Техническое образование хх1 века
В настоящее время во всем мире бурно развиваются и претерпевают качественные изменения не только отдельные науки и сферы деятельности, но и вся наука, техника, производство, также связанные с ними духовные сферы: образование, культура, здравоохранение в целом.
Нынешнее состояние дел в любой сферах жизни и особенно в технических областях указывает на то, что любой новый продукт, любая технология, ранее добытые факты, неизбежно и быстро отстают от жизни.
Нынче необходимо вырастить племя работников, способных творить «здесь и теперь». Общество должно определять умелого, подготовленного и образованного человека иначе, чем мы привыкли это делать.
Многое из того, что мы называем обучением, стало бесполезным в ряде областей. Люди, слишком зависящие от прошлого, оказались почти беспомощными во многих профессиях
Ибо всякое обучение сводящиеся к простому приложению прошлого к настоящему или использованию прежних приемов в нынешней ситуации, устарело во многих сферах жизни.
Образование нельзя более рассматривать просто как процесс обучения – теперь это больше процесс воспитания характера, формирования личности.
Знания о мире нынче приобретают все более и более системный характер, явления и процессы осознаются в их взаимной связи и обусловленности. Комплексный характер решения современных научно-технических, хозяйственных, социально-экономических задач предъявляют особые, повышенные требования к подготовке специалистов различных профессий и разной квалификации.
Современный специальный труд – труд очень сложный и требует для своего выполнения (в большинстве случаев) чрезвычайно высокой квалификации, которая выражается в приобретении обучаемыми за всю свою трудовую жизнь весьма тонких умений и навыков, в сочетании с богатым опытом, и творческих способностей и талантов. Процессы, происходящие сегодня в обществе, приводят к изменениям в структуре трудовой деятельности представителей самых разнообразных сфер труда, к обновлению технологической базы производства и, как следствие, «устареванию знаний» (моральная амортизация профессий). Всё это требует от работников практически всех сфер труда высокого уровня развития умственных сил, гибкости ума, умения быстро улавливать новое, адаптироваться к нему и многое другое.
Если сравнительно недавно в качестве основной цели образования выступало приобретение знаний, т.е. считалось что, чем больше знаний в процессе обучения приобретет специалист, тем лучше он будет выполнять свои профессиональные и функциональные обязанности. В современных же условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрос, причем, увеличиваясь, день ото дня, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Нужно что-то иное. Нынче важно прививать обучаемым умения и навыки самостоятельно пополнять свои знания, чтобы они затем с их помощью могли бы уверенно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической, социально-экономической и жизненно-необходимой (в т.ч. сугубо специфической профессиональной) информации. Отсюда важнейшей целью образования (наряду с приобретением знаний) становится проблема « научить учиться», т.е. формирование у индивида умения анализировать состояние своих знаний, распознавать их соответствие объективно складывающимся условиям жизни и, отталкиваясь от них постоянно, и систематически пополнять свои знания.
Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных процессов и всей учебной деятельности обучаемого, одновременно является одним из путей подготовки человека к жизни, к труду, в условиях постоянно и быстро развивающихся научных знаний, обновляющейся техники, развития духовной культуры, совершенствования искусства, литературы.
Прогресс в обществе значительно повысил спрос на все виды творческого труда и творческой деятельности, он органически слит с научным творчеством, открытиями, техническими изобретениями, рационализацией и требует постоянного усовершенствования трудового процесса, поиска путей совершенствования его эффективности.
Встречи с новой трудовой ситуацией требуют непрерывной перестройки сознания, отказа от сложившихся установок, освоенных ранее приемов и методов труда и замены их творческой разработкой, соответствующей изменяющимся условиям. Ибо творческий труд приводит к созданию продуктов деятельности, отличающихся новизной, оригинальностью, представляющих объективно-общественную значимость и ценность. Развитию творческой личности должна быть подчинена деятельность любого учебного заведения, и, прежде всего, высшего. Вузы призваны способствовать формированию у студентов готовности к самообразованию (и даже к самообучению). Однако никакие меры не дадут ожидаемых результатов, если учебно-воспитательный процесс будет вестись в рамках традиционно сложившихся педагогических технологий.
Новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком – независимо от того, какие в ней заключены аспекты: биологические или материаловедческие, энергетические или медицинские. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл. Сложная организация больших технологий приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну – две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно и грамотно включаться в эти циклы. Нужны будут не только узкие специалисты, но и смежники – специалисты широкого профиля, ибо технологический подход требует от любого участника трудового процесса понимания и учета влияния самых разных факторов, ранее для него «посторонних». Человеку теперь надо быть готовым действовать в условиях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т.д. Высокая динамика экономических процессов и высокая текучесть рынка труда породили такую форму организации производственного процесса как проектная деятельность. Работники объединяются для реализации определенного проекта, после его реализации трудовой коллектив распадается, а отдельные участники перетекают в другие проекты уже в рамках других трудовых коллективов. Такой тип организации труда требует умения работать в команде, зачастую разнородной, коммуникабельности, толерантности, навыков самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели и достигать их. Эти качества не формировались в рамках старого образования. Попутно возникла необходимость в том, что центры принятия решений должны оказаться ближе к рыночному пространству и производственным коллективам – в реорганизации систем управления производством. Отсюда такое явление как делегирование полномочий вниз, опора на самоорганизацию работников и команд. Это требует от работников самостоятельного принятия решений и самое важное способности нести ответственность за эти решения. Ни принимать решения, ни нести ответственность за них работник, сформированный в старой системе образования, чаще всего не может, да и не хочет. Все перечисленное – это качества не исполнителя, а творца общественной жизни. Следовательно, нужна решительная смена парадигм образования[ 1, 2].
Компоненты парадигм Общество ХХ века Общество ХХ1 века
Ценности образование для общественного производства; образование для самореализации человека в жизни, для его личной карьеры;
образование в интересах общества;
образование для каждого конкретного производства
Мотивы учение обучающихся, как обязанность;
деятельность педагога как исполнение профессионального долга заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения определенных результатов,
заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними
Нормы ответственность за учение обучающихся нес педагог;
авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучаемых дисциплины и усердия в учебе обучаемые принимают на себя ответственность за свое учение;
авторитет педагога создается за счет его личностных и профессиональных качеств
Цели направленность учения на приобретение научных знаний;
учение в молодости как «запас на всю жизнь» направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.);
учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса педагог передает знания;
педагог над обучающимися педагог создает условия для самостоятельного учения;
педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
формы и методы иерархический и авторитарный методы;
стабильная структура учебных дисциплин;
стабильные формы организации учебного процесса;
акцент на аудиторные занятия под руководством педагога демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы;
динамичная структура учебных дисциплин;
динамичные формы организации учебного процесса;
акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства
основным средством обучения является учебная книга ( учебные пособия учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка контроль и оценка производятся преимущественно педагогом, реже ТСК смещение акцента действий на самоконтроль и самооценку обучающихся
Смысл новой технологии подготовки специалистов состоит в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы и воспитанию у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений и навыков самообразовательной деятельности.
Для достижения целей формирования личности специалиста необходимо устранить в первую очередь противоречие между учебной деятельностью и деятельностью профессиональной.
Для этого в вузе необходимо организовать такое обучение, которое обеспечивало бы переход и трансформацию одного типа деятельности ( познавательный) в другой (профессиональный ) с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий, поступков, средств, предметов и конечных результатов.
Так, международное исследование (в рамках инноваций) компетентности обучаемых по тестам «PISA-2000» с ориентацией на современные рынки труда, показало высокую эффективность в частности образовательной системы «Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова». Тесты компетентности оценивали не объем знаний, умений, навыков (ЗУН), а то, стали ли эти ЗУНы реальным инструментами мышления и действия.
В сегодняшнем производстве компетентными лицами оказываются те, кто свои знания и умения могут применять в ситуациях нестандартных, недоопределенных, т.е. там где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров. При этом предполагается, что компетентный сотрудник способен самостоятельно принимать решения, действуя как член определенной гетерогенной группы.
Литература
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. .
2. Профессиональная педагогика. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: ЭГВЕС, 2009.
Свидетельство о публикации №224091001747