Как в кино
В предисловии Нина Краснова пишет: «Когда читаешь книги Ваграма Кеворкова, кажется, что ты смотришь большой художественный фильм, в котором каждый новый рассказ – это новая серия фильма о советской и постсоветской эпохе, новый кусок жизни. И всё там настоящее – и люди и природа, и пейзажи, и дома с их интерьерами и антуражем. Вся проза Ваграма Кеворкова насыщена приметами времени, сквозь которое, как сквозь огонь и воду, проходят его герои». И в этом трудно с ней не согласиться, поскольку кинематографичность действительно является отличительной чертой прозы Кеворкова. Возможно, так происходит потому, что он не только писатель, но и режиссёр-постановщик, создатель многих телеспектаклей, фильмов и телевизионных передач.
Кеворков большое внимание уделяет деталям, композиции, мастерски выписывает сюжет, подчас оригинально разворачивает его в самом неожиданном месте. И выходит у него это вполне органично, как дыхание. Слова льются одно за другим, составляя в итоге очередную историю, в правдивость которой не можешь не верить. Это очень ценное качество, когда простые и незамысловатые истории, не перегруженные метафорами и сложными образами, совсем не кажутся легковесными, а напротив – глубокими, преисполненными смысла и лиризма. Этим и отличается хорошая проза от посредственной, которая может быть написана по всем правилам, по всем канонам, но не тронет читателя и не заинтересует, не всколыхнет в нём чувство.
Рассказы Кеворкова о разном. Некоторые его тексты трудно читать, ибо подступает комок к горлу. Таков рассказ «Чумотары» - о лагерной жизни. И хотя, казалось бы, после Солженицына или Шаламова нас трудно чем-то удивить, автору это удаётся. Какой-то особой интонацией, какими-то едва заметными штришками он рисует картину ужасающего быта, в который погружаешься по мере чтения, испытывая нарастающее желание поскорее выбраться из этого ада. Впрочем, это скорее исключение. Большинство рассказов Кеворкова – добрые, светлые, повествующие о детстве, молодости, тёплых воспоминаниях и грёзах, как, например, «Алёна».
Или рассказ «Орёл» - совсем небольшой, в котором повествуется о предприимчивом пернатом хищнике, воровавшим кур с колхозной птицефермы, а затем «пасшим» их в степи, употребляя в пищу лишь самых строптивых, норовивших вернуться домой. Впрочем, рассказ этот скорее о старичке-фермере из Вирджинии, с какой-то стати посетившем наш колхоз. Или о нашем многострадальном колхозе, бедно выглядящим по сравнению с фермерским хозяйством за океаном. Но главное – о свободе, за которую приходится платить жизнью. В общем, это нужно читать. Смаковать истории, размышлять над ними и мысленно говорить «спасибо» автору, подарившему нам столько приятных минут.
Зам. Главного редактора «Литературной газеты» Анастасия Ермакова.
Свидетельство о публикации №224090901620