С ДР, Москва! Из Хамовников в Замоскворечье
Вчера, когда я, сидя перед экраном монитора, решила изменить вектор своего передвижения в метро и выбрала для очередного десантирования в Хамовниках станцию «Парк культуры - кольцевая», я вдруг вообразила, как обдуваемая всеми ветрами, буду, согнувшись, преодолевать метеорологические невзгоды на этом единственном в Москве висячем мосту.
Но живописные кучевые облака, чем-то схожие с кружевными сводами «Парка культуры» и пригнанные из Питера специально для антуража моей фотосъёмки, как по команде расступились, и солнце, летнее, яркое, настоящее, осветило всё вокруг и согрело своих пешеходов так, что мне пришлось сначала снять припасённую для непогоды ветровку, а затем и сиреневую толстовку-худи с двуслойным капюшоном. Подпоясавшись последней и завязав косынкой шарф на голове, я с наслаждением приступила к фоторепортажу.
Москва-река искристо несла свои многотонные воды мимо Кремлёвской и Пречистенской набережных, На том берегу оставались две доминанты: пятиглавие Христа Спасителя – справа и песочная глыба сталинских домов – слева на Фрунзенской( в прошлом – Хамовнической) набережной. Впереди сразу обрисовался силуэт «Новой Третьяковки» - начальный объект моего сегодняшнего тура. Рекламная надпись на весь небосклон гласила: «Васнецовы. Связь поколений. Из ХIХ в ХХI век».
– Ага, - подумала я, - мы из Хамовников - в Замоскворечье, а они - сразу глобально: из прошлого – в будущее… Плати девятьсот рублей – и вперёд ( пенсионеры же могут проехаться на машине времени всего за 500 рэ).
- Ой, а это что там на горизонте справа голубеет за рекой? Неужели Шуховская башня? Она! Загадочной синей ракетой устремляется в шаболовскую высь! Все 160 метров ажурной конструкции возвышаются над Москвой памятником гениальному русского инженеру – Владимиру Шухову.
По мосту как заведённые жёлто-красно-серебристой шумной массой проносились автомобили, внизу по Москве-матушке-реке проплывали белые электросуда различного водоизмещения, а справа обозначилась вертикалью памятника Петру Великому главная цель - давно манивший меня маршрут по набережным Обводного канала.
На всё это великолепие, которое подготовила Природа Москве в предпоследний день июля, с высоты Новой Третьяковки взирал Илья Муромец, на этот раз поднятой рукой ещё и прикрываясь от слепящего глаза светила. Разумеется, Добрыня Никитич и Алёша Попович ещё двумя парами глаз всматривались в солнечную даль, любуясь золотыми куполами на том берегу Москвы нашей реки.
- Простите, - скажет мой постоянный читатель, - сравнение с богатырями, во-первых, уже было где-то у вас, а во-вторых, нельзя ли не перегружать с самого начала репортаж вечными своими фантазиями-фантомами, вытащенными в очередной раз из глубин вашего подсознания.
- А вот и нет! – спешу утешить я разгневанного гостя, - если это и фантазия, то, увы, не моя: во всё московское небо реальные былинные богатыри выступают по пояс из рекламного заголовка «Васнецовы…», приглашая всех раскошелиться, чтобы увидеть шедевры братьев Васнецовых, собранные наконец-то под одной крышей.
Сварганив на скорую руку несколько селфи с тросами-крыльями Крымского моста, а также на фоне ЦПКиО им. Горького, пробираюсь к подземному переходу вдоль кромки магистрали по узкой дорожке, защищающей пешехода стволами фонарных столбов от пролетающих по широкому тротуару самокатчиков. Нырнув под землю в совершенно пустынный теперь коридор, с грустью сожалею о давно закрытом вернисаже, который много лет процветал здесь альтернативной пёстрой галереей…
Вышедшего из подземелья экскурсанта угрюмо, но с хлебом-солью встречает многофигурная скульптурная композиция гигантских размеров. Называется этот монумент: «Торжество труда»( «Мир Земле» ). Чуть дальше просматривается ещё один монумент в том же суровом силе и тоже из серии «Торжество труда» - « Наука и искусство». Автор – М.Ф.Бабурин – Народный художник СССР, профессор, лауреат Сталинской премии, оставил нам эти памятники в год своей смерти -1984-й…
Но за бронзовым посланием Михаила Фёдоровича потомкам уже зеленеет и распускается белыми шарами древовидных гортензий парк искусств «Музеон».
У входа в Новую Третьяковку Атлет Вучетича ежесекундно пытается перековать мечи на орала, но по сравнению с давешними бабуринскими гигантами эта шедевральная скульптура кажется игрушечной на своём кубическом пьедестале, а по сравнению с Петром I работы Церетели - он просто гномик. Оригинал, как известно, подарен Правительством Советского Союза ООН и до сих пор находится в Нью-Йорке, а перед нами одна из трёх авторских копий.
Далее - ступеньки, рамка металлоискателя, касса, гардероб и пр. По широкой лестнице немногочисленные посетители начинают восхождение на четвёртый этаж, где расположена основная экспозиция: « Искусство ХХ века». Вкрадчиво спрашиваю у охранника, работает ли лифт и, получив утвердительный ответ, устремляюсь в указанном направлении.
На самой верхотуре двери лифта открываются с другой стороны, и тут же мой возглас восхищения комментирует увиденное:
- О-о-о… Моя любимая Вера Мухина с композицией «Хлеб»! – эти две мощные женские фигуры со снопом хлеба в поднятых руках - единственное украшение огромного холла, одна стена которого полностью застеклена и демонстрирует всем пришедшим великолепную зелёно-листную панораму Замоскворечья.
Я уже была здесь, кажется, в 2016 году и поэтому знаю, что в первом же зале любителей живописи ждёт встреча с Красным конём Петрова-Водкина. Вот он во всей красе под руководством юного всадника вновь и вновь осуществляет омовение в реке нашей памяти( истории, судьбы и т.д.). Пока смотрительница на несколько секунд покидает свой пост, быстренько фотографируюсь рядом с автопортретом Гончаровой, вписав в кадр свою улыбающуюся физиономию.
Какое это всё-таки удовольствие, друзья, любоваться полотнами Машкова, Куприна, Фалька, Кончаловского, Лентулова…
- Но что это?! – ещё один мой возглас нарушает музейную тишину: красный одноглавый храм с такой же колокольней… Читаю табличку рядом с картиной: «Церковь Илии Обыденного».
- Позвольте, - опять вслух произношу я, - это же тот самый Илья Обыденный, который прячется за домом Перцова во 2-ом Обыденском переулке… Помните, мы в прошлом году проходили мимо (там ещё ремонтные работы тогда были на пустыре) и тогда же узнали, что храм не прекращал службу даже в советские времена и взял на себя все функции разрушенного Храма Христа Спасителя.
Поразительно: реальный храм стоит сейчас напротив – на другом берегу Москвы-реки, а этот красный его призрак, как будто преломившись в закате, переместился сюда – в зеркало полотна художника.
- Да… Чудны дела Твои, Господи… - бормочу я и иду дальше. В зале, где соседствуют Кандинский, Пиросмани и Шагал, присаживаюсь на мягкую скамью с видом на легендарный полёт над Витебском. Оказывается, этот сюр имел продолжение в жизни: в том же 1918 году художник расписал изображённые на картине заборы к годовщине Октябрьской революции… Похоже, что Марк Шагал был ещё и родоначальником граффити в нашей стране. Сидячую передышку использую для удаления «лишних» кадров из фотоаппарата, так как он уже от переизбытка чувств выдал мне предобморочное сообщение о коллапсе своей памяти.
- Ну, всё! Теперь места хватит и портретному кубизму Альтмана, и циновкам Кузнецова, и тяжеловесной лёгкости Дейнеки… Следующая скамейка даёт возможность сделать сравнительный анализ «Полотёра» Петра Кончаловского и портрета Максима Горького работы Павла Корина – обе картины, разделённые дверным проёмом, бесспорно, являются шедеврами русской живописи. Вольно или невольно два академика вступают в творческий спор, предлагая зрителю сделать свой выбор: обнажённая мощь тёплого спектра живописи Кончаловского или благородство холодной статики Корина, который писал Горького на его вилле в Сорренто на Сицилии. «Полотёр» по-постимпрессионистки великолепен, но я выбираю серебристо-перламутровую гамму « буревестника революции». Как сейчас говорят, огромный респект Алексею Максимовичу за то, что он организовал поездку Корина на полгода в Италию и что у нас есть теперь в Третьяковке такое великое произведение.
Залы « Искусство советской эпохи. 1920-1950гг» представляют нам лучшие картины лучших советских художников. Огромное полотно Татьяны Яблонской «Хлеб», словно сошедшее со страниц нашего учебника истории за 10-й класс, увеличившись при этом раз в сто – размер картины – 201Х370см. Талант художника, друзья, не уменьшается от того, какую бы тему он не взял и в какую эпоху он бы не жил. При этом большой художник может быть и женщиной. Так же, как Цветаева – поэт, так же Яблонская – художник.
Симфония труда, красота и сила русских женщин и золотое море зерна… Сталинскую премию просто так не давали – это выдающееся эпическое произведение достойно и премии, и Третьяковской галереи.
Впрочем, авторам многих экспонируемых в этих залах шедевров тоже была присуждена Сталинская премия. Например, хрестоматийной теперь(тоже из учебника истории) - картине Александра Лактионова «Письмо с фронта», где художник показывает нам контраст света и тени ничуть не хуже Рембрандта. Причем здесь премия была самой высшей пробы – Первой степени(1948г).
А вот ещё один лауреат Сталинской премии, полученной в 1937 году за картину «Новая Москва» - Юрий Иванович Пименов. Это уже импрессионизм в чистом виде: по летней столице в открытом автомобиле едет жена художника, позволяя и нам сквозь года полюбоваться только что отстроенными в Охотном Ряду розоватыми домами и раствориться в тысячах солнечных мазков художника и в нашей любви к Москве...
Дорогие друзья, позвольте сделать небольшую передышку в повествовании, продолжение, конечно же, следует. Но я и так не успела опубликовать этот репортаж к Празднику. Пусть хотя бы сегодня - в День рождения Льва Толстого этот материал увидит свет.
С сентябрьским подмосковным приветом, по-прежнему Ваша Крылатая Черепаха.
http://proza.ru/2024/11/04/119
Ссылка на фотоальбом находится в первой рецензии.
-
Свидетельство о публикации №224090900983
Особенно сейчас, когда нахожусь далеко и не могу приехать.
А Москва растёт и становится всё красивее.
С Вами прогулки всегда очень интересные!
Спасибо Вам за них!
По городу всегда надо гулять в обществе влюблённого в него человека.
А как интересно читать о любимых скульптурах и картинах любимых художников!
Помню и люблю все эти шедевры - в них особенный свет и история.
Спасибо Вам!
Светлана Данилина 27.09.2024 19:17 Заявить о нарушении
Как приятно прочитать такую рецензию на сон грядущий.
Вчера начала набирать продолжение(оно у меня уже написано от руки), думала сегодня закончу, но день выдался безумным, к тому же ветреным и дождливым.
А сейчас смотрю "Ну-ка все месте"( я после баттлов хоров пристрастилась к этому шоу), жаль если у вас его не показывают.
Лариса Бережная 27.09.2024 22:38 Заявить о нарушении