Музы

Музы

 Блажен человек, если музы любят его:
Как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Гесиод. Теогония.

В древнегреческой религии и мифологии Музы (романизированный: Mosa)— вдохновляющие богини литературы, науки и искусства. Они считались источником знаний, воплощенных в поэзии, лирических песнях и мифах, которые веками передавались устно в древнегреческой культуре.

Слово «Музы»  возможно, произошло от  протоиндоевропейского орня *men- (основное значение которого — «вкладывать в ум» , или от корня *men- («башня, гора»), так как все важнейшие культовые центры муз находились на горах или холмах. .

Самые ранние известные упоминания о музах происходят из Беотии (беотийских муз). Согласно Павсанию, писавшему в конце второго века нашей эры, первоначально на горе Геликон в Беотии поклонялись трем музам: Аоиде («песня» или «мелодия»), Мелете («практика» или «случай») и Мнеме («память»).

В первом веке до нашей эры Диодор Сицилийский цитировал Гомера и Гесиода об обратном, отмечая:
Писатели также расходятся во мнениях относительно числа Муз; ибо одни говорят, что их три, а другие — девять, но число девять преобладает, поскольку оно покоится на авторитете самых выдающихся людей, таких как Гомер, Гесиод и им подобные.
Диодор утверждает (Книга I.18), что Осирис сначала набрал девять муз, вместе с сатирами, проходя через Эфиопию, прежде чем отправиться в путешествие по всей Азии и Европе, обучая искусству земледелия, куда бы он ни пошел.

Согласно «Теогонии» Гесиода (VII век до н. э.), они были дочерьми Зевса, царя богов, и Мнемозины, титановой богини памяти,  фигурирующими как олицетворение знаний и искусств, особенно поэзии, литературы, танца и музыки.
Для древнегреческих поэтов Алкмана и Мимнерма музы были еще более изначальными, происходящими от ранних божеств Урана и Геи. Гайя — это Мать-Земля, ранняя богиня-мать, которой поклонялись в Дельфах с доисторических времен, задолго до того, как это место было вновь посвящено Аполлону, что, возможно, указывает на переход к ассоциации с ним после этого времени.

Каллиопа (эпическая поэзия)
Клио (история)
Полигимния (гимн)
Эвтерпа (флейта)
Терпсихора (легкий стих и танец)
Эрато (лирическая хоровая поэзия)
Мельпомена (трагедия)
Талия (комедия)
Урания (астрономия)/
Каллиопа (эпическая поэзия) несет в руках письменную табличку; Клио (история) несет свиток и книги; Эвтерпа (песенная и элегическая поэзия) несет двойную трубу, авлос; Эрато (лирическая поэзия) часто изображается с лирой и короной из роз; Мельпомену (трагедию) часто изображают в трагической маске; Полигимния (священная поэзия) часто воспринимается с задумчивым выражением лица; Терпсихору (хоровой танец и песню) часто можно увидеть танцующей и несущей лиру; Талия (комедия) часто изображается в комической маске; а Урания (астрономия) несет в себе компас и небесный глобус.

     Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.
Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. В Древней Греции у муз было несколько храмов и святынь, двумя главными культовыми центрами которых были гора Геликон в Беотии и Пиерия в Македонии. В древнегреческой мифологии на Пиерии обитали пиериды  9 дочерей Пиера и Эвипи . Проиграли в состязании с аонидами, геликонскими музами и были обращены в птиц.

Гора Парнас известна как родина поэзии, музыки и знаний, где Аполлон стал известен как Мусегетес («вождь муз») после того, как эти места были вновь посвящены его культу.
На южном склоне этой горы располагался священный город Дельфы.

Страбон писал:
«Геликон, расположенный недалеко от Парнаса, соперничает с ним как по высоте, так и по окружности; ибо оба они скалистые и покрыты снегом, и их круг не занимает большой территории. Здесь находятся храм Мусаев и Гиппукрена.
Иногда муз называют водными нимфами, связанными с источниками Геликона и с Пиерисом. Говорят, что крылатый конь Пегас коснулся копытами земли на Геликоне, в результате чего изверглись четыре священных источника, из которых родились музы, также известные как пегазиды.  Позже Афина приручила коня и подарила его музам

Музы особенно почитались в Беотии, в Долине Муз близ Геликона, а также в Дельфах и на Парнасе, где Аполлон стал известен как Мусегетес («вождь муз») после того, как эти места были вновь посвящены его культу.
  В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
  Обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.

Долина муз была местом древнегреческого святилища муз и фестивалей Мусеи, проводимых в их честь. Это историческое место под открытым небом, постоянно открытое для публики. Оно расположен в Феспии на восточных склонах горы Геликон в Беотии, Греция.
Письменная история долины началась в 6 веке до нашей эры.
Наибольший период начался в III веке до н.э.  с учреждением фестивалей Мусеи , организуемых феспийцами каждый четвертый год (первоначально каждый год). Поэты и музыканты со всей Греции участвовали в различных играх. Во 2-м и 1-м веках до нашей эры были добавлены игры в честь римского императора. С этого времени императоры спонсировали празднества, которые тогда назывались «Великая Кайсария» ), потому что император был почитаем над музами. Победители игр посвящали свои штативы святилищу. Множество статуй, картин и рельефов с изображением муз, знаменитых поэтов и музыкантов стояли на открытом пространстве Долины.  С ростом монотеизма фестивали и долина были заброшены.

Когда Пифагор прибыл в Кротон, его первым советом кротониатам было построить святилище для муз в центре города, чтобы способствовать гражданской гармонии и обучению. Местные культы муз часто стали ассоциироваться с источниками или фонтанами
Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе.
В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.

 В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был  также посвящен музам.   Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене.

      На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения,отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).

Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание  о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.

В современном образном употреблении муза — это человек, который служит чьим-то источником художественного вдохновения.
 Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия.
Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.


P.S.
Любовь заставляет гениев творить. За каждым великим писателем, художником как и за любым великим мужчиной, стоит любящая женщина. О любимых, сильных и вдохновляющих — о музах, благодаря которым мы наслаждаемся их творчеством.


Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль
Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих
Виктор Гюго и Жульетта Друэ
Эрнест Хемингуэй и Марта Геллхорн
Сергей Есенин и Айседора Дункан
Эдгар По и Вирджиния Клемм
Лиля Брик и Владимир Маяковский
Френсис Скотт и Зельда Фицджеральд

Музы художников
Пракситель- Фрина-афинская гетера, натурщица Праксителя и Апеллеса.настоящее имя — Мнесарета (др.-греч. ;;;;;;;;;, «Помнящая о добродетелях». «Афродита Книдская», моделью для которой была Фрина. «Афродита Книдская» (350—330 годы до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности. Пракситель впервые дерзнул изобразить её полностью обнажённой[

Сандро Боттичелли-Симонетта Веспуччи за свою красоту получила прозвище Несравненной (Бесподобной; фр. La Sans Pareille) и Прекрасной Симонетты ...
Рафаэль-музой  была Маргарита Лути (Форнарина)
Карл Брюллов0а Юлия Самойлова,

Питер Пауль Рубенс- Изабелла Бран,тЕлена Фоурмен
Рембрандт- Саския ван Эйленбург
Пьер Огюст-Ренуар-Сюзанна Валадон
Клод Моне-Камилла Донсье (Камиль Домкьюз)
Эдуард Мане-Берта Моризо
Пикассо-Фернанда Оливье
Амедео Модильяни- Анна Ахматова, Жанна Эбютерн
Сальватор Дали-Гала (Елена Дьяконова)
Марк Шагал-Белла Розенфельд
Огюст Роден-Камилла Клодель
Ман Рэй-Алиса Эрнестина Прен (Кики с Монпарнаса)


* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.

** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.

*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.


Рецензии