Сентенции от начала сентября 2024г

-1--     Когда я что-то делаю, то  вижу признаки того, что я выполняю всё правильно. Например, мне нужно вернуться из дачи в город. Я прохожу пару улиц вижу магазин, следую мимо него и захожу в лес, иду по бракованным бетонным перекрытиям, брошенным на землю и ведущим из садоводства к платформе станции Назия. Я дожидаюсь своей электрички: Волховстрой – Ладожский вокзал Питера. Через полтора часа, в Петербурге, я ещё 30 минут иду пешком до моего дома. Всё время, когда я шёл к станции и ехал в поезде, и шёл пешком до моего дома мне встречались приметы правильности происходящего. Я узнавал различные объекты по пути следования и был спокоен, что всё идёт правильно. В спокойные дни на даче, когда нет хозяйственных забот, и день сам по себе складывается из разных мелочей, я не вижу никаких примет правильности происходящего. И, живя в городе, когда я не выполняю конкретных дел, тоже мне не встречаются приметы, говорящие, что всё, что я делаю, делается разумно и правильно. Я осознаю, что по мелочам всё правильно, но вот почему я выбрал это делать, я не понимаю. Не было необходимости для этих дел, я начал их осуществлять, так как понимал, что когда-нибудь нужно было бы это сделать. В армии про такую ситуацию говорят так: личный состав нужно занять работой, чтобы свободного времени у них не было. Тогда и ЧП не произойдут. У меня есть свободное время, ЧП я не совершу, но я в замешательстве перед вопросом: что мне сейчас нужно сделать. Cлово «нужно» является главным, "нужно" можно заменить на "должно". А какова примета того, что то, что я делал, было мне необходимо и полезно? Одна из таких примет – это возникающее через некоторое время удовлетворение от моих случайных забот. Сразу это чувство умиротворения не приходит, требуется выдержка для брожения его в душе, для проявления градуса смысла и понимания. Это общее свойство для нового чувства: оно, как и понимание происходящего, разговоров с приятелями, поступков, возникает не синхронно с событиями, а спустя время для брожения мыслей и чувств.

-2--          Мне частенько попадаются на глаза фотографии – портреты разных людей. Например, лента «Возможно, Вы знакомы» в ВК. Когда я рассматриваю лица незнакомых людей, то я сразу чувствую как бы их присутствие рядом, и я пониманию ряд узнать и понять их - невозможно. Они как камни, лежащие на пляже. Все имеют свой конкретный рельеф, все непохожи друг на друга, но, в отличие от людей камни имеют схожесть по своей внутренней сути: гранит, известняк, бетон, базальт, мрамор, песчаник, сланец, туф, …. Люди внутренне все разные, ни про кого, хорошо известного нам человека, мы не сможем сказать, что понимаем его, знаем его. Характеристики: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик – очень грубые признаки человека. И это удивительно. Люди существуют сотни тысяч лет и не могут понять ни себя, ни другого. И здесь наука не применима, этот вопрос исследуют писатели и поэты. И они дали нам образы очень интересных, замечательных личностей и все они – неповторимы и необъяснимы, разве, что поверхностно они понимаемы. И вера здесь бессильна, никто не может нам объяснить про душу и чувства другого здорового человека. Если он болен, допустим – психопат, нарцисс, то нам легко понять поступки и чувства таких людей. А здорового, свободного, незапуганного человека нам понять не дано. До конца своих дней мы задумываемся о себе, но нам понятно, что мы не можем охватить мыслями или чувствами всего себя, все наши проявления, их истоки и наше будущее.

-3--      Хочу прокукарекать гимн, оду – уму. Мы частенько бываем в затруднительных положениях, и ум помогает нам справляться с трудностями. Например, сегодня, когда я проснулся, жена сказала, что не работает чайник – не включается. Проверил – да, не включается. Что делать? Ум мне подсказал, что нужно снять защитный кожух с нижней части чайника и посмотреть на провода, не отсоединились ли они. Сделал и увидел, что с проводами – в порядке, но меня смутила поднятая вверх, как бы оттопыренная медная полоска длиной меньше сантиметра. Она была частью медной конструкции сложной формы и, очевидно, была нужна для чего-то. Я нажал на неё пальцем, она щёлкнула и из оттопыренного положения перешла в ровное. Я собрал чайник, и он включился, и мы с женой по-прежнему пьём чай, из этого чайника. Я думаю, что неуместно здесь описывать все случаи помощи от ума, их много и есть очень сложные: например выбор профессии и жены. Обе проблемы сильно нагрузили мой ум, но я решил эти вопросы. Меня восхищают такие изобретения как гайка и болт, саморез, колесо, отвёртка, зубная паста и щётка, зеркало и посуда. Любое изделие – стул, дом, автомобиль, будильник, электробритва, – это волшебный сундук изобретений и озарений ума. Особенно большое значение я придаю этому всему, так как в жизни часто не мог справиться с затруднениями. Поэтому я научился шить, чинить телевизор и холодильник, строить дом, говорить на английском языке, играть на пианино, сам себя лечить, …. В результате сейчас я редко попадаю в безвыходное положение, а если и попадаю, то знаю, что нужно спокойно всё обдумать и выход будет найден. Ум похож на набор инструментов на все случаи жизни: отвёртки, ключи, пассатижи, дрель, сварочный аппарат, ножницы, молоток и клещи, гвозди и саморезы, …. Без этих инструментов мы беспомощны. Правда есть волшебная палочка вместо ума – это много денег и телефон. Есть ряд вопросов тревожащих нас, но мы не можем получить от ума ответов на эти вопросы. Например, как устроен мир: есть ли Бог и что он делает с нами?  Даже вопрос, что я такое, где мои границы, что я могу, как понять самого себя – остаётся без ответа. Может быть, мы зря требуем ответ от нашего ума? Может быть, только чувства и вера способны дать нам намёки на правильные ответы?

-4--         Концерты: за роялем – виртуоз, дирижёр и оркестр. Скорость нажимания клавиш  пианистом очень велика. А почему такие сложные произведения играются? Разве музыка – это сложность, быстрота?  Практически придётся согласиться – да музыка для публики – это, прежде всего, сложное произведение, исполняемое очень быстро.  Наверное, музыканты: композиторы и исполнители – в основном хвастаются  своими возможностями. Мелодичность и простота – не в цене. И так было и в благословенном прошлом, когда жили и творили гиганты, гении музыки:  Бетховен, Лист, Моцарт ….  Правда и у Моцарта, и у Бетховена, и у Шопена, и у Чайковского есть простые пьесы: времена года Чайковского, к Элизе Бетховена.  А Бах?  У него тоже не встретишь хвастливого творения в сложностях.   Однако, согласимся с тем, что публика жаждет соревнования исполнителей именно в сложной для воспроизведения музыке. Почему так? Мне это не нравится.

-5--         Я встречал людей, которые могли раскрываться долго и глубоко. То есть при разговорах с ними о  чувствах, душе, да о чём угодно они могли погружаться очень глубоко в предмет беседы.  И есть другие люди, тоже умные и глубокие, но у них есть триггерные точки, когда они прекращают лояльное общение.  Обычно это случается, если они заподозрили тебя в неуважении, непочитании их личности. Они перестают учитывать истину и обвиняют тебя во всём сразу. Меня это сильно удивляет. Когда я служил в армии, то я знал, что старшие офицеры и прапорщики презирают меня, срочника – лейтенанта и не скрывают этого. Обычное общение на улице тоже приучило меня к грубости, то есть неуважении со стороны визави. Люди с триггерными точками знают это всё, но они не желают ни секунды общения с теми, кто открыто их не уважил.  Мне и это кажется странным: они ведь знают, что многие их презирают, но общаются с ними, так открыто им не было показано неуважение.  Всё это мне   не нравится.  На свете слишком много такого странного. Например: мы, люди, общаемся  неестественно: у нас есть условности и надуманные способы взаимодействий.  А в природе не так. В природе всё происходит открыто и однозначно. Хищники охотятся и не извиняются перед жертвами, как это делают люди, произнося фразу: «Извини, ничего личного. Бизнес». В природе изменения происходят постепенно: река нащупывает своё русло долго, гроза постепенно приходит и начинает свои свето и громо представления. День медленно переходит в ночь, лето медлит передать свои права осени и так далее. У людей всё быстро: позвонил, договорился, встретился. Сделал что-то. Мир природы мне симпатичнее, вернее, более естественен, почему-то. И в то же время я осознаю, такое моё ощущение – неестественно и извращено. Я не могу жить как Маугли или Робинзон Крузо, моя среда обитания – человеческое общество со всеми его недостатками и ужасами.

-6--       Есть удивительный факт, явление, которое для меня загадочно. Я говорю о том, как меняется личность под воздействием общества. Ребёнка привели сниматься в кино, которое зафиксировало непосредственное, искреннее отношение маленького человека к жизни. Если нам удастся встретить его спустя 20 лет, то мы удивимся: это будет совсем другой человек. Из него как бы высосали сердцевину, он стал серым, нахальным, пустым и скучным.  Я отношу это за счёт киношного общества, которое как кофе – машина измельчила и извлекла оригинальность, перенеся её на экран. У нас во дворе моего детства было много мальчишек, мы играли, дрались, общались и постепенно уравнивались в своих свойствах.  А если к нам выходил какой-нибудь очкастый ботаник и рассказывал нам о насекомых, которых он изучает, ловит и держит в коробочках, то мы сразу видели, что это чудак – не от мира сего.  Также и в армии: все, притираясь к новым условиям, становятся похожими, а каждый новичок бывал странен и подвергался за это репрессиям. Но весьма быстро он станет неотличим от остальных, упростится до привычных удобных образцов.  Я предпочитаю чудаков, индивидуалистов людям из команд: школьных, армейских, рабочих, офисных, …. 

-7--            Все, наверное, заметили, что на ток шоу, разные встречи приглашаются не простые люди, а артисты. А почему? Не потому ли, что простой человек и общается просто, а артисты – вылезают из штанов, чтобы в утрированной форме, наиболее ярко выступить перед камерой. Речь артистов всегда особенная: нажимы на некоторых словах, шёпот на других, вскрикивание на третьих, замедление и ускорение темпа речи, игра лицом и телом.  Что это мне напоминает, - застолье - разгул невоспитанных людей. Они всё время перекрикивают друг друга и хохочут на всю округу. Как соседи – это трудные люди.  Интересно, что в документальном кино, где нет профессиональных артистов, но есть простые интересные люди,  их общение надолго запоминается, и фильмы помнятся тоже.  После шоу с артистами начинаешь особенно ценить простые повествовательные предложения и простых людей. Похожи на артистов и их утрированной манере давать интервью - современные эстрадные певцы. Они кричат, изображают страдания или экстаз счастья. Забыты спокойные манеры классиков советской эстрады: Марка Бернеса,  Толкуновой, Хиля, Марии Пахоменко, Муслима Магомаева, Аиды Ведищевой,  Ларисы Мондрус, Майи Кристалинской и других.  Экзальтированность – антоним сдержанности и достоинства.

-8--      Люди для меня делятся на две группы. Первая включает в себя тех, кто надеется всегда. На что? На удачу, на добрые силы, на добрых людей, ведь ты и сам такой. Такие люди даже если их обижают, надеются, что обидчик их пожалеет, ведь они – хорошие. Вторая группа – это те, кто живёт по принципу  «Не верь,  Не бойся,  Не проси».  У них нет надежды ни на Бога, ни на людей, ни на благополучное будущее. Всё хорошее у них сделано их руками и головой.  Забавно, что жёны делятся подобным образом. Есть те, кто верит, что у них – хороший муж, какие бы гадости он не творил. Есть другие, кто знает, что на мужа и на будущее с ним - нет надежды.

-9--            Один из признаков того, что я постарел, заключается в том, что меня перестали в столь сильной степени как раньше интересовать вопросы глобальной справедливости. Ели раньше любые явления интересовали меня с точки зрения правильности происходящего, справедливо ли оно, что будет, если так все станут поступать, то теперь меня интересует прежде всего: что  такое это, случившееся, в чём его суть, каковы его причины, почему оно произошло и зачем оно.

-10--     О философии. Вот текстик из философского словаря: «Логос - это истинное слово или мысль, вполне соответствующие истине, отождествляемые со своим предметом. Эйдос - живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину выявленного лика сущности предмета.» Я хочу покритиковать такой стиль. Истинное слово – что это? Правдивое слово?  А что означает живое бытие предмета? Смысловая энергия, пронизывающая предмет  -  это что такое. Что есть смысловая энергия? Дайте определение. В физике определение энергии – чёткое и однозначное. А здесь? Из глубины предмета исходит смысловая энергия? Можно заставить эту энергию выполнять работу? Или смысловая энергия не существует без человека?  Так кто излучает эту энергию: предмет или человек? Если предмет, то это называется пагубной для живого энергией радиации. Меня удивляет, почему философия – это запутанность, неясность, нечёткость, бездоказательность.

-11--               Чем вредны детские фантазии и мечты?  Например: ты – Брюс Ли, ты – Шварцнеггер, ты – Д' Артаньян, ты – инженер Гарин, ты – капитан Немо и так далее.          Вредны они фрустрацией, разочарованием в себе, неминуемо наступающими после завершения фантазий и мечтаний. Если мы не осознаём этих пагубных реакций организма на возвращение к самому себе, то наше подсознание  запомнит твоё ничтожество и бессилие на долгое время. Когда такой груз отягчает тебя, радости жизни тускнеют.

-12--         У каждого есть внутреннее самочувствие, состояние. И оно часто противоречит тому, что мы делаем, вынуждены делать. Ясно, что наши действия в таком состоянии –  неискренни и мы это ощущаем. Но нам не удаётся перебороть ощущение неискренности и стать цельным – делать только то, что от души и сердца. Все мы выработали свою технологию не обращать внимания на то, что чувствуем несогласие с нашими поступками.


Рецензии