Подготовка геологов в условиях современного технич

ПОДГОТОВКА   ГЕОЛОГОВ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
 )               
   Геологическое образование ( ГО)  имеет целью подготовку специалистов по поискам и разведке полезных ископаемых, выявлению закономерностей их распределения в земной коре, закономерностей строения и развития самой земной коры и Земли в целом.  Как самостоятельная отрасль высшего образования  ГО оформилось во 2-й половине Х1Х в., когда горное образование дифференцировалось на горное, геологическое и металлургическое. Начиная с 60-х гг. ведущую роль в подготовке научных и педагогических кадров  в области геологии  стали играть естественные отделения университетов, выпускавшие геологов широкого профиля. Затем к  подготовке геологов  подключились горнотехнические училища, горнозаводские школы, горные институты…, 
         Если в университетах готовятся геологи научного профиля, исследователи-геологи; то  в технических вузах — инженеры-геологи для практической работы в геологических партиях и др. Развитие геологической науки и широкое использование её достижений в народном хозяйстве страны потребовали дифференциации геологического образования по специальностям, подразделяющимся в свою очередь на специализации.
          ГО предусматривает широкую общенаучную, общетехническую и специальную (теоретическую и практическую) подготовку будущих специалистов.
Крупнейшими центрами  ГО в свое время стали в Чехии — Карлов университет в Праге и Высшее горное училище в Остраве; в Германии — Фрейбергская горная академия и Берлинский университет; в Польше — Краковская горная академия;  так    во Франции геологов готовят — университеты в Париже, Нанси, Ницце и др., Высшая школа горняков, высшие геологические, политехнические школы, институт поисков и разведки рудных месторождений в Нанси; в Германии (западнаые земли)  — большинство университетов, высшие технические училища в Ахене, Брауншвейге, Штутгарте, горная академия в Клаустале и др.; в США — ведущие университеты и втузы, в том числе Колумбийский и Чикагский университеты; в Италии — Римский, Миланский, Болонский и др. университеты, политехнический институт в Риме; в скандинавских странах — высшие технические школы; в Бельгии — горный институт в Монсе; в Мексике университет в Мехико; в Японии — инженерные факультеты университетов.
Особая роль  в подготовке геологических кадров, способных решать  сложные задачи    экономики государства  принадлежит   высшей школе. 
Высшая школа - неотъемлемый институт общества, ориентированный, прежде всего, на становление духовного облика наиболее образованных членов общества, способных не только развивать избранные сферы деятельности, но и руководить прогрессом самого общества. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
По мнению многочисленных отечественных и зарубежных экспертов развитие экономики в предстоящие десятилетия, будет определяться ресурсами, такими как «черное золото» и «серое вещество». Установлено, что именно «человеческий капитал» является основным национальным богатством. Многочисленные факты показывают, что в структуре национального богатства доминирует «человеческий капитал (как фактор)», составляющий в среднем 2/3 от общего национального богатства, Таким образом, в XXI веке главным фактором развития и воспроизводства (с точки зрения экономики) становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта,  умения здоровья, уровня физического развития.
Образовательная сфера в развитых странах давно превратилась в ведущий фактор экономического роста: каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7 - 1,9 единиц произведенного ВВП.   Политика государства должна быть направлена на формирование активной, целеустремленной и ответственной личности, способной успешно выполнять разнообразные жизненные роли в современном плюралистическом меняющемся мире, невнимание к образованию следует рассматривать,  как разбазаривание человеческих ресурсов, ибо образование задает динамику качественного развития общества.
Инвестиции в образование имеют длительный срок окупаемости, но очень высокую рентабельность. Если пенсионная система воздает дань прошлому труду, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивают настоящее, то образование работает на будущее страны. Опыт последних лет подтверждает, что сфера образования - одна из немногих полей национального согласия в обществе. Именно образование способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности в молодежной среде. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на все годы.
В системе образования формирование человека как личности и гражданина, на котором человек овладевает необходимыми знаниями, позволяющими ему формировать, иметь и реализовывать личностную и гражданскую позиции, осознанно выбирать профессию и идентифицировать себя в социальном пространстве. 
В условиях интенсификации информационных процессов знания, полученные членами общества, быстро устаревают. Следовательно, возрастет потребность в     непрерывном, доступном, развивающем и опережающем  образовании. Вузы как раз и предназначены для удовлетворения таких потребностей. Значимость современного образования требует  радикальной перестройки существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему.
 Пути развития  мирового образования   отражены  в материалах Сорбонской Лиссабонской и Болонской конвенциях, которые сводятся к следующим  ключевым позициям: введение двухциклового обучения,   кредитной системы, контроль качества образования, расширение мобильности,  обеспечение трудоустройства выпускников и т.п.
         Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его информатизация.  Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной информсферы [1].
Научно доказано, что информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества, поскольку именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым также предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
 Информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой учебно-методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.
Процесс информатизации образования в стране развивается по следующим   основным направлениям:
1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса.
2. Использование современных средств ИTКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации.
3.Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно-образовательного пространства.
4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.
Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию инновационных идей образовательного процесса.
Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса.
Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально-распределенных автоматизированных информационных        систем, специально ориентированных на решение задач информационного обе-спечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, например,   реализуется несколько комплексных программ, среди которых:
 Сегодня эта проблема решается в стране по двум направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети.  Современная школа, по их мнению, должна постоянно отслеживать изменения, происходящие на постиндустриальном рынке труда. В этих условиях задача школы - дать будущему работнику широкое образование, включая знания в области предпринимательства, разрешения кризисных ситуаций и др., а также обучить навыкам восприятия новых знаний, с тем чтобы, придя на производство, он смог получить знания, необходимые для выполнения конкретной работы.
В условиях интенсификации научного знания человек должен иметь возможность получать образование на протяжении всей своей жизни, причем главная задача образования состоит в обучении человека "навыкам восприятия новых знаний". Превращение образования в важный фактор конкурентоспособности не только отдельных производителей, но и национальных «экономик в целом требует от системы образования большей гибкости, открытости переменам, способности адекватно реагировать на них..   
 Для  специалиста   в области геологии  необходимо формирование следующих качеств: а) общекультурных (готовность  самостоятельно совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, готовность  к  самостоятельному  обучению  новым  методам  исследования  и  их внедрению в процесс профессиональной деятельности;  способность работать в иноязычной среде, свободно пользоваться  русским и иностранными языками, как средством делового  и   общения; способность  находить  организационно-управленческие  решения  в  нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, способность самостоятельно приобретать с помощью информационных  технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения  в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности  готовность  само стоятельно  интегрировать  знания  и  формировать  собственные суждения при решении профессиональных и социальных задач, способность анализировать и  адекватно оценивать как собственную, так и чужую деятельность,  способность  адаптироваться  к  новым  ситуациям,  разбираться  в социальных проблемах, связанных с профессией,   готовность к  осмыслению  и  аргументированной  оценке  последствий  своей  профессиональной  деятельности  при  разработке  и  осуществлении  социально значимых проектов,     способность самостоятельно выби-рать и применять на практике методы и средства познания для достижения поставленной цели. 
б) профессиональных(ПК) способность  самостоятельно приобретать, осмысливать,  структурировать и использовать в профессиональной деятельности новые знания и умения, развивать свои инновационные способности;   готовность расширять и углублять своё научное мировоззрение,   способность самостоятельно формулировать цели исследований, устанавливать последовательность решения задач, способность самостоятельно проводить научные эксперименты и исследования обобщать и анализировать экспериментальную информацию, делать выводы, формулировать заключения и рекомендации, готовность внедрять результаты профессиональных исследований и разработок   знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы,     способность создавать модели изучаемых объектов на основе   использования углубленных теоретических и практических знаний в   области геологии, полученных при освоении магистерской программы готовность к кооперации и разделению труда в научном коллективе, готовность  порождать новые идеи (креативность),  готовность  активно  внедрять  новейшие  достижения  геологической  теории  и практики в своей научно-исследовательской и научно производственной деятельности, способность к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;   
 в)инструментальных ( ИК):  готовность профессионально выбирать и твор-чески использовать современное научное и техническое оборудование и компьютерные технологии для решения научных и практических задач,      способность  критически  анализировать,  представлять,  защищать,  обсуждать  и распространять результаты своей профессиональной деятельности, способность       осмысливать  и  формировать  диагностические  решения проблем  геологии  путем  интеграции  фундаментальных  разделов  геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной геологии, нефтяной геологии, экологической геологии (в соответствии с профильной направленностью) и специализированных геологических знаний     готовность самостоятельно ставить конкретные задачи науч-ных исследований в области в области геологии, геофизики, геохимии, гидрогеологии и инженерной  геологии,  нефтяной  геологии,  экологической  геологии (в  соответствии  с  профильной  направленностью   помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий,  с  использованием  новейшего  отечественного  и  зарубежного  опыта, способность и готовность применять на практике навыки составления и оформления научно-технической  документации,  научных  отчетов,  обзоров,  докладов  и статей;    
г) производственно-технологическая деятельность(ПТК):   готовность исполь-зовать  углубленные  специализированные  профессиональные  теоретические  и  практические  знания  для  проведения  геологических, геофизических,  гео-химических,  гидрогеологических, нефтегазовых и эколого-геологических исследований (в соответствии с профильной направленностью  ), готовность к  профессиональной  эксплуатации  современного  геологического, геофизического,  нефтегазового  полевого  и  лабораторного оборудования и приборов,  способность свободно и творчески пользоваться современными методами обработки  и  интерпретации  комплексной  геологической,  геофизической,  геохимической,  гидрогеологической,  нефтегазовой  и  эколого-геологической  информации (в соответствии с профильной направленностью ) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности
д) организационно-управленческая деятельность: готовность  к  исполь-зованию  практических  навыков  организации  и  управления научно-исследовательскими и научно-производственными работами при решении  задач  геологии,  геофизики,  геохимии,  гидрогеологии  и  инженерной геологии,  нефтяной  геологии,  экологической  геологии (в  соответствии  с их профильной направленностью),готовность к практическому использованию нормативных документов при планировании и организации полевых лабораторных и интерпретационных исследований.   
 
 
Выводы.  Процесс подготовки  геологов различных специальностей и специализаций в техническом вузе  существенно отличается  от подготовки специалистов других  факультетов вуза.
Для  геологов  основной формы  работы с информацией  является её  представление виде  геометрических образов (карт, графиков, диаграмм, схем и пр.  различного назначения ), представление  объекта поисков (и её составляющих: породы, минералы, руда, вмещающая среда) виде  объемной модели, причем   динамического и развивающего характера.
Важным  направлением в обучении в   работе  является  знакомство  с автоматизированными средствами сбора и хранения  информации, с последующим её  извлечением  для   новых умозаключений и тщательного анализа.
Учитывая факт, что люди получают информацию при рассмотрении графических образов быстрее, чем при чтении текста,  предпочтительны пособия, основанные на принципах «графического построения».  Поэтому   в  обучении геологов  необходимо делать наибольший упор на представление учебной  информации с помощью технических средств  обучения ( кино-, и диафильмы, слайды, кодопроекции)   с последующим переходом   на средства  более высокого уровня (дистанционное обучение и другие технологии: кейсовая (портфельная), Интернет, телевизионно-спутниковая  и др.), электронные учебные материалы): а) когнитивная компьютерная графика; б) интерактивная графика и т.д.
        Особая  роль  в  обучении должна   принадлежать  преподавателям новой формации, где они   из  «источников и распространителей информации»  должны трансформироваться в организаторов  эффективного  учебного процесса. Ибо  без  помощи преподавателя в вопросах методики учебной и научной организации умственного труда, обучаемые часто остаются самоучками: учатся в основном на своих ошибках, срывах, переутомлении... расходуя неоправданно много времени, нервных усилий и здоровья...
При учебной и особенно при индивидуально-самостоятельной работе большую роль играют  их  рекомендации и советы по методике умственного труда: развитию мышления, воли, памяти, организации самой работы и рабочего места и  т.д.
Главная  цель   высшей  технической школы  формирование   нового  поколения  исследователей  Земных недр (т.е.  работников самостоятельного принятия решений и способности нести ответственность за эти решения), котором  под силу  решение   самых  сложных и трудных задач геологии – поиски и разведка  глубокозалегающих   месторождений полезных ископаемых. 
 
Литература
 1.Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
2. Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.


Рецензии