К азам герменевтики
- Если Вы доверяете лишь рассудку и строго доказанным истинам, то герменевтика не для Вас.
- Если Вы знаете, что ничего не знаете, герменевтика – Ваша стихия.
- Как всякая реальная философия герменевтика не наука, а искусство – искусство понимания.
- Это искусство по природе не интеллектуальное, а поэтическое. Это так постольку, поскольку «человек живет поэтически» (Гельдерлин) и поскольку «понимание есть способ бытия человека»(М. Хайдеггер, П. Рикер, и др).
- Поэтому нет, и не может быть, метода понимания, подобно тому, как нет метода поэтического прозрения.
Из истории герменевтики
Создателем философски-универсальной герменевтики по праву считается Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер, у которого она еще не вполне отделена от предшествующей теологической формы – от экзегетики.
Будучи одновременно философом и богословом (а также филологом и переводчиком античной литературы), он приходит к мысли, что явления духа не поддаются ни догматическому формальному истолкованию, ни научно-рациональному; выше того и другого он ставит интуицию.
Первые наброски теории относятся к периоду 1796 – 1802 гг. («Речи о религии» и «Монологи»), а зрелые идеи формируются позже в лекционных курсах 1806 – 1834 гг. Лекции и статьи этого периода под названием «Герменевтика» были изданы в Германии в 1836 г. учеником Шлейермахера Фр. Люке.
Так впервые рождается новая наука.
Дальнейший путь герменевтики связан с так называемой «философией жизни» и ее яркими представителями – В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем и, отчасти, неокантианцами. Исследования этого приблизительно столетнего периода объединяются понятием «классическая герменевтика».
Неклассическая герменевтика, как течение неклассической философии, возникла на волне научных и культурных революций начала XX в. Значительный вклад в новое фундаментальное направление мысли внесли Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер, Ф.В. фон Херрман, В.В. Бибихин. Кроме того, близкие или аналогичные идеи высказывали русские философы рубежа XIX/XX вв. Л. Шестов, С. Франк, Г. Шпет, В.В. Розанов.
Хотя два типа герменевтики – классическая и неклассическая – совпадают в некоторых постулатах и принципах, все же строятся они на разных основаниях. Кратко рассмотрим идеи той и другой.
Классическая герменевтика (основные идеи).
1. Главный предмет исследования – явления духа.
2. Общая задача – поиск методологии, соответствующей предмету гуманитарных наук. Гуманитарные науки определяются как науки о духе. Поскольку духовное есть творческий продукт и поскольку творческая природа духа не определяется обычной формальной логикой, то сам феномен постигается интуицией и созерцанием.
3. Далее, здесь противопоставлены два метода. Метод точных наук – это, прежде всего, объяснение через дедукцию, когда явление подводится под общий принцип, закон, определение. Герменевтика ставит краеугольным камнем противоположный принцип – принцип понимания. Понимание здесь имеет вид созерцания целого и части целого. Этим улавливаются и возможности целого.
4. Органические свойства целого выражаются в том, что: а) целое существенно больше суммы своих частей; б) в части «светится» целое.
5. «Герменевтика есть искусство понимания».
6. Герменевтика предполагает критику (текста, но не автора).
7. Речь автора индивидуальна и, одновременно, относится к «тотальному» языку. Понимание должно учитывать оба момента.
8. Особое внимание уделяется интерпретации. Интерпретация делится на «психологическую» и «грамматическую». В «психологическом» способе толковании выявляется то содержание, которое имел в виду сам автор высказывания. Это достигается «вживанием» (Ф. Шлейермахер) или «вчувствованием» (В. Дильтей) в личность другого человека, в психологию другого времени, в чужую культуру и т.д. «Грамматический» способ открывает те смыслы, которые не имел в виду автор высказывания, но которые, тем не менее, присутствуют в виде «самосказывания» национального языка, действия традиции, выражения таинственных сил творчества. Все это обобщается формулой: нужно понять автора лучше, чем он сам себя понимал (автор оказывается как бы «глупее» своих произведений).
9. Истолкование необходимо там и постольку, где и поскольку первоначальное мышление автора преобразовано его речью. Истолкование вскрывает изначальную мысль.
10. Одно из фундаментальных положений звучит так: герменевтическая ситуация всегда возникает заново. Это значит, что каждый акт понимания уникален и что, следовательно, не существует универсального алгоритма понимания.
11. Другое фундаментальное положение называется «герменевтический круг». Круг представляет собой парадокс: для того, чтобы познать целое, нам нужно предварительно знать часть и, одновременно, чтобы познать часть, мы должны предварительно знать целое. Чтобы выйти из круга, необходимо уловить руководящие идеи и основное направление мысли.
12. В классической герменевтике особое значение придается толкованию священных книг, а также трудов классиков. Задача непростая, хотя решение ее известно со времен Августина Блаженного: труды гениев требуют от заинтересованного читателя «конгениальности», т.е. внутреннего сродства и вдохновения, созвучного первоисточнику.
Неклассическая герменевтика (основные идеи).
1. Ее основной предмет исследования (и, одновременно, перспектива и «сверхзадача» поиска ) – бытие сущего.
2. Все положения прежней «классической» герменевтики сохраняют свое значение и для «неклассической», однако, с поправкой на то, что вторая из них ориентирована не на речь, а на бытие. Суть в том, что герменевтика, будучи искусством понимания, одновременно является онтологией (учением о бытии). Отсюда – другие названия неклассической герменевтики: «фундаментальная онтология», «экзистенциальная аналитика», «феноменологическая герменевтика».
3. Один из важнейших ее принципов гласит: «Понимание есть способ бытия человека». (М. Хайдеггер, П. Рикер).
4. Понимание как способ бытия есть выход за пределы сущего. (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс, П. Рикер).
5. Основные определения бытия: а) мир как целое; б) единое; в) бытие трансцендентно и как таковое непостижимо; г) бытие несводимо к сущему и любой совокупности сущего (бытие – «ничто» любому «что»); д) «бытие есть то, в свете чего является сущее»; е) бытие человека (Dasein) не отделимо от бытия вообще.
6. В области непостижимости, трансцендентного бытия рождаются смыслы.
7. Понимание происходит от непонимания, удивления (Сократ, Аристотель, М. Хайдеггер, В.В. Розанов).
8. Смысл рождается тогда, когда происходит «смена аспекта», т. е. когда ранее известное предстает в новом свете.
9. Условием понимания чего либо является понимание человеком своей сущности (Dasein), не отделимой от мира в целом. Поэтому сущность человека определяется как «бытие-в-мире».
10. Цель понимания – истина, суть истины – свобода (М. Хайдеггер).
Свидетельство о публикации №224091001409