Глухарь и золото
Господин Бейтон служил частным комиссаром в 180 верстах от города Иркутска в Балаганском остроге, к которому было приписано 13 тысяч бурятов, платящих ясак. Однажды он узнал, что у шулюньги (старшего рода бурят), Пашки Малакшина хранятся 11 мелких зёрен похожих на медные, вынутые из четырёх убитых глухарей. Побывав в гостях у Пашки, Бейтону удалось после долгих уговоров рассмотреть найденные зёрна, сделав для себя вывод, что это золото. Он также упросил хозяина дать ему одно зерно для проверки в Иркутске, где подтвердили, что это действительно золото. В 1806 году Балаганск посетил ехавший в Китай русский посол Головкин, узнав о золотых зёрнах, он купил у Малакшина оставшиеся 10 камушек за несколько червонцев и вроде история должна была закончится, но нет. Вскоре после этого Бейтон подстрелил глухаря, в желудке которого нашёл камешек похожий на имеющееся у него зерно. Сделав вывод, что буряты точно знают место, где птицы склёвывают золотые камушки, он 14 июля 1809 года написал прошение Александру Первому, о большой вероятности наличия на бурятской земле месторождения золота, приложив для убедительности два найденных зерна.
Бейтон рассчитывал, что его вызовут в Петербург для разъяснений по находкам и дальнейшим действиям в поисках месторождения. Однако этого не произошло, а переданные им материалы попали к академику Севергину В. М. Академик после долгого изучения зёрен написал записку «о зёрнах золота, находимых в желудке некоторых животных». Прежде всего он напомнил мнение Геродота, о некотором роде хищных птиц, вырывающих из гор золото, а также сообщение Бомара о том, что в Ульме находили золотые зёрна в желудках уток и другие невероятные факты. Закончив вводную часть Севергин сделал вывод, что изученные материалы доказывают нахождение в земле или песке, вблизи мест добычи птицы, золота в виде зёрен, кусков и даже порошка. Он также заключил, что случай с глухарями доказывает, что в Иркутской губернии, в местах где водятся глухари есть кварцевый песок с золотыми зёрнами. Птицы подобно курам разгребают песок и склёвывают зёрна золота. Академик также напомнил, что все значимые месторождения металла были открыты случайным образом.
По распоряжению императора Александра Первого, начальнику Екатеринбургских заводов отправили предписание: направить опытного специалиста в Иркутскую губернию для обследования мест, указанных Бейтоном. Сибирскому генерал-губернатору было предписано: обеспечить в этом деле всякую помощь со стороны местного начальства и местного бурятского населения. В то же время одно зерно передали Горному департаменту на Монетный двор в Петербурге, для изучения и определения количества чистого золота. Специалисты двора представили отчёт с результатами испытаний: зерно имеет цвет золота с блеском, на изломе беловатого цвета; материал ковкий, в огне перегорает и оставляет тёмно-серую окись; в селитренной кислоте растворяется без остатка и придаёт раствору зеленоватый цвет. Из-за малого количества зерна невозможно провести другие опыты и определить массу золота. Никто даже не усомнился в том, что перед ними может быть и не золото, второе же зерно не подвергалось исследованиям и затерялось.
Весной 1810 года из Екатеринбурга в Иркутскую губернию отправился отряд разведчиков недр в составе: берггешворен (надзиратель за работой рудника) Яковлев, маркшейдерский ученик, лаборант, берггауер (горнорабочий) и два рядовых рабочих. На экспедицию выдали чуть больше тысячи рублей, по тем временам очень большие деньги, но и надежды возлагались большие. Прибыв в Балаганск, отряд отправился в стойбище Улус Харет, возле которого убивали глухарей с золотыми зёрнами. Павел Малакшин выступал в роли проводника показывая долины и пади - места обитания глухарей и тетеревов. Через несколько недель безуспешных поисков, изнурительного труда и утомительных переходов, рудознатец Яковлев написал в отчёте: делали много разведок шурфами, промывали на лотках места на вершинах сопок, на их склонах, а также в низинах, рытвинах и ручьях, но золото нигде не обнаружили. Пройдя в общей сложности около 700 вёрст, экспедиция вернулась в Балаганск. Так закончились поиски месторождения золота, по зёрнам, найденным в желудках глухарей.
На лицо были и просчёты в поисках. Отряд Яковлева промывал пробы после предварительной толчеи, как при поисках рудного золота, теряя крупинки россыпного. Ведя разведку в местах тока глухарей, они и предположить не могли, что глухари могут кормиться от таких мест в радиусе 10, 20 и более вёрст. А буряты-охотники, по какой-то причине это скрыли. Спустя пять лет, в тех местах по реке Белой убили глухаря, в желудке которого обнаружили крупную крупинку золота, снова начались поиски россыпи и вновь неудача. Следует вспомнить, что способы добычи россыпного золота в России были открыты лишь спустя несколько лет, в 1814 году на Урале похштейгером Л. И. Брусницыным.
Свидетельство о публикации №224090800545
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ. Список наших Конкурсов: http://proza.ru/2011/02/27/607 .
Специальный льготный Конкурс для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/10/01/294 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 04.10.2024 10:35 Заявить о нарушении