Проблемы подготовки компетентных специалистов
ДЛЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ И НАУЧНОЙ СФЕРЫ
На основании последних исследований в области политики и социологии установлено, что решающим источником экономического роста любой страны становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования. Страна, не обладающая эффективной системой образования, т.е. способной подготовить кадры высшей квалификации неизбежно отстанет в технике и технологиях использования, в политическом же соперничестве она не имеет никаких шансов на успех. Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых лидеров все сильнее и сильнее смещается в сферу образования и, прежде всего, высшего ( и в первую очередь – технического).
Доказано, что именно некомпетентность лиц, принимавших и принимающих до сих пор ответственные решения, - одна из главных причин наших серьезных провалов и неудач.
Общеизвестно, что плохо подготовленный специалист всегда таил и таит в себе угрозу: врач-недоучка – здоровью людей, плохой педагог – будущему наших детей, неграмотный конструктор - миллионам попусту потраченных денег и природе, неважный инженер и руководитель может привести к национальной трагедии (примеры: Бхопал, Чернобыль, Башкирия, московский аквапарк и др.), геолог - не найденным и пропущенным месторождениям полезных ископаемых, и другим экономическим потерям.
По мнению многочисленных отечественных и зарубежных экспертов развитие экономики в предстоящие десятилетия, будет определяться ресурсами, такими как «черное золото» и «серое вещество». Именно «человеческий капитал» является основным национальным богатством. Многочисленные факты показывают, что в структуре национального богатства доминирует «человеческий капитал (как фактор)», составляющий в среднем 2/3 от общего национального богатства, Таким образом, в XXI веке главным фактором развития и воспроизводства (с точки зрения экономики) становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения здоровья, уровня физического развития.
Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. Если пенсионная система воздает дань - прошлому труду, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают - настоящее, то образование работает на будущее страны. Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования - одна из немногих полей национального согласия в обществе. Именно образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на все годы.
В системе образования формирование человека как личности и гражданина, на котором человек овладевает необходимыми знаниями, позволяющими ему формировать, иметь и реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве.
В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в непрерывном, доступном, развивающем и опережающем образовании. Вузы как раз и предназначены для удовлетворения таких потребностей. Значимость современного образования требует радикальной перестройки существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему.
Учебный процесс ХХ и ХХ1 столетий существенно отличается, да и должен отличаться от процесса обучения прошлых эпох и столетий. Период колоссального роста информационных носителей и появления многообразных сфер деятельности обусловил существенную перестройку всей системы образования – от самого её низа и до его возможного верха. Сейчас путь от начального обучения (всеми элементарно необходимыми сведениями) до высот максимального уровня развития науки и культуры необходимо человеку проходить в максимально сжатые сроки, отведенные ему для этого жизнью. Времени на неторопливую «раскачку» у него, как это было в прошлые эпохи - больше нет.
Реальная жизнь общества требуют от человека быстрейшего освоения всех премудростей изучаемых специальностей и, по возможности, в самые короткие сроки. Быстрое прохождение обучающей дистанции возможно в случае применения на практике оптимальных по затратам времени и эффективных по качеству усвоения - методов, способов, приемов и средств обучения. Поэтапное совершенствование умственных действий от простых, порою «банальных» истин до глубоких абстрактных обобщений и понятийных заключений – это на сегодняшний день стратегически - тактическая форма педагогической работы…
Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий.
Смысл новой технологии подготовки специалистов должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Развитию творческой личности должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, и, прежде всего, высшего. Вузы призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию ( и даже к самообучению).
Процесс формирования геологических кадров различных специализаций должен быть подчинен развитию у студентов навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико-экономических проблем, умения находить эффективные решения в любой ситуации и любом месте. Главным является также формирование позитивных качеств личности: интеллектуальных, волевых, психолого-физических и пр..
Для достижения целей формирования личности специалиста новой формации необходимо устранить противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной. Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивает переход и трансформацию одного типа деятельности ( познавательный) в другой( профессиональный ) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, поступков, средств, предметов и конечных результатов.
Нынешние повышенные требования приводит к изменениям в структуре трудовой деятельности представителей самых разнообразных сфер труда, а обновление технологической базы производства и, как следствие, «устареванию знаний» ( моральная амортизация профессий), что требует от работников практически всех сфер труда высокого уровня развития умственных сил, гибкости ума, умения быстро улавливать новое, адаптироваться к нему и многое другое.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов.
Главная специфика обучения сейчас в вузе - это осмысление предлагаемой учебной информации, переработка ее в сознании студентов в знания, анализы-выводы, установление ее взаимосвязи с предыдущей (уже известной), и нахождение ответов на вопросы, поставленные преподавателем, природой, жизнью…
По образному выражению акад. Б.Е.Патона « …образование стоит дорого, но еще дороже стране обходится невежество её жителей».
Цель высшей технической школы ХХ1 века – это подготовка квалифицированных и компетентных специалистов, способных решать широкий спектр научных и производственных задач.
Процесс подготовки геологов различных специальностей и специализаций в техническом вузе существенно отличается от подготовки специалистов других специальностей.
Для геологов основной формы работы с информацией является её представление виде геометрических образов (карт, графиков, диаграмм, схем и пр. различного назначения), представление объекта поисков (и её составляющих: породы, минералы, руда, вмещающая среда) виде объемной модели, причем динамического и развивающего характера.
Важным направлением в обучении в работе является знакомство с автоматизированными средствами сбора и хранения информации, с последующим её извлечением для новых умозаключений и тщательного анализа.
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста, предпочтительны пособия, основанные на принципах «графического построения». Поэтому в обучении геологов необходимо делать наибольший упор на представление учебной информации с помощью технических средств обучения ( кино-, и диафильмы, слайды, кодопроекции) с последующим переходом на средства более высокого уровня (дистанционное обучение и другие технологии: кейсовая (портфельная), Интернет, телевизионно-спутниковая и др.), электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика; б) интерактивная графика и т.д.
Особая роль в обучении должна принадлежать преподавателям новой формации, где они из «источников и распространителей информации» должны трансформироваться в организаторов эффективного учебного процесса. Ибо без помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют их рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и т.д.
Главная цель высшей технической школы формирование нового поколения исследователей Земных недр (т.е. работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения), котором под силу решение самых сложных и трудных задач геологии – поиски и разведка глубокозалегающих месторождений полезных ископаемых.
Следует в первую очередь особо обратить внимание на мероприятия, связанные с приемом молодежи для обучения в вузы…
Создание в девяностые годы единого Тестового центра Р Уз, обязанного обеспечить объективность приема в вузы и исключение субъективных факторов при зачислениях студентов в учебные заведения , в целом не выполнило своего назначения, вследствие неправильного установления критериев отбора при зачислении в вуз новых поколений студентов, на выпуск которых в ХХ1 веке хотело бы рассчитывать наше государство.
Результативная составляющая деятельности ТЦ характеризуется в большинстве случаев негативными моментами:
• зачисляемые в вузы абитуриенты обладают низкими знаниями, а порою даже не способны учиться в системе высшей школы, и процент таких категорий, очень и очень высок;
- затрачивается неимоверно много времени на проверки испытуемых (результаты выдаются через большой срок 16-20 дней после испытаний), в прошлые десятилетия эти мероприятия выполнялись более оперативно, причем при отсутствии современной множительной и компьютерной техники:
- прием в вузы осуществляется в единые сроки, что не дает способной молодежи, допустивших промахи в силу определенных причин, принять участие в новых испытаниях на получение статуса студента;
• критериальный отбор молодежи ТЦ РУз производится по первому уровню усвояемости изучаемого учебного материала. В то время, как в доперестроечный период проверка подготовленности абитуриентов вуза осуществлялась на втором и даже третьем уровнях «значимости». А некоторые наиболее «продвинутые экзаменаторы» могли осуществить проверку молодежи и на 4-ом уровне образованности и просвещенности ( т.е. на креативном уровне).
При решении задач приема абитуриентов в вузы следовало бы вспомнить опыт прошлых столетий и эпох, необоснованно забытый и выброшенный из практики жизни:
• наличие и создание института вольнослушателей, которые могли бы увеличить число выпускаемых специалистов, особенно по дефицитным специальностям, без больших и дополнительных затрат для государства;
• попутный прием некоторого числа резервистов, способных заменить в процессе учебы выбывших по разным причинам основной категории студентов (в силу попадания в вуз по случайным обстоятельствам, в частности невозможности исполнения ими своих обучающих функций),
• прием ( без экзаменов) лиц, родители (и прародители)которых проработали в системе геологии более 20 лет, для создания производственных и научных династий.
Вследствие недостаточно эффективной деятельности ТЦ РУз функции отбора кадров для обучения в вузах следовало бы передать министерствам и ведомствам, для которых готовятся специалисты данного профиля и ряда специальностей.
Желательно попутно установить более тесную связь между обучающими учреждениями и предприятиями - потребителями выпускаемых специалистов:
- проводить разного рода производственные (и даже учебные) практики на базе передовых предприятий и под руководством опытных и заслуженных работников, способных передать свой богатый жизненный и производственный опыт пытливой и заинтересованной молодежи...
- предоставлять вузам для обучения (на правах аренды) сложную и дорогостоящую технику для ознакомления с неё своих студентов;
Использование вузами технических средств предприятия, и проведение на их базе лабораторно- практических занятий…
- проведение ознакомительных и экскурсионных занятий силами лучших и квалифицированных специалистов предприятия по заявкам вуза.
В системе науки наладить тесную связь вуза и НИИ - направлять на дополнительные занятия наиболее перспективных студентов для их участия в совместных научных и исследовательских работах и помощи лабораториям в проведение внеплановых работ и экспериментов.
Подключить наиболее перспективных студентов к ведущим ученым и специалистам страны с целью участия обучаемых в шефских занятиях для быстрого перенимания их опыта, умения быстрой и продуктивной работы.
Выполнение вузами (студенты + преподаватели) внеплановых заданий, работ и дополнительных научных экспериментов.
Проведение мероприятий по передаче разноцелевого опыта старших поколений своим молодым коллегам - путем совместного участия в плодотворной и позитивной деятельности…
В системе Комитета геологии необходимо провести мероприятия, сводящиеся к приему в геологические образовательные учреждения наиболее сильных и перспективных категорий молодежи страны… путем открытия им больших перспектив как самой ОТРАСЛИ ( и отдельных её подразделений и специальностей), так и карьерного роста…
В системе геологии широко внедрить передовые информационные технологии аналитического уровня. Наметить ряд мер на стимулирование работников отрасли, прежде всего тех, кто добивается позитивных результатов (быстрыми и экономичными способами находит новые месторождения полезных ископаемых). Применяет передовые технологии поисков МПИ, ориентированных на применение экономичных по затратам методов поисков, основанных на физических , химических и даже биофизических эффектах…
Нахождение способов стимулирования студентов - будущих покорителей недр, первопроходцев и первооткрывателей…
Повышать культуру работы в горно-геологических предприятиях…и научных подразделениях геологического профиля, основанных на последних достижениях передовой мировой человеческой мысли…
Оснащать библиотеки печатными изделиями нового поколения и техническими средствами коммуникационных систем…
Для стимулирования деятельности наиболее активной части молодежи предусматривать разного рода творческие командировки в наиболее передовые предприятия разных отраслей хозяйства разных стран и участия в международных конференциях…
Стимулирование (материально-моральное) работников отрасли осуществлять не за дисциплинарное время пребывание на работе, а за реальные результаты ( находки, открытия, изобретения…рационализацию) и достижения высоких показателей в труде.
Лучшим студентам же, исходя из их потенциальных возможностей, позволить проходить обучение по личностным «траекториям» обучения быстрее…лучше…и в более короткие сроки.
Свидетельство о публикации №224091001690