Книга Б. В. Гагарина в Сан-Франциско
. Вчера рассказала о Борисе Владимировиче Гагарине, внуком которого является Григорий Григорьевич Гагарин, наш современник
О его книге «В последние дни», изданной в 1930 году, как уже писала, почти ничего не нашла, но, главное, нашла саму книгу в нашей главной российской библиотеке. Казалось – чего еще?!
Но еще прежде в интернете попалась информация, что книга Б.В. Гагарина была продана с аукциона. На фотографии, сопровождающей информацию – титульный лист с плохо проглядывающим штампом (эклибрисом).
Решила докопаться – что это? Пришлось поработать над фоткой, увеличить, добавить резкости и контрастности и что я вижу? Проступило : «V.P. ANICHKOFF*S BOOK STORE & STATIONERY
1661 o ….. San Francisko».
То есть на этом экземпляре печать книжного магазина «Русская книга» в Сан-Франциско Владимира Петровича Аничкова - -изданная в Сербии (Новый сад) книга князя Гагарина продавалась и в Сан-Фпранциско!
Решила узнать побольше о "V.P. ANICHKOFF"
И вот что я нашла.
Влади;мир Петро;вич Ани;чков (9 марта 1871 — 2 мая 1939) — русский банкир, работник Министерства финансов Правительства Колчака, деятель белой эмиграции, мемуарист и литератор.
Его путь в эмиграцию пролегал не через Крым, как у Б. В.Гагарина, а через Сибирь.
В своих мемуарах «Екатеринбург –Владивосток» о событиях 1917-1922 года он пишет: «Покидая Владивосток, я в последнюю бессонную ночь вспоминал всю свою жизнь и перечислял правительства, при которых мне довелось жить в России. Я был верноподданным Государя Александра II, Государя Александра III, Государя Николая II, гражданином республиканского Временного правительства, рабом коммунистического правительства на Урале, бесправным пленным чешского командования, подданным Уральского правительства, Директории, правительств адмирала Колчака, генерала Розанова, Земского правительства Приморья, рабом коммунистического Земского правительства, подданным Коалиционного правительства, Воеводы Земской Рати Дитерихса, правительства братьев Меркуловых. И вот теперь превращаюсь в эмигранта."
В Сан-Франциско Владимир Петрович попал в 1932 году, где открыл книжный магазин под названием «Русская книга». Являлся членом Русского клуба, основал в Калифорнии литературное общество «Труженики пера». Видимо, в этой литературно -издательской и коммерческой деятельности , которую он вел в Америке, и есть объяснение и причина того, что реализовывал книгу Б.В.Гагарина, тоже повествующую.о судьбе эмигрантов. Уверена, что они общались друг с другом, хотя бы заочно, иначе не могло быть.
Сам Владимир Петрович, будучи еще и одаренным литератором оставил вышеупомянутые мемуары о трагической судьбе русских эмигрантов.
Уникальность его воспоминаний о периоде нахождения на первом этапе эмиграции в Екатеринбурге состоит в том, что он общался с членами царской семьи накануне их трагической гибели в Екатеринбурге и в Алапаевске. Великий князь Сергей Михайлович жил в доме В.П.Аничкова до самого отъезда в Алапаевск. Последний оказывал изгнанникам посильную помощь. хотя это было невероятно трудно и опасно, мог и сам разделить их судьбу – это был 1918 год, самый разгар красного террора
В.П.Аничков пишет:
«пришла телеграмма на имя Сергея Михайловича от Свердлова, в коей сообщалось, что просьба бывшего Великого Князя, обращенная к Ленину, о предоставлении ему права постоянного места жительства в Екатеринбурге, отклонена, – и Великому Князю предлагалось отправиться в Алапаевск»
И далее
«… ко мне пришел «товарищ» с приказом не отлучаться Великому Князю из квартиры, ибо на завтра назначен их отъезд в Алапаевск. … для Князей начался почти тюремный режим».
Что было дальше нам известно - шахта под Алапаевском, в которую были сброшены живыми Великая княгиня Елизавета Фёдоровна,
великий князь Сергей Михайлович, князья Иоанн Константинович, Константин Константинович (младший). Игорь Константинович. Владимир Павлович Палей , сестра Марфо-Мариинской обители Варвара
« Вспоминая эти тяжелые дни, полные тревог и волнений и за судьбу Князей и за судьбу моей семьи, я все же безмерно счастлив, что на мою долю выпала честь оказать этим бедным мученикам, брошенным живыми в глубокую шахту, посильную помощь и жизненные удобства в последние дни их земного существования» (Привожу отрывки из книги В.П.Аничкова «ВОЗРОЖДЕНИЕ» изданной в 1931 году в Париже
И еще: «Мир праху вашему, несчастные мученики… Своей лютой смертью, своими муками вы превзошли страдания всех замученных во имя Христа святых, и я уверен, что настанет время, когда русский народ причислит к лику святых как Государя и его семью, так и великих князей.
Я же считаю для себя величайшим счастьем, что на мою долю выпала великая честь в лихую для Царствующего дома Романовых годину оказать его членам в пределах скромных сил моих помощь, посильной лаской и гостеприимством смягчить последние дни их земного пребывания. И сделано это было мной и моим семейством без каких-либо корыстных целей и побуждений в те дни, когда из страха перед большевиками все от Романовых отворачивались»
Так книга Бориса Владимировича Гагарина привела к этому человеку, В.П.Аничкову, последнему из тех, с кем общался перед своей страшной гибелью один из великих князей.
На фотографии - Великий князь Сергей Михайлович в гостиной В.П.Аничкова в Екатеринбурге
(Послесловие - не удалось , конечно, выяснить, кто предоставил на аукцион эту книгу, но думаю стоимость ее - колоссальная! Два дня назад на том же аукционе был выставлен сборник стихов В.ЖУКОВСКОГО за 900 000 рублей....)
Свидетельство о публикации №224090900992