Этимология чисел от 1 до 10

До сих пор темным остается вопрос происхождения чисел. Обычно исследователи перечисляют написание чисел в различных языках, не предлагая путей появления их значений.

Попытаемся разобраться, как могли появиться определения чисел. Очевидно, что «счеты» должны были быть постоянно под рукой древнего человека. В таком случае первичен «счет на руках», следовательно, использование пальцев руки могло быть главным инструментом такого счета.

Посмотрим на название чисел в разных языках:

Как видим, наиболее близки к индоевропейским истокам древне-иранская, балтская (ныне представлен литовским языком) и кельтская (типичный представитель – валлийский язык) основы. От данных фактов и будем отталкиваться в изучении этимологии чисел.

Начнем не с одного, а сразу с пяти (5). Индоевропейский корень этого числа реконструируется как penk;e, имея древне-иранское p;;ca, балтское penki и кельтское *k;enk;e (валлийское pum(p)). Интерес представляет, с одной стороны, появление (заимствование из балтского) в датском pink и английском pinkie «маленький палец, мизинец», с другой стороны, по этой линии развития балтское penki – германское *fingraz – английское finger «палец; рука без большого пальца и т. д.». Кельтский корень дал в валлийском pump/pymp «пять; пять пальцев, рука» и далее до германского fimfe и к английскому five «пять». Уместно отметить и балтские (по типу TiT<=TeT) pinti «плести, соединять», pinksti «кулак» (здесь же славянская p;ta «пятка»). Таким образом, обобщая семантику представленных корней, можно говорить, что древний человек пять определял мизинцем, завершая счет всей руки, пятерни, соединяя их в кулак.

Тогда десять (10) – это две руки вместе. Основу этого числа возводят к индоевропейскому корню dek;m;(-t)/dek;u-, дав в древне-иранском d;;a, балтском de;imt и кельтском *dekam. В этом случае привлекает внимание корень dek;- «брать» с расширителем -s-, который в балтском имеет значение de;in;; «правая рука (которой обычно человек берет)». При этом, из валлийского de(n)g [10], в конечном счете, появился английский ten. Таким образом, можно выделить корень dek;- (в балто-славянской среде исследователи отмечают глаголы de;io, desiti, дополненный в балто-славянской языковой среде суффиксами -imt, -in. Следовательно, древние люди определяли десять, как прибавление к пальцам левой руки правую пятерню (та, которой берут).

Но вернемся к началу – числу один (1), который исследователи связывают с местоименной (указательной) основой oi-nos (первичный e-/ei-/i-), малопригодной для счета. В то же время образной характеристикой первого пальца может выступить балтское ;ena «дышло; подвижный одиночный предмет» (здесь же, например, и ;enik;s «одиночные сани») при индоевропейском корне ei-/oi- «стержень». Особенность, связанная с подвижностью, позволяет говорить о первичности глагола e;ti (индоевропейский корень ei-, включая и производные с первым v-/u-) «идти, двигаться» (семантически близок vyti при индоевропейском корне u;ei- «идти, преследовать и т. п.]. Именно здесь мы видим использование различных расширителей -d-, -t-, -s-, -n-, -m-, -g-, -k(;)-, последний из которых может объяснять, например, появление древне-иранской формы ;ka-.

Продолжаем движение к числу два (2). Исследователи предлагают «дежурный» индоевропейский корень du;;(u)- с продолжением в древне-иранском dva;(u), балтском du и кельтском *dwaw/*dwi. В то же время происхождение этого числа может быть связано с глаголом *dvig(a)ti (*dvi;i, учитывая дви-гать, дви-нуть/дви-гнуть) «поднимать, двигать вверх», этимология которого остается неясной, хотя и пытались его выводить от числа два. Мы же обратим внимание на первичную реконструируемую форму *d(ъ)vigъ, т. е. получаем основу *d(ъ)vi- с расширителем -g-.  При этом, в языках кельтской группы отмечаем звучание два как dau/dou/deu/do. В таком случае, мы можем видеть те же производные индоевропейского корня ei- с балтским глаголом e;ti, который дополнен указательным префиксом do- (индоевропейский d;-, также d;-u- : d;u- : du-; славянизированный da-). Вероятное значение второго (указательного) пальца – поднимается вверх.

Число восемь (8) соотносят с индоевропейским корнем ok;t;(u)-, в балтской языковой среде определяется как a;tuo-ni, в древне-иранском a;;;;(u), в кельтской *oxt;. Вероятно, первоосновой может служить корень ak;-/ok;- «острый, остроконечный, угловатый», выраженный балтским akstis (ak;tis; реконструируется как *a;-tis) «заостренный предмет». Выявленное значение вполне характерно для особенности среднего пальца, выступающего над остальными.

Но мы еще отметим глагол a;;trinti «заострять, усиливать» [6], который нам поможет разобраться с происхождением числа три (3) – средний палец на другой руке. Исследователи выделяют индоевропейский корень trei-/*treyes, к которому возводят древне-иранский tr;ya;, tr;/tr;;i, балтский trys и кельтский *tris. Здесь мы можем выделить в основе глагол trinti «точить, заострять» (tirti, славянское treti, tryti при индоевропейском корне ter-/tri-/treu. Вновь определяющим выступает значение «заострять», присущее среднему пальцу.

Следующим по счету идет безымянный палец, который должен был соответствовать числу четыре (4). В основе лежит индоевропейский корень k;etu;er-/k;etu;;r-/k;etur-, реализуемый в кельтском *k;etwores (в том числе, валлийский petguar/pedwar), древне-иранском catv;;ra;, catv;;ri и балтском keturi. Происхождение числа может быть представлено конструктом из индоевропейского k;o-/k;e- (в балтских языках kas-, встречающемся в виде префикса ka-/ko-/ke-/ku-) с корнем tu;er(;)-/tur- при балтском tv;rti, tur;;ti, tv;r-tas со значениями «окружить, оградить; жесткий, твердый и т. п.». Тогда рассматриваемый объект можно определить, как «который огражден, окружен, схвачен; жесткий, малоподвижный», образно говоря, «как кол/жердь в заборе».

Продвигаемся дальше и привлекаем к счету вторую руку. Число шесть (6) имеет в основе индоевропейский корень su;ek;s/(k)s(u;)ek;s/u;ek;s(:uk;s) и, соответственно, древне-иранский ;;; (sa;;), балтский ;e;i и кельтский swexs (валлийский chwech). Происхождение значение числа можно связать с индоевропейским корнем *s(u;)e- «отдельно», находящем воплощение в балтском sve;ias/sv;tis (от *su;e-ti;os) «стоящий один <снаружи>». Звучание *su;e- фонетически отражено в литовском как ;- (например, ;e;uras - su;ek;uro-s – свекр. При этом, возможен второй компонент в виде e;ti, имеющим различные формы вокализма (в том числе, например, в оказавшем большое влияние на другие языки латинском exe; «двигаться наружу»), что обеспечивает дифференциацию в различных языках (см. выше, число 1). Мы же можем определить значение как «отдельно подвижный», что созвучно понятию числа 1.

В предложенной картине числу семь (7) должен соответствовать указательный палец. Число семь возводят к индоевропейскому корню septm; с древне-иранским sapt;, балтским septyni и кельтский *sextam. Дальнейшее развитие в разных языках позволяет выделить в основе корень sep-, который, вероятно, связан с аналогичным индоевропейским корнем «почитать», но требующим расширения. Следует обратить внимание на древнегреческое ;;;;;; (;;;;, ;;;;o;o;, именно переход ;;>;; обуславливает славянское sedmь и русское «семь») “august”, латинское значение которого происходит от auge; «увеличение» от индоевропейского au;eg-. К последнему принадлежит и балтское augti «расти». И круг замыкаем глаголом ;e;pti (здесь же и ;ipti «притупляться»), который определяется как раз глаголом augti. Мы получили значение числа – «подрастает, затупляется», которое можно сравнить с числом 2 («поднимается»), тоже характеризующим указательный палец на другой руке.

В качестве основы для числа девять (9) предлагается индоевропейский корень e-neu;en/neu;n;/enu;n;, который в балтском реализован как devyni (d- появилось вследствие диссимиляции, аналогично, например, debesis из индоевропейского *nebh-es-), в кельтском – *nowan (хотя валлийский nauou/naw, ирландский noi, бретонский nao/nau/naw), в древне-иранском – n;va. В данном случае мы, вероятно, имеем конструкт из негативного префикса n;- и глагольного корня ei- (смотри выше – число 1). Таким образом, палец, соответствующий числу 8, может быть обозначен как «малоподвижный», что вновь позволяет провести параллели с аналогичным пальцем другой руки, определяющим число 4.

На основании изложенного, можно сделать определенные выводы: этимология всех чисел имеет завершенную словообразовательную модель, смысловое значение и взаимосвязь. В каждом числе можно отметить корневую основу, учитывая степень вокализма и дополненную суффиксами, присущими разным языкам. Парные пальцы обеих рук имеют одинаковое значение. При этом, значение чисел можно объяснить в балтской языковой среде, в которой сохранились близкие к первоначальной семантике определения корней и соответствующая морфология.


Рецензии
Единая мировая этимология числа 2 .
Как уже многие догадываются,действительно слово Дева/Дива/Дэаы и Два связаны гораздо ближе,чем кажется.
Девы или,чтоб понятнее,джины-это параллельная человечеству эволюция и русы об этом знали.
И передали это знание другим народам.
Немного об этом для понимания глубины этимологии.
Изначально древней Дэва-эволюция является женской, она негативна и восприимчива; человеческая эволюция — мужская, она позитивна и активна .
В качестве членов эволюции работает большое число существ, которых христиане называют ангелами, а жители Востока — дэвами.
Многие из них прошли через человеческую стадию много веков назад и работают сейчас в составе большой эволюции, параллельной человеческой и называемой дэва-эволюция.
Такие вещи просто надо знать хотя бы на этом уровне,потому что читатель-ты,представитель человечества.
Deus -бог по латыни Теос -бог по гречески Divinitas -по латыни божественное

Duo по латыни и по гречески два Девыю по сингальски,это народ в Шри Ланке христианский .
Дэвель-бог по цыгански .
Дув-бог по басконски .
Возьмем андийское (в Дагестане)два-Цов.
Оно повторяет фонетически немецкое Zwei.
Шевски/цевски по тунгусски -два .
По древнерусски это звучит Дивей,Девой,то есть речь снова о Дэвах .
На осетинском -Дуа.
уа-по маркизски два
Луй-велико-по афгански Лавой-высоко по кази кумыцки.
Луа читается наоборот,как Улы-великий аулана-высший -на языке Сандвичских островов .
В языке и культуре башкир с числом ике ‘два’ связаны следующие значения: представление человека о двух мирах; значение парности, целостности – а) парность одинаковых,схожих, б) сдвоеные противоположности или бинарные оппо- зиции.
С числом ике ‘два’ в поверьях башкир связано наличие двух миров: этот мир и загробный мир

Мы находим в енисейском орхонском Аки-два .
Уйгурское Ики-2
Якутское Икки-2
Тувинское ийи-2.
Таким образом расшифровывается этимология близнецов через известное выражение Ака :a k a, в английском написании известен как инициализм (аббревиатура) с 1935 года. Сокращение от also known as; На самом деле это дезинфомация -как раз ака произошло от тюркского Еки-два,близнец.
Так же Ага-брат-близнец,то есть вторичная сущность.

Геннадий Палеолог   09.09.2024 13:42     Заявить о нарушении