и перебегают на новую линию, поп старается задеть кого-нибудь. Если он кого-нибудь заденет, тот становится попом. Кто пройдёт все 8 линий, один раз может не быть попом.
Сергей, 10 лет.

Чтобы понять всю интересность игры, казалось бы самой незамысловатой, надо быть её участником. Тогда схема-рассказ станет живой, будет полна эмоций. Игра, детская игра, - солнечная радость, веселье, смех, шутки, добрые поддёвки, соревновательность и в тоже время дружественность.

Дети и взрослые, играйте, играйте на здоровье себе и на радость другим.
Играйте в добрые игры…
 
*на фото - детский рисунок, Лена Р., 10 лет.














 


Рецензии