С ДР, Москва! Из Хамовников в Замоскворечье

 30 июля сего года  Крымский мост дружески  раскрыл крылатые объятия всем пришельцам, вступившим на его плиты.  Последний оплот   Хамовников - лазоревый дворцовый корпус Катковского  лицея, ставшего Дипломатической академией МИД, первым запечатлелся в памяти моего фотоаппарата.

  Вчера, когда я, сидя перед экраном монитора,  решила изменить  вектор своего передвижения в метро и выбрала для очередного десантирования в  Хамовниках станцию «Парк культуры - кольцевая», я вдруг вообразила, как обдуваемая всеми ветрами, буду, согнувшись, преодолевать  метеорологические невзгоды  на этом единственном в Москве  висячем мосту.

 Но живописные кучевые облака, чем-то схожие с кружевными сводами  «Парка культуры» и пригнанные  из Питера специально для антуража моей фотосъёмки,  как по команде расступились, и солнце, летнее, яркое, настоящее, осветило всё вокруг и согрело своих пешеходов так, что мне пришлось сначала  снять припасённую для непогоды ветровку, а  затем  и  сиреневую толстовку-худи с  двуслойным капюшоном. Подпоясавшись последней и завязав косынкой шарф на голове, я с наслаждением приступила к  фоторепортажу.

 Москва-река искристо несла  свои многотонные воды мимо Кремлёвской и Пречистенской  набережных, На том берегу  оставались две доминанты: пятиглавие Христа Спасителя – справа и песочная глыба сталинских  домов – слева  на Фрунзенской( в прошлом – Хамовнической) набережной. Впереди сразу обрисовался силуэт «Новой Третьяковки» - начальный объект моего сегодняшнего тура. Рекламная надпись на весь небосклон  гласила: «Васнецовы. Связь поколений. Из ХIХ в ХХI век».

   – Ага, - подумала я, - мы из Хамовников  - в Замоскворечье, а они  - сразу глобально: из прошлого – в будущее…  Плати девятьсот рублей – и вперёд ( пенсионеры же могут проехаться на машине времени всего за 500 рэ).

 - Ой, а это что там на горизонте справа голубеет за рекой? Неужели Шуховская башня? Она! Загадочной синей ракетой устремляется в шаболовскую высь!  Все 160 метров ажурной конструкции  возвышаются  над Москвой  памятником гениальному  русского инженеру – Владимиру Шухову.
 
 По мосту как заведённые жёлто-красно-серебристой  шумной  массой проносились автомобили, внизу по Москве-матушке-реке проплывали белые электросуда различного водоизмещения, а  справа обозначилась вертикалью памятника Петру Великому главная цель  - давно манивший меня маршрут по набережным Обводного канала.

  На всё это великолепие, которое подготовила Природа Москве в предпоследний день июля,  с высоты Новой Третьяковки взирал Илья Муромец, на этот раз поднятой рукой  ещё и прикрываясь от слепящего глаза светила. Разумеется, Добрыня Никитич  и Алёша Попович  ещё двумя парами глаз всматривались в солнечную даль, любуясь золотыми куполами на том берегу Москвы нашей реки.

 - Простите, - скажет мой постоянный читатель, - сравнение с богатырями, во-первых, уже было  где-то у вас, а во-вторых,  нельзя ли не перегружать с самого начала репортаж   вечными  своими фантазиями-фантомами, вытащенными в очередной раз из глубин вашего подсознания.

  - А вот и нет! – спешу  утешить я разгневанного гостя, -  если это и фантазия, то, увы, не моя: во всё  московское небо реальные былинные  богатыри  выступают по пояс из рекламного заголовка «Васнецовы…», приглашая всех раскошелиться, чтобы увидеть шедевры братьев Васнецовых, собранные наконец-то под одной крышей.

  Сварганив на скорую руку несколько селфи  с тросами-крыльями Крымского моста, а также на фоне ЦПКиО им. Горького, пробираюсь к подземному переходу  вдоль кромки магистрали по узкой дорожке, защищающей пешехода  стволами фонарных столбов от пролетающих по широкому тротуару самокатчиков. Нырнув  под землю  в совершенно пустынный теперь коридор, с грустью сожалею о давно закрытом вернисаже, который много лет процветал здесь альтернативной пёстрой галереей…

 Вышедшего из подземелья экскурсанта угрюмо, но с хлебом-солью встречает многофигурная  скульптурная композиция гигантских размеров. Называется этот монумент: «Торжество труда»( «Мир Земле» ). Чуть дальше просматривается ещё один монумент в том же суровом силе и тоже из серии «Торжество труда» - « Наука и искусство». Автор – М.Ф.Бабурин – Народный художник СССР, профессор, лауреат Сталинской премии, оставил нам эти  памятники в  год своей смерти  -1984-й…

 Но за бронзовым посланием  Михаила Фёдоровича потомкам  уже зеленеет и распускается белыми шарами древовидных  гортензий  парк  искусств «Музеон».

  У входа в Новую Третьяковку  Атлет  Вучетича  ежесекундно пытается перековать мечи на орала, но по сравнению  с давешними бабуринскими  гигантами эта шедевральная скульптура кажется игрушечной на своём кубическом пьедестале, а по сравнению с Петром I работы Церетели  - он просто гномик. Оригинал, как известно, подарен  Правительством Советского Союза ООН и до сих пор находится в Нью-Йорке, а перед нами одна из трёх авторских копий.

 Далее  - ступеньки,  рамка металлоискателя, касса, гардероб  и пр. По  широкой лестнице немногочисленные  посетители начинают восхождение  на  четвёртый этаж, где расположена основная экспозиция: « Искусство ХХ века». Вкрадчиво спрашиваю у охранника, работает ли лифт и, получив утвердительный ответ, устремляюсь в указанном направлении.

 На самой верхотуре двери лифта открываются с другой стороны, и тут же мой возглас восхищения комментирует  увиденное:
 
 -  О-о-о…   Моя  любимая Вера Мухина с композицией «Хлеб»! – эти две мощные женские фигуры со снопом хлеба в поднятых руках -  единственное украшение огромного холла, одна стена которого полностью застеклена и  демонстрирует всем пришедшим великолепную  зелёно-листную панораму Замоскворечья.

 Я уже была здесь, кажется, в 2016 году и поэтому знаю, что в первом же зале любителей живописи ждёт встреча с Красным конём Петрова-Водкина. Вот он во всей красе под руководством  юного всадника вновь и вновь осуществляет  омовение в реке нашей памяти( истории, судьбы и т.д.). Пока смотрительница на несколько секунд  покидает свой пост, быстренько фотографируюсь рядом с автопортретом Гончаровой, вписав в кадр свою улыбающуюся физиономию.
 
 Какое это всё-таки удовольствие, друзья, любоваться полотнами  Машкова, Куприна, Фалька, Кончаловского, Лентулова…

 - Но что это?! – ещё один мой возглас нарушает музейную тишину: красный одноглавый храм с такой же колокольней… Читаю табличку рядом с картиной: «Церковь Илии Обыденного».

 - Позвольте, - опять вслух произношу я, - это же тот самый Илья Обыденный, который прячется за домом Перцова во 2-ом Обыденском переулке… Помните, мы в прошлом году проходили мимо (там ещё ремонтные работы тогда были на пустыре) и тогда же узнали, что храм не прекращал службу даже в советские времена и взял на себя все функции  разрушенного Храма Христа Спасителя.
 
 Поразительно: реальный храм стоит сейчас напротив – на другом берегу Москвы-реки, а этот красный его призрак, как будто преломившись в закате, переместился сюда – в зеркало полотна художника.

  - Да… Чудны дела Твои, Господи… - бормочу я и иду дальше. В зале, где соседствуют Кандинский, Пиросмани и Шагал, присаживаюсь на мягкую скамью с видом на легендарный полёт над Витебском. Оказывается, этот сюр имел продолжение в жизни: в том же 1918 году художник расписал изображённые на картине заборы к годовщине Октябрьской революции… Похоже, что Марк Шагал был ещё и родоначальником граффити в нашей стране. Сидячую передышку использую для удаления «лишних» кадров из  фотоаппарата, так как он уже от переизбытка чувств выдал мне предобморочное сообщение о коллапсе своей памяти.

 - Ну, всё! Теперь места хватит и портретному кубизму Альтмана, и циновкам  Кузнецова, и тяжеловесной лёгкости  Дейнеки…  Следующая  скамейка даёт возможность  сделать сравнительный анализ «Полотёра» Петра Кончаловского  и  портрета Максима Горького работы Павла Корина – обе картины, разделённые дверным проёмом, бесспорно, являются шедеврами  русской живописи.  Вольно или невольно два академика вступают в творческий спор, предлагая зрителю сделать свой выбор: обнажённая мощь тёплого спектра живописи Кончаловского или благородство холодной  статики Корина, который писал Горького на его вилле в Сорренто на Сицилии. «Полотёр» по-постимпрессионистки великолепен, но я выбираю серебристо-перламутровую гамму « буревестника революции». Как сейчас говорят, огромный респект Алексею Максимовичу за то, что он организовал поездку Корина на полгода в Италию и что у нас есть теперь в Третьяковке такое великое произведение.

 Залы « Искусство советской эпохи. 1920-1950гг» представляют нам лучшие картины лучших советских художников. Огромное полотно Татьяны Яблонской «Хлеб»,  словно сошедшее со страниц  нашего учебника истории за 10-й класс, увеличившись при этом раз в сто – размер картины – 201Х370см. Талант художника, друзья, не уменьшается от того, какую бы тему он не взял и в какую эпоху он бы не жил. При этом  большой художник может быть и женщиной. Так же, как Цветаева – поэт, так же Яблонская – художник.

 Симфония труда, красота и сила русских женщин и золотое море зерна… Сталинскую премию  просто так не давали – это выдающееся  эпическое произведение достойно и премии, и Третьяковской галереи.

 Впрочем, авторам многих экспонируемых в этих залах шедевров тоже была присуждена Сталинская премия. Например, хрестоматийной  теперь(тоже из учебника истории) - картине Александра Лактионова «Письмо с фронта», где художник показывает нам контраст света и тени ничуть не хуже Рембрандта. Причем здесь премия была самой высшей пробы – Первой степени(1948г).

  А вот ещё один лауреат Сталинской премии, полученной в 1937 году за картину «Новая Москва» - Юрий Иванович Пименов. Это уже импрессионизм в чистом виде: по летней столице в открытом автомобиле едет жена художника, позволяя и нам сквозь года полюбоваться только что отстроенными в Охотном Ряду розоватыми домами и раствориться в тысячах солнечных мазков художника и в нашей любви к Москве...



     Дорогие друзья, позвольте сделать небольшую передышку в повествовании, продолжение, конечно же, следует. Но я и так не успела опубликовать этот репортаж к  Празднику. Пусть хотя бы сегодня  - в День рождения Льва Толстого этот материал увидит свет.

      С  сентябрьским подмосковным приветом, по-прежнему Ваша Крылатая Черепаха.


http://proza.ru/2024/11/04/119
 
 

                Ссылка на фотоальбом находится в первой рецензии.
 
 -
 
 
 


Рецензии
Как я люблю путешествовать с Вами по Москве, Лариса!

Особенно сейчас, когда нахожусь далеко и не могу приехать.
А Москва растёт и становится всё красивее.

С Вами прогулки всегда очень интересные!
Спасибо Вам за них!
По городу всегда надо гулять в обществе влюблённого в него человека.
А как интересно читать о любимых скульптурах и картинах любимых художников!
Помню и люблю все эти шедевры - в них особенный свет и история.

Спасибо Вам!

Светлана Данилина   27.09.2024 19:17     Заявить о нарушении
Светлана, добрый вечер.
Как приятно прочитать такую рецензию на сон грядущий.
Вчера начала набирать продолжение(оно у меня уже написано от руки), думала сегодня закончу, но день выдался безумным, к тому же ветреным и дождливым.
А сейчас смотрю "Ну-ка все месте"( я после баттлов хоров пристрастилась к этому шоу), жаль если у вас его не показывают.

Лариса Бережная   27.09.2024 22:38   Заявить о нарушении
Не показывают, увы.
Желаю Вам удачи, Лариса!

Светлана Данилина   27.09.2024 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.