Культура казачества тезисы ч. 5, 6

К составлению разделов о культуре российского казачества: тезисы, гипотезы, фактология и комментарии
                (препринт)
                Соклаков А.Ю.

                5. казачество советского периода

- во время Гражданской войны казачество стало объектом пропагандистских усилий противоборствующих сторон:
- карикатуры, политические памфлеты, плакаты и проч.: белых, бело-казачьей администрации, красных (тема червонного и революционного казачества, критика укр. националистов и белоказачества), украинских националистов;
- на территории бывшей Малороссии история и культура запорожского и малороссийского казачества начала преподноситься как наследие украинского казачества и активно использовалась для строительства националистических государств;
- на территории Дона и в определенной степени на территории иных казачьих войск были предприняты попытки учреждения как минимум автономности или независимости, что сопровождалось определенными усилиями по использованию истории и культуры казачества прежних исторических периодов (например, дензнаки Дона);
- большевики с одной стороны продолжили начатое в дореволюционное время навешивание на казаков ярлыка нагаечников и сатрапов царизма. С другой стороны активно старались переманить на свою сторону преимущественно бедных казаков и противопоставить их казачьей старшине и офицерству. Все это находило отражение в плакатах, карикатурах, песенном и литературном творчестве;
- были примеры использования одних и тех же мелодий песен (переделка/адаптация текстов);
- уникальный момент: Г.И.Котовский (командир червонного казачества) был мумифицирован после гибели и выставлен в мавзолее (сохранился до настоящего времени, современные укр. неонацисты активно стараются его разрушить);
- репрессии в отношении казачества повлияли и на содержание политич плакатов и проч произведений о казаках (показ возмездия и заслуженной кары в отношении белоказаков и укр. казаков-националистов; исключение из информационной и культурной повестки информации о репрессированных революционных и червонных казаках, а также связанных с историей казачества репрессированных священнослужителей (например, только после реабилитации Примакова червонцы активно включились в создание школьных музеев и пр.));
- ожесточение Гражданской войны сопровождалось глумлением над трупами павших (генерал Корнилов – многодневное глумление, Дутов – похищение головы из могилы, тайное захоронение Каледина);
- уходя в эмиграцию, белоказаки вывозили часть реликвий (полковых, общеказачьих (знамя Ермака), православных), вдали от Родины они издавали газеты, журналы, книги, воссоздали часть учебных заведений;
- символы (документы и материальные объекты) оказывали воздействие на участников Гражданской войны, поэтому:
- знамя Ермака (несколько раз реквизировалось казаками во время Гражданской войны и потом попало за рубеж?);
- на Украине атаман Божко присвоил музейные раритеты Запорожской Сечи;
- на Украине атаман Д.И.Терпило (Зеленый) торжественно расторг Переяславский договор Б. Хмельницкого в июле 1918;
- в эмиграции казаки и др. эмигранты создавали новые произведения, отражающие их оценку произошедшим событиям;
- важный момент (вероятно остался в документах – газеты и листки периода Гражданской войны): атаманы Каледин, Караулов и братья Бичераховы и пр. старались консолидировать разнородное население (горцы, степняки, казаки, русские и пр. иногородние для отражения наступления красных);
- на заре советской власти излюбленной темой стало создание монументов предводителям казачьих восстаний (Булавин (Бахмут бюст 1971, в Трехизбенке, ), Разин (Москва 1919 (на Красной площади «Разин с ватагой» (из дерева) С.Т. Коненков), Ростов-на-Дону 1972, сохранились кандалы Разина в Староцеркасском храме), Пугачев (в 1918 Николаев переименован в Пугачев, в Моздоке, Саранске 1985, Саратов, с. Чесноковка Оренбургской обл 1980), С.Юлаев (город Салават 1948, памятник в Уфе 1967 и проч.)) – еще улицы, населенные пункты и проч. (есть много информации в сети), появлялись и литературные произведения (об атамане Кудеяре и проч. атаманах восстаний (проект памятника 1918 г. и названия улиц в часть Болотникова);
- существуют худ полотна с изображением Пугачева выполненные (?) в период его восстания и вскоре после него (в имперский период включить);
- в 1923 г. памятник 1893 г. в память о защите Кунгура от пугачевцев, переименован и переоформлен в память Пугачева;
- в 1930 г. в Казани памятник Державину был разрушен (т.к. воевал против Пугачева и воспевал его победителей), на этом месте поставлен памятник Пугачеву;
- появились памятники/монументы жертвам белоказаков (см. на сайте пос. Нижняя Крынка Донецкой области – жертвы Чернецова)
https://www.shukach.com/ru/node/59152  ;
- после подавления украинско-казацкого национализма большевики согласились с переименованием малороссиян в украинцев, казачий вопрос на этой территории был в очередной раз закрыт;
- в советское время культура и история казачества преподносилась лишь по отдельным фрагментам (юбилей воссоединения Украины с Россией, первопроходцы, казачье-крестьянские восстания, казаки революционеры, казаки в подавлении революции и т.п.);
- после окончания гражданской войны система обучения и воспитания казачества была ликвидирована;
- возрастание военной угрозы в 30-е гг. 20 века стали одной из основных причин нового внимания к казачьей теме в культуре и пропаганде. Тем не менее, по причине упразднения казачьего порядка комплектования и организации службы и воспитания способствовало последовательному растворению казачьей культуры в формируемой советской;
- тема казачества в военные годы (плакаты, песни, военная форма, орден Хмельницкого);
- очередная попытка укр националистов и коллаборационистов позиционировать себя в качестве украинских казаков (след в пропаганде);
- русский казачий коллаборационизм в Европе и Азии (Семенов, прояпонский Союз казаков на Дальнем Востоке – пропагандистские материалы, нагрудные знаки и проч.) – попытка фальсификации в Третьем рейхе (происхождение от готов, продвижение идеи Казакии и Идель-Урала – польские идеологические наработки межвоенного периода с корнями периода Гражданской войны);
- эмигрантка Анна Марли (с казачьими корнями) автор гимна французских партизан;
- казачьи музеи и театры (из прежних времен и с новым соц наполнением);
- тема казачества в советской литературе (Дубинский И.В., Шолохов М.А. и др., борьба на международном уровне (11 выдвижений Шолохова на Нобелевскую премию);
- борьба с культом личности и купюры фильма Кубанские казаки (убирали сюжеты с изображениями/упоминаниями Сталина);
- в послевоенное время в СССР постепенно расширялись направления изучения казачества, в т.ч. фольклор, язык/говоры, традиции, жилища и пр. За рубежом (в первую очередь в США) была развернута антисоветская и оправдывающая коллаборационистов пропагандистская работа (например, картина «Выдача казаков в Лиенце» (художник Сергей Корольков));
- кладбища и монументы казаков в Европе и др. местах (например, Сен-Женевьев…);
- казаки- эмигранты ставшие героями в др странах (например, участники боевых действий в Южн. Америке, служба в королевской Югославии, Персии);
- культурное наследие казачьей эмиграции – проблемы хранения, распыления, утраты…;
- в историческом параграфе о послевоенном периоде есть несколько примеров о верности православию в казачьей среде (стоит посмотреть например сохранения традиций и культуры);
- оренбургский пуховый платок (старинный казачий женский промысел оренбуржья – всплеск популярности в советские годы, особый тип иконописи – у Богородицы омофор по типу платка-паутинки);
- последние годы СССР: возрождение казачества сопровождалось бурным всплеском казачьего самиздата, активностью клубов, хоров и проч. – набор идеологических установок был очень вариативный (!)

                6. казачество постсоветского периода

- всплеск интереса к казачьей теме (как в казачьей среде), так и среди деятелей культуры (А.Тальков – заговорил о своих казачьих корнях, песня есаул; В.Цой – знаковая песня Атаман – ее многолетнее утаивание – см. в исторческом параграфе о послевоенном времени);
- западные (канадские и проч) эмиссары устремляются на Украину, развертывание пропаганды укр-козацкого национализма и коллаборационизма;
- казачьи сообщества/организации существенно расширили свою деятельность в информационном поле (газеты, брошюры, книги, энциклопедия «Казачество», сайты, документальные фильмы, знаки, награды, возрождение производства формы и амуниции, проч.);
- многие традиции утрачены, возрождение не без «ляпов» (например, новое начинание под видом дореволюционного – нахождение в головных уборах в помещениях, в.т. и перед образами);
- усилия современного казачества по возрождению храмов;
- активное разрушение казачьей культуры началось в советский период происходило и частично ныне происходит в условиях мощного деструктивного воздействия Запада на органы власти и структуры бизнеса РФ (усилия по взращиванию пятой колонны), а также стремления к ослаблению России через ее обнищание и разрушения системы образования и воспитания молодежи. Соответственно вопрос о возрождении казачьей службы на фоне сокращения армии и флота и нехватки средств всячески тормозился, аналогично забалтывался вопрос о хозяйственно-экономической компоненте развития казачества. Казачьи организации стремились дробить и противопоставлять друг другу (?) Лишь постепенно, понемногу ситуация выправлялась. Эти моменты вполне естественно находили/или замалчивались в информационной повестке и культуре. (Поэтому создавались и продолжали использоваться наветы по типу «нагаечники», западно-националистическая идеология по отрыву Украины, ликвидация устоявшихся традиций и порядков в сфере подготовки молодежи, организации службы и проч., раскручивание новых фейков (казаки произошли не из восточных славян, казаки – отдельный народ (попытка очередного дробления русских по реализованному прежде украинскому сценарию), казаки – противники внутренней службы по охране законности и порядка, попытки учреждения отдельной казачьей церкви, отдельных республик, использование польских конструкций и наименований (реестр), прочее);
- военно-патриотические устремления казаков  - вооруженные Приднестровье, Сербия, Абхазия и Чечня (их след в информационной повестке и культуре (литература, памятники, могилы, песни, стихи);
- казачьи кадетские корпуса как почин снизу, последующая непоследовательная их поддержка на муниципальном и федеральном уровне (плавное улучшение ситуации от года к году);
- казачья тема в различных литературных конкурсах: от серьезных до откровенных ляпов (В 2015 на литературном конкурсе МВД «Доброе слово» роман Никитина А.Н. «Казачий сполохъ» был удостоен гран-при; https://www.noo-journal.ru/2015-2-5/article-0049/ );
- массовость изданий литературы по теме казачества: оборотная сторона – низкосортная продукция (например, https://www.noo-journal.ru/2015-2-5/article-0050/ );
- музейное казачье движение снизу (краеведческие, кадет корпусов и школ), запоздалая и непоследовательная поддержка – плавное улучшение ситуации);
- о музеях «радикальной направленности» и их деятельности …;
- возврат кубанских реликвий и пражского архива (последнее относится к советскому периоду, а тут о повышении доступности и всплеск интереса);
- о давлении на культуру и традиции казачества на постсоветском пространстве в контексте скрытой и явной русофобии (переименование населенных пунктов и проч., разделение современного казачества Украины на украинское и казаков Украины (преимущественно Запорожье и восток, верные казаки и др.), сопровождавшееся давлением на православие и соответствующим информационно-идеологическим курсом;
- важно уделить внимание таким знаковым личностям как К.Б. Раш (приписной казак, православный патриотический писатель, автор известнейших концептуальных патриотических трудов «Армия и культура», «Время офицеров», «Рыцари пояса Богородицы» - о казаках, основателя современного кадетского движения в РФ) и В.В. Наумова (идеолог возрождения казачества, яркий публицист (традиции в память о Наумове: сборники песен, творческие вечера с 2004 по 2017 гг., очередной в этом, многолетняя борьба за сохранение Поклонного Креста на месте убийства, ежегодная казачья панихида на могиле);
- инф о писателях и поэтах советских и постсоветских времен (Коваль-Волков, Латынин (руководитель казачьей секции в СП), поэты-атаманы (Ичев) и др);
- с 1997 г. «Московский хаш» – казачья традиция https://zotov-vb.livejournal.com/83016.html ;
- казачий скульптор Чернявский (заслуженный скульптор), художники Гавриляченко;
- атаман Обско-Полярной линии Кришталь и тысячекилометровые крестные ходы с Надымской чудотворной иконой и иконой царевича атамана;
- усилия Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством (ежегодные Рождественские чтения, научные конференции, епитимьи некоторым атаманам и проч);
- офицерская кавалерийская школа, многолетняя казачья стража Даниловского монастыря в Москве;
- обилие укр печатной и видеопродукции с превратным толкованием казачьей истории и культуры (например: тренд на возвеличивание подвергнутого анафеме Мазепы);
- о борьбе за очищение Казак-камня (исторического казачьего памятника и могилы) от прославляющей финских союзников Гитлера  мемориальной таблички, о борьбе казаков против аналогичного итальянского памятника в Россоши;
- казаки и установление мемориалов героям: острожский хутор Ивановский, белореченский хутор Ивановский Краснодарского края, памятник герою Первый мировой в Мглине от стародубских казаков, в т.ч. и его потомков;
- казачьи могилы и мемориалы в Абхазии и Приднестровье, мемуарная литература;
- казачьи памятники и монументы в Москве (аллея, Платов, Шолохов … др.);
- праздник Покров Божией Матери (особо любимый на Руси, связан с донцами и запорожцами в Азовском сидении. Однако на современной Украине последовательно позиционируется как условный день создания УПА, далее украинского козацтва (не малороссийского и запорожского православного а нередко экуменистических и(или) раскольничих убеждений), недавно провозглашен днем ВСУ (защитников и защитниц Украины);
- энциклопедия Казачество (три издания), энциклопедия Ермак (с большим культурологическим наполнением) – запущено второе издание;
- Патриарх взял казачество под патриаршее водительство, Концепция РПЦ по духовному окормлению казачества;
- духовно-просветительский центр казачества в Сестрорецке (иконописная мастерская, казачий конвой, просветительский центр и проч);
- доп требования к изучению истории казачества в военных вузах.


Рецензии