Закладка одарённостей?..

    Несомненно, что люди могут участвовать в торжественных мероприятиях по закладке будущих грандиозных архитектурных сооружений и зданий-символов. А могут ли они участвовать в закладке чьих-то одарённостей или талантов?

       В том, можно ли людям заложить и воспитывать в ком-то одарённость, единого мнения нет. Очень многие считают, что если при рождении человека в нём Кем-то или Чем-то не была заложена какая-то одарённость, то людям стараться нечего. Бесполезно!

     Другие, люди добрые и наивные, хотят думать, что совсем ничем не одарённых людей не бывает. То есть, если Кто-то или Что-то не заложили в человека одарённость, то они, другие люди, сделают это за Них. Заложат в человека одарённость-талант и воспитают её.

     Если другим людям можно в человека заложить какую-то одарённость-талант, то возникает проблема ответственности. Как люди будут отвечать и перед кем конкретно, если заложат в человека не ту одарённость, которой он всей своей сущностью соответствовал?

     Одни люди имеют больше животную сущность, то есть естественную, природную одарённость и если переусердствовать с вложениями в них культурного и общественного, то человека можно отдрессировать, лишив его многих, данных ему при рождении  естественных, животных, природных сил.

     Прививая человеку с преимущественно культурно-общественной его сущностью какие-то  естественные, животные, природные склонности, можно заставить человека впасть в дикость. 

     Ох уже эта сущность конкретного человека и ей соответствие!

     Романтики-утописты в вопросе возможности заложить в конкретного человека какую-то одарённость часто осуществляют одну подмену. Они говорят, что закладывать в человека конкретную одарённость можно, если он только осознал свою относительную  обособленность от других людей.

     Если сущность конкретного человека подменить его обособленностью от других людей, то те, кто по ошибке заложили в него не ту одарённость, которая была нужна, будут отвечать за свою ошибку только перед абстрактной  обособленностью человека от других людей. Хоть и достаточно привлекательная, даже красивая, но отговорка, а не объективное явление, имеющее проработаннную, обоснованную картину! Но эту отговорку не только можно использовать в будущем, её многие часто используют в настоящем.

     Абсолютную, то есть полную и относительную обособленности человека от других людей принято называть или индивидуальностью, или личностью.

     Относительная обособленность человека - это такая индивидуальность или личность человека, при существовании которой он чувствует, что одни люди никак не влияют на его обособленное существование, а от других его существование очень сильно зависит.

     Тех людей, от которых зависит существование конкретного человека принято объединять с помощью таких слов как культура и общество.

     Полностью, то есть абсолютно обособленный от других людей человек может обладать индивидуальностью или личностью, существование которой никак не зависит от других людей, то есть ни от культуры, ни от общества.

     Не романтики-утописты, а люди внимательно приглядывающиеся и присматривающиеся к окружающим человека явлениям, называют человека, который в своём существовании полностью независим от других людей, естественно или природно одарённым.

      Человека, полностью независимого в своём существовании от других людей, его одарённостью наделяет природа. Или точнее Природа. С большой буквы.

     Даже те люди, которые внимательно приглядываются и присматриваются к окружающим человека явлениям, так и не смогли точно установить сущность тех одарённостей, которыми человека наделяет не культура, не общество, а Природа.

     Существуют попытки называть одарённости, которыми наделяет человека Природа, психофизиологическим и физически ориентационным потенциалами личности.

     Что такое личностный психофизиологический потенциал понять проще, чем потенциал физически ориентационный. 

     Психофизиологический потенциал личности - это её физическое и психическое здоровье. Спортсмена, например, его психофизиологическим потенциалом наделяет именно Природа, а не культура и не общество, как бы ни старались спортивные научно-исследовательские институты разработать допинги и спортивные технические устройства.

     Действительно, то, что такое физический ориентационный потенциал личности, объяснить очень трудно. Даже современная сверхразвитая наука, когда начинает объяснять, что такое способность ориентироваться в географическом, геометрическом пространстве и в смене природных сезонов, ссылается на животных. В частности на дельфинов и кошек.

     Таким образом, человек, наделённый Природой высоким физическим ориентационным потенциалом напоминает или дельфина, или кошку. Или другое животное, прекрасно ориентирующееся в географическом пространстве и смене природных сезонов.

     Участвовать в закладке и даже в воспитании, в развитии  таких естественных одарённостей, как психофизиологический (здоровье) и физический ориентационный потенциалы   в конкретном человеке другие люди не могут. Хотя так называемые генные инженеры уже пытаются что-то корректировать в генной наследственности человека, чтобы что-то нездоровое поправить в его психофизиологическом потенциале.

     Кроме естественной, природной  одарённости, человек, относительно обособленный от других людей, может быть соединён, дале слит с культурой и обществом, то есть может иметь культурно-общественную одарённость.

     Культурная и общественная одарённость - это знания, умения, которые позволяют человеку, находящемуся в обществе, в избранной им деятельности достигать результатов, более впечатляющих и более полезных обществу, чем у других.

     Знания и умения, в отличие от психического, физического здоровья и физической способности ориентироваться в географическом пространстве, другие люди могут закладывать в человека.

     Как ни странно, всё ещё мало известно, чем именно является познавательный потенциал личности: естественной, природной или культурной, общественной одарённостью, а вот творческий (креативность), трудовой или профессионально-квалификационный, коммуникативный (способность к общению), командный, лидерский, ценностно-мировоззренческий, историко-социальный ориентационный, эстетический (художественный вкус) потенциалы называют, чаще всего, составляющими культурной или общественной одарённости.

     Кроме того, исследователи до сих пор гадают, куда отнести прикладной ("умные руки") и исследовательский (структурное мышление) потенциалы личности, - к естественной, природной или культурной, общественной одарённости?

     Не зная, что такое структурное мышление или исследовательский потенциал личности, исследователи часто сдаются и утверждают, что этот потенциал и есть гениальность человека, которую заложить в конкретного человека другие люди никак не могут, сколько бы ни старались это сделать!

      Только в области предположений до сих пор, в двадцатые годы двадцать первого века, находится мысль о том, что гений - это человек, в котором его естественная природная одарённость не подавляется его культурной-общественной одарённостью, а, наоборот, усиливает последнюю для применения её в конкретных обстоятельствах мышления.

     Может оказаться так, что отнесение познавательного потенциала человека к его естественной, природной  одарённости и выращивание  человеческой гениальности из одного только его познавательного потенциала - это тупиковый путь в закладывании гениальности  и воспитании гениев.

     Скорее всего, действительно, тесно связаны между собой человеческая гениальность и его структурное мышление, то есть исследовательский потенциал.

      Заложить в конкретного человека  способность складывать составляющие окружающей реальности в новые парадигмы, паттерны, то есть в новые модели, образцы мышления, другие люди не могут, но они усиленно обучаются искусству не проглядеть тех людей, в которых эта способность вложена Кем-то или Чем-то, может быть, уже при рождении.

     Кроме того, в обязанности гениев не входит оценивать значение для обшества тех новых моделей, образцов мышления, в которые они, гении, сложили подмеченные ими составляющие окружающей человечество действительности.

     Оценивать пользу для отдельных обществ и для всего человечества тех новых образцов мышления, которые сложили гении, могут люди с высокими    трудовыми (профессионально-квалификационными), ценностно-мировоззренческими и лидерскими потенциалами, которые общество, если определённым образом напряжёт себя, сможет вложить в каких-то своих представителей в виде культурно-общественной одарённости.

     А пока у отдельных общества в области обнаружения в себе гениев есть только одна подсказка:  гений - это человек, креативность или творческий потенциал которого есть неразделённость его естественной, природной одарённости и его сверхчеловеческой, но общественной, одарённости в области складывания из составляющих действительности новых образцов мышления.

     Человечество все ещё не может заставить Природу вкладывать в каких-то возможных гениев невероятно развитый ориентационный потенциал,

     Но отдельные общества многополярного мира активно обучаются, а некоторые из них, вполне возможно,  уже научились  определять среди своих представителей тех, в ком ориентационный  потенциал, как естественная, природная одарённость уже есть и заставляет их структурное мышление создавать полезные Человечеству новые образцы мышления.

      



   

         
       


Рецензии
Умение структурировать всё и вся, вот Ваша главная особенность и талант, уважаемый Борис!!! Рад, что он развивается на наших глазах!!!

Игорь Тычинин   08.09.2024 21:20     Заявить о нарушении
Он развился давно, а сейчас он уже угасает - талант всё структурировать, по науке называемый или исследовательским потенциалом, или структурным мышлением. Пока моё структурное мышление совсем не угасло, - записываю его остатки. Спасибо Вам, Игорь, за хорошо будоражащий отзыв!

Светлан Туголобов   09.09.2024 10:10   Заявить о нарушении