Война на Балканах Глава 7
Утром отобранная часть батареи – два взвода с четырьмя пушками под командой Рожалина снялась со своих позиций и двинулась на соединение с драгунским эскадроном. Встретившись, продолжили движение в юго-западном направлении и, наконец, вышли на дорогу, ведущую к Софии. Долни-Дыбник находился верстах в пятнадцати от Плевны. Дорога пролегала по однообразной полого поднимающейся равнине с небольшими холмами и распадками. Были видны россыпи крупных валунов. По обеим сторонам росли группы деревьев из граба и дикой оливы. Кое-где встречались шелковицы и грецкие орехи, попадались заросли белой акации. Совершенно не понятно за что было дано городку название, которое переводилось на русский язык, как Нижний Дубняк. Ни одного дубка в округе Василий не увидел.
Вокруг самого Нижнего Дубняка турецкие войска имели укреплённые редуты и относительно небольшой гарнизон. Не смотря на это ввязываться в открытое боестолкновение малыми силами было бессмысленно из-за близкого расположения Плевны и её гарнизона. Открытое движение вражеских войск или обозов по дороге тоже было практически невозможно, так как совсем рядом располагались наши войска. Действовать так можно было бы только крупными силами, или наскоком из засады по небольшим отрядам, движущимся отдельно этой дорогой. До городка турки могли двигаться по шоссе, но у Нижнего Дыбника, скорее всего, уходили по малым просёлочным дорогам, в объезд наших воинских частей. Значит, нужно искать объездные пути, по которым сравнительно небольшие отряды и обозы могут тайно просачиваться в осаждённый город (Плевну).
Подпоручик Рожалин с капитаном решили сначала маршем дойти до Нижнего Дубняка. Дойдя до него, пройти немного дальше по дороге и скрытно стать лагерем, пользуясь природными естественными укрытиями. Затем войти в контакт с местным населением, и с их помощью выслать несколько разъездов по просёлочным дорогам на разведку. Дальше действовать по обстоятельствам.
Так и сделали. Впереди двигалась конница с небольшим авангардом из драгун разведчиков, затем артиллерия с обозом, а замыкал движение небольшой отряд всадников из специально созданного Василием диверсионно-разведывательного отделения. Они постоянно разъезжались в стороны, проверяя отдельно стоящие группы брошенных строений, зелёные массивы, способные стать укрытием для вражеской разведки или диверсионной группы. Движение шло достаточно быстро.
Скоро сводный отряд достиг пункта назначения. Это была небольшая роща в полукилометре от городка. Остановились. Разбили лагерь. Организовали импровизированные временные артиллерийские позиции, развернув подводы полукругом и тем самым создав укрытие от внезапного нападения кавалерии неприятеля. Выставили часовых и послали в близлежащее селение переодетого в простую болгарскую одежду ополченца из болгар. Его капитан пригласил заранее, ещё до выхода отряда в рейд. Необходимо было найти проводников из местных. Это должен был быть один или несколько человек, которые хорошо знают все дороги и тропинки вокруг. Тем временем наши бойцы готовили себе пищу. Война-войной, а обед по расписанию. Из-за опасности быть обнаруженными, огня не разжигали. Дым могут почувствовать издалека. Наконец прибыл из разведки болгарин-ополченец. Он принёс, полученные от местных крестьян, интересующие их сведения по поводу просёлочных дорог и движения по ним войск и грузов противника. Капитан решил отправить Василия в сопровождении нескольких конников, вместе с проводником, на рекогносцировку мест предполагаемых действий сводного отряда.
Рожалин взял с собой своё отделение разведчиков-пластунов, и они двинулись по маршруту указанному проводниками. Дорога уходила немного на запад и шла по берегу живописного озера, окруженного достаточно густыми зарослями деревьев разных пород. Именно по этой дороге, по словам болгар, и двигались иногда турки на помощь Плевне. Действительно, для скрытого передвижения этот путь был наиболее удобен. Но он был удобен и для русского отряда. Среди окружавших дорогу зарослей легко можно было укрыть людей и устроить засаду. Конники проследовали по указанной дороге довольно далеко. Озеро осталось позади, а впереди, на горизонте, уже угадывались очертания Плевны. Именно на этой дороге будет устроена засада, решил Василий.
Приняв решение, повернули назад и стали осматривать окрестности, конкретно подыскивая места диспозиции. Артиллерию из двух пушек Василий решил расположить за небольшим взгорком, покрытом редким кустарником. Он спрячет русские позиции. Дорога оттуда – как на ладони. Ему пришло на ум устроить прямо на дороге завал из подпиленных заранее деревьев. Деревья нужно будет повалить непосредственно перед продвигающимся вражеским отрядом. Чуть дальше справа и слева решил укрыть спешившихся драгун. Прямо за завалом поместить позиции ополченцев, поддержанные двадцатью пешими драгунами и расчётом артиллеристов с двумя пушками, а позади отряда противника метров за сто пятьдесят, поставить за деревьями конный отряд человек в пятьдесят и оставшийся взвод из двух пушек. При приближении вражеского отряда, там из пушек дают несколько залпов гранатами по тылам турок.
Придётся стрелять быстро. Артиллеристы должны показать свою выучку и успеть сделать максимальное количество выстрелов. Скорее всего больше трёх выстрелов им сделать не удастся. Остальное сделает конный отряд из пятидесяти драгун. Их залп из винтовок способен нанести врагу большой урон. Главное вызвать среди врагов панику, чтобы они бросились удирать вперёд, где их ожидает завал. Тут им дорогу перекрывают русские гвардейцы-артиллеристы и дают залп из своих двух пушек картечью. Когда турки бросятся вперёд больше двух залпов артиллеристы не успеют сделать Потом вступает в действие конный отряд по тылам, и оставшиеся пешие отряды добивают прорвавшихся или разбегающихся противников. По прибытии в импровизированный лагерь план был обсуждён в деталях с офицерами отряда и капитан утвердил его своей властью командира. Дело оставалось за малым: обнаружить турецкий обоз, завести его в западню и уничтожить, не перестреляв своих.
Риск, в плане, предложенном Рожалиным, присутствовал. Однако удача вполне могла им сопутствовать при условии чёткой координации действий как драгун, так и артиллеристов, и при хорошей выучке всего личного состава . Если группы, как конные так и пешие совместно с артиллерией будут действовать слаженно, то успех будет обеспечен. Нужно было отладить чёткое взаимодействие командиров, а у тех была надежда на выучку своих подчинённых. Василий на своих надеялся, да и у капитана подготовка драгун в отряде была высокой. Решили действовать по предложенному Рожалиным плану. Собрали командиров и провели нечто вроде штабных учений. Каждый теперь знал свой манёвр.
От турецких позиций Нижнего Дыбника место засады располагалось на расстоянии около трёх с половиной вёрст. Риск, конечно был. На шум выстрелов гарнизон сразу не отреагирует. Была надежда, что густые лесные заросли немного заглушат и рассеют силу звуков боя, а потом будет поздно. Если всё пройдёт чётко по плану, то сводный отряд успеет отойти к русским позициям. Главное всё сделать чётко и быстро.
Василий, с капитаном Бураго, напоследок ещё раз тщательно проинструктировали собранных в палатке подчинённых им командиров. Далеко вперёд на юг выслали группу дозорных вместе с местным проводником. Весь остальной отряд быстро, по тревоге, направили в место предполагаемой засады. По прибытии принялись обустраивать позиции. Здесь было важно хорошо замаскировать все следы их присутствия. День прошел без столкновения с противником, но в постоянных тренировках. Особенно тщательно велись промеры расстояний и углов возвышения предполагаемых выстрелов для артиллерии.
Наконец утром следующего дня примчался дозорный с известием, что по дороге из Горнего Дыбника вышел отряд в сотню всадников, который сопровождает обоз из двадцати телег, груженых ящиками. Время как будто остановилось. Все застыли в напряженном ожидании. Обоз достигнет засады примерно через час. Каждый проверял себя, осматривал оружие, место укрытия: нет ли чего, что может помешать, выдать, подвести в предстоящем бою. Уже высоко поднявшееся солнце начинало припекать. Середина сентября для Болгарии это ещё почти лето. Даже в России в средней полосе сентябрь бывает тёплым, а здесь еще вовсю зреет виноград, чуть южнее созревает инжир и киви. В садах ещё полно поздних сортов яблок и груш. Воздух прогревается до комфортных +22...+24 °C. Сегодня же температура была даже несколько выше. К полудню будет все +28 °C.
Во влажном воздухе вблизи водоёма густо висели рои мошкары. Кровососы нещадно жалили и донимали укрытых в густой зелени солдат. Лёгкий ветерок немного облегчал их муки. Василий с капитаном до рези в глазах всматривались в простирающееся перед ними зелёное море из веток растений. Вот на горизонте показалось облачко пыли. Тут же к капитану и Василию подскакал один из дозорных. Его конь был уставшим и в пыли. Идут!
Прошло ещё минут пятнадцать, и они увидели выползающую из-за поворота колонну. Впереди шел отряд всадников примерно в полсотни. За ними ехали телеги с сопровождающими. Наконец показался и замыкающий отряд ещё в полсотни сабель. Неожиданно громыхнул залп из пушек первого засадного взвода. Следующий последовал через 40 секунд. За полторы минуты их пушки выстрелили 3 раза. Эффект был потрясающий. Разрывы гранат легли точно посередине строя задней полусотни.
Драгуны не подвели. Их ружейные залпы тоже были успешными. Всё заволокло дымом. Колонна дрогнула и инстинктивно рванула вперёд. На расстоянии пятидесяти метров перед несущимися лошадьми вражеского отряда на дорогу стали падать стволы деревьев и из леса выскочили две упряжки лошадей с пушками. Лихо развернувшись, артиллеристы накатили обе пушки к завалу и через минуту после первого залпа, прозвучали два залпа картечью по авангардной полусотне. Ополченцы и драгуны передового отряда вовсю палили из ружей. Буквально через полминуты прозвучал ещё один залп картечью. Больше артиллеристы не могли быть полезны своими орудиями. Засадные пушки нанесли тяжёлый урон противнику. Турок передового отряда как будто метлой снесло. Дальше в ход пошло личное оружие, как огнестрельное, так и холодное. Всё смешалось, крики раненных, хрипы лошадей, выстрелы с обеих сторон, и наше русское Ура! В бой с тыла вступила засадная полусотня наших драгун. Замыкая кольцо, справа и слева выскочили драгуны, скрывавшиеся в лесу. Им помогали артиллеристы личным оружием.
Через пятнадцать минут всё было кончено. Обоз был захвачен. Противник потерял до полусотни конных и двадцать человек пеших убитыми. Двадцать три турка были ранены и с ними ещё пятнадцать человек были взяты в плен. До тридцати турок бежали. В ящиках обоза находились боеприпасы и продовольствие. Среди пленных оказались три офицера. Их связали и отделили от нижних чинов. Среди наших солдат убитыми потеряли трёх человек, ранеными четверо. Среди них один был в тяжелом состоянии. Победа была блестящая. Осман-паша на этот раз не получит, пусть небольшой но важный груз, и пополнение в живой силе.
Не успели они осмотреться и посчитать потери и пленных, как прилетел галопом драгун из дозора. Он сообщил, что из Нижнего Дыбника вышел и быстро движется в сторону произошедшего боя турецкий отряд. По самым приблизительным прикидкам до пятисот человек. До него расстояние около полутора вёрст.
- Это мы вовремя управились, - подумал Василий, - нужно уносить ноги. Собрались за пару минут и очень быстро двинулись на север к Плевне. Проводники показали короткую дорогу, и скоро сводный отряд оказался в безопасности.
К вечеру уставшие гвардейцы, вместе с пленными и отбитым у врага обозом, входили в расположение русских войск. Отделив пленных и раненных в особую колонну и отправив своих воинов к месту их дислокации, Рожалин с капитаном отбыли в штабную палатку. Александр Петрович Бураго подробно доложил генералу о результате рейда. В своём докладе он отметил ведущую роль в составлении плана засады и активное личное участие в боевых действиях подпоручика Василия Рожалина. Генерал Гурко внимательно выслушал доклад, поздравил их с благополучным прибытием из рейда. Затем последовал краткий разбор действий сводного отряда и в итоге вылушали слова благодарности лично командирам Бураго и Рожалину.
- Благодарю за службу. На местности сориентировались правильно. Учли особенности местного ландшафта, использовали возможности местного населения. Захватили обоз и пленных, уничтожили равный вам по силе отряд. С пленными офицерами еще поговорим позже. Вы задание выполнили блестяще. Потери минимальные. На вас будет направлено представление к награде. Но главный результат вашего рейда состоит в том, что согласно полученной вами информации - штурмовать укреплённые Горный Дубняк, Дольный Дубняк и Телиш можно и нужно. Без этого Осада Плевны неэффективна.
Свидетельство о публикации №224091001726