04. Андроник
Князь (он был эллином) беседовал со своим спутником славянином, который был местным князем.
Эллин, княжил на земле славян, чуть больше трех лет. Он уже понимал славянскую речь, которую он слышал уже и в Царьграде. Князь-эллин не переставал удивляться простором славянской земли. Уже пять дней их отряд двигался, а всё леса, леса. Вдруг несколько «деревень».
- «Деревня», - объяснял славянин, - означает место, где содран, вырублен лес. Здесь можно возделывать землю, выращивать хлеб, разбивать огороды,
Эллин внимательно слушал.
- На севере, - продолжал славянин. - славян называют «вене», у эллинов «венеды». Сами здешние славяне называют себя вятичи. Они живут на крупных реках, таких как Волга, Ока.
- Что значит вятичи? – спросил эллин.
- Вятич означает венценосный, то есть княжеский. Князь, или по-эллинсмки, базилевс, принимая власть, получает венец, корону. У эллинов , по-моему, также.
- Да.
- Те вятичи, к которым мы едем, называются росы.
- Почему?
- Их главный город называется Ростов, - славянин немного помолчал и добавил. – хотя может быть, наоборот, Ростов называется потому, что там живут росы. Росы – это дружина, войско тамашнего князя. Рос означает рослый, то есть, сильный, большой. Росы означает воины, бойцы.
Вдали показалась каменная крепость. Всадники остановились, разбили лагерь, разожгли костры, чтобы приготовить пищу.
**
Князь из Эллады звался Георгий. Приехал в Ростов он со своей свитой, кроме воинов (как славян так и эллинов) в ней были ученые, раввины, ремесленники. Целью приезда Георгия было сватовство местной княжне. Он убедился, что она красавица, скромна, умна, искусница. Сватовство состоялось, началось приготовление к свадьбе. У князя была мысль заржаться на славянском севере подольше, теперь он крепился в этой мысли.
Ростовскую землю иногда называли попросту Русью. Это определенно был своего рода центр земли Вятичей (или земли русов). Так что мысль о создании государства, которая не покидала Георгий, теперь в Ростове виделась ему вполне реальной, но пока все помыслы сводились предстоящей свадьбе. У славян многое было необычно, красиво и интересно. У Георгия вызывала восторг баня с горячим паром, зима с холодным снегом, вкусная разнообразная пища. Ростов был городом на озере Неро, неподалеку от Волги, так что уже и князь и его свита отведали осетра.
Начинались свадебные события с испытания жениха. Он должен был сразиться с медведем, вооружившись одним ножом. Причем сбежать было невозможно – и жених и медведь (которого в рамках традиции называли «чудовищем») оказывались в яме. Гости сверху наблюдали за боем жениха с медведем. Георгий никогда раньше не видел медведя (лишь на ярмарке на Днепре, но там дрессированный скомороший медведь, теперь был дикий зверь). Георгий полоснул медведя по морде, но тот лишь ещё больше рассвирепел. Князи приходилось отпрыгивать. Наконец, он оказался за спиной медведя, ударил ножом, тот взвыл но не упал. Наконец, князь определил, где сердце зверя, почувствовал , что зверь ослаб, и поверг «чудовище», став таким образом достойным молодой княжны. Смотревший на бой радостно воскликнули.
После непродолжительного отдыха началась церемония. На невесту её подруги одели покров, теперь её лицо видели лишь сквозь ажурную ткань. Теперь жених должен был поднять покров, поцеловать невесту, а волхвы после этого окропляли жениха и невесту, потом к обряду подключались равины, которые проводили своё священодействие.
Местное население радовалось событию и потому, что выходила замуж их княжна, а ещё больше потому, что жених был кровей ромейских царей. Причем, а поговаривали, что жених не просто благородных кровей, его сын (а, стало быть, и сын ростовской княжны), если родится сын, будет наследником Царь-градского престола.
**
Когда стало ясно, что княгине ждет ребенка, Георгий с молодой княгиней, со свитой ростовских дружинников, и нескольких эллинов отправились на юг, в Тавриду. Эллинский лекарь посоветовал князю:
- В Тавриде есть знающие хирурги, даже те, что умеют делать «царское сечение», то есть, могут помочь роженице, если она мучается и не может родить. Таким «сечением» они могут спасти и мать и ребенка. Здесь в Ростове роды принимают бабки.
Таким образом князь с княгиней и их сопровождением добрались до Меотийского моря. Здесь русские дружинники оставили Георгия с супругой, а те продали лошадей, наняли судно и с семерыми эллинами, включавшими и лекаря, и добрались до Тавриды. Там они опять купили лошадей, крытую телеге для княгини, и через двое суток были в Херсонесе. В Тавриде было тепло, полно фруктов. Урожай показывал, что началась осень. Княгиню радовало, что здесь так тепло. Ещё её очень нравилось море с прыгающими на горизонте дельфинам. Князь с лекарем и двумя дружинниками поселились в доме с садом на возвышающейся на городом скалистой горе. В саду было несколько фруктовых деревьев, виноградник, остальное были высокие л деревья, которые звались кипарисы. Они были особенно красивы и создавали уют.
Когда началась зима (тут она была почти без снега, что удивляло и даже расстраивало княгиню), у княжеской четы родился мальчик.
**
В своем дворце в Царьграде средь подушек лежал базилевс. Он ждал волхвов с Севера. Они, наконец, вошли. Базилевс догадывался, о чем скифские волхвы сообщат. Уже и равины, и эллинские звездочёты рассказали ему о новой яркой звезде которая вспыхнула на небе. Когда скифы возвестили о заезде, базилевс горделиво улыбнулся.
- И что эта ярка звезда означает? – спросил царь-градский царь волхвов.
Те растолковали ему знамение. Базилевс улыбнулся. Но как только вохвы удалились, он нахмурился и задумался. Наконец, велел позвать первого советника.
- Да, мой государь.
- Судя по словам скифов, у Георгий родился сын. Это меня беспокоит.
- Да, государь, это больша опасность для Вашего царства.
- Раз ты всё понимаешь, сделай всё, чтобы опасности не было.
- Да, государь.
Базилевс остался один.
**
В сад на скале вошел эллин, один из слуг князя. Княгиня его тотчас узнала. Она не видела его с осени, а уже во всю цвела весна, летали бабочки, шумели шмели. Эллин направился к князю. Княгиня вспомнила, что князь велел своим слугам поселиться в центре Херсонеса и следить за городскими слухами. Георгий опасался императора и проявлял осторожность. И вот его человек пришел с какими-то вестями.
Поздно вечером князь обнял княгиню, кормящую мальчика, и сказал:
- Ночью мы уезжаем.
- Куда?
- Назад на Волгу к вятичам в Ростов.
- Почему?
- Здесь стало не безопасно.
Эллин пришедший днем к князю, сообщил, что царские слуги ищут какого-и то младенца, спрашивают о детях, родившихся недавно.
- Ищут Андроника (таким было имя мальчика). Император боится, что Андроник будет претендовать на престол. Император способен на что угодно.
Ночью Георгий с женой, сыном и своими верными эллинами незаметно покинули Херсонес. Через двое суток они были на берегу Меотийского моря, где грузились на баркас, отходящий на север.
**
Так что Андроник рос в Ростове, наполовину эллином, наполовину славянином. Эллины учили его геометрии, философии, поэзии, жрец-рабби объяснял мальчику кто такое Бог-Теос. Славянин-дядька (слуга , заботящийся о юном князе) рассказывал сказки, но не ус чил, а чтобы не было мальчику скучно. Иногда давал Андронику подзатыльник.
Однажды, после очередного подзатыльника, обиженный Андроник задал дядьке вопрос:
- Почему ты, холоп, бьешь меня князя.
Дядька усмехнулся.
- Я тебя не бью, я воспитываю. Если князь вырастет дураком, какой же это будет князь.
Андроник говорил и на русском и на греческом, рабби даже подучивал его читать по-армейски. Иногда Андроник, осознав, что он знает уж немало об эллинских науках (музах – как говорили его учителя), он стал обучать дядьку геометрии. Дядька был любопытен и вскоре они уж обсуждали некоторые теоремы. Но когда речь зашла о философии и о Боге, дядька-холоп порой начинал даже спорить.
Андрони рос здоровым, смышленым, любопытным и добродушным. Он соглашался см дядькой, что Бога лучше не бояться, а любить, так он хотя и побаивался своего отца и даже матери, когда она была строга, но больше любил.
Однажды до Ростова дошла весть, что император, объявивший поиски испугавшего его младенца, умер. Для Андроника – это было возможность. Поехать в Царьград. Его не прельщала власть могущественного базилевса. Он был молод, его интересовала, геометрия, философия, он хотел путешествовать, хотел увидеть богатство Царьграда, родину своего отца. Увидать центр мира – это забавно. Андроник смотрел на эту возможность с озорством. Да он царевич, он не скрывал от своих земляков-славян, что он эллинский царевич. Но на эллинов, которых при дворе Георгия было немало, смотрел подчас насмешливо. Эллинам казалось, что они мудрецы. Но Андроник видел, что это пленяет лишь самих эллинов. Славяне не ценили высокомерной важности. Он склонны были упрощать. Геогрия они называли Егорием, а потом Егория превращали в Егора или Юрия. Само Андроника звали Андреем, Андрюшкой.
Тем не менее, молодой князь Андрюшка собрался в Царьград. Славяня,жившие в Ростове, любили его. Он это чувствовал и закатил прощальный пир. Был осётр, много славянского вина, которое они небрежно называли водкой, то есть, своего рода водой.
**
И однажды Андроник со своим славянскими всадниками был на берегу Босфора, на противоположном берегу высились крепостные стены Царьграда. На Волге сейчас была снежная, морозная зима, но тут на Босфоре было тепло. Испокон тут снег держался не больше трех дней. Как раз когда Молодой князь со своей славянской свитой прибыли к берег Босфора, пошел мокрый снег. Дядька, опекавший князя с малых лет, тоже поехал с князем. Плакался, что без него затоскует и помрет через три дня. Дядька выразился по-славянски, улыбнувшись:
- Мы, кажись, с собой зиму привезли с Ростовской земли.
- Обождем, чтобы на холоде в Царь-град не входить. – сказал Андроник.
Подождали. Но снег не сходил, а на третий день Босфор покрылся ледяной коркой.
- Может, по льду пойдем? – спросил один из дружинников.
Дядька ткнул мечем в лёд, по льду пробежали трещены.
- Хрупкой ещё.
Через пару дней мороз всё ещё стоял. Андроник стукнул по льду. Трещин не было.
- Застыло вроде, - сказал он и пошел в Царь-град по льду. – За мной не идите. Одного выдержит, а больше может и сломаться.
Жители Царь-града, ромейской столицы, вышли к берегу, дивясь на замершую воду и вдруг увидели, что глади Босфора идет человек.
- Кто ты? – спросили его удивленные люди, когда князь дошел до берега
- Я Андроник Комнин, - ответил тот. Славянское слово «князь» означает «витязь на коне». Иные из славян коня называют «комень», так что «Комнин» и есть «Князь», так что в Царьграде князя Георгия и его сына звали Комнины.
**
Андроник шел в сопровождении царских слуг по дворцу, наконец, они вошли в залу, где на троне сидел молодой император. Андроник был благородных кровей, даже брат государя, так что император встал с трона, подошел к князю и обнял своего брата. Император изуччал языки: эллинский, армейский, персидский, он кое что знал также из славянского языка, хоть это и был язык варваров. «Варваров», но множество славян служили в войске ромейского властителя. Император вспомнил подходяющую к моменту фразу:
- «Куда путь держишь, добрый молодец»? ош . по
Андроник ласкового посмотрел на императора:
- Я собираюсь посетить дунайские города и Балканы. Чтобы обсудить там с учеными геометрию и философию.
- Но в Царьграде также немало ученых, - заметил император.
- О. да. Я уж пообщался с некоторыми из них. Они-то и посоветовали мне побывать на Дунае и на Балканах.
Андроник говорил правду, но также он чувствовал, что здесь в Царь-граде ему не так уж и рады, ведь отец нынешнего государя желал его смерти. Андроник не желал ни мести, ни войны. Он хотел успокоить повелителя мира.
- До нас дошли слухи, -- снова сказал император, - что ты совершил чудо, пройдя по водной глади Босфора «аки по суху».
Андроник по-детски улыбнулся.
- Я прошел не по воде, мой император, а по льду. Здесь на Босфоре лед на воде большая редкость, иные такого даже не видывали, в славянской Борее реки застывают на пять шесть месяцев в году. По льду в такое время может пройти целая армия всадников.
**
Андроник покинул Царь-град. Ему казалось, что навсегда. Но однажды когда император, с которым они вели дружескую беседу скончался, сподвижники Андроника сказали ему:
- Ты теперь наследник ромейского престола. Тебе следует идти в Царь-град. Тебя там ждут.
Когда князь Андроник верхом на вороном коне въехал в Царьград, народ ликовал. В нем, только в нем ромейцы видели своего императора. Он спасся в славянской Борее, от императора, которого народ боялся и не любил за его жестокость. Северная страна венедов – страна кудесников. Об Андронике ходили слухи, что он образован, мудр, добр. Венеды - храбрые и сильные воины. У самого князя были сомнения, царь-градский трон его и не привлекал, но всё же принять царство было его долгом.
Империя венчала его, он стал повелителем и преступил к тем изменениям, необходимость которых он видел. Реформы были плодотворны, но жрецы роптали, так как новый император смотрел на религию иначе, чем они. Среди аристократии были сторонники прежней династийной линии. Другим не нравилось, что новый император был царь славян. Четвертым не нравилось, что император очень популярен у простонародья. А это очень, очень опасно.
Император Андроник процарствовал в Ромейской империи два года. Недруги подняли восстание – Андроник был казнен. Но в провинциях прокатились волны недовольства – ведь казнен был представитель бога на земле. Через двадцать лет Царь-град пал. Войска из провинций, включавших и страну венедов, пришли к берегам Босфора и разорили Ромею.
**
Сергей Витальевич и Петр Андреевич прогуливались по дорожке лесопарка, любуясь любопытными белками, спрыгивающих с сосен к гуляющим людям и просящих у людей орешки.
- Анроник Комнин, Андрей Боголюбский, Андрей Первозванный, Сократ, Евклид и Иисус Христос - фактически одно лицо, - сказал Петр Андреевич.
Сергей Витальевич его стремительно перебил:
- Это похоже на теорию, что укры вырыли Черное море, и что Христос, Сократ, Юлий Цезарь, - все укры.
- Теория укров никакая не теория. Это наоборот, совсем не наука, а технология, чтобы увеличить в обществе безумие. Или наоброт – сначала появилось безумие, потом это теория, которая никая не теория.
- Это просто стремление, чтобы получить дешевый скандал.
- Как Вам не стыдно, - почти закричал Петр Андреевич. – Какой дешевый скандал! Вы же закончили матмех. Хронологическая теория – это совершенно математическая идея. О хронологических сдвигах говорил и Исаак Ньютон и Николай Морозов также обнаружил таки сдвиги. Сейчас же московские математики, имея возможность работать с компьютером дали более широкий результат.
- Морозов, он великий многосторонний ученый. А ваши все эти хронологии – это конспирология и лженаука.
Петр Андреевич был почти в гневе.
- Какая лженаука! Анатолий Тимофеевич – академик. Он решил теорему Плато. Вы знаете, что это за теорема?
- Нет.
- Вы невежественный мракобес и имбецил!
- Держите себя в руках!
- Вы хамите, а я держите себя в руках!
- Давайте на сегодня закончим.
- В данной теории есть аргументация, есть привлечения методов статистики, теория вероятностей. Наконец, тут компьютерная математики. – Петр Андреевич говорил уже поспокойнее, но всё равно был сердит.
- Однажды я встретился с одним историком, и задал вопрос о хронологах. Он сразу вспыхнул и назвал всё это шарлатанством.
- Первое – историки в 99-ти процентов случаев не разбираются в математике, от слова совсем. Второе – теория МГУ-шных математиков как раз указывает, что древняя и средневековая история (вся, Карл!) искажена, фальсифицирована, и также, как Ваша теория укров, не имеет никакого научного основания. В фундаменте истории ненаучно зафиксированные факты. Такая консервация в науке происходит сплошь и рядом, не только в истории. Большинство ученых - просто зубрилы, начетники, и не только гуманитарии. Потом данная хронологическая теория пускает многих историков голыми в Африку гулять. Если в науке нет математики, это вообще и не наука, а так мифы, сказки, публицистика.
К друзьям подскакала белочка.
- Давайте покормим белочку, я захватил с собой орешки, - умиротворено предложил Сергей Витальевич.
Белочка заскочила по ноге, по куртке на плечо выпускнику матмеха. Петр Андрееич навел на шуструю белку смартфон и сделал фото.
**
http://proza.ru/2024/09/11/391 (следующий рассказ)
Свидетельство о публикации №224091001006