Отцы-Командиры. Соприкасаясь с днем вчерашним

     Четыре года назад я посчитал, что достаточно сделал для речного флота страны и повесил форму с погонами в шкаф, бережно поместив в чехол, что бы не покрывалась пылью забвения. Семейный строительный бизнес крепчал, приносил нам с супругой определенное удовлетворение без воспоминаний о реке и связанных с ней рабочих моментов. Спустя два года вышел на льготную флотскую пенсию, получив дополнительный доход к бизнесу. Все хорошо, все замечательно, о том, что отдал флоту страны без пары лет четыре десятилетия, вспоминается только в День работников морского и речного флота и в День военно-морского флота, как-никак в прошлом погоны старшины второй статьи и данное звание зафиксировано в военном билете…

     Время неумолимо течет, словно вода в тех самых реках, особенно, восточных, которые не перегорожены ничем, а бегут легко красиво и прохладно, в согласии с собой теряясь в Северном Ледовитом океане. Оставляя там свои потоки, размываясь великими водами, они все равно устремляются вперед и вперед по велению веков и ведомые их же невидимой рукой. Годы мои же подкатывают к шести десятками, а потому постепенно забывается время молодости и задора, некоторой бесшабашности и беспечности. И вот совсем недавно вижу на телефоне сообщение в ватсапп, что Якутский институт водного транспорта приглашает на работу преподавателей спецдисциплин. И так защемило в сердце, так разгулялись волны былого профессионализма, что все тем же волнообразным накатывающим состоянием на меня двинулись те самые воспоминания о молодости, курсантстве и жизни по распорядку дня. Не удержался и позвонил директору, с которым по долгу последней флотской работы, знаком лично. Не знаю, что сподвигло меня на этот шаг. Видимо, все-таки, не все я позабыл и не все свои жизненные флотские навыки передал следующими за нами молодым поколениям будущих речников или сегодняшних работников, романтиков и прагматиков, бороздящих своенравные реки страны. Приглашение директора стать его заместителем по молодежной политике и воспитательной работе стало для меня определенной и, скажем так, приятной сердцу, неожиданностью. Не раздумывая согласился и спустя всего несколько дней приземлился в удобное мягкое кресло заместителя, обладателя большого и просторного кабинета с видом на Площадь Победы столицы снегов и морозов…

     Полтора месяца ознакомления с документацией и фронтом работ, адаптационная благоприятная обстановка в тихом учебном заведении, которое летом, после очередного выпуска поколения новоиспеченных капитанов и механиков, пустеет ввиду отпуска преподавателей и воспитателей, почти всех работников. Да это и замечательно, никто не мешает и не забивает мне голову пока лишними новостями и поучениями, лишней и не всегда необходимой информацией. Быстро пролетели эти дни и вот…

     День Знаний для всех вновь поступивших в школы и колледжи, техникумы и институты, университеты и иные учебные заведения всегда торжественный, волнующий, праздничный и запоминающийся. Естественно, достав из шкафа свою форму, дополнив ее летней фуражкой и белыми перчатками, я стою перед двумя сотнями новобранцев в наш институт. Молодые и постарше, вчерашние девятиклассники со всех районов Якутии и из-за ее пределов, на которых новая форма смотрится аляповато и неуклюже, вчерашние одиннадцатиклассники, на которых немножко иная, более симпатичная форма смотрится куда приятнее. Все, все они смотрят на меня еще непонимающими светлыми детским чистыми глазами. Ваш покорный слуга громким четким голосом произносит необходимые для постройки курсантов и студентов слова, при скоплении множества родителей и гостей мероприятия отдаю рапорт о начале торжества директору. Под Гимны России и Республики Саха (Якутия) поднимаются национальные Флаги и мы с директором стоим «под козырек» по направлению к неизменным атрибутам государства и его территории. Никогда ранее не приходилось командовать в таком виде и перед такой аудиторией. Коленки дрожат и голос немного тоже. Но проходит время и уверенность нашего директора приводит меня в порядок, где внутренний голос тихонько шепчет «ты же поэт, человек публичный, ты все сможешь и все у тебя будет хорошо». Постепенно успокаиваюсь и уже чувствую себя более естественно и раскованно. Сорок лет работы в командном и инженерном составе флотских организаций берут верх над розовым юношеским румянцем щек и ушей, все норм…

     И потекли очередные деньки новой старой работы, где память поминутно вновь восстанавливается и наполняется событиями курсантской юности середины 80-х прошлого столетия. Ежедневные построения под громкие команды строгих и справедливых отцов-командиров и старшин, строевые занятия и вырабатывание командного голоса. Все это совместно с лекциями и практическими занятиями под голоса умных и профессиональных в своем деле преподавателей, под чутким руководством старших товарищей. Замечательно, конечно, но их там было много и с первого дня, а здесь немного иная ситуация, когда двести новобранцев, почти сто из которых будет с сегодняшнего дня проживать в общежитие, на мне одном. Мои помощники, командиры и воспитатели в навигации и прибудут в расположение института только в октябре. Хорошо еще, что навигации короткие, не то, что у нас, на западе – до декабря. А пока заступаю в первый же суточный наряд дежурным по общежитию, жизнь среди пятнадцатилетних пацанов продолжается и вечером. И что же вы думаете?..

     В моей хорошей и не изменяющей пока памяти всплывают воспоминания о наших командирах роты – Сергодееве Василии Степановиче и Малышеве Владимире Петровиче.
Василий Степанович – седовласый, небольшого роста, статный подполковник или скорее капитан второго ранга военно-морских сил, ветеран Великой Отечественной войны, с молодости начавший службу на Северном флоте и до выхода на пенсию отдавший годы толь данному флоту. Во время войны он служил в экипаже одного из судов конвоев, сопровождавших советские и зарубежные корабли, доставлявшие грузы до Мурманска. Всю войну прошел именно там, имеет множество наград и ранений, орденская планка, если мне не изменяет память, была ряда в три. Строгий и справедливый, но в то же время чуткий и по-отечески заботливый, от чего и получил в первый же день от нас, лысых первокурсников ласковое прозвище «Дед». Его любимые фразы «две руки и стакан воды» и «нет своего, добудь в бою», «штаны носят девушки, что бы и не изнасиловали, а у вас форменные брюки» и «мы люди скромные, нам нужно первое место», я прекрасно помню и сегодня. Произнесенные четко, по-военному, но очень мягко и понятливо, с первого раза вгрызались в наше сознание и оставались в юношеских душах. Наша 17 рота прошла с ним первый курс речного училища и именно благодаря «Деду» мы познали и поняли главную науку любого братства – «один за всех и все за одного», осознав, что только вместе мы сила.
     Малышев Владимир Петрович – выпускник нашего же, «путейского», отделения двумя десятками лет раньше. Симпатичный подтянутый мужчина под сорок лет, спортивного телосложения с широкими атлетическими плечами и ростом под метр восемьдесят, с густыми черными усами, за что мы быстро нарекли его «Клопом». При любой возможности Владимир Петрович напоминал нам, что никогда не употреблял спиртного и никогда не курил, чего и нам желал. Будучи курсантом, он вполне успешно на уровне города Горького занимался морским многоборьем, защищал вместе с другими ребятами честь училища. Строгий и громогласный, с четко поставленным командирским голосом, жесткий, но в тоже время справедливый и так же, по-отечески, добрый. Если курсант не «косячит» и старается на благо группы и роты, то вполне может рассчитывать на определенную степень лояльности по отношению к себе. К более частым увольнениям домой и просто погулять по городу, понимая, что замкнутое пространство и чисто мужское общество ни к чему хорошему привести в будущем не может. Владимир Петрович принял нас на втором курсе и вел до самого выпуска…

     Почему я о них вспомнил? Да потому, что первым же вечер, стоя перед строем курсантов, собравшихся на вечернюю проверку, почувствовал себя тем самым «Дедом» и «Клопом» одновременно. Я понял, как начну их воспитание и приведение к «общему знаменателю» жизни по распорядку дня, так они и осознают, что такое флотская дисциплина. Дети, совсем еще дети, одетые в курсантскую форму, с перекошенными фланками, неуклюже сидящими на худых телах, висячими на… ниже пояса ремнями, с испуганными глазами и… Смотрящие на меня, взрослого седого человека в офицерской форме, немигающими, теми самыми детскими глазами, явно, непонимающими, куда и зачем попали. Да, сегодня индустрия образования выстроена так, что учебные заведения борются за бюджетные деньги и набирают почти всех подряд, не задумываясь о завтрашнем дне. Возможно, с высоты своего опыта и проведенных на флоте лет, напишу неприятность, но мы не исключение. Единственное, что неприятно, именно неприятно, успокаивает, у всех этих пацанов и девчонок нет обязательного распределения, как было у нас. Только единицы, ну, может быть, треть поступивших и доучившихся до выпуска пойдут бороздить реки и моря капитанами и их помощниками, спустятся в машинные отделения механиками и их помощниками, поднимутся в багермейстерскую рубку командирами и их помощниками, войдут в главный распределительный щит электромеханиками и их помощниками. Возможно… О чем, конечно же будет жаль нам, их руководителям и воспитателям, командирам рот и преподавателям, отдавшим очередные четыре или пять лет своей профессиональной карьеры и жизни их обучению. Жаль…

     Извините, чуть отвлекся от сути, но душа болит за будущее отечественного речного флота… Очень болит…

     А здесь? Услышав свою фамилию, некоторые не могут четко ответить и назвать спокойно свои имя и отчество, заикаясь и почти проглатывая слова, не могут внятно ответить на простые вопросы «из какого города приехал?» и «для чего ты поступил в речное училище?». Как же они бедные потом по радиостанции будут разговаривать при расхождении судов, при передаче информации диспетчеру? Как??? Нынешнее поколение смартфонщиков и планшетников полностью разучилось говорить, предаваясь общению письменному, с сокращением и коверканием нормальных русских слов, заменяя их непонятными «ок» и «пок», пишущих их с ужасными ошибками…

     Вот она, видимо, главная сегодняшняя задача «Дедов» и «Клопов», а, стало быть, и моя в первую очередь. Мы обязаны суметь из этих самых стесняющихся и заикающихся «незнаек» вырастить профессиональных речников и моряков, достойного капитана и механика, инженера и руководителя флотского подразделения. И мне опять вспомнились мои командиры, находившие добрые и понятливые слова, что бы убедить курсанта в его выборе будущей профессии, выборе своего направления по фарватерам реки и жизни. И, ведь, находили же! Сумели мы тогда понять, чего хотят от нас старшие товарищи, и чего хотим мы сами. Кем я лично могу стать в недалеком будущем и что мне это сулит в перспективе. И в тот первый вечер дежурства, стоя перед сотней испуганных мальчишек, я понял свое сегодняшнее предназначение, свое главное направление жизни на будущий учебный год, на предстоящую ближайшую перспективу, прекрасно понимая, что вырастив троих детей достойными членами нашего общества, просто обязан то же самое проделать и с молодым поколением будущих речников. А иначе, зачем же сюда пришел работать? Зачем вернулся в строй ветеранов речников? Зачем? Кто, если не я, добровольно откликнувшийся на крик отчаянья?..

     Надо просто вспомнить все то, самое хорошее и доброе, теплое и понятливое, простое и доходчивое, что получило свою отдачу сорок лет назад от командиров и передать сегодня курсантам. Они же смотрят на меня, словно на родителя своего, оторвавшись в пятнадцать и шестнадцать лет от коренного отчего берега, пустившись без весел и руля в пока еще непонятное хаотичное плавание будущего, гонимые ветром перемен и волнами нового и неизведанного потока…

     - Равняйсь! Смирно! – Вспомнив команды нашего второго командира, я создаю тишину в коридоре общежития и тем самым обозначаю перед курсантами свою строгость и политику, так сказать, будущего…

     Как сорок лет назад, как-будто и не было еще шестнадцати моих навигаций и двух с лишним десятков лет кабинетной работы, как-будто только вчера я сам стоял перед строгим командиром и с трепетом ждал его замечаний за плохую учебу или недостойное курсанта. Как-будто только-только закончился второй курс учебы и перед всем строем училища получаю из рук Малышева Владимира Петровича поощрение в виде специального комсомольского значка и Почетной Грамоты за успешное окончание курса и хорошую комсомольскую работу на благо группы, роты и всего училища. Как-будто только недавно от щедрой души Василия Степановича получаю максимальные пятьдесят баллов плюсом в общее послужное портфолио для получения хорошего места в распределении на будущую работу, баллов, поднявших меня на первое место среди ста выпускников роты «путейцев» в феврале 1986…

     Тепло… Очень и очень тепло… Воспоминания накатывают волнами и понимаю, что не зря вернулся на круги своя и достал из шкафа форму с погонами десятой категории. Не зря…

     И, конечно же, боль воспоминания о том, что от открывшихся ран, полученных во время войны, спустя всего два года после нашего выпуска из Горьковского речного училища им. И.П. Кулибина скончался наш любимый «Дед» - Василий Степанович Сергодеев. В 2018 году не выдержало нагрузок сердце и ушел из жизни наш спортивный подтянутый и бодрый в любом возрасте Малышев Владимир Петрович...

     Светлая память нашим Отцам-Командирам, сумевшим своим трудолюбием и строгостью, личным опытом и теплым отношением вырастить из сопливых школьников настоящих мужчин. Из меня так это точно! Вся моя жизнь протекла по рекам СССР и России – Ока и Волга, Дон и Северский Донец, Алдан и Мая, Лена и Яна…

     08 сентября 2024 года


Рецензии
Да - куда мы без настоящих учителей и их школы? "Наш паровоз вперёд летит..."

Евгений Кашкаров   06.11.2024 09:08     Заявить о нарушении
Этттто точно... благодарю за визит и теплый отзыв... мы теперь сами учителя таких же лысых и ушастых, какими были сорок лет назад...

Станислав Климов   09.11.2024 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.