Как поймать звук?

Никиткины вопросы
………………………….
Бабушка принесла из сарайки кусок жести и свернула его конусом. Получился рупор.
– Хочешь фокус?
– Давай.
– Крикни в рупор.
Никита поднёс ко рту узкую щель жестяного рупора и крикнул:
– Это я!
Получилось так громко, что соседский кот свалился с толстой ветки. Он давно там грелся на солнышке и ласково поглядывал на беззаботно порхавших птичек. Макс вылез из конуры, залаял, потом виновато замахал хвостом. Важный соседский петух невпопад закукарекал.

– Это, правда, я так громко кричал?
– Конечно. Обычно звук твоего голоса разбегается по сторонам, а рупор его поймал, оттого он стал сильным.
– А что такое звук? Как его можно поймать?
– Когда ты говоришь, у тебя дрожат голосовые связки, они колеблют воздух, получается звук.
Бабушка дала расчёску.
– Проведи пальчиком по зубьям. Слышишь звук? Это «запела» расчёска. Теперь сделай то же самое, но поставь основание расчёски на скамейку. Звук стал намного громче. Почему?
– Запела скамейка?! – изумился Никита.
– Конечно, – согласилась бабушка, – от расчёски дрожь передалась скамейке.
– Она большая и звук стал большой?
– Конечно.

Бабушка забила два гвоздика на спинке скамейки и натянула проволоку.
– Это будет твой музыкальный инструмент – трогай пальчиком струну.
Никита дёрнул проволоку – она «запела». Бабушка натянула проволоку сильнее – звук стал тоньше и звонче.
– Теперь крикни в пустую железную бочку.
– Ого-го! – загрохотала бочка.
Бабушка вынесла из дома гитару. Сыграла песенку про день рождения.
– Скажи: почему корпус гитары пустой, а здесь дырка?
– Я понял: это гитарина «бочка»!
– Правильно, она усиливает звук.

– Теперь я всё знаю про звуки! – важно произнёс Никита.
– Знать про них всё невозможно. Звуки издают животные, птицы, рыбы, насекомые и даже растения. Учёные стараются их разгадать.
– Зачем?
– Учёные разгадали, какой звук комары и мошки воспринимают как сигнал тревоги. Придумали прибор, который эти звуки издаёт, в результате – мы избавляемся от комаров без всяких химических средств. Подобным прибором можно изгнать вредителей зерна из амбаров, отгонять птиц. Чтобы не клевали урожай, а также отгонять хищников при ловле рыбы.
– А также прогнать соседского петуха, чтобы он не клевался.

– Ещё, – продолжала бабушка, – люди изучают голоса животных, чтобы учиться у них.
– Опять учиться?
– Да. Летучая мышь, пролетая над водой, умеет находить и ловить рыбу под водой. Учёные подсмотрели этот секрет и придумали прибор – локатор, который может с самолёта определить подводную лодку. Изучив уши тюленя, они улучшили другой прибор, который ловит звуки под водой.
– Зачем?
– Можно найти, где прячется стая рыб. А ещё надо знать, что находится под водой: горы, вулканы, пропасти, чтобы выбрать безопасный путь кораблям. А может, там под водой запасы золота лежат. Как узнать, ведь там темно.

– И как узнать?
– Как видят дельфины, киты? Оказалось, что они подобно летучим мышам издают сигналы, которые мы не слышим – ультразвуки. Сигналы наталкиваются на препятствия и возвращаются обратно. Дельфины знают: туда плыть нельзя, там преграда. Человек создал подобные приборы: радары, сонары.
– А растения о чём говорят? – Никита вернул бабушку к более понятной ему теме.
– Они могут просить есть или пить.
– Ещё ягодки на грядке говорят, что они созрели. Они хотят, чтобы я их съел.


Рецензии