Чему нас научил Пер Гюнт?

Генрик Ибсен. Драматург высокого пошиба, вместе с Шекспиром и Гоголем.
Зашла речь о классической музыке. Русская классическая ХIХ — ХХ веков самая образная. Интермедия «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Ночь на Лысой горе» Мусоргсокго, Вальс Свиридова, «Ленинградская симфония» Шостаковича — всё это вызывает почти точные ассоциации: соответственно мы видим, как летит шмель, как летят ведьмы, как романтична метель, как прут немецко-фашистские танки. То же относится к музыке Эдварда Грига на пьесу Ибесена «Пер Гюнт». Два гения нашли друг друга. Союз Грига и Ибсена можно назвать норвежским Возрождением.
Норвегия была зависима то от Дании, то от Швеции. (Кстати, Дания тоже пережила Возрождение: Андерсен, Кьеркегор, а Швеция снова мечтала о былом величии до Полтавы.) Ибсен — народный автор. И даже не потому, что он патриот: патриот он умеренный. Забавен в пьесе «национализм троллей»: приделай хвост — и ты норвежец.
Ибсен предвосхитил культуру фэнтези, которой все сейчас упиваются: с его подачи тролли вошли в общий пантеон новых сказок. Упоминаются в пьесе и знаменитые берсерки.
Тролль — это состояние души. Пер Гюнт в душе стал чудищем из национальных баллад, такими только маленьких детей и пугали. При внешней красоте (а Пер Гюнт — красавец) душа его темна, если не сказать ужасна. Мало того, что блуд; окромя распутства главный герой лжец (почти сказочник), работорговец, делец, возивший индийских «божков» в Китай и — туда же — христианских миссионеров. Соблазняет трёх соблазнительных дам, объявляет себя пророком на фоне Северной Африки, спасет прежде всего свою шкуру во время кораблекрушения в шторм. Его преследую тролли, чёрт в разных формах, сумасшедшие философы.
Основной козырь жизни Пер Гюнта — то, что он является «самим собою». Но, во-первых, лгуну нельзя верить, а, во-вторых, его носит по всему свету как человека, который как раз и пытается найти себя. Нет ответа на вопрос о самоидентификации: он плавает от Америки до Китая, от Африки до Северной Европы. У него нет постоянного кредо (даже пророком себя обозначил). Даже в седых волосах он не видит раскаяния.
Молодой Пер Гюнт соблазняет девушку Ингрид (одно из первых его злодеяний). Она обвиняет его, что сманил, он отвечает, что она сама поддалась; она говорит, что была безутешна (т. е. в скорби), он оправдывался, что был пьян Типичный кобель. И всё же — человек, а не тролль.
Его любит мать, его любит Сольвейг.
Мать всегда любит сына, кем бы он ни был. Она пытается спасти сына от соблазнов мира, передать ему житейскую мудрость. Он — не слабак, в жизни Пер легко находит условия быта и достаток. Может и дом в лесу поострить и выжить в далёких странах. Морально непутёвый сын, да; рос без отца (хотя от него не сильно отличался).
Потрясает, как Пера Гюнта любит Сольвейг. Любовь всей её жизни. Она ждала его и живым и радовалась, если он попал на Небеса. Сольвейг — идеал влюблённой женщины, влюблённая героиня, где любовь — подвиг. Das ewig Weibliche — вечно женственное; в этих терминах простил свою теорию половой любви русский философ Владимир Соловьёв (1853 — 1900), выдающееся светлое учение.
За что любит Сольвейг? Зачем она его ждёт? Видимо, и правда любит. А Пер Гюнт всего лишь расхлябанный повеса. Девушка любит его непреходящим образом. Любит, и нельзя назвать причину: всю себя отдала — без остатка. Такой любви сам чёрт боится. И именно это спасает главного героя.
Поучительная повесть. Но надо смотреть на сцене.      

       
    
 

    


Рецензии