Дети лейтенанта шмидта от музыки
Новые направления в музыке быстрыми темпами завоёвывали любовь и признание наро-
да. Музыка служила средством самовыражения для тысяч людей. Повсеместно, как грибы
стали появляться многочисленные оркестры, ВИА, группы, которые назывались джазовыми, но им не соответствовали; не хватало исполнительского мастерства в импровизации,теоретической подготовке. Изо всех сил все старались внешне подражать зарубежным музыкантам: строили гримасы, вертели контрабас вокруг своей оси, жонглировали барабанными палочками, пели припев, кричали хором «ча-ча-ча». Оркестры не не достигшие джазо вого уровня пополняли ряды лабухов, к которым относились ресторанные музыканты и слухачи, которые могут сыграть любую музыку без всяких там нот. Лабух — от слова «лабать» (играть). Среди молодёжи в ходу были куплеты типа:
О Сан-Луи, 102-й этаж
Там Буги-вуги лабает джаз
Существовал целый словарь жаргонных слов, на которых могли общаться между
собой только музыканты. К лабухам не относились музыканты симфонических оркестров.
Ресторанные музыканты имели постоянный заработок, а остальные зарабатывали
на праздничных концертах, свадьбах, похоронах, корпоративах. На всех зтого не хватало и приходилось гастролировать по сельским клубам и домам культуры, обсуживать курорты Крыма и Черноморского побережья. Предприятиям, учреждениям обходилось дешевле и проще привлекать музыкантов со стороны, нежели содержать своих или создавать собст венную самодеятельность. Но и это было каплей в море. Такое соотношение сил и фронта работ создавало жёсткую конкуренцию, доходившую до рукопашных схваток. Зачастую музыкантам приходилось кулаками завоёвывать право на сценическую площадку. В таких случаях только у контрабасистов обе руки были заняты громоздким и хрупким инструментом, который приходилось пристраивать в безопасное место, зато позднее вступление в схватку часто решало её исход. Между собой лабухи назывли себя не иначе, как «Дети лейтенанта Шмидта» по аналогии явления, которое описали Ильф и Петров в «Золотом телёнке». Там у Петра Петровича Шмидта, имеющего единственного сына Евгения появилось много самозванных сыновей. К соожалению, таким образом упоминается имя руководителя Севастопольского восстания, казнённого в 1905 году.
Каждый оркестр считал себя единственным и неповторимым, но лишь только те,
которыми руководили композиторы и аражировщики, достигли заметных успехов и широ-
кой известности: это и «Любэ» с композитором И.Матвиенко, и «Машина времени» с
композитором, продюсером, бас-гитаристом, вокалистом А.Кутиковым.
Аранжировка является главной составляющей звучания джаза, его армонической основой; заново создаёт музыкальную форму и инструментовку мелодии. Но гармония, как и истина, не абсолютна, а отностельна и состоит из вариантов, сочетаний нюансов и оттенков, которых насчитывается великое множество, вплоть до бесконечности.
Вот почему так непохожи друг на друга произведения Д.Гершвина и Э.Грига; они разные,(в чём и состоит их прелесть). Гленн Миллер и Дюк Эллингтон были выдающимися в трёх ипостасях: композиторы, музыканты (тромбонист, пианист), аранжировщики, опередившие время своим творчеством, которое явилось могучим импульсом для развития джазовой культуры на многие поколения вперёд, классикой жанра.
Вспоминается,как оркестр авиазавода преобразовался в диксиленд после прихода квалифици-рованных музыкантов и художественного руководителя композитора, аранжировщика, пианиста Виктора Мороз-Морозенко поклонника и знатока классического джаза. Пришлось обновлять музыкальные иструметы; в магазине «Мелодия» на улице Мира приобрели помповую трубу, контрабас, немецкую ударную установку, банджо, маракасы - всё оплатила дирекция завода. А большинство музыкантов покупали инструменты на личные сбережения. Ипортные ударные установки стоили 8 — 20 тыс. руб., контрабас 3,5 тыс. руб.-труба 2 тыс. руб. - это при средней зарплате 80 руб..
Американский джазовый музыкант, трубач и вокалист Луи Армстронг оказал
большое влияние на развитие джаза и не менее большее влияние оказал на молодёж,
став её кумиром; с его лёгкой руки человечество приобрело не одну тысячу трубачей.
Под гипностическим воздействием кумира, в духовой оркестр Воронежского
авиационного техникума им. В.П.Чкалова пришли сразу восемь человек с желанием
стать трубачами. При виде такого количества кандидатов, капельдинер только развёл
руками и предложил им осваивать альты и другие инструменты, чем вызвал горькое
разочарование. Трубачами они не стали, но запал не прошёл даром; четверо парней,
ранее игравшие на музыкальных инструментах, образовали костяк эстрадного оркесра,
в который влились музыканты химтехникума, радиотехникума и музыкального училища.
Музыка восторжествовала и «виновником» торжества был Луи Армстронг.
Вскоре, на музыкальном горизонте появился новый кумир — Гленн Миллер и его музыка,
прибывшие в Воронеж вместе с кмнофильмом «Серенада солнечной долины».Целый месяц
город наслаждался великолепной музыкой и всех очаровал симпатяга контрабасист. Да так, что музыканты сборного оркестра устроили конкурсное соревнование (с тайным голосованием) за право играть на контрабасе. Конкурс выиграл автор этих строк, чем приковал себя,как раба на галерах, к контрабасу на целых десять лет. Мне удалось понять и почувствовать инструмент и он отвечал мне взаимностью словно одушевлённое существо, особенно нам удавались сольные партии. Контрабас познакомил меня с джазом и знаменитыми джазменами, с которыми довелось поиграть, и стал входным билетом в музыкальный мир Воронежа.
Игорь Файнбойм является основателем Воронежской школы джаза; свою музыкальную карьеру начал с того, что его не приняли в диксиленд авиазавода; впереди предстояли годы учёбы в музыкальном училище им. Растроповичей, становления как пианиста, педагога,композитора.
Винницкий Зяма — легенда города Воронежа. Скрипач, дирижёр, композитор, организатор первого в Воронеже (шестого в стране) джазового оркестра (1935 год)
Винницкий Соломон Соломонович, сценическое имя Евгений, псевдоним Зяма. Почему Зяма? - ответ в любимом тосте, который он простенько и со вкусом произносил скороговоркой, доведённой до автоматизма: - «Выпьемте друзья мои»; последни два слова слышались,как «зя мои» - получалось как «зяма». На пенсию ушёл в 80 лет из ресторана Москва, бывшем Бристоль на улице Проспект Революции, бывшей Большой Дворянской, где играл на скрипке и руководил оркестром. Старые стены ресторана помнили визит будённовского разведчика Олеко Дундича к белогвардейцам в годы Гражданской войны.
Соломон Соломонович жил в пятиэтажке возле телевизионной вышки; на пенсии продол-
жал играть на скрипке по четыре часа в день; его часто можно было встретить на
Плехановской улице в магазине минеральных вод, при встрече он обычно здоровался первым.
Джаз ворвался в классическую музыку так же, как и абстрактное искусство
художников авангардистов - в классическую живопись. Чего стоит только один сюрреализм,отображающий бред, сон, то есть уход от реализма в сферу подсознания по теории психоанализа Фрейда, а «терра инкогнита» Чёрного квадрата Казимира Малевича ?. Тем не менее, такие картины пользуются спросом, а джаз слушают тысячи людей.
Но общие они только по внешним признакам и представляют собой новые формы искусства, возникшие, примерно, в одно и то же время, но по существу- разные по внутреннему содержанию.В основе абстрактной живописи лежит иррационализм, который находится за пределами разума и является антиподом рационализма; противостоит ему, то есть направлен против логики, против разума, что представляет собой искажение (извращение) классичесской живописи, сходное с нетрадиционной гендерной ориентацией (ЛГБТ). Абстрактная живопись определяет авангардистское движение в искусстве, которое возникло в 1870 году в Европе.
Джаз возник в результате синтеза африканской и европейской культур на рубеже XIX — XX веков в США. Завезённая вместе с рабами, африканская культура ассимилировалась (растворялась, поглощалась), адаптировалась в новых условиях и яркими красками вливалась в европейскую культуру.
Современный российский джаз преодолел все подводные течения, влияние бизнеса, не растеряв джазовые традиции; стал мягче, мелодичнее и достойно дополняет классическую музыку, очаровывая людей своим колоритным тембром.
Свидетельство о публикации №224090800433