Формирования информационной культуры у студентов т
СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
После обретения Республикой Узбекистан государственного суверенитета главной задачей стало построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод человека, духовное обновление общества, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, интеграцию в мировое сообщество.
Важным условием развития страны стало формирование системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, а также достижений современной культуры, экономики, всей науки, техники и различных технологий.
В республике (одной из первых на постсоветском пространстве) были составлены и приняты к исполнению два эпохальных для страны документа: Закон Р Уз « Об образовании» и Национальная программа по подготовке кадров.( 1997).
Национальная программа по подготовке кадров разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на далекую перспективу.
Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.
Главной целью Национальной Программы стало коренное реформирование сферы образования, полный отказ от ее идеологизированной зашоренности, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых демократических государств, отвечающей требованиям высокой духовности и нравственности.
Важнейшими составляющими новой парадигмы «Образование» стали обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства, разработка механизмов формирования потребностей государства, а также заказа различных структур, предприятий и организаций на количество и качество подготавливаемых кадров.
Основными компонентами Национальной модели подготовки кадров стали личность, как главный субъект и объект системы подготовки кадров, а также способы его оптимального обучения и воспитания. Здесь Государственная политика предусматривает становление разносторонне развитой личности - гражданина через систему непрерывного образования, неразрывно связанную с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека
Непрерывное же образование создает необходимые условия формирования творческой, социально активной, духовно богатой личности и опережающую подготовку компетентных и конкурентоспособных кадров. Решение этой проблемы мыслится через механизм своевременного внедрения в учебно-воспитательный процесс результатов научных исследований, через создание экспериментальных площадок для внедрения передовых информационных и педагогических технологий.
Сегодня как никогда велико значение информации и информационной культуры в жизни современного общества и межгосударственных объединений.
Становление информационной культуры как самостоятельного научного направления быстро вошло в нашу жизнь, сделав ее по-особому насыщенной, бурной, интересной и увлекательной. Информационная культура изменила характер и структуру производства, а также место и функции человека в нем, образ его жизни и быт, провела к повышению роли науки в развитии всех сфер социальной действительности.
Информационная культура - это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально впаяны, как бы слиты воедино.
Информационная культура имеет важное значение в социально-экономическом, научно-техническом и общественно-политическом процессах активизации определенных сфер человеческой деятельности, предъявляя на конкретном этапе его развития и к профессионалам в данной отрасли особые требования.
Информационная культура может сейчас рассматриваться, как сфера деятельности, связанная с производством, преоб¬разованием и потреблением информации. Информационная культура определяется, «как процесс повышения эффективности примене¬ния информации в государстве и обществе на основе перспективных информа¬ционных технологий».
Современный период развития общества характеризуется кардинальными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Впервые за всю историю человечества информация и знания по значимости соотносятся с такими основополагающими категориями, как материя ( вещество) и энергия, тем самым ознамевая переход от индустриальной к информационной цивилизации. Построение информационного общества, по праву, относится к числу приоритетных задач человечества. Развитие информационного общества, часто именуемого «обучающимся обществом», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования. Возникла необходимость обеспечить адекватность получаемого образования динамичным изменениям, происходящим в природе, обществе, во всей окружающей человека среде, вследствие возрастающему день ото дня объему информации и стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий.
Вхождение человечества в эпоху «информационного ренессанса» обусловило смену устоявшегося лозунга «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни».
Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются:
• ориентация на развивающуюся личность;
• переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной;
• многоукладность и вариативность;
• деятельностный характер образования.
Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки формального образования.
Понимание необходимости обеспечения непрерывности образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно ( аналогия с теорией относительности Эйнштейна ) и основу его надежности создает лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь индивида.
Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия существующей системы образования – несоответствия между стремительным темпом роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.
Анализ исследований, связанных с информационной культурой, показывает, что состояние информационной культуры обучающихся в настоящее время не может быть признано удовлетворительным, поскольку общий уровень информационной подготовки как выпускников большинства общеобразовательных учебных заведений, так и вузов остается достаточно низким, что проявляется в неумении решать относительно несложные типовые информационные задачи в системе электронных коммуникаций.
Типичными недостатками информационной подготовки учащихся являются следующие: отсутствие представлений о составе и возможностях использования мировых, национальных и региональных информационных ресурсов; незнание особенностей ресурсной базы различных информационных учреждений; неумелое владение алгоритмами ведения адресного, тематического и фактографического поиска; ограниченность знаний и умений по анализу и синтезу, критической оценке найденной информации; репродуктивный характер деятельности при обработке информации и подготовке на ее основе информационных продуктов, являющихся результатом самостоятельной учебной или научно-исследовательской.
Информационной культура в свою очередь, определяет «процесс соз¬дания, развития и общего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе».
Из множества факторов, определяющих взаимосвязи, существующие ме¬жду системой технического образования и информационной проблематикой, наиболее важ¬ными являются осознание роли информации в профессиональном образовании.
Осознание студентами фундаментальной роли информации дает возможность разрешения глобальных и локальных проблем на основе использования информации и знаний. Эти обстоятельства должны найти отражение в работе всех звеньев системы образования.
В этой связи возникает необходимость создания новых пе¬дагогических технологий, направленных на формирование информационного культуры личности, осуществляющей свою деятельность в современной, качественно новой информационной среде, осознающей сущность происходя¬щих информационных преобразований, способной эффективно использовать накопленные информационные ресурсы. Самостоятельную задачу при этом представляет обучение молодежи рациональным приемам работы с информационными ресурсами, включая технологию и алгоритмы поиска, отбора, анализа и синтеза' информации.
Быстрый рост массивов информации в разных науках является одним из главных факторов современной жизни на фоне ограниченных возможностях каждого отдельного индивида. Парадокс возникшей ситуации заключается в том, что при избытке информации в обще¬стве в целом, каждая отдельная личность испытывает огромные трудности при получе¬нии доступа к ней. Для этого каждый конкретный обучаемый вынужден преодолевать разного рода препятствия (терминологиче¬ские, языковые и другие психолого-физиологические информационные барьеры), вследствие формирования у них тезаурусов разной мощности.
Стратегическое направление модернизации системы непрерывного образования в контексте повышения требований к компетентности обучающихся, развитию его информационной культуры естественно обостряет реально существующие противоречия между:
• процессами модернизации системы непрерывного образования, позволяющими индивиду на протяжении всей жизнедеятельности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и духовный потенциал, и нарушением преемственности образовательных программ, единой методологической основы, сопряженных дидактических моделей и практико-ориентированных технологий;
• ростом знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в рамках традиционного обучения;
• необходимостью исследования феномена и внедрения информационной культуры как средства приращения и обновления знаний в рамках парадигмы непрерывного образования и отсутствием целостной концепции ее развития;
• необходимостью развития информационной культуры в системе непрерывного образования и слабой разработанностью программно-методического и технологического обеспечения данного процесса в вузе.
Указанные противоречия определяют актуальность проблемы исследования: выявление теоретических и научно–методических основ развития информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования.
Стратегическая роль информации в развитии науки, культуры, образования актуализирует социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов, что отражено в Национальной доктрине образования Р Уз. В числе приоритетных целей модернизации образования, акцентирующего внимание на необходимости формирования единого образовательного пространства как условия для поэтапного перехода к новому его уровню и качеству, обозначена подготовка высококвалифицированных специалистов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Система развития информационной культуры в контексте непрерывного образования имеет по своим характеристикам реально-генетический (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), синергетический или самоуправляемый (по признаку управляемости) характер.
На формировании информационной культуры у студентов существенно сказывается процесс развития и совершенствования информационной техники и технологии. Наибо¬лее яркой иллюстрацией стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является внедрение в практику обучения локальных ( местных, вузовских) и глобальных (Internet) информационных систем. Такой способ обучения формирует повышение уровня информационной культуры всех чле¬нов общества. Ибо как указывает В.Крайнев «информационное невежество в на¬ши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей техноло¬гии».
Учитывая фактор неизбежности «старения» информации ( амортизация знаний) важно сформировать у будущих специалистов представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний, выработать потребность в непрерывном об¬разовании. Необходимо научить их творчески использовать полученную ин¬формацию для принятия компетентных управленческих решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов в процессе своей профессиональной деятельности.
Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником раз¬вития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и ре¬зультаты. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в буду¬щее. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искус¬ства, нормы права и морали) и субъективные, человеческие силы и способно¬сти, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и про¬фессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравст¬венного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Таким образом, культура, если ее рассматри¬вать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные сред¬ства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.
Суммируя различные высказывания различных специалистов и интерпретируя их, ориентируясь на развитии науки об информации следует сказать, что информационную куль¬туру можно рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информацион¬ном обществе, как составляющую процесса формирования культуры человече¬ства (способы и результаты информационной деятельности), и как процесс гар¬монизации внутреннего мира человека в ходе освоения им всего объема социально значимой информации.
Становление личной информационной культуры происходит повседневно. С одной стороны, этот процесс структурируется, организуется и направля¬ется системами обучения и воспитания, а с другой - информационная культура формируется в процессе повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовой коммуникации, в процессе общения. Влияние современной информационной техники на форми¬рование и развитие личности определяется существенным расширением объема и характера доступной человеку информации, форм ее получения и преобразо¬вания.
Информационная культура общества находится в тесной связи с соответствующим аспектом культуры людей, живущих в этом обществе и составляю¬щих его. Прогресс материального производства и различные проявления ду¬ховной жизни людей оказываются причастными к формированию информаци¬онной культуры общества. Без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации серьезные социальные сдви¬ги невозможны. Этим определяется важность информационной культуры, которая давно выступает в качестве особой и весьма существенной характеристи¬ки развития общества.
Формирование информационной культуры является одной из главных за¬дач современного общества, поскольку:
во-первых, она определяет социально необходимый уровень информиро¬ванности индивида, соответствующий уровню развития общества.
во-вторых, она формирует систему ценностных ориентаций, проявляю¬щуюся в отборе циркулирующей информации, ее оценке, критическом осмыс¬лении.
в-третьих, информационно-культурная среда способствует усвоению ин¬дивидом знаний и ценностей в форме преобладающих в данную эпоху стерео¬типов.
в-четвертых, непосредственным помощником в становлении и воспита¬нии информационной культуры личности сегодня выступают новые информа¬ционные технологии, владение которыми становится составной частью информ-образования, которое будет чем-то большим, нежели курсы переподготовки или другие виды, так называемого, образования для взрослых, ибо любой, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, в офисе, публичной библиотеке сможет просматривать колоссальные массивы информации, находящейся в раз¬личных банках данных».
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях бы¬стро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономи¬ческих и социальных отношений и столь необходимой нам сегодня экологиче¬ской культурой важной частью общего образования человека становится ин¬формационная культура. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад. Люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информа¬ции в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в реальном режиме времени.
В условиях нарастающего воздействия информатизации на профессио¬нальную сферу важно, чтобы каждый будущий специалист достиг определен¬ной степени совершенства во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого вида, в создании на этой основе качественно новой
Функциональный уровень информационной культуры специалиста связан с операциональной направленностью личности. Функциональный уровень включает формирование следующих умений, необходимых будущему специа¬листу: умение получать нужную информацию, находить оптимальные пути по¬иска источников информации; умение анализировать источники, отбирать нуж¬ные; умение рационально использовать полученную информацию, формулиро¬вать свои информационные потребности и адекватно определять информаци¬онные возможности. Формирование этих и других умений и навыков сократит непроизводительные затраты времени, повысит оперативность, точность и пол¬ноту получения информации и знаний, что значительно повысит качественный уровень подготовки специалистов.
Основополагающее значение применительно к учебному процессу имеют в этой связи современные информационные средства обучения:
1. Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электрон¬ные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы.
2. Обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
3. Интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые для запоминания, осмысления и переработки поступающей в виде сигналов информации специалисту необходимо обладать оперативной памятью и логическим мышлением.
Современный инженер производства должен владеть не только знаниями . по своей специальности, но и основами предпринимательской деятельности. Организационно-управленческая деятельность инженера включает организа¬цию работы в коллективе исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений, нахождение компромисса между различными тре¬бованиями как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения. В этом случае профессия инжене¬ра приобретает черты смежной группы профессий типа «человек-человек», ос¬новной особенностью которой является взаимодействие между людьми, реали¬зуемое в общении и информационном обмене. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является здесь важнейшим условием высокой эффективности труда. . Процесс формирования информационной культуры является управ¬ляемым, если ее развитие и становление происходят в условиях обучения и воспитания. Если формирование информационной культуры происходит в про¬цессе саморазвития личности, то данный процесс осуществляется спонтанно, хаотично. Таким образом, зону формирования информационной культуры спе¬циалиста можно обозначить, с одной стороны, учебно-воспитательным процес¬сом в вузе, а с другой - процессом самовоспитания личности
.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Магомедов Р.Ф. Проблемы повышения эффективности обучения в вузе. Современная высшая школа № 3/15.- Варшава: . 1976.
3. Марквардт К.Г. Проблемы научной организации учебного процесса в вузах и пути ее решения. Сб. «Новое в теории и практике обучения».- М.: Знание , 1979.
4.Овчинникова, И.Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования. Дисс. На соиск. д.пед. н. Магнитогорск, 2009.
.5. Сухотин А.К. Парадоксы науки. М., Молодая гвардия, 1978.
.
•
Свидетельство о публикации №224091001791