Евгений Александрович Евстигнеев первая часть

Евгений Александрович Евстигнеев (первая часть)

Так уж вышло, что мое первое знакомство с творчеством гениального актера Евгения Александровича Евстигнеева состоялось в конце 1964 года, когда на киноэкраны нашей страны вышел фантастически удачный, на мой взгляд, фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», снятый на киностудии «Мосфильм» в жанре сатирической комедии режиссером Элемом Германовичем Климовым по сценарию Семена Львовича Лунгина и Ильи Исааковича Нусинова. Данная кинолента являлась дипломной работой Э.Г.Климова и его дебютом в полнометражном кино. Прежде чем приступить к рассмотрению достоинств этого фильма, постараюсь дать пространный и, как мне кажется, весьма объективный обзор политической ситуации в нашей стране в то очень и очень непростое время, так как именно имевшая тогда место политическая обстановка оказала огромное влияние на судьбу этого фильма, начиная буквально с момента начала работы над ним и даже после полного окончания работ над его созданием. 

В этот период времени, а именно в 1963-1964 годах, в стране имел место настоящий культ личности Никиты Сергеевича Хрущева. Вся пропагандистская машина Советского Союза работала на полную мощность по неумеренному его восхвалению. Во всех газетах и журналах ежедневно появлялись фотографии и портреты Никиты Сергеевича с подписями «Великий ленинец» и «Великий борец за мир». Они же появлялись во всех школьных учебниках. Его называли не иначе как «наш Никита Сергеевич».  

Квинтэссенцией такого положения дел стал выход на экраны нашей страны биографического полнометражного документального фильма «Наш Никита Сергеевич» режиссера Ирины Фроловны Сеткиной с документальными кадрами Центрального государственного архива кинофотодокументов и Центральной студии документальных фильмов, в котором были показаны кадры жизнедеятельности Н.С.Хрущева за период с 1930 годов до 1961 года.

Естественно, при такой политической обстановке в стране карьеристы, подхалимы, низкопоклонники и лизоблюды всех мастей еще на стадии подготовки фильма к съемкам усмотрели в нем социальную сатиру на хрущевскую эпоху и страну в целом.

Причем именно сам Элем Климов дал этим людям в руки козыри, поскольку в Пояснительной записке — теоретической части дипломной работы — фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» он написал следующее:
«Мы решили снимать картину в жанре жесткой, полуусловной сатирической комедии, адресованной прежде всего взрослой аудитории.
Такие явления как догматизм, фанфаронство, демагогия, казенщина, увы, еще бытующие в нашей жизни, приносят в области подрастающего поколения свой самый страшный вред, носят характер большой общественной опасности.
Нам казалось, что зерно приема, в котором следовало бы решать фильм, заключено в удачно придуманном названии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», так как оно состояло из двух противоречащих друг другу надписей».

Даже люди, доброжелательно настроенные по отношению к Элему Климову, понимали, чем может закончиться для него создание этого фильма. Так, например, ректор Всесоюзного института кинематографии, известный киновед, Заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Николаевич Грошев, предпринимал все от него зависящее для того, чтобы карьера Элема Германовича не начиналась со столь проблемной киноленты, поэтому назвал ее «похабной антисоветской картиной» и еще на стадии сценария потребовал запретить ее съемки. К счастью, руководство «Мосфильма» пришло к противоположному мнению и допустило к режиссуре Э.Г.Климова, еще не защитившего диплом.

Элем Климов в роли директора пионерлагеря видел только Евгения Евстигнеева. Он рассказывал: «В те годы я дневал и ночевал в «Современнике», смотрел не только все спектакли — все репетиции. А в дарование Евстигнеева просто был влюблен. Тогда в кино он почти не снимался. Мне говорят: «Евстигнеева — ни в коем случае». Начали предлагать характерных актеров с глупыми рожами — ясно, так можно характер Дынина укоротить до размеров дурака. Что с дурака взять? Ведь не я один ходил в «Современник». Всем было очевидно: Евстигнеев привнесет в фильм социальную тему. В общем, приказывают: «Кто угодно, только не он». «Ну, тогда, кто угодно, только не я», — отвечаю. И ухожу. Похоже, моя наглость обескуражила. Согласились».

После завершения создания фильма стало совершенно ясно, что Евгений Александрович полностью оправдал эти  ожидания Элема Германовича. Он создал совершенно потрясающий образ товарища Дынина — директора пионерлагеря. Товарищ Дынин — это сатирический образ представителя довольно часто встречавшейся в советском обществе того периода времени прослойки людей, отличавшихся почитанием кукурузы и страхом «как бы чего не вышло». Ведь «бодры надо говорить бодрее, а веселы — веселее». Дынин ревностно исполняет свои обязанности, но для него это только обязанности, а дети — всего лишь потенциальные нарушители дисциплины. Он искренне не понимал своих подопечных, пытаясь навязать им свои, взрослые, формальные ценности.

Тем временем съемки картины шли рекордными темпами, поскольку Элем Германович великолепно понимал, что его работу могут в любую минуту прекратить. И хотя по плану съемки должны были завершиться летом 1964 года, он умудрился отснять весь материал до декабря 1963 года. После того как картина была окончательно смонтирована, она была представлена на закрытом просмотре партийной номенклатуре для принятия окончательного решения о ее дальнейшей судьбе. Как и следовало ожидать, фильм потерпел сокрушительное фиаско: было принято решение положить его на полку, обвинив в высмеивании образа Хрущева и его кукурузной кампании.

Но все изменилось в прямо противоположном направлении, когда картину решил спасти невероятно влиятельный человек в мире кинематографа Сергей Аполлинариевич Герасимов, кинорежиссер, актер, сценарист, драматург, профессор ВГИКа, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР. Он сумел отправить фильм на дачу первого секретаря ЦК КПСС, чтобы сам Н.С.Хрущев посмотрел его и принял решение. Тот посчитал картину очень смешной и дал добро на выдачу разрешительного удостоверения. Фильм пошел в прокат, Элем Германович Климов получил красный диплом об окончании ВУЗа, а Евгений Александрович Евстигнеев, как принято обычно говорить в таких случаях, на другое утро после начала показа фильма на экранах нашей страны проснулся чрезвычайно знаменитым. Мало того, этот фильм сделал Е.А.Евстигнеева одним из самых востребованных исполнителей характерных ролей.

Но здесь нужно сфокусировать внимание читателей на том факте, что премьера киноленты состоялась за пять дней до отстранения Никиты Сергеевича Хрущева от власти. События, которые тогда имели место в нашей стране, были настолько важными и интересными, что я совершенно не могу отказаться от того, чтобы постараться хотя бы кратко рассказать обо всех перипетиях, имевших к этому отношение.

Как я написал выше, Н.С.Хрущев довел культ своей личности до столь высокой степени, что с этим не захотели мириться многие его соратники, занимавшие высокие должности как в партийном, так и в правительственном руководстве. Кроме этого, их раздражали многие другие недостатки первого секретаря ЦК КПСС. В 1963 году  председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев начал вести тайные переговоры с членами ЦК КПСС  касательно возможного снятия Н.С.Хрущева с занимаемых им должностей. Постепенно к участникам заговора присоединились председатель КГБ Владимир Ефимович Семичастный, секретарь ЦК КПСС Александр Николаевич Шелепин, секретарь ЦК КПСС Николай Викторович Подгорный, секретарь ЦК КПСС Михаил Андреевич Суслов, министр обороны Родион Яковлевич Малиновский и другие.

В начале октября Н.С.Хрущев улетел на отдых в Пицунду. 12 октября 1964 года Л.И.Брежнев связался с Хрущёвым и попросил его приехать на заседание Президиума ЦК КПСС, назначенное на следующий день. На заседании, проходившем 13—14 октября, Хрущёв был подвергнут критике за многочисленные ошибки, допущенные в работе. Затем состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором ему были поставлены в вину следующие его недостатки:
- отказ от принципов коллективного руководства;
- непродуманные экономические реформы и ошибки в управлении страной;
- провалы во внешней политике;
- создание культа своей личности.

Пленум ЦК КПСС единогласно принял постановление «О т. Хрущеве», согласно которому он освобождался от занимаемых постов «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». 

Я вовсе не случайно посвятил столько времени для описания всего происходившего в политической жизни нашей страны, поскольку это привело не только к колоссальным последствиям для всего советского народа в связи с тем, что у него началась восемнадцатилетняя эра правления Леонида Ильича Брежнева, которую впоследствии назовут лучшим периодом в истории нашей страны в двадцатом веке, но и по той причине, что все описанные мной события чрезвычайно сильно повлияли на дальнейшую судьбу фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», который посмотрели более 13 миллионов зрителей и который получил Приз на Международном кинофестивале фильмов для молодежи в Каннах в 1966 году. Эти же события привели к тому, что жизнь Элема Германовича Климова круто изменилась, так как он был избран Первым секретарем правления Союза кинематографистов СССР (1966-1988), стал Народным артистом Российской Федерации и получил за свои фильмы большое количество призов на международных кинофестивалях. Бытие главного героя моего данного повествования Евгения Александровича Евстигнеева тоже сильно изменилось в позитивном направлении:  он стал Народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР, получил ряд государственных наград, включая орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени.

После всего сказанного мной выше, я смогу со спокойной душой перейти к описанию жизни и творчества Е.А.Евстигнеева в хронологическом порядке. Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде в семье, как тогда говорили, представителей рабочего класса: его отец, Александр Николаевич, был металлургом, а мама, Мария Ивановна, работала фрезеровщицей. К сожалению, Евгений Евстигнеев в шесть лет остался без отца, через несколько лет мама вновь вышла замуж, но и отчим умер, когда Евгению было семнадцать лет.

Он окончил школу-семилетку еще до начала Великой Отечественной войны, и в 1941 году устроился на работу электромонтером. Некоторое время спустя он поступил учиться в дизелестроительный техникум с целью получения профессионального образования. Но в семье после смерти отчима возникли большие трудности в связи с нехваткой денег, и Евгений, покинув техникум, устроился слесарем на завод «Красная заря», проработав на этом заводе четыре года, которые оказались для него весьма плодотворными по той причине, что он увлекся музыкой, стал участвовать в художественной самодеятельности. При этом выяснилось, что у него идеальный музыкальный слух, в связи с чем ему удалось в течение весьма недолгого времени прекрасно освоить игру на нескольких музыкальных инструментах: фортепиано, гитаре и ударных инструментах. Самое интересное заключалось в том, что он тогда невероятно сильно увлекся джазом, стал играть в любительском джаз-оркестре, с которым выступал на многих концертных площадках, причем играл настолько виртуозно, что стал весьма известной личностью в музыкальных кругах города. А публика буквально валом валила на концерты оркестра с его участием. 

Я уверен в том, что большинство читателей прекрасно помнит феноменальное изречение Эраста Павловича Гарина, которое он произнес в фильме «Свадьба» режиссера Исидора Марковича Анненского в роли Эпаминонда Максимовича Апломбова: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя!». Но когда публика, присутствовавшая на концертах, слышала «брейки» в исполнении Евгения Александровича на ударных инструментах, ее ноги немедленно начинали выделывать именно эти самые немыслимые кренделя.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев


Рецензии