Из истории вокального искусства. Николай Гяуров

13 сентября 1929 года родился НИКОЛАЙ ГЯУРОВ -
величайший бас 20-го века, в пении которого небывалым образом соединялись фантастическая мощь и удивительная мягкость, голос которого мог напоминать раскаты грома или огромного колокола, а мог мягко обволакивать вас тёмным бархатом своего тембра, опьянять чарующими волшебно-парящими красками пиано и мецца воче.

Когда в 1965 году одну из самых знаменитых в прошлом певиц Италии Тоти даль Монте спрашивали о лучших на тот момент голосах итальянской оперы, на вопрос: "А как обстоит дело с басами?" - она ответила: "Всех "съел" Гяуров, милый, простой человек и блестящий певец".
О том же, соревнуясь в подборе эпитетов, писали критики: "Царь басов", "Исполин, о котором будут рассказывать легенды", "Колосс, которому нет равных", "Сверхъестественный, бездонный голос с золотыми и пурпурными нюансами..."

Николая Гяурова порой называли "потомком Орфея", т.к. он родился на юге Болгарии, в г. Велинграде в Родопских горах, которые считаются родиной Орфея.
Это, конечно, очень красивое начало биографии великого певца.
Но детство его было невообразимо тяжёлым: с малых лет он знал голод и нищету, потом пришли ужасы немецкой оккупации и как следствие сотрудничества тогдашнего правительства с фашистским режимом - чудовищные репрессии, оставившие неизгладимый след в его памяти. Он, будучи ещё маленьким мальчиком, видел публично-показательные казни, когда живым людям отсекали головы, а затем несли эти головы на шестах по улицам для всеобщего устрашения.
Старший брат Николая ушёл в отряд сопротивления, после чего их семью тут же арестовали и отправили в концентрационный лагерь, в котором он провёл полтора года. Шансов на выживание было очень мало, но судьбе было угодно сохранить его для мира.

К музыке его влекло всегда. Ещё в раннем детстве ему подарили губную гармонику и он быстро выучился играть на ней любимые мелодии. Вернувшись после ужасов войны к мирной жизни, Николай мечтал о скрипке, но чтобы её купить, естественно, не было денег. Тогда он стал учиться игре на разных инструментах, одалживая их у знакомых и вскоре даже играл в оркестре. А ещё занимался в драмкружке.
Затем, уже учась в офицерской школе, он имел возможность участвовать в работе самодеятельности и там оценили его голос.

В 1948-м году произошла его встреча со знаменитым профессором Христо Брымбаровым и тот взял Николая в свой класс в консерваторию.
Первый год маэстро занимался только упражнениями, не позволяя петь ни одной арии. Это расстраивало молодого студента, он думал, что раз так - значит всё плохо. Но в 1950-м после экзамена, ему сказали, что у него перспективные данные и при содействии правительства его направляют для лучших результатов на обучение за границу - в СССР.

Николай приехал в Ленинград, но после года обучения ему пришлось "спасаться бегством" от милого профессора, который, желая добра, чуть не угробил его голос. Сославшись на неподходящий климат, он перевёлся в Москву.
Надо честно сказать, что и в Москве его профессора не много могли ему дать, и он, приезжая летом в Болгарию, усиленно работал над голосом с Брымбаровым.
При этом, он всегда с искренней благодарностью говорил о годах учёбы в Москве, о том, что сама культурная жизнь, возможность ежедневно посещать Большой театр, музеи, занятия в оперной студии консерватории были для него счастливой порой разностороннего роста и становления.
Он окончил Московскую консерваторию в 1955 году с золотой медалью. Его дипломной работой была роль Дона Базилио в "Севильском цирюльнике", которую он тут же исполнил на сцене Большого театра, и которая стала одной из коронных в его репертуаре.

В том же 1955-м Гяуров произвёл фурор, выиграв два вокальных конкурса - в Варшаве и в Париже, после чего стал солистом Софийской оперы, дебютировав в том же "Севильском цирюльнике".
В 1957г. он впервые поёт в Вене, затем в Болонье и Парме, вызывая восторги и удивление.
А 13 сентября 1959 года - в день своего тридцатилетия! - получает приглашение дебютировать в "Ла Скала" в партии Варлаама в "Борисе Годунове". И вот тут он едет на три месяца в Москву, где с ним чуть ли не ежедневно занимаются Борис Покровский и знаменитый наш исполнитель этой роли Алексей Кривченя - они детально прорабатывают всю партию, весь образ, в котором тщательно подготовленный артист предстаёт на сцене Большого театра, а уже после этого, прихватив с собою из Москвы даже чемоданчик с гримом, едет в "Ла Скала".
Дебют проходит триумфально, и с этого времени вся его дальнейшая жизнь связана с этим великим театром , как, впрочем, и с другими лучшими сценами мира - Вены, Зальцбурга, Парижа, Нью-Йорка...
Всё это уже достояние истории.

Созданные Гяуровым образы в операх Россини и Беллини, Верди и Мусоргского, Гуно и Массне навсегда останутся в анналах оперы как недосягаемые образцы вокального и артистического мастерства.
Его карьера продолжалась пять десятилетий, им сделано огромное количество записей, получено огромное количество наград.
И в течение всей своей жизни, отдавая свой талант миру, он возвращался и в Болгарию, и в Россию, где его всегда как-то по-особому любили и ждали.



("QUI la VOCE"во ВК
 от 13 сен 2019 - с аудиофрагментами)


Рецензии