4. 9 Необъятность небес

 «415. Что небеса Господни необъятны, можно заключить это из многого, изложенного и показанного в предшествующих главах, в особенности из того, что небеса состоят из рода человеческого …, и не только из людей, рождённых внутри церкви, но также из тех, кои рождены вне её …; следовательно, из всех тех, кои от самого начала нашей земли жили во благе.   Всякий, кто знает что-нибудь о частях странах и царствах этой земли, может заключить, как велико должно быть народонаселение всего нашего земного шара. По численности окажется, что ежедневно умирает несколько тысяч людей, следовательно, в год по нескольку миллионов; и это совершается непрерывно от самого сотворения земли, после которого прошло уже несколько тысячелетий, - и все эти люди после смерти своей перешли и постоянно переходят в так называемый мир духовный».

                Думаю, что сейчас это количество на много больше.

«Сколько же из них стали и становятся ангелами небесными, этого и счесть невозможно: … в древнее время их было великое множество, потому что тогда люди мыслили внутреннее и духовнее и, следовательно, жили небесной любовью; но что в следующее затем время их было так много, потому что человек с течением времени стал более внешним и начал мыслить природнее, а вследствие того и предаваться земным страстям. Из этого можно уже видеть, что по одним жителям нашей земли небеса должны быть велики.

416. Что небеса Господни необъятны, можно заключить из одного того, что все дети, рождёны ли они внутри или вне церкви, приемлются Господом и становятся ангелами; число же их на земле простирается до четвёртой или пятой части всего рода человеческого.  Из предыдущего известно, что каждое дитя, где бы оно ни родилось, внутри или вне церкви, от каких бы то ни было родителей, приемлется по смерти своей Господом и воспитывается на небесах, поучаясь там согласно Божественному порядку и исполняясь любовью к благу, а через это и познаний истины; после чего, по мере усовершенствования в разумении и мудрости, он вводится в небеса и становится ангелом… Из этого легко можно заключить, какое великое множество ангелов небесных произошло от одних детей с самого сотворения земли нашей до настоящего времени.

417. Как необъятны небеса Господни, можно увидеть также из того, что все планеты, видимые для глаза в нашей солнечной системе, суть такие же земли и что кроме их вселенная полна безчисленным множеством других, которые точно так же исполнены жителей. …

Кроме того, … человек мог бы увериться во множестве земель вселенной из того соображения, что звёздное небо необъятно и полно несчётных звёзд, из которых каждая, на своём месте и в своей системе, есть солнце, подобно нашему, только иной величины.

Кто правильно рассуждает, тот должен заключить, что вся эта необъятность не может быть не чем иным, как средством к достижению известной цели, которая должна быть конечной целью мироздания, и что эта цель есть существование небесного царства, в котором Божественное начало могло бы сопребывать с ангелами и людьми, ибо видимая вселенная, или твердь, освещённая столь несчётными звёздами, которые суть такие же солнца, есть только орудия, чрез которое могли бы создаться земли, а на них и те люди, из коих могло бы образоваться небесное царство. …

Есть духи, единственное занятие которых состоит в приобретении знаний, ибо они в них только находят наслаждение; посему духам этим дозволено всюду странствовать, и переходить за пределы нашей солнечной системы в другие меры, чтобы этим способом приобретать всякое познания: духи с планеты Меркурия; они сказали …, что есть земли, обитаемые людьми, не только в нашем солнечном мире, но и вне его, в звёздном небе. И что количество этих земель несчётное….

418. Что небеса Господни необъятны, может быть видно также из того, что небеса в совокупности изображают одного человека и притом соответствуют всему, что вообще и в частности есть в человеке; что это соответствие никогда не может преисполниться, потому что оно есть соответствие не только с каждым членом, орудием и чревом тела вообще, но даже в частности и в отдельности со всеми и каждым малейшим черевом и орудием внутри первых, - даже более того, с каждым сосудиком и волоконцем; и не только с ними, но даже с теми органическими субстанциями, которые внутренне принимают небесное наитие, в котором человек почерпает внутреннюю деятельность свою, служащую ему для деятельности духа …, ибо всё, что существует внутри человека, существует в образах, которые суть субстанция, а то, что не существует в субстанциях как субъекте своём, есть ничто. Все эти части и частицы тела соответствуют небесам …».

                Кроме небес обитаемых есть небеса необитаемые.

«419. … пространство небес необитаемых так велико, что оно не могло бы наполниться в целую вечность, если бы даже было несколько мириад земель и на каждой земле такое же великое множество людей, …

420. Некоторые люди думают, что небеса невелики вследствие некоторых изречений Слова, принимаемых ими в буквальном смысле; например, на основании тех мест, в которых сказано, что в небеса приемлются одни только бедные, что небеса открыты для одних только избранных и допускаются туда только принадлежащие к церкви, а не другие; что на небесах находятся только те, за которых ходатайствует Господь, и что, как только небеса исполнятся, они будут закрыты и что это время уже предопределено. Но эти люди не знают, что небеса никогда не закроются, что нет для этого никакого предопределённого времени и что число небесных жителей не ограничено; эти люди не знают, что избранными названы живущие во благе и истине, а бедными те, кои лишены познаний блага и истины, но ищут их и в силу этого желания названы также алчущими. Те кои по неразумению Слова составили себе понятие о малом пространстве небес, воображают себе, что они находятся в одном только месте, где все их жители в сборе, меж тем как небеса, состоят из безчисленных обществ …; или думают, что небеса даруются каждому по непосредственному милосердию Господа и что, таким образом, туда допускаются и принимаются по благоусмотрению … Господа. Они не понимают, что Господь по милосердию своему ведёт туда каждого, кто только приемлет его, а приемлют его те, кои живут по законам Божественного порядка, то есть по заповедям любви и веры; и что быть таким образом ведомому Господом от самого детства до последней минуты жизни здесь и затем в вечности, есть то самое милосердие, о котором обыкновенно говорится. Посему да будет им ведомо, что каждый человек родится для небес и что тот принимается  на небеса, кто сам приемлет их в себя, покуда живёт на земле, а, исключается тот, кто сам не приемлет их».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 214).


Рецензии