Идите в баню! Книга 1, глава 7 Федя
Приобрести первые две книги в бумажном виде можно только из авторских рук, сделав покупку на следующих торговых площадках:
https://www.avito.ru/profile/items/active/all?s=4 (АВИТО)
(auction.ru )
https://sharrol.ru/search?search=идите+в+баню (сайт https://sharrol.ru)
https://novoe-staroe.ru/search/?search=книгИдитевбаню (сайт novoe-staroe.ru )Электронные версии говорят уже тоже есть, но это так говорят... .
Представляем вам наиболее удачные моменты на взгляд нашего персонажа Иннокентия Павловича Листозадова, - заметьте это его личное мнение и автор не всегда согласен со своим героем рассказов о общественных банях нашей страны.
Москва без бань не Москва.
Единственное место,
которого ни один москвич не миновал, — это баня.
В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Сходил в баню
К читателю от Иннокентия: когда слышу выражение «сходил в баню», это кажется неправильным для столицы, ведь тут пешком не находишься.
Не случайно и название этой книги: «Идите в баню ». Придумывать особо ничего не нужно, ибо фраза весьма популярная. Например, в Питере в помывочных местах частенько звездит такой клич (Дегтярные, Фонарные, №5 в Иркутске), но Кеша принес его не оттуда.
В Вятских на подоконнике лестничной площадки стоит статуэтка бородача Банника с такой же надписью на груди, однако и ее Кеша увидел, когда книга была почти дописана.
Первые слова
Узнал Кеша это выражение очень рано, чуть ли не в младенчестве: одно из первых воспоминаний закутанного в пеленки малыша — услышанное им обращение отца к матушке: «Иду в баню». Затем туда пошел и двухлетний Иннокентий, (в младенчестве просто Кешка) но не один, а с маман. Вернее было бы выразиться так: его туда привели не по собственной воле. Когда Кеша подрос, эти слова, звучавшие дома еженедельно, стали ему привычными и близкими.
С ранних лет
Посему в книге Листозадов решил написать так: бани начал посещать с младенчества.
А тогда, в первый для себя раз, по всей видимости, случайно, по ошибке не туда попал — по причине своей незрелости. Взял да перепутал разряды и стал мыться с бабами. Парился тогда или нет — скорее всего, нет, — Кеша точно не может вспомнить. Когда рассказывает кому-либо, то говорит: «Все помню, а вот брал тогда веник собой или нет, не помню, на всякий случай попросил пририсовать».
Затем Кешаня немного подрос и все понял: так он, оказывается, не совсем правильно ходит! Не туда его, получается, водят — напутали, наверное! Хоть и мал еще был, но сообразил: что-то здесь не так — он не такой, как все! Явно отличается чем-то от девиц, бывших там на помывке. Чего-то у них не хватает, или, наоборот, чего-то много — таков был его маленький вердикт по этому поводу.
Категорический отказ
И вот, придя в баню в очередной раз, малыш Кеша, упираясь, во всеуслышание заявил о своем несогласии и наотрез отказался раздеваться, подтвердив ультиматум слезами и громким плачем! Никакие шанежки, увещевания и уговоры не помогли. Так навсегда, окончательно и бесповоротно, Иннокентий перешел из женских в настоящие мужские бани, которые его отец именовал в те давние годы хозяйственными. В наши дни таким определением общественную баню уже не называют.
Все туда идут
Народ наш, впрочем, как и все народы, пошел из деревни — не сразу, конечно, а после того, как вообще появился неизвестно откуда… Но об этом пусть ученые рассказывают. Одно ясно: первоначально там, откуда он пришел, бань точно не было. Не вдаваясь в подробности истории, поясним читателю: выражение «идти в баню» (когда она появилась под боком, то есть где-то рядом) вросло в разговорную речь русского человека намертво и не потеряло свой смысл даже в нынешний век высоких технологий.
Конечно, в наши дни своими ножками основная часть населения передвигаться стала совсем немножко.
К примеру, один приятель по телефону приглашает другого:
— Пойдем в Селезневскую баню!
А в ответ слышит:
— Не могу, вчера ходил.
Оба однозначно понимают, что сходить на своих двоих в баню, которая находится километрах в пятнадцати от местонахождения обоих собеседников, ни тот, ни другой не смогут. Один только собрался ехать, а другой уже съездил. Это как у моряков — плавало что-то (!). Они, мореходы, оказывается, по воде передвигаются, как Христос… Не пешком, естественно, а на плавсредствах.
Это, впрочем, не касается тех, кто живет близко к любимой бане, таким просто повезло.
........... к сожалению тут страниц штук десять, выдраны.........
Начало процесса
Затем появился главный — где-то позади этой толпы, его не видели, но слышали. Голос за спиной громко пригласил всех собравшихся на свежий пар. И граждане с радостными возгласами рванули вперед. Большим гудящим роем они ринулись занимать себе места потеплее.
Конечно, на этакое зрелище необычно смотреть со стороны, допустим, несведущему командировочному либо приехавшему из других мест страны гостю, впервые посетившему столь благостное заведение.
Вид лежащих на полу разнообряженных, обмотанных затрапезными простынями или вовсе обнаженных людей с шапками на головах, для незнакомого со столичными традициями обывателя забавен и смешон. Заходящим же в помещение серьезно настроенным людям в тот момент было не до смеха: они спешили найти свободное пространство для своего брюшка, чтобы со всем комфортом прилечь на настил манежа парилки.
Обустройство
Иннокентий насчитал порядка двадцати пяти плотно прижавшихся друг к другу человек, но так как многие норовили заскочить в парилку в первых рядах, то при подсчете он постоянно путался. Уже потом, когда все разместились, вернее, разлеглись и расселись, обнаружилось, что места еще есть. Если слегка утрамбоваться и потесниться, наверняка добавочно двадцать и даже более душ вошло бы. На ступеньках тоже сидели люди, внизу у печи была еще одна лавочка, и она не пустовала. На ней расположился тот контингент, который не может по какой-либо причине терпеть сильный нагрев или слабее воспринимает жаркий, разносящийся, как ветер, по сторонам воздух. В силу таковых обстоятельств эти клиенты не могут получить тот же эффект, что и парильщики, забравшиеся на полку, но для них и здесь хорошо, горячо и уютно. В Селезневских на площадку лезут, не снимая тапок, а в тех же Ржевских банях это категорически запрещено.
На момент размещения манеж сплошь представлял собой лежбище обнаженных мужских тел. Картина напоминала виденные по телику Иннокентием передачи про греющихся на солнце Чукотки моржей или морских котиков на островах Северного полушария.
Начало всеобщего парения осуществлялось, как и везде в столице, примерно по одному сценарию: готовка — приглашение — благоустройство — парение (прогревание, ингаляция) — благодарность готовящим — да и разбежались. А вот бань с «лежачим способом» парения «прихожан», как уже было замечено ранее, в городе не так много. Иннокентий Павлович знает пока только две , если не считать Бабушкинскую .
Махальщик Вова
Селезневская не является исключением — пар тут делается мастерами-инициативщиками-активистами из числа присутствующих завсегдатаев. В рассказах о банях Кеша для простоты обычно называет таких людей Вовами. Но тут, к его немалому удивлению, господин махальщик и на самом деле оказался Владимиром.
Когда мужчины наконец-то устроились и притихли, дверь парилки ожидаемо отворилась. На пороге возник раскрасневшийся от предыдущих действий — профподготовки с последующим окунанием в ледяную воду — главный парильщик Вова. В руках у него находилось колоритное опахало синего цвета. Махальщик держал его так, как держат энтомологи свое орудие работы — сачок для ловли различных насекомых. Впрочем, его подопечные на самом деле таковым и уподобились. Процесс начался, и убегать уже было поздно.
Церемония прогревания
Поднявшись над лежащей толпой, махальщик наставительно, как учитель своих учеников, немного пожурил в большинстве своем послушный народ за то, что некоторые зашли сюда без его команды. Затем весело поприветствовал собравшихся и напутствовал греющихся так, как будто те собрались лицезреть по телевизору спортивное состязание. Сделав паузу, он объявил начало процедуры такими словами:
— Успокоимся, господа, и молча понаблюдаем за паром!
Публика послушно замолчала и стала зорко «разглядывать» пар.
Кеша также оценил качество горячих воздушных потоков, хотя без очков ни хрена не видел, но зато чувствовал присутствие пара.
Затем главный парильщик плавными взмахами, не пропуская никого, начал отпаривать озябшие от долгой и нудной, только что закончившейся весны, утомленные тягомотными жизненными ситуациями лежащие по всей площадке, не насыщенные еще прогревом разночинные тела.
И вот расслабленный народ начал отходить от мирской суеты и мракобесия, царившего в том году на мировых просторах в виде паразитических информационных вирусов.
Со всех сторон неслись непринужденные оханья и стенания. Нужно было видеть, с каким удовольствием «страдали» разбросанные по деревянному настилу тут и там голые тела. Импортный ковид тоже стенал и плакал — оттого, что русских победить нельзя, их ничем не проймешь, что бы ни сварганили. Кто же мог эдакое предусмотреть?
Единовременно парильщики вдыхали всем организмом горячий ароматный вал насыщенного кислородом хорошо прогретого воздуха, испытывая на себе нежное прикосновение взвеси молекул воды и благовоний эфирных масел вперемешку с запахами трав — горной и степной полыни.
Постепенно махальщик увеличивал скорость взмахов своим изящным инструментом, и его наблюдаемые со стороны действия уже походили на отбивание теннисных мячей. В тот момент Кеше показалось, что на площадке одновременно находились несколько Марий Шараповых… Но это была не она — это звучали блаженные стоны обыкновенных русских мужиков… Они развращались в эти минуты одной-единственной женщиной, а звали её — Парилкой.
Мастер делал такие быстрые движения, что поток горячего влажного воздуха не успевал остыть на коже — а уже набегала вторая, третья волна! Горячий душистый воздух пробивал в этот момент тело весьма жестко — насквозь, до костей, до других внутренних органов. Наконец главный парильщик закончил свою работу, провозглашая напутствие: «Доброго и легкого пара!» И тут же пригласил всех через пять-восемь минут вернуться обратно.
Процесс пошел
Как отмечает Палыч, пар тут делался так часто, как нигде, вместе с тем менялись и бригады, осуществлявшие готовку. Причем все они не щадили своих лежащих товарищей и работали опахалами столь интенсивно, что нижние конечности тела, а именно ноги, начали испытывать чувство глубокой прожарки. Поэтому в качестве рекомендации для будущего гостя Палыч предписывает захватить сюда по крайней мере одну собственную простынь, а то и две (дабы на одной лежать, а второй вовремя прикрыть пригорающие части тушки).
Не признанный никем вердикт
Понятно без слов, что испытывать обжигание или даже варение собственной кожи не комфортно. Биологически мы люди, а не позы-буузы .
«Такое происходит отчасти оттого, что греющиеся лежат не ромашкой, как в Ржевских, а рядком, — непринужденно, кто как смог, расположившиеся на полу, размышлял Кеша. — Впрочем, меня сюда никто не звал, — опять пришла ему мысль. — Опять же… может быть… Ну да ладно, мало ли какие мысли в расплавленных мозгах…»
Здесь махальщик обычно гоняет горячий воздух стоя, а там пармейстер сидит по центру на корточках или на маленькой деревянной сидушке-табуретке (в Ржевских потолки ниже). Еще все зависит от того, кто готовил и как парил, ведь посетителя никто не принуждает лежать и терпеть. Пришел, ушел — свободная воля каждого.
Федор
Палыч уже было засобирался уходить из этого прекрасного заведения, получив вполне достаточную дозу качественного отдыха, но неожиданно объявился новый «Вова». По всему было видно, его тут ждали, потому как народ тут же возбудился, то есть зашевелился. Впоследствии оказалось, что нового «Вову» зовут Федей.
Было заметно по растянутому говору вновь прибывшего, что это типичный москвич, лицом он напомнил Кеше актера кино Михаила Пуговкина, снимавшегося во многих советских картинах. Прибыл он сюда, держа в руках огромный черный полиэтиленовый мешок для мусора, набитый под завязку различными свежими зелеными ветками какого-то кустарника.
Родившийся в далекой от центра нашей страны морозной Сибири, Кеша не очень сведущ в домашних и дикорастущих кустарниках западной части России. Стыдно признаться, но и школьной ботанике Листозадов тоже не уделял особого внимания, так как с детства не любил копать картошку и вообще что-либо выращивать. Впрочем, от потребления вовнутрь выращенных кем-то продуктов он никогда не отказывался.
Как оказалось, Федя, как будущий готовщик-махальщик, принес огромного размера куст крапивы с большими листьями. «Чего-чего, а этого добра и у нас на Байкале достаточно, — подумал Иннокентий, — вот только такого сорта, в метр длиной и с громадными растопыренными листьями, нигде не встречал».
Кроме крапивы, Палыч заметил в мешке ветки еще какого-то непонятного для него растения.
Все, кто присутствовал в это время в зале отдыха, бросились пожимать руку Федора; не дождавшись рукопожатия от Кеши, тот сам протянул ему руку, что Листозадову весьма польстило, как всегда, бывает, когда незнакомые люди предлагают рукопожатие первыми.
В такой ситуации Кеше было неловко промолчать, и он задал Феде «Пуговкину» безобидный, на его взгляд, но явно неуместный вопрос:
— Как называются эти растения?
На что тот, сделав глуповато-смешливое лицо, ответил весьма уклончиво и непринужденно.
— Трудно сказать, — захлопал он глазами, — сам даже не знаю, попались по дороге какие-то, их и нарвал.
Кеша не нашел нужным дальше вникать в тему, посчитав, что его вопрос действительно был задан не к месту и не ко времени. Человек только пришел, еще даже не разделся, а его уже по пустякам беспокоят. А ведь табличка, стоящая на сейфе, делать такого не рекомендовала.
В дальнейшем Федя использовал эти свежесрезанные ветки для плавного размахивания над лежащими телами, и наш герой почувствовал вместе с надвигающимся жаром чуть влажного горячего воздуха приятный горьковатый запах листьев рябины. Такой прогрев он ощущал на своем теле впервые. Правда, однажды и сам использовал веник из черемухи, но горячий вкус рябины — это класс. Иннокентий Павлович на личных впечатлениях убедился, что значит Федя «Пуговкин» для завсегдатаев этой бани.
Возможности остаться хотя бы еще на одну Федину готовку у него не было: силы, да и время сеанса заканчивались. К тому же Палыч тогда приехал попариться после почти шестичасового утомительного ночного перелета. Так он, впервые за все годы посещения различных бань, уходил оттуда по воле буквально засыпающего, весьма расслабленного паром организма.
После бани люди не храпят
Весь переполненный впечатлениями от своего любимого и долгожданного еженедельного досуга, добравшись до дома, Кеша рухнул в постель. Снились ему, по всей видимости, приятные сны, но какие именно, наш герой не помнил. Наверное, про ба… Да нет же, не про них, а про настоящую общественную баню. Так и она, между прочим, иного полу.
Кстати, замечено: даже злостные храпаки после банных процедур спят без этих звуков. Хорошая парилка прочищает не только тело, но и все дыхательные пути, и успокаивает сердце.
Проснувшись среди ночи, Кеша осознал, что спать не может: клавиатура зовет. Встал, включил компьютер и сел за описание прошедшего мероприятия…
В голове созрело «сказание о бане» под названием Селезневская.
Иннокентий Павлович не спорит, что люди, ходящие сюда постоянно, по определенным дням, могут рассказать о ней значительно больше. Да и описания добавить более красочные. Но он всегда знал: замыленный глаз не увидит того, что заметит опытный взгляд эксперта Кеши, посетившего уже огромное количество различных банных мест. Ведь ему есть что и с чем сравнивать.
В этом рассказе, седьмой главы есть продолжение о следующем разряде этой бани.....
От всей души желаю всем вам, любителям бань, хорошего, незабываемого отдыха, легкого ароматного пара и, конечно же, удачи, добра и благополучия!
Аннотация
Однажды Иннокентий Листозадов взял, да и… пошел в баню! Да так и путешествует с тех пор по банным заведениям нашей необъятной родины. Парится, отдыхает, порой попадает в смешные, неловкие и даже драматичные ситуации, знакомится с интересными людьми и с юмором рассказывает о том, что видел, слышал и ощущал во время банного отдыха.
События в книгах причудливо переплетаются, соединяя воспоминания героя о былом, реальность настоящего и шуточный вымысел. В иных местах Иннокентий, бывает, немного чудит.
Дорогие друзья!
Мы размещаем краткие отрывки из очерков-путеводителей по общественным баням нашей столицы и ее окрестностей под названием “Идите в баню!” (части первая и вторая) на сайте proza.ru .
Первая книга вышла в декабре 2023 года. Вторая - в августе 2024 года.
Тираж каждой книги - 1000 экземпляров. Стоимость одного экземпляра от автора - 900 рублей.
Оба издания выпущены в подарочном варианте. Они на мелованной бумаге, в каждом по 250 рисунков и фотографий, обложка твердая и покрыта уф-лаком.
Огромное количество экземпляров уже подарено друзьям, знакомым, кассирам, банщикам и массажистам бань страны, а порой просто попавшимся на пути нашего героя совершенно незнакомым людям.
Внимание! Никаких дополнительных тиражей не будет! В дальнейшем уже выпущенные части серии можно будет только скачать в электронном виде.
От автора:
К моему глубокому сожалению, условия выставления произведений на такие торговые площадки, как Ридеро, Вайлдберриз, Озон и др., подразумевают их самостоятельное печатание в черно-белом исполнении на газетной бумаге с разделением каждой книги на три части (по 4 рассказа в каждой) и продажу по баснословной цене, которая ко мне как автору отношения не имеет. Поэтому пришлось ограничиться электронным форматом (роялти автору составляет 30 рублей с каждого скачивания).
Также мы размещаем на странице http://proza.ru/avtor/888yyy отрывки из готовящегося к печати третьего тома серии, посвященного баням различных городов нашей страны, начиная с востока до самых западных ее окраин. В настоящее время книга находится на стадии верстки, выход намечен на декабрь 2024-го или январь-февраль 2025 года.
Повторяем! Ни в каких магазинах в печатном виде книга не продается!
Вы можете ее приобрести только непосредственно у автора (ссылки в начале этого рассказа) и с автографом.
Приглашаю вас присоединиться к общероссийской группе «Идите в баню!» по ссылке
https://t.me/iditevbany2024
Купить третью книгу в трех частях можно здесь https://ridero.ru/my
Купить недорого две первые книги в бумажном исполнении по новогодней акции можно здесь https://auction.ru
Удачного вам дня!
Свидетельство о публикации №224091001510