Еременко Иван Трофимович

Родился  7  июля  1910  года  в  селе  Дубинка  Екатеринодарского  края,  Российская  империя  (ныне  окраина  города  Краснодар  Краснодарского  края,  Россия)  в  семье  трамвайного  рабочего.  Украинец.  С  июня  1920  по  август  1923  года  работал  батраком  в  станице  Васюринская,  затем  до  декабря  1925  года  занимался  хозяйством  отца.  Окончил  Кубанские  автотракторные  курсы  в  мае  1926  года,  работал  шофером  пригородного  хозяйства  «Кова»  в  Краснодаре  до  ноября  1926  года.  Затем  до  декабря  1927  года  работал  в  хозяйстве  отца  и  одновременно  учился  на  курсах  по  общеобразовательной  подготовке.
В  РККА  с  29  декабря  1927  года,  был  призван  Краснодарским  районным  военкоматом  (Петроградским  районным  военкоматом  Ленинграда).
С  декабря  1927  по  декабрь  1928  года  был  курсантом  Ленинградской  военно-теоретической  авиашколы.  Сдал  экстерном  за  неполную  среднюю  школу  при  95-й  истребительной  авиационной  бригаде  в  1936  году,  а  с  декабря  1928  по  декабрь  1929  года  учился  в  1-й  военной  школе  лётчиков  им.  Мясникова  в  Севастополе.
Служил  в  качестве  младшего  и  старшего  лётчика  в  70-й  истребительной  авиационной  эскадрилье,  командовал  звеном  во  2-й  истребительной  авиационной  эскадрилье,  отрядом  в  119-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  95-й  истребительной  авиационной  бригады  Закавказского  военного  округа.
4  марта  1936  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».   
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по  6  февраля  1938  года  в  качестве  командира  1-й  истребительной  авиационной  эскадрильи,  командира  группы  истребителей  И-15  и  И-16.
Имел  псевдонимы  «Рамон»,  «Камарада  Александрио»  и  «Антонио  Арагон».   
В  ночь  с  14  на  15  сентября  1937  года  сбил  в  районе  Сариньены  бомбардировщик  Юнкерс-52  (экипаж  состоял  из  франкистских  летчиков:  капитана  Хосе  Мунтадаса  Примы,  бывшего  белогвардейца  капитана  Всеволода  Марченко-Ларинова,  сержантов  Каразо  Каллейи,  Ромеро,  Априкио  Веласо  и  Хосе  Рамона  Бласко  Лафна).

     «…Днем  летчики  сильно  уставали  от  вылетов  и  воздушных  боев,  а  ночью  им  не  давали  нормально  отдохнуть  ночные  бомбардировщики  противника.  Нужно  было  проучить  ночных  разбойников.  С  этой  целью  Е.  С.  Птухин  примерно  в  20-х  числах  сентября  прислал  два  самолета И-15.  Одним  из  них  управлял  И.  Т.  Еременко,  другим  -  Н.  Г.  Соболев.  Эти  летчики  владели  тактикой  ночного  боя.
     Не  успели  мы  выпить  по  стакану  чая  в  столовой,  как  наблюдающий  за  воздухом  доложил,  что  слышит  шум  моторов.  Через  2-3  минуты  наши  летчики-ночники  взмыли  в  воздух.  Через  20-25  минут  со  стороны  Сарагосы  раздался  шум  моторов,  затем  послышались  короткие  пулеметные  очереди,  и  через  мгновение  появился  огромный  факел  с  черным  шлейфом  дыма.  Медленно  вращаясь  вокруг  оси,  падал  фашистский  стервятник  Ю-52,  который  много  ночей  не  давал  нам  покоя.  Он  упал  в  пяти  километрах  западнее  нашего  аэродрома.  Через  7-10  минут  наши  самолеты  благополучно  сели  на  территорию  аэродрома.  Еременко  рассказал,  что  он  сбил  вражеский  самолет  со  второй  очереди.  В  эту  ночь  мы  дежурили  до  утра,  но  противник  больше  не  появлялся.  Утром  я  поблагодарил  Еременко  и  Соболева  за  их  успешную  работу,  и  они  улетели  на  аэродром  Бахаралос.  Фашисты  получили  хороший  урок.  С  тех  пор  они  не  пытались  ночью  бомбить  наш  аэродром…»
     (Из  книги  «Ленинградцы  в  Испании»)

Всего  в  Испании  произвел  348  боевых  вылетов,  лично  сбил  7  и  в  составе  группы  5  самолетов.  По  другим  данным  сбил  16  самолетов  (14  лично  и  2  в  группе),  или  лично  сбил  от  6  до  9,  а  в  составе  группы  еще  8  самолетов.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
19  февраля  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
Служил  помощником  командира  60-й  истребительной  авиационной  бригады  Закавказского  военного  округа.
С  июля  1938  по  декабрь  1940  года  был  командующим  ВВС  Московского  военного  округа.
5  февраля  1939  года  присвоено  воинское  звание  «комбриг».
5  апреля  1940  года  присвоено  воинское  звание  «комдив».
В  1939  году  окончил  курсы  при  Военной  академии Генштаба.
С  декабря  1940  служил  на  Дальнем  Востоке,  по  май  1941  года  был  заместителем  командующего  ВВС  1-й  отдельной  Краснознаменной  армии,  затем  до  августа  1941  года  был  командующим  ВВС  25-й  Армии.
4  июня  1940  года  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации».               
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.
Командовал  ВВС  25-й  армии  по  июль  1941  года.
Воевал  на  Южном  фронте,  командовал  ВВС  9-й  армии  до  октября  1941  года.  С  ноября  1941  по  май  1942  года    командовал  авиацией  18-й  армии  на  том  же  фронте,  на  истребителе  ЛаГГ-3  совершил  1  боевой  вылет.
С  7  июня  по  10  октября  1942  года  был  командиром  237-й  истребительной  авиационной  дивизии  на  Северо-Кавказском  фронте,  затем  до  ноября  1942  года  командовал  смешанной  авиационной  группой  Новороссийского  оборонительного  района.  Лётчиками  группы  было  совершено  3.179  вылетов,  проведено  56  воздушных  боев  и  сбито  20  самолетов.
С  1  ноября  1942  года  по  13  июля  1943  года  командовал  2-м  смешанным  авиационным  корпусом  на  Сталинградском  фронте,  участвовал  в  воздушном  сражении  на  Кубани.
С  августа  по  ноябрь  1943  года  был  командующим  ВВС  Сталинградского  военного  округа,  а  декабря  1943  года  по  конец  войны  был  командующим  ВВС  Киевского  военного  округа.
Летал  на  истребителях  И-16,  И-153,  ЛаГГ-3  и  Як-1.
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  ВВС  на  различных  командных  должностях.
До  апреля  1946  года  командовал  ВВС  Киевского  военного  округа,  затем  находился  в  распоряжении  Главкома  ВВС.
1  марта  1946  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-лейтенант  авиации».
В  марте  1947  года  был  направлен  на  учебу  в  Военную  академию  Генштаба  им.  Ворошилова,  которую  окончил  в  апреле  1949  года.
С  августа  1949  года  командовал  ВВС  Уральского  военного  округа,  с  декабря  1952  года  был  начальником  Управления  боевой  подготовки,  помощником  командующего  ВВС  Дальневосточного  военного  округа  по  боевой  подготовке  и  воздушной  обороне.
Имел  общий  налет  1.050  часов  в  воздухе.
21  апреля  1956  года  уволился  в  запас  в  звании  генерал-лейтенанта  авиации.
Проживал  в  городе  Киев  (Украина).
Умер  1  декабря  1986  года.  Похоронен  на  Берковецком  кладбище  в  Киеве.            

Список  известных  воздушных  побед  И.  Т.  Еременко:
30.06.1937       1/2       Фиат-32          Толедо                в  паре  с  Кузнецовым  В.В.
06.07.1937       1/2       До-17              Мадрид                в  паре  с  Божидаром  Петровичем
07.07.1937       1/3       Фиат-32          Мадрид                в  составе  звена
09.07.1937       1          Фиат-32          Мадрид                лично
12.07.1937       1          Фиат-32          Мадрид                лично
25.07.1937       1          Хе-111            Мадрид                лично
26.07.1937       1          Фиат-32          Мадрид                лично
22.08.1937       2/гр.     Ромео-37        Уэрва-Сарагоса   в  составе  группы
14.09.1937       1          Ю-52               Сариньена            лично
15.12.1937       1          Ме-109            Теруэль                лично
22.12.1937       1          Ме-109            Теруэль                лично

За  мужество  и  героизм,  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  28  октября  1937  года  Ивану  Трофимовичу  Еременко  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  60).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (28.10.1937*,  03.11.1953),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (29.09.1937,  02.03.1938,  24.06.1948),  орденом  Кутузова  2-й  степени  (08.02.1943),  двумя  орденами  Отечественной  войны   1-й  степени  (18.08.1945,  06.04.1985),  орденом  Красной  Звезды  (03.11.1944),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  оборону  Одессы»,  «За  оборону  Сталинграда»,  «За  оборону  Кавказа»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  и  другими.

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  999.


Рецензии
С июня 1920 по август 1923 года работал батраком в станице Васюринская, затем до декабря 1925 года занимался хозяйством отца. Окончил Кубанские автотракторные курсы в мае 1926 года, работал шофером пригородного хозяйства «Кова» в Краснодаре до ноября 1926 года. Затем до декабря 1927 года работал в хозяйстве отца и одновременно учился на курсах по общеобразовательной подготовке.

Богатая трудовая биография однако...

Андрей Бухаров   10.09.2024 18:09     Заявить о нарушении
Во всяком случае, лодырем он не был...

Олег Каминский   10.09.2024 18:28   Заявить о нарушении