Конспект Платона. Государство

Мой скромный конспект на первое прочтение «Государства» Платона на русском языке. Не всё там о политике. Просто предлагаю избранные чужие мысли, которые могли бы пригодиться случайному читателю.   
Жанр диалога имеет художественные свойства. Начиная рассуждения вместе с Сократом, нет гарантии, что мы их закончим. Мы ходим вокруг и около истины.  Да, мы к чему-то приходим, и это может оказаться неожиданным.
В всяком случае, Платон — не певец тирании, не сторонник тоталитарного государства. Б. Рассел пускается с ним в споры, на скорую руку защищая демократию (полисная демократия отнюдь не та, которую построили в США; СССР, по некоторому мнению, возродил порядок древней восточной деспотии).
Свои личные обиды от Платона я нахожу в его идее подрыва института семьи.       
 
За более точными сведениями я бы советовал обратиться на Философский факультет МГУ, на кафедру истории зарубежной философии и лично — к профессору Д.В. Бугаю.

1.
Справедливо никому ни в чём не вредить.

2.
Легче спрашивать, чем отвечать.

3.
Неточно как вывод: грех всегда целесообразен.

4.
«Можешь ты назвать удовольствие более сильное и острое, чем любовные утехи?» — «Не могу, да и нет ничего более безумного».

5.
Между тем, правильной любви свойственно любить скромное и прекрасное. Притом рассудительно и гармонично.

6.
Термин: нестойкость из-за влюблённости.

7.
Своими словами: наслаждение не свойственно и не нужно любви.

8.
Своим словами: секс — грубость и непонимание прекрасного.

9.
Термин: праздное лечение своих болезней.

10.
(Из контекста): рассудительность — это власть над определёнными удовольствиями и восхождениями.

11.
Рассудительность=гармония.

12.
Своим словами. От общего к частному: справедливее государство выше справедливости в отношении отдельного человека.

13.
Прекрасное трудно.

14.
Вожделевшее начало неразумно.
15.
Ошибка философа страшнее убийства.

16.
Многие любят спорить, а не беседовать или рассуждать. Они же придираются к словам. 

17.
Термин: эротическая неизбежность.    

18.
…В государстве, где люди процветают, было бы нечестиво допускать беспорядочные совокупления и какие-нибудь такие дела, да и правители не позволят.
Да и это совершилось бы вопреки справедливости.

19.
Термин: священные браки.

20.
Рождать лучше в цветущем возрасте:
Женщины: 20 — 40 лет.
Мужчины: 30 — 55 лет.

21.
Термин: общественное дело рождения детей.
Термин: полезные люди.

22.
Термин: религиозное, торжественное зачатие законных детей. 

23.
Термин: безрассудное и ребяческое мнение о счастье. 

24.
Df философа (5 книга).
Философ:
а) готов отведать от всякой науки.
б) с радостью готов учиться.
в) в учении ненасытен.
г) не есть философ тот, кто просто хочет узнать что-то новое.
д) философ тот, кто хочет научиться новому (ремеслу).
е) делец ещё не философ.
ё) философ в чём-то эстет: «духовный взор философа способен видеть природу красоты самой по себе и радоваться ей». Цитата не точная.
ж) философ ищет мудрости, а не мнений.
з) философ познаёт то, что тождественно самому себе. 
(Далее: пункт 29).

25.
Мнение находится между знанием и не знанием.

26.
Мнение смутно, но яснее незнания.

27.
(6 книга и далее)

28.
Важны три вещи: 1) красота, 2) справедливость, 3) благо.

29.
Философа страстно влечёт к познанию.
Продолжение признаков философа (см. пункт 24):

и) философ: любовь к истине, неприятие ко лжи.
й) телесные удовольствия для него пропадают.
к) рассудительность, а не корыстолюбие.
л) мелочность — злейший враг души (философа), которой предначертано вечно стремиться к божественному и человеческому в их целокупности. 
м) философ не робок, но кроток.
н) у философа хорошая память.
о) соразмерность и тонкость ума.
п) 1) справедливость, 2) мужество, 3) рассудительность, 4) великодушие.
р) способность к познанию, родство истине.

30.
Адимант: философы никчёмны.
Философ кратко: 1) мужество, 2) великодушие, 3) понятливость, 4) память.

31.
Что мешает философу?
а) внешняя красота.
б) богатство.
в) физическая (телесная) сила.
г) влиятельное родство.

32.
Софисты потакают мнению толпы (аргумент против демократии).

33.
Часто философ вызывает порицание.

34.
Мелкая натура никогда не сотворит ничего.   

35.
Сократ пережил божественное знамение.

36.
Философия: «сладостное и блаженное достояние».

37.
Поэзия портит людей.

38.
У философии дурная слава.

39.
Геометрия ещё не означает ума тех, кто ею занимается.

40.
Восхождение: мнение — рассудок — разум (ум).

41.
Я: музыка летоисчисляет время.

42.
Диалектик 1) может определить идею блага, 2) делает это по сущности, а не по мнению: докажет сущность любой вещи.
Диалектика — «карниз» знания. 

43.
Именно юношам принадлежат все великие и многочисленные труды.

44.
Усталость и сон — враги наук.

45.
Диалектик — тот, кто способен всё осмотреть.

46.
Государственный строй не может длиться вечно.

47.
Режимы по нисходящей: 1) аристократия, 2) тимократия, 3) олигархия, 4) демократия, 5) тирания.

48.
Главный недостаток олигархии: имущественный ценз, когда бедняки не участвуют в управлении.

49.
Жена критикует мужа, если он слабый чиновник.

50.
Государство — лодка, нужен хороший кормчий.

51.
Олигархия: государство богатых стоит над государством бедных.

52.
Справедливость — это когда все на своём месте (сословия).

53.
Тунеядец — болезнь для государства.

54.
Бережливость дельца мешает гармонии души и невозмутимости

55.
Олигархия создаёт человека, который мечется между удовольствиями.   

56.
Олигархия позволяет распущенности.

57.
Государственные должности выбирают по жребию.

58.
Существует разлад между философией и поэзией.

59.
Демократия воспитает безразличие.

60.
Демократия допускает разорительные вожделения. От себя: в том числе «любовные утехи».

61.
Главная ценность демократии — свобода.

62.
Демократия: трутни, богачи и народ.

63.
Переход от демократии в тиранию:
а) передел земли и списание задолженностей.
б) избавление от соперников.
в) расправа над восстанием.
г) народ дорожит жизнью будущего тирана.
д) тиран вышел из народного представителя.
е) тиран устраивает войны, чтобы быть предводителем.
ё) тиран мудр, общается с мудрыми.
ж) о нём поют поэты.

64.
К идеалу можно стремиться бесконечно.

65.
Самое горькое рабство — рабство у рабов.

66.
Демократия: беззаконие=полнейшая свобода.

67.
Тираническая натура никогда не отведывала ни свободы, ни подлинной дружбы.

68.
Тираническая душа насилует Родину (своими словами).

69.
Нет более жалкого государства, чем то, которым управляет тиран, и более благополучного, чем то, в котором правят цари.

70.
Тиран несчастен (как и богач).

71.
Не умея справляться с самим собою, [тиран] пытается управлять другими.

72.
Политические режимы от лучших к худшим (ещё раз): царский строй — тимократия — олигархия — демократия — тирания.
 
73.
Царственный человек в первую очередь властвует над самим собою.

74.
Падение человека: философы — честолюбцы — сребролюбцы. 

75.
Доказательство — орудие философа.

76.
Удовольствия человека самые подлинные.

77.
Незнание, непонимание — пустота в душе.

78.
… Сражались за призрак Елены, не зная правды.

79.
Быть царём приятнее, чем тираном.

80.
Поэт должен знать то, касаемо чего он творит, знать «материал». Знать то, о чём пишешь.

81.
Войны: великое и прекрасное.

82.
Поэт подражает: в этом его сила и слабость. Поэт творит призраки — подражает.

83.
Изготовление — пользование — изображение: дорога к искусству поэта.

84.
Искусство субъективно.

85.
Заботиться о вечном, а не о коротком — промежуток между рождением и смертью.

86.
Царь справедливее, чем тиран, у которого всё завязано на его вожделения.

87.
Душа не гибнет (в том числе и от пороков), следовательно, она бессмертна.

88.
Несправедливость смертельна? Умер — стал менее справедлив?

89.
Упражняясь в добродетели, человек уподобляется богу.

90.
Количество душ не уменьшается и не увеличивается. Если бы душ было бесконечное количество, то бессмертным было бы всё.

91.
Справедливость сама по себе есть нечто наилучшее. Для самой души.

92.
Уважение со стороны других людей — награда за добродетель.      
    
93.
Императив: брать в жёны любых девушек.

94.
Пытки на дыбе и калёным железом — участь несправедливых. (Учение об аде?—  Д.Г.)

95.
Веретено Ананки (богиня рока, судьбы, неизбежности) предаёт всему вращательное движение. Странствие души  в загробный мир.

96.
… Богатство и тому подобное зло...

97.
Книга № 10: описание загробного мира. Сравнимо с Данте. Идея возмездия.    

 


Рецензии