Братья Кармазовы. Эскиз 3..
- ХОМОДИЦЕЯ.
Термин "теодицея" как "оправдание Бога", если не ошибаюсь, был введён в оборот Лейбницем в 1710 году. А в 1995 году в изданной в России книге "Оправдание человека. Хомодицея." был введён термин "хомодицея" как "оправдание человека". В книге изложена оригинальная современная концепция происхождения человека:
http://proza.ru/2014/11/04/1381
- Недавно посмотрел интервью академика Татьяны Владимировны Черниговской - выдающейся советской и российской учёной в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания, доктора биологических наук, доктора филологических наук, - с уважением к научной коллеге сказал Иван, - она откровенно говорит то, в чём стесняются признаться учёные.
А именно: в исследованиях мозга современные учёные дошли до рубежа, когда новые экспериментальные данные не нужны, потому что не дают новое понимание мозга.
Нужен какой-то воистину тотальный гений, который новым светом озарит картину мира, изменит парадигму, даст ключ к новым смыслам.
И это при том, что познание человека разумного ограничены: мы не можем видеть всё то, что видит Создатель...
Черниговская привела пример.
В год выходит полмиллиона новых статей об исследовании мозга. В Калифорнии ежегодно проходит съезд по нейронаукам, там вместо устных докладов демонстрируют постеры и, если выставить постеры, которые были на прошлом съезде, в линию, то она будет длиной 32 километра...
Она рассказывает студентам, что, образно говоря, вся человеческая цивилизация содержится в тонком, около трёх миллиметров, слое коры головного мозга человека разумного, слое размером с шёлковый платок 50 на 50 сантиметров. Всё остальное в мозге Хомо сапиенса - звериное.
Но главное, вся её многолетняя плодотворная научная деятельность убедила её в том, что мозг не только реактивный, но и активный, он творит мир, в котором мы живём.
А в интервью журналу "Санкт-Петербургский университет" в 2005 году она
поделилась с читателями выводами известного учёного Тимоти Кроу, который опубликовал 2000 году статью с сенсационным заглавием: «Шизофрения – цена, которую homo sapience платит за язык».
Кроу утверждает, что язык и психоз имеют общие эволюционные истоки – генетические изменения. В исходе полушария мозга начали развиваться независимо, и левое стало «специализироваться» на языке. Побочным явлением стал тот медицинский факт, что те же изменения у некоторых людей вызывают психоз. Черниговская упоминает, что идея Кроу – не единственное возможное мнение. У него есть сильные противники. И как истинный учёный Черниговская считает, что наука – живое и весёлое занятие. Всегда есть спорящие, и восхитительно интересен сам процесс спора.
Но бесспорно утверждение, что сложная сознательная речь, а тем более, - абстрактное мышление свойственны исключительно человеку.
Поэтому у животных шизофрении нет. Хотя неврозы бывают, но только у домашних животных, которые живут с людьми. Кошечки и собачки, как и их истеричные хозяева, начинают страдать неврозами, говорит в интервью Черниговская.
- Эти выводы известной и уважаемой в России и в мире учёной очень полезны для нашей концепции о метаморфозах сознания, - с удовольствием согласился Алексей.
- Также трудно поспорить со словами академика Черниговской, что "у каждого из представителей научных школ по сто пятьдесят мешков научных фактов, и фактов хорошо полученных. Им есть что выложить на стол.
Но весь вопрос в том, как интерпретировать эти факты. В последнее время стало модно рассуждать так: данные не свободны от теории, которая руководит исследователем".
- Если это верно по отношению к современным учёным, то что мы можем сказать о древних и средневековых толмачах? - язвительно заметил Павел.
- Я только в 2024 году начал следить за деятельностью академика Черниговской, - с сожалением признался Алексей. - И узнал из её интервью о статье Кроу в 1997 году с названием «Является ли шизофрения платой за использование homo sapiens дискретного языка?», опубликованной в Schizophrenia Research.
Как вы знаете, профессор Тим Кроу, Tim Crow, — британский психиатр и исследователь, известный, в том числе, своей гипотезой о том, что некоторая часть человечества расплачивается шизофренией за отличное от других существ развитие мозга.
Наша философская книга "Оправдание человека. Хомодицея" была напечатана в 1995 году, а в 1996 году два экземпляра на русском языке я лично передал в Вашингтоне на хранение и для пользования в Библиотеку Конгресса США.
Тимоти Дж. Кроу в настоящее время работает на кафедре психиатрии Оксфордского университета и занимается исследованиями в области психиатрии. Их текущий проект — «генетика асимметрии» очень близок нашим выводам о нормальном отчуждении сознания как сущностной характеристики человека разумного.
- Обратите внимание, - призвал братьев Алексей, - это будет важно для понимания нашей концепции о метаморфозах сознания.
Учёные установили, что
асимметрия полушарий является кардинальной особенностью организации человеческого мозга.
Причём структурная асимметрия человеческого мозга была сформирована эволюционно древними генами, которые со временем приобрели новые функции.
И это судьбоносный и решающий шаг в развитии человека разумного, - опережая выводы своей книги, многозначительно заявил Алексей, - в своём эволюционном пути благодаря этой особенности человек прямоходящий перешагнул порог своего природного дома и начал своё полное удач и разочарований путешествие Блудного сына!
Ведь изменённая асимметрия мозга также связана с некоторыми когнитивными и нейропсихиатрическими расстройствами.
Индивиды, у которых развиваются симптомы шизофрении, демонстрируют меньшую анатомическую и функциональную асимметрию, чем популяция в целом.
Сравнительное исследование структурной асимметрии мозга человека и шимпанзе, которым занимаются учёные, может пролить свет на эволюцию языка и других когнитивных способностей у людей.
Эти результаты свидетельствуют о наличии существенных различий в асимметрии между мозгом человека и шимпанзе. Уникальные асимметрии человеческого мозга являются потенциальными нейронными субстратами для когнитивных специализаций, присущих только человеку разумному.
Это проявлено в эволюции специфически человеческой характеристики языка, нововведений, которые произошли в процессе прогрессирующей полушарной специализации — установления доминирования некоторого критического компонента языка в одном или другом полушарии.
Исследования показали, что некоторые языковые функции опосредуются правым полушарием, а не левым. Эти функции включают планирование, понимание дискурса, понимание юмора, сарказма, метафор...
Метафор! - подчеркивая важность, ещё раз повторил Алексей. - Вот почему на заре разумного человечества священные и вечные истины даровались людям в виде притч и аллегорий!
- Но вернёмся к интервью Черниговской, - предложил Иван.
- Она говорит:
"Конечно, коммуникации есть в любой живой системе, даже амебы друг с другом разговаривают химическим образом. Но это другая история. Язык с грамматикой есть только у людей. Это другой тип организации, иерархический. Есть фонемы, морфемы, есть слова, фразы, дискурс. А у животных – закрытые списки сигналов, то есть если есть 20 «слов», то больше не будет никогда. Кроме того, они врожденные".
Её спрашивают: "А обезьяны, которые осваивают язык жестов?"
Она отвечает: "Это другая история – искусственное обучение искусственному семиотическому коду.
У человека список сигналов принципиально открытый. В нас вложен алгоритм, с помощью которого мы можем порождать бесконечное количество сигналов.
Когда человечество начало писать? Я задавала этот вопрос всем специалистам, которые мне попадались. Одни говорят, что шесть тысяч лет назад. Другие – больше десяти. Хорошо, я удваиваю эту цифру, пусть будет по максимуму – 25. А если считать письменностью наскальный рисунок, получится 50 тысяч лет. Но для биологии это ничего не значащая цифра. Навык не мог успеть зафиксироваться в геноме. Все, что я знаю о биологии, говорит, что этого не может быть".
И вот, что ещё важно, - добавил Иван, - по словам Черниговской: "если говорить о человеке, то Лотман считал, что культура – это система запретов. Только тогда, когда есть ограничения, ты пытаешься сделать максимально возможное. Поведение более высокого ранга начинается, когда ты осознаешь, что есть вещи, которых ты делать не должен".
Но на провокационный вопрос: может ли тотальный контроль привести к всплеску творческой энергии?
Отвечает однозначно:
Нет. Это ограничения другого типа – это чрезмерные ограничения личной свободы.
- "Ученый не может вставать на позицию абсолютной истины. Если она и существует, то только на небе, а небо нам по этому поводу абсолютно ничего не сообщает", - с явным удовольствием процитировал коллегу Иван.
- А вот с этим суждением уважаемой учёной, я бы поспорил, - неожиданно твёрдо, но с улыбкой сказал Алексей.
- Нам ещё предстоит, по мере развития человека разумного, шаг за шагом приближаться к истинному смыслу, заложенному в притчах Священных текстов.
- Скажи, Иван, можно ли презентовать какие-то сложные законы бытия через бытовую притчу? - спросил Алексей.
Пока Иван думал, Павел выскочил со своим примером:
- Да вот же. Сидел Ньютон под яблоней и ему на голову яблоко упало! Чем не притча о законе всемирного тяготения?
- А какая притча будет про Теорию относительности Эйнштейна? А как притчей объяснить квантовую механику? - с сомнением сказал Иван.
- "И днём и ночью кот учёный", - начал читать Дмитрий стихи из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила", но закончил со смехом: - кот Шрёдингера, всё ходит по волнам кругом...
Вот, например, как на современном уровне знаний можно истолковать
притчу о Блудном сыне? Недаром говорят мудрые:
"Вера - дорога к Истине, а знания - это пройденный человеком путь".
- Вот, что, например, говорит Алексей Владимирович Буров, - сказал Алексей, - Alexey Burov, — российский и американский физик-теоретик и философ, который вместе с сыном Львом является, соавтором философской концепции «пифагорейской вселенной».
Клетка - это маленький квантовый компьютер размером в десять микрон.
Если информацию, которая есть в человеческой клетке записать в обычной книге, а книги эти ставить на полку, то эта полка будет длиной в километр. Это примерно 30 тысяч книг по объёму, как Библия. Причём, эта информация работает и постоянно воспроизводится в новых клетках.
И в каждой клетке есть сложная иерархия.
Одна клетка - это фабрика сложнее, чем завод по производству самолётов Боинг.
Вернее всего, прав автор известного суждения:
«Вероятность случайной сборки живой молекулы равна вероятности сборки самолёта «Боинг» ураганом, пронёсшимся над свалкой».
Мы, - сказал Алексей, - задали себе вопрос:
"каков может быть путь развития человека разумного от субстанциальных деятелей, как Лосский определял клетки, до умозрительного абстрактного математического мышления, на которое способен мозг человека?"
И наш ответ изложен в концепции "Оправдание человека. Хомодицея".-
Алексей перекрестился:
- С Божьей помощью!
- Ты крестишься, как православные и католики одновременно, - заметил Иван, увидев, что Алексей приложил пальцы сначала ко лбу, потом к животу, затем к правому плечу, потом к левому плечу, а в окончании снова к правому.
Алексей пояснил:
- Происхождение крестного знамения точно неизвестно. Святитель Василий Великий относил его к Таинствам, которые передаются в молчании по преданию и не записаны апостолами.
Когда я осеняю себя крестным знамением, я первым делом прикладываю персты к голове как ко средоточию разума, способного восходить к истоку всего сущего - к Всемогущему;
потом я прикасаюсь к животу - к моим корням из микромира, средоточию субстанциальных деятелей - клеток, моего многоклеточного организма.
При этом духовное, разумное, сознательное повершает, но не уничтожает бессознательное, безрассудное, витальное.
Затем я касаюсь правого плеча, которым управляет левое, эмоциональное полушарие мозга, потом касаюсь левого плеча, управляемого правым, логичным полушарием, и затем снова прикладываю персты к правому плечу.
Совершая крестное знамение Живым Крестом, я восхожу от эмоций к логике и возвращаюсь на новом уровне с разумной любовью к целостному организму;
тем самым знаменуя универсальный принцип соборности: "цельно: неслиянно и нераздельно" и повторяя символически Путь Блудного сына и его возвращение с разумной любовью домой".
В иконографии это можно выразить, заменив на иконе Святого Георгия копьё, которым он поражал дракона на поводок, на котором он ведёт усмирённого дракона как символа животной, жизненной силы, как покорение звериных, тёмных начал в человеке разумном, началами духовными, светлыми началами.
Не умершвление плоти, а осветление и усмирение, причастие её к высшим идеалам.
Тело не темница души.
Тело храм, собор души.
Алексей, по просьбе братьев, кратко представил им суть его концепции "Хомодицея", или "Оправдание человека":
- Как известно, попытки поиска смысла жизни предпринимались еще на заре человечества. В начале I тысячелетия до нашей эры в Упанишадах ставился и основательно разрабатывался вопрос о высшем назначении человека и о путях его духовного развития.
Мы берем за точку отсчета I тысячелетие до нашей эры лишь потому, что имеем письменное подтверждение. На самом же деле, нет сомнения в том, что "вечные" вопросы: кто мы - люди, и в чем заключается смысл нашей жизни? - преследуют человека с тех пор, когда он впервые на мгновенье смог мысленно вырваться из пут животно -- естественной целесообразности.
Когда это было? Бог весть. Но наверняка задолго до появления письменности. С тех далеких времен и до наших дней человечество выработало и предложило целый спектр возможных ответов, расположившихся между полюсами идеалистического и материалистического мировоззрения. И все же, несмотря на обилие предлагаемых решений, "проклятые" вопросы продолжают терзать умы человеческие.
По данным палеонтологии, продолжительность существования вида составляет в среднем один миллион лет.
Вид Хомо Сапиенс существует лишь несколько десятков тысяч лет, то есть всего несколько процентов от нормы, но уже подготовил всё для самоликвидации.
Цена возможных ошибок постоянно растет, потому что, трактуя Вернадского, можно утверждать, что происходит смена "центрирующей" силы, преобразовывающей биосферу в ноосферу: вместо биологического приспособления активной силой все чаще выступает разум человека.
В этих условиях жизненно важным становится призыв к человеку познать самого себя.
Общеизвестно, что существует множество версий, по-своему отвечающих на загадку человеческого бытия. В нашей концепции мы попытались воспроизвести кратко и в основных чертах вероятную модель эволюции земного живого вещества на этапе развития от клетки до человека разумного.
Начнем с того, что живое вещество стало организовываться в массы, чтобы вырваться из множества внешних зависимостей, как считает Тейяр де Шарден. Но ещё до того, как организоваться в группы живых существ с самостоятельным центром, которые мы называем многоклеточными организмами, деятельные и относительно самостоятельные безъядерные клетки - прокариоты, или, пользуясь терминологией Лосского, субстанциальные деятели, проделали огромную подготовительную работу.
Согласно гипотезе «Гео», именно эти живые существа в качестве основных автокаталитических элементов проделали работу на планете Земля и за Бога, сотворив сушу и небо, то есть - атмосферу, и за "змея-искусителя", войдя с сохранением определённой автономии в состав более сложных клеток - эукариотов, эволюция которых породила механизм полового размножения, увеличив тем самым генетическое разнообразие.
Таким образом, одноклеточные живые существа - субстанциальные деятели - на основе принципов необратимости эволюции, происхождения от неспециализированных предков и прогрессивной специализации создали "по образу и подобию своему" множество разнообразных многоклеточных организмов, оставаясь при этом относительно самостоятельными деятелями.
Организованные группы субстанциальных деятелей в форме многоклеточных организмов вышли на просторы макромира. С помощью инстинктов многие из них успешно приспособились к макрореальности. Но эволюция живого вещества на этом не останавливается.
Космологическая, термодинамическая, электромагнитная и связанная с обработкой сигналов - "стрелы времени", по Дж. Николису, указывают направление в сторону прогрессирующей дифференциации, возрастающей сложности и организации, то есть показывают неизбежность возникновения и развития познающих систем.
Но, что очень важно, - Алексей поднял вверх указательный палец, призывая к вниманию, - самоорганизующаяся система становится способной к познанию лишь при достижении хотя бы двух иерархических уровней.
И земная самоорганизующаяся система исподволь готовит появление человеческого разума.
Приматы - одни из первых живых существ, посредством которых разрушалась животная целостность. Ведь именно в результате эволюции нервной системы приматов появился человек - существо со слабыми инстинктами, ущербное, по меркам животного мира. Оттуда, из благополучия животного Рая он выглядит дегенеративным животным, вырожденцем. Но с другой стороны - он венец эволюции, о чём кроме всего прочего
свидетельствует и наличие у системы человеческого индивида самого длинного "филогенетического следа", что, по утверждению специалистов, означает наибольшую функциональную сложность живой системы.
- Алексей перевёл дух, и продолжил.
- Английский философ Артур Кестлер в своей работе "Дух в машине" утверждает, что на многочисленные вызовы окружающего мира к живому существу могут быть два ответа. Первый - дегенеративный - приводит к застою и в конечном счете к вымиранию рода. Второй - регенеративный - ведет к выживанию через огромные реорганизации в структуре и поведении, что в свою очередь вызывает биологический или умственный прогресс. Этот вывод Кестлера как нельзя лучше вписывается в нашу концепцию. Человек, способность которого к физической регенерации сведена до минимума, сумел ответить на вызов среды развитием умственных способностей.
Алексей сделал паузу и, убедившись, что братья его слушают внимательно, перешёл к более сложным размышлениям.
- Согласно нашей гипотезе об отчуждении индивидуального сознания от биосистемы индивида, задача решалась посредством сверхкомпенсирующего развития головного мозга, на который была возложена роль посредника между внешним миром и человеком. В ходе своего сверхразвития - с 1600 кубических сантиметров у неандертальца до 2000 у хомо сапиенса определенные уровни головного мозга начинают "тяготиться" своим положением "слуги", призванного наилучшим образом обслуживать потребности "господина", т.е. организма в целом.
Иван, внимательно слушавший Алексея, уточнил:
- Правильно ли я понял?
Говоря современным языком, сложные нейродинамические системы, связанные с реализацией интенций нашего "Я", так называемые Я-системы, представляющие собой высшие уровни мозговой самоорганизации, обретя в ходе опережающего развития дополнительные степени свободы, вступают в конкурентную борьбу с целостной системой организма, отчуждаются от него, вырабатывают собственные духовные потребности, идущие вразрез с биологическими, начинают "говорить" с окружающим миром якобы от имени всего организма.
- Да, верно, - ободрённый пониманием брата, Алексей продолжил излагать свою гипотезу:
- Иначе говоря, самоуправляемые нейродинамические системы, образующие личностный уровень мозговой самоорганизации, а в нём тот слой, который реализует функции Сверх-Я снижают, в зависимости от индивидуальной степени отчужденности сознания, удовлетворение биологических потребностей индивида и волевыми усилиями направляют духовный и физический потенциал организма на повышение степени удовлетворения собственных духовных потребностей.
Таким образом, соответствующая этим функциям подсистема стала доминирующей не только в системе человеческого индивида, но и как бы над всей системой в целом.
- Вот, если по-простому объяснить, правильно я понимаю? - немного смущаясь спросил Павел.
- Представим тёмное помещение с одним окном на высоте 5 метров. В помещении три человека ростом 1,80 метра. Второй из них встал на плечи первого, а третий забрался на плечи второго и видит, что происходит наружи, за пределами помещения. Они не меняют свои места, как случилось, тому и бывать. Верхний может говорить нижним правду, или полуправду, или полную ложь.
Но сквозь открытое окно доносятся звуки снаружи и стоящие внизу могут слышать звук проезжающей машины, или крики толпы... Если верхний говорит, что видит то, что полностью не совпадает с тем, что слышат нижние, они могут заподозрить, что их обманывают. Поэтому верхний должен транслировать им правдоподобную, но не всегда правдивую картину внешнего мира.
Так и наш мозг! Так? - спросил Павел.
- Если сильно упрощать, то так - усмехнулся Алексей.
- Данная метаморфоза индивидуального сознания из "слуги" в "господина" буквально перевернула мир человека!
Духовный человек буквально встал с четверенек и выпрямился во весь духовный рост, - вдохновенно заявил Алексей.
- Возможно, поводом для начала этого процесса мог послужить неосознанный протест древнего человека против неизбежной смерти, который затем трансформировался в религиозные и философские системы, разделяющие индивида на вечную, божественную душу и бренное тело, - предположил Дмитрий.
- Несомненно, - согласился, со старшим братом Алексей.
- Возвращаясь к описанию механизма отчуждения, мы должны особо подчеркнуть, что метаморфоза индивидуального сознания происходит в процессе расслоения иерархической структуры психофизической целостности человека.
А так как наличие иерархии структур является основным признаком целостного образования то, следовательно, психофизическая целостность человека оказывается нарушенной то есть своего рода псевдоцелостностью.
Свидетельством этого, на наш взгляд, предстаёт самоочевидная двойственность человеческого существа, объясняемая одними исследователями как проявление взаимодействия души и тела, а другими - в качестве последствий частной собственности...
Однако, мы знаем, что разрушение старой целостности есть одновременно процесс становления новой целостности, как утверждал Гёте.
В случае с человеком, как мы полагаем, оказалась разрушенной так называемая животная целостность, но всё ещё не сформирована новая - так называемая "богочеловеческая" целостность.
- А почему ты говоришь как бы не от себя? - спросил Павел.
- Я один из со-авторов,- пояснил Алексей.
- Таким образом, мы можем утверждать, что сложноорганизованная система человеческого индивида проходит в онтогенезе, а, следовательно, всё человечество - в филогенезе, особую стадию в становлении новой целостности: период индифферентности, или неопределённости.
- В чем же заключается своеобразие человеческой психофизической структуры? - снова заинтересованно уточнил Иван.
Алексей отвечал:
- Обратим внимание на психическую псевдоцелостность человека, которую Хенгстенберг называет незавершенной.
В поисках ответа на вопрос: каково основание человеческой способности "к объективности"? - он обнаруживает в экзистенциальном строении человека "разрыв", которого нет в других животных существах.
Немецкий философ определяет, что этот "разрыв" преодолевается через принцип, являющийся его причиной, и ради которого этот "разрыв" существует. Мы видим, как близко подходит Хенгстенберг к пониманию сути отчуждения индивидуального сознания. Однако, вслед за Шелером он называет этот принцип "духом" и истолковывает его с метафизических позиций.
В то же время мы обнаруживаем в метафизическом определении "духа" множество функций, присущих инстанции человеческой психики,
названной Фрейдом «Сверх-Я».
Но ещё более близко в функциональном плане приближается к "духу" Шелера определённый нами в составе «Сверх-Я» компонент психической структуры человека, который мы назвали «Экстра-Я».
Мы также дали ему другое название «Я-вне-Я», поскольку оно, на наш взгляд, наиболее точно отражает причастность этого компонента индивиду и в то же время отчужденность от него.
И действительно, посредством «Я-вне-Я», или Extra-Ego, в психической целостности человека присутствует разрыв.
Соответственно, в процессе зарождения и развития отчуждения индивидуального сознания была нарушена животная психическая целостность, то есть - Я подчиненное Оно, по классификации Фрейда, и психофизическая целостность, то есть- Я подчиненное Оно, которое в нашей интерпретации есть психическая проекция деятельности Они.
Следует помнить, что в нашей концепции Они - это простая совокупность субстанциальных деятелей, то есть - клеток в многоклеточном организме, проекция деятельности которых на психическую структуру личности соответствует фрейдовскому Оно. Тогда как Я - отчужденное сознание - больше соответствует Сверх-Я в структуре, предложенной Фрейдом.
- Ничего не понял, - пробормотал Павел.
Но Иван, хорошо знающий работы Фрейда, согласно кивал головой, радуясь, что Алексей использует термины из психологии и биологии.
- Таким образом, - заключил Алексей, - присущее только человеку отчужденное индивидуальное сознание есть причина "разрыва" психической и, соответственно, психофизической целостности человека.
В то же время, благодаря этому "разрыву", отчужденное индивидуальное сознание становится способным к объективности, которая, в свою очередь, проявляется в "открытости человека миру" и признается многими исследователями сущностной характеристикой человеческого существа.
Таким образом, человека можно охарактеризовать как существо, уходящее своими корнями в микромир, ведь, тело - форма, а содержание - субстанциальные деятели, уровень Они, но мыслящее понятиями и образами макромира , уровни Я, Сверх-Я, и входящее в высшую систему мегамира на уровне Экстра-Я, а также стремящееся познать все миры в их единстве.
Алексей, опасаясь, что его прервут и поменяют тему разговора, торопливо продолжил.
Понимая, что Дмитрию и Павлу надо время, чтобы осмыслить сказанное им, он обращался уже более к Ивану.
- Кроме того, человек обладает отчужденным сознанием, которое с его гностическими, ценностными и волевыми особенностями представлено в функционировании нейродинамических систем типа X как самоорганизующихся, самоуправляемых систем личностного уровня мозговой самоорганизации в системе человеческого индивида, на которые оказывают существенное влияние информационные причины мировоззренческого характера.
Поэтому, обращаю ваше внимание на наш вывод.
Можно утверждать, что степень отчужденности индивидуального сознания зависит от "отчуждающего потенциала" воспринятых им мировоззренческих систем, оказывающих долговременное влияние на занимаемую человеком жизненную позицию.
На наш взгляд, сегодня просматриваются три основных дороги, по которым может пойти человек. Вспомним известную картину, изображающую русского богатыря, остановившего коня перед камнем на развилке трех дорог, в раздумье - какую выбрать ? Налево пойдешь - коня потеряешь (в нашем понимании - телесность); направо пойдешь - сам пропадешь (для нас это значит - потерять человеческое в человеке). Прямая дорога грозит смертью и коню, и богатырю. Но в сказке богатырь остается жив сам и спасает коня. Однако реальность не добрая сказка. Поэтому постараемся внимательнее разглядеть перспективу правильного выбора пути развития человека.
Одна из дорог вскоре после развилки поворачивает назад. Это путь, по которому блудный сын может вернуться в потерянный "животный Рай". Идти по нему легко. Ибо стоит лишь понизить уровень плотины из нравственных традиций и моральных требований, ослабить позиции «Сверх-Я», как поток страстей захлестнёт человека. Этот поворот вполне возможен, поскольку основным качественным отличием человека от животных является его духовность, базирующаяся до настоящего времени, как нам представляется, на отчужденном индивидуальном сознании. И, следовательно, гарантом невозвращения человека к полуживотному состоянию являются постоянно действующие информационные причины (система мировоззренческих взглядов) определенной направленности, воздействующие на самоуправляемую систему головного мозга человека и через неё осуществляющие каузальный контроль над системными свойствами более низкого уровня. Другими словами, когда господствует система взглядов, проповедующая достижение основных жизненных целей, например, богатства и власти, только лишь для наиболее полного удовлетворения низменных плотских желаний, то человек становится на путь вырождения в животное.
Однако, вслед за Францем Баадером, Фридрихом Шеллингом и многими другими мыслителями, мы имеем все основания утверждать, что человек может быть только "либо ниже животного, либо выше его". Ибо, учитывая высокий уровень мыслительных способностей современного человека и слабое инстинктивное регулирование, мы вправе предположить, что в отличие от животных (редко убивающих себе подобных и живущих умеренной половой жизнью), человек начнет применять настолько изощренные методы принуждения себе подобных и способы услаждения плоти, что станет подлинным исчадием ада. Поэтому, определяя этот путь как дорогу, ведущую к СКОТОПОДОБИЮ, мы отвергаем его.
Второй путь представляется нам, насколько это можно увидеть с позиций современности, дорогой к РОБОТОПОДОБИЮ.
Фантастические достижения современной науки и техники искушают отчужденное сознание следовать по пути отчуждения до конца: до осуществления мечты о полном прижизненном освобождении "сознательных" высших уровней головного мозга от остальных уровней системы индивида. В мировоззренческих дискуссиях всё громче провозглашается целесообразность появления так называемых бионических людей, у которых все части тела будут искусственными.
Возможный сценарий бесконечного отчуждения, на наш взгляд, таков: заменив все части тела на искусственные, элитные клетки мозга "освободятся" от "оков плоти", от "темницы души", от воздействия тёмных страстей посредством избавления от бессознательных ординарных субстанциальных деятелей. Это наверняка вызовет гигантский скачок "сознательности", но скорее всего приведет к трагическому отчуждению от живой природы и непредсказуемым изменениям в самом сознании. Ведь заодно с тёмными страстями исчезнут и светлые чувства: любовь и сострадание... Логика бесстрастного мышления неизбежно приведет в
дальнейшем к замене и самих "умных" клеток - нейронов на "умные" полупроводники - нейристоры. Живые мыслящие существа исчезнут, а с ними умрет и живая мысль со всеми её преимуществами и недостатками. Неживая мысль - Дух из машины - будет витать во Вселенной. По крайней мере, он будет царить на Земле, в околоземном пространстве. Скорее всего, окончательное отчуждение неживой мысли приведет к катастрофическому противоречию с живой природой, с живой самоорганизующейся системой планеты Земля...
Возможно, всё будет не так мрачно. Но логика углубления отчуждения сознания диктует именно эти последствия. А может быть, и более драматичные. Ведь современный человек продвигается к заветной цели – всемогуществу - гораздо быстрее, чем к всеведению. Поэтому цена ошибочных решений стремительно растёт.
Но слава Богу, есть и третий путь - путь подлинного освобождения сознания! Этот курс прослеживается от древних верований и размышлений и проходит через религиозные и философские системы, в которых тело предстает Храмом души. Как нам видится, именно он приведет нас к естественному, а не искусственному освобождению сознания посредством замещения процесса отчуждения процессом освобождения. Причем, освобождение через гармонизацию «души» и «тела» исключит враждебные, антагонистические отношения между свободным индивидуальным сознанием и организмом индивида, между общественным сознанием и природой, сверхорганизмом планеты Земля.
Вл.Соловьев понимал этот путь как развитие от природного человека к человеку духовному.
Именно этот нелегкий путь стяжания БОГОПОДОБИЯ представляется нам единственной дорогой, ведущей к истинному счастью!
Мы считаем, что в ходе развития Вселенной её "мыслящее ядро" достигло абсолюта. То есть достигло высшей ступени во взаимоотношениях с системой, а потому стало подлинно свободным, всеведущим, всесильным, всеблагим. Но самое главное, «мыслящее ядро» остается любящим Систему, внутренний и внешний миры, конечно, если ещё что-то есть за пределами Вселенной, все её части и частицы, одной из которых является человек .
Отсюда следует, что мы, сопоставляя одну из самых простейших самоорганизующихся познающих систем - человеческий индивид - с наисложнейшей когнитивной Сверхсистемой - Вселенной, можем представить их подобие "по образу" и "по сути".
И тогда стяжание богоподобия "по сути" будет означать восхождение индивидуального сознания человека от состояния отчужденности либо полной отрешенности по отношению к системе человеческого индивида до состояния "разумной любви" к системе, к внутреннему и внешнему мирам.
Другими словами, "разумная любовь" есть то состояние сознания, которое обеспечивает в богочеловеческой целостной системе гармоничное сосуществование всех уровней человеческой самоорганизации, а также гармонию между системой индивида и другими (внешними) системами. Речь идет о необходимости поиска того "золотого сечения", которое обеспечит оптимальное соотношение между духовными и биологическими потребностями, и позволит мудрому и праведному индивидуальному сознанию руководить организмом индивида, согласуя в нем и через него потребности нижних уровней самоорганизации с требованиями высших уровней.
А поскольку человек осознанно или не осознанно строит общество и государство по своему подобию, то и в них необходимо заменить отчуждённое сознание правящих элит на «разумную любовь» к народу.
Логика Любви приводит нас к пониманию того, что в каждом из нас должен воскреснуть Спаситель. То есть подобно Иисусу Христу, каждый человек должен взять на себя грехи, то есть последствия ошибочных действий и мыслей всех обитавших когда-либо на планете Земля. Точнее говоря, каждый из нас обречён нести всю тяжесть своих и чужих грехов, ибо они либо в нас, то есть переданы нам через гены, либо вокруг нас, как последствия неправильных действий предыдущих поколений в Земной Системе. И по большому счету, можно утверждать, что Спасение заключается в Искуплении всех земных грехов.
Человек разумный должен стать Человеком – спасителем !
И поскольку человек является субъектом, по крайней мере, трех миров, то ему предстоит осуществлять свою спасительную миссию в микро-, макро- и мегамире...
Заканчивая краткое обозрение нашей работы по оправданию человека, мы надеемся на то, что нам удалось осветить хотя бы малую часть возможных подходов к осмыслению феномена человека. Причем мы стремились к тому, чтобы эта высветленная нами часть была бы не сегментарной, а образовала пусть малую, но целостную сферу знаний в бездне ещё не познанного.
Таким образом, признав ранее сущностной характеристикой современного человека наличие у него определенной степени отчужденности сознания, мы можем теперь признать, что сущностной характеристикой богочеловека будет наличие у него "любящего", подлинно свободного сознания.
Отсюда следует, что универсальной сущностной характеристикой человеческого индивида является способность самоуправляемых нейро-динамических систем типа X (образующих в системе человеческого индивида личностный уровень мозговой самоорганизации) к опережающему развитию, что открывает перед человеком широчайшие возможности творчества и самосовершенствования.
Ибо развитие нейродинамических систем типа X (и филогенетически, и онтогенетически) продуцирует новые степени свободы, изменяющие спектр возможных выборов. На определенной стадии антропогенеза это привело к некоторому отчуждению сознания от биосистемы индивида, а в будущем, мы надеемся, приведет к высшему синтезу подлинно свободного сознания с другими уровнями самоорганизации человеческого существа.
Следовательно, встав на путь стяжания богоподобия, изменяясь сам и изменяя окружающую среду к лучшему, человек существенно повлияет на изменение к лучшему своего будущего, избежит мрачных пророчеств.
"Если страусы до сих пор не исчезли с лица Земли, значит, тактика "прятать голову в песок" работает?" - язвительно спросил Павел.
- Кстати, что по этому поводу говорит теория Дарвина о "борьбе за жизнь"?
Дмитрий поддержал Павла:
- Возможно, Бог хранит страусов, которые, вопреки догмам дарвинизма, веками спасаются от опасности, пряча голову в песок, чтобы эти птицы были немым укором безбожным социал-дарвинистам".
Иван подошёл к проблеме диалектично:
"Бодливой корове Бог рогов не дал". В этой пословице выражена вся глубина народных представлений об устройстве мира. Каждое слово в ней находится на своем месте. Проанализировав пословицу с точки зрения ее структуры и лексического состава, мы сделали следующие выводы.
Во-первых, все в мире создано и управляется Богом и находится под его контролем. Бог решает, какая корова является бодливой, и, собственно, кому из коров рога выдавать.
Во-вторых, Бог не дал рогов именно бодливой корове, а не небодливым соответственно дал. Это говорит о представлении русского человека о мире как о гармоничном явлении: все в нем имеет свое место, свой смысл и свои атрибуты. Отсюда, кстати, вполне экзистенциальный вывод - бодливая корова, использующая свои рога безответственно, их не получает. А небодливая, наоборот. Всякое право подразумевает ответственность.
- То есть народ верит, что Бог так гармонично устроил, настроил Белый свет?
- А по моему, тут налицо неестественный, или искусственный отбор, устроенный человеком, - с вызывом сказал Павел. - Просто бодливых коров с длинными рогами первыми направляли на убой - и так из поколение в поколение их бодливое длиннорогое потомство сокращалось. А на Бога, как обычно, свалили ответственность...
Алексей задумчиво произнес мысль, над которой очевидно много размышлял :
Тело - тюрьма для души или собор для души?
Плоть - темница для души или светлица для души - искры Божьей?
От ответа на этот вопрос зависит мировоззрение, миропонимание и мироздание, которое веками созидают люди.
Из ответа на этот вопрос выросли основные религии мира и мировоззрения...
Следующая глава IV
Глава IV. От оскала к улыбке.
Братья, увлечённо беседуя, не следили, как калейдоскоп событий постоянно менял картины в зале и не заметили, в какой момент отлучился Павел.
А тем временем у правой стены Колонного зала шёл Первый Съезд советских писателей.
В то же время на сцене зала пел народную песню"Дубинушка" Фёдор Шаляпин.
Мощный голос певца господствовал над голосами в других частях Колонного зала:
"Много песен слыхал я в родной стороне,
В них про радость и горе мне пели,
Но одна из тех песен в память врезалась мне,
Это песня рабочей артели.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зелёная, сама пойдёт,
Подёрнем, подёрнем, да ухнем.
Англичанин мудрец, чтоб в работе помочь
Изобрёл из металла машину,
А наш русской мужик,
Коль работать не вмочь,
То затянет родную дубину.
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зелёная, сама пойдет,
Подёрнем, подёрнем, да ухнем...
Но настала пора и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину,
И стряхнул с плеч долой
Тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину.
Так иди же вперёд, ты, великий народ.
Позабудь своё горе-кручину.
И свободе святой, гимном радостным пой
Дорогую, родную Дубину".
Поэтому из правой части зала, где Фёдор Михайлович
Достоевский перед восторженной публикой говорил свою знаменитую "Пушкинскую речь",
до братьев едва долетали его слова :
"... Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только, в конце концов, это подчеркните, стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.
Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?
... непреоборимым стремлением и со всем безудержем мистического мечтания.
... потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.
... И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племён по Христову евангельскому закону!
Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими. Пусть, но я не раскаиваюсь, что их высказал."
Вдруг речь Достоевского заглушил шум публики. Причиной стал человек, который подошёл к Фёдору Михайловичу и поднял руку, то ли желая перекрестить его, благословляя, то ли - ударить. Но в то же мгновение рухнул в обморок возле ног писателя.
Его подхватили несколько человек и понесли вглубь зала.
Каково же было удивление братьев Кармазовых, когда люди довели уже пришедшего в себя, но еле передвигавшего ноги Павла и усадили в кресло рядом с ними.
Когда добрые люди оставили братьев одних, Дмитрий спросил Павла удивлённо:
- Как тебя туда занесло?
- Сам не знаю, - тяжело дыша отвечап Павел. - Сознание помрачилось. Какие-то тёмные силы толкали меня к этому. А в голове свербила лукавая мысль: "ударь его по щеке, посмотрим, подставит ли он другую"?
- Очевидно, ты слишком далеко зашёл, играя роль "адвоката дьявола". Знай меру, - полушутя сказал Иван.
Алексей размышлял вслух:
- В свете Веры и Меры, заповеди даны вне времени и пространства, но для исполнения заповедей важны своевременность и уместность.
Ибо заповеди даны тысячелетия назад и в тех словах и образах, которые были своевременны и уместны для того времени. С тех пор человечество достигло новых высот знаний о себе и мире и должно не нарушать заповеди, но исполнить, то есть наполнить их смыслом, который стал доступен людям сейчас.
Ведь Христос сказал ясно, как написано в главе 16 в Евангелие от Иоанна:
"12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам."
- Действительно, если кому-то тысячи лет тому назад обещали, что у него будет табун лошадей, то сейчас для любого владельца автомобиля мощностью в десятки и сотни лошадиных сил это обещание исполнилось, - согласился Дмитрий.
- А если кому-то обещали, что он будет хозяином 2800 рабов, то в Эру РА - в эру робототехники и автоматизации, вероятно, каждый человек будет пользоваться услугами роботов и искусственного интелекта в совокупности равной работе 2800 рабов во времена рабства.
- Есть много толкований заповедей Христа.
Но Матфей в главе 5, стихе17 приводит слова Христа:
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". - Алексей напомнил:
- Халкидонский, Четвёртый Вселенский собор Христианской церкви, был созван в 451 году. На нём предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы "золотой серединой" между учением несториан-диофизитов и монофизитов.
Монофизиты, их еще называют единоестественниками, признавая рождение Христа из двух природ, или естеств - божественной и человеческой, считают, что Иисус Христос имеет лишь божественную сущность.
Этим последователи христианства монофизитского толка отличаются от деофизитов, согласно которым в едином лице Христа божественная природа сочетается с человеческой и не устраняет ее.
Среднее между этими учениями и стало православное учение.
Был определён догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств: Бога и человека.
В Догмате написано, что "...Христос, Сын, Господь, Единородный, познаваемый в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно; различие Его природ никогда не исчезает от их соединения, но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице и одной ипостаси так, что Он не рассекается и не разделяется на два лица, но Он один и тот же Сын Единородный, Бог Слово, Господь Иисус Христос"...
- Но, видимо, всё-таки иногда естество Божества существенно преобладало над естеством человеческим.
И тогда было особенно очевидно, что Христос не от мира сего, - предположил Дмитрий.
Алексей предложил:
- Сравните переводы
Евангелия от Иоанна 8:23 — Ин 8:23:
"Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира".
"Он сказал им: вы из дольнего, Я — из горнего мира; вы от мира сего, Я же — не от мира сего".
"Он продолжал: «От земли вы и от того, что здесь, внизу; Я же — свыше. Вы от мира сего, а Я не от мира сего".
На английском:
'He said to them, “You are from below; I am from above. You are of this world; I am not of this world".
В украинском варианте ещё очевиднее:
"Він говорив їм: Ви — здолу, Я — звисока; ви від цього світу, Я не від цього світу".
Алексей подытожил: - Он не из Света этого, Он из Высшего Света.
- А как выжить человеку в борьбе со смертельными болезнями, если его иммунитет будет "любить врагов своих"? - спросил Дмитрий.
- Вероятно, эти заповеди для сияющих бесплотных сфер Эмпирея, но в нашем сумраке они маловыполнимы...
- -Да, например, призыв не сопротивляться насилию, а подставить злодею вторую щеку на этом свете может закончиться весьма плачевно для жертвы агрессии, - машинально потирая щеку, сказал Павел.
- Богочеловек иногда говорил с людьми, будто, и они не от нижних, а от высших. Но пока это не так, - предположил Алексей.
- В реальной ситуации лучше не допускать первого удара по щеке. А если пропустил первый удар, то хотя бы попробуй защититься или уклониться от второго удара. В противном случае, избивающий тебя, скорее всего, продолжит наносить ещё более жестокие удары, поощряемый безнаказанностью, - авторитетно заявил Иван.
- Природа строит поведение живых существ на фундаменте двух базовых ощущений боли и наслаждения, боль - это сигнал, что надо изменить поведение, чтобы избежать страданий.
Либо убежать от врага, причинившего тебе боль,
либо обратить его в бегство.
От этих двух первоначальных ощущений формируется положительный или отрицательный опыт, положительный опыт стремятся повторять. Помните опыт с крысой, у которой была возможность нажимать на две кнопки: одна кнопка запускала возбуждение в мозге центра удовольствия, а вторая - позволяла получить порцию еды? Крыса всё время выбирала удовольствие вместо еды и умерла от голода. Так что везде нужно соблюдать меру. Отрицательный опыт стараются не повторять. Как говорится: "обжегшись на молоке, дуют на воду".
Если ты на первый удар по твоей щеке ответишь ударом по щеке агрессора, то, весьма вероятно, что тот не повторит удар по твоей другой щеке. Но если ты сам подставишь под удар вторую щеку, то это спровоцирует его продолжить избиение.
Павел рассказал анекдот про боксёра:
"Судят боксёра, который ни с того ни с сего избил своего брата. Спрашивают его: "Вы свою вину признаёте?" Он соглашается: "Признаю". Говорит ему судья: "Расскажите за что вы ударили брата?" Боксёр говорит: "Пришёл я к нему в гости. Звоню в дверь. Он вышел мне навтречу, стоит передо мной на расстоянии руки, во весь рот улыбается, зубы скалит, голову руками не прикрыл. Ну, я по профессиональной привычке и ударил его правой рукой в левую скулу. Машинально, честно говоря, отправил его в нокдаун."
Судья спрашивает боксёра: "Можете что-нибуть сказать в своё оправдание?"
Боксёр искренне возмущённо выпалил: "А зачем он так подставился?!"
Дмитрий со смехом спросил:
- Так его брат должен был встать и подставить правую скулу? Ну, уж, нет...
- Знаете, что наглядно отличает человека разумного от животных? - спросил Алексей.
- Ну, просвети, просвети нас, Алексей свет Фёдорович, - добродушно попросил Дмитрий.
- Оскал зубов в животном мире означает агрессию, угрозу;
а у людей улыбка означает доброжелательность, радость, - улыбаясь, сказал Алексей.
- "Когда людям не до смеха - рождаются сатирики", - Иван с усмешкой процитировал Станислава Ежи Леца. - Сатира - это, когда улыбка преображается в социальный оскал, то есть - в оскал социума
Павел хлопнул себя ладонью по лбу:
- Понял, понял. Трудности коммуникации между существами с разными уровнями развития. Животные понимают улыбку человека как оскал зубов и агрессию. Так, может, в разных уровнях между человеческим и божественным и кроется недопонимание людьми некоторых заповедей Богочеловека?
- Именно поэтому Богочеловек общался с людьми притчами, - сказал Алексей и напомнил слова Христа, записанные Матфеем в стихах 10-13 главы 13 Евангелия:
"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют"...
- То есть, кто имеет знания, тому даны будут новые знания и они приумножатся, а кто не имеет тяги к познанию, тот забудет и то, что знал, - по-своему истолковал с удовольствием Иван.
Алексей продолжил:
- Взять хотя бы призыв любить не только друзей, но и врагов своих. Да это же целая идеология - понять "правду" врага, то есть суть его мировоззрения - значить найти дорогу к его сердцу - к миру через разумный компромисс - win-win или переубедив его.
И Алексей предположил:
- Бог есть Любовь и в Третьих Скрижалях запишут:
"Если тебя поцеловали в одну щеку, то подставь вторую"...
Следующая глава V
Блудный сын как Метаморфозы Разума:
в главу о блудном сыне 6
Глава 2. Несущий свет - блудный сын поневоле.
- Почему это мы - тёмные? - возмутился Павел. - Ты за всех не отвечай. Может, я-то, как раз и светлый, но чтобы оттенить ваши светлые роли на моём тёмном фоне, ради вас я возьму на себя роль "адвоката дьявола".
- Стало быть, - входя в роль, молвил Павел: - Люцифер - это, как бы, "идеальный блудный сын" по недоразумению интерпретаторов смыслов? Ведь, персонификацию утренней звезды отлучили от Божественного света, по недоразумению толкователей священных текстов, и воплотили в князя тьмы. Лишь много веков спустя разумные толкователи вернули утренней звезде изначальный блеск славы света.
- А что скажет наш "иллюминат"? - шутливо обратился Дмитрий к Ивану.
- Ты все шутишь? - беззлобно укорил брата Иван. - Пора бы стать серьезнее.
- Ну, не иллюминат, а просветленный. Светоч - одним словом. Можно и на английском - Social light - светоч - luminary, leading light, star, если тебя так устраивает.
Или, по старинному русскому обычаю, вежливо обратимся к тебе - Иван свет Фёдорович - что выражает особое уважение, почтение.
Иногда говорили не свет, а свят: святой, светлый - эти понятия пересекались.
Но если отчества не знаешь, а повеличать хочешь, говорили: "Царь свет батюшка" или, например, Дмитрий свет батюшка. Можно и без имени и без отчества, но вежливо сказать "свет батюшка". Отсюда и "батюшки-святы".
Иван, отмахнулся рукой, как от назойливой мухи, от Дмитрия и поддержал Павла:
- Люцифер от латинского Lucifer — "светоносный"; от lux — "свет" и fero — "несу" — в римской мифологии персонификация утренней звезды — планеты Венеры..
В раннем христианстве слово "утренняя звезда" и его разноязычные синонимы - люцифер, эосфор, денница, использовались как прославляющий эпитет.
И только с XVII века Люцифер в христианстве считается предводителем падших ангелов: дьяволов, бесов, чертей и отождествляется с сатаной.
В Позднем Средневековье "Люцифер" и "сатана" становятся равнозначными понятиями.
Это произошло вследствие недоразумения смысла стиха 12 главы 14 Книги пророка Исаии, где вместо вавилонского царя под утренней звездой стал подразумеваться сатана.
Джон Кальвин сказал: "Изложение этого отрывка, которое некоторые дали, как если бы оно ссылалось на сатану, возникло из-за невежества: поскольку контекст ясно показывает, что эти утверждения следует понимать в отношении царя вавилонян".
Мартин Лютер, основатель лютеранства, также считал грубой ошибкой толковать в этом стихе люцифера как дьявола.
Иван процитировал
Исайю, главу 14 стихи 3-4, 12-17:
3. И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,
4. ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!
12. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
13. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;
14. взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
15. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
16. Смотрящие на тебя видят мёртвое тело и говорят: „Тот ли это человек, который наводил ужас на все царства земные,
17. города сравнял с землёй, превращая всё в пустыню, забирал пленных и уводил с собою их?”
И он прокомментировал:
- В настоящее время ряд христианских деятелей, считают, что стих 12 главы 14 книги Исаии:
“How you are fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning! How you are cut down to the ground"...
должен быть вопросительным, метафоричным, а не утверждением.
Эти стихи не соотносятся с дьяволом, а соотносятся с земными царями - угнетателями народов. Здесь много вопросов, как всегда, к переводчикам и толкователям.
Ясно же сказано в стихе 16 о человеке, а не о сатане, не о демоне, облекшемся в ангела света...
- Я расскажу вам легенду о Короле-Солнце, - заявил Иван.
- Легенда гласит, что когда Людовику XIV было пять лет, он гулял в саду Тюильри и загляделся в лужу. Там отражалось солнце. Мальчик закричал – «Я солнце! Я солнце!» С тех пор его так и стали называть – «король-cолнце».
В отличие от легенды историки точно знают, что во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, карнавалах...
Первые упоминания солярной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нём солярная символика получила по-настоящему широкое распространение.
И, представьте, если кто-то в каких-то текстах захотел бы унизить лично Людовика XIV, но под личиной Солнца, то вряд ли померк бы светлый образ Солнца, - с усмешкой заявил Иван.
- Всё так, - подтвердил Дмитрий, - но вспомни историю свастики.
Свастика на санскрите от су — «добро, благо» и асти — «есть, быть».
Этот символ встречается с VIII тысячелетия до нашей эры и во многих цивилизациях означает солнце.
И лишь злодеяния нацистов в XX веке сделали свастику символом мракобесия, знаком тёмных сил.
Алексей согласился с Иваном:
- «Попросим у Господа мудрости распознавания, дабы различать, когда свет дает нам Иисус, а когда – демон, облекшийся в ангела света. Сколько людей полагают, что живут во свете, пребывая меж тем во мраке и не замечая этого!" - Привёл Алексей слова Папы Франциска, сказанные на Мессе в 2013 году.И от себя добавил:
- Давно пора выйти из лукавого выбора: раб или господин, выиграл или проиграл. Надо прекратить играть в эти игры с нулевой суммой.
- Многие вековечные символы света были осквернены попытками присвоить их злодеями и нуждаются в очищении, - сказал Алексей, возвращаясь к проблеме осквернения самовольно присвоенных временщиками вечных символов и ценностей. - И есть прекрасные примеры. По одной из версий Ханука означает "освящение", "очищение", так как было возобновлено служение Всевышнему в Храме, в котором оно не проводилось три года, и надо было
освятить новый жертвенник вместо осквернённого.
Чудо Хануки связывают со следующим событием. На кувшинах с маслом, предназначенным для Храмовой Меноры, были сломаны печати Первосвященника. Нашли всего один кувшин с целой печатью. Он был расчитан только на один день, а для изготовления нового масла требовалось семь дней. Когда зажгли Менору, то произошло чудо – масло горело все восемь дней до изготовления нового масла.
В первый день Хануки зажигают одну свечу и каждый день праздника зажигают ещё по одной свече. И в этом смысле Праздник света символизирует наступающее просветление.
- И ещё, - торопливо добавил Павел.
- Говорят: не согрешишь - не покаешься? Утверждают , что раскаявшийся грешник более люб Богу, чем праведник.
Кто более пользы и добра принёс отцу, образно говоря, блудный сын или его полная противоположность, старший сын, который был опорой отцу, помогал отцу жить, в том числе и дожить до возвращения домой раскаявшегося блудного сына?
Мол, заблудшая овца более ценна, чем вся отара. Именно то обстоятельство, что вся отара не разбрелась и позволяет пастырю пойти на поиски заблудшей овцы. Что имеем не храним, потеряв же - плачем?
Да, доктор больше внимания уделяет тяжёлобольным, но это возможно только тогда, когда тяжело болеют не все, когда многие здоровы и не требуют повышенного внимания врача. Но это не значит, что чья-то жизнь важнее жизни других людей. Или, например, человек много раз прекращал курить, но потом начинал опять курить, при этом каждый раз искренне раскаиваясь в этом. Но результат-то отрицательный.
Иначе говоря: кто мало грешил, тому легче каяться. Парусник, идущий по ветру быстрее и легче достигнет заветной гавани, чем парусник, идущий галсами против ветра. И чем сильнее встречный ветер, тем больше надо сил приложить, чтобы преодолеть сопротивление, но это его беда. Дай Бог ему победу, но груз грехов может утянуть его на дно.
Или так: человеку чистому достаточно каждый день слегка омываться, чтобы поддерживать чистоту. А человеку грязному надо много воды и усилий, чтобы отмыться.
А народ говорит: "чёрного кобеля не отмоешь до бела".
Алексей высказал своё мнение:
- Если бы отец прогнал блудного сына, это было бы справедливо, но не милосердно. Если бы принял его и воздал почестей ему больше, чем неблудному сыну, это милосердно, но несправедливо.
Надо понимать в какой ситуации и для кого были рассказаны притчи о блудном сыне, о пропавшей овце. Мытарям и грешникам нужна была надежда на светлое будущее, а книжникам надо было умерить гордыню...
Лука в стихах 1-7 главы 15 писал:
"Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
Но Он сказал им следующую притчу:
кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии".
Отец, из притчи о блудном сыне, по словам Луки из главы 15, стихов 11-32 сказал верному старшему сыну: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Как говорится: "всё хорошо, что хорошо кончается".
Но если бы блудный сын, искупивший отчасти свою вину страданиями на чужбине не стал бы таким же добропорядочным, как его старший брат, а, поправив здоровье на домашних харчах, снова покинул бы отчий дом, прихватив фамильные драгоценности и промотав их в трактирах и борделях, а через некоторое время вновь вернулся с очередным покаянием к отцу с братом, то, думаю, восторг встречи с ним у отца заметно поубавился бы...
Или если одна паршивая овца всё время убегала бы, то разве бросил бы пастырь 99 хороших овец и всё время искал бы только её и радовался находке, забыв о брошенных им остальных овцах? И, в конце концов, не закономерно ли будет, что эту блуждающую овцу съедят волки? И разве горевал бы пастырь по этой одной овце больше, чем о тех 99 хороших овцах, оставленных им без его помощи в пустыне, если бы этим воспользовались волки и съели бы всех 99 овец?
Стул стоит на 4 ножках, если одна сломалась, то стул ещё может стоять на трёх ножках, но когда вторая сломалась, то стул падает.
Да, эмоции переполняют нас, когда мы виражами мчимся вниз по рельсам "русской горки", так в Америке называют аттракцион, который в России известен как "американские горки". Буря эмоций! В том числе - бурная,радость. Но, согласитесь, что нам было бы не так весело, если бы вся пассажирская железная дорога, например, длиной в тысячу километров была бы похожа на этот головокружительный аттракцион, который некоторые из нас иногда с удовольствием посещают.
Иван добавил резонно:
- Бурная радость - это всплеск эмоций, который не может длиться долго. Иначе, постоянная бурная радость станет неестественной...
Вспомните, как бурно радуются родители первым шагам их детей, когда они впервые встали на ножки и не упали. Но невозможно и не нужно идти за твёрдо стоящими на ногах повзрослевшими детьми и выражать свою бурную радость всю дорогу изо дня в день всю жизнь ...
Дмитрий рассудил по жизни:
- Это естественно, что радость встречи после долгой разлуки будет больше, чем потом при каждой встрече с ним ежечасно на каждом углу.
Алексей заметил:
- Но надо понимать, что человек, который ошибался и понял свою неправоту и вставший на сторону Света, присоединится к 99 праведникам и станет сотым праведником! И именно в этот момент радость по этому поводу вполне естественна.
А если нет, то в чём смысл?
Глава VI. Блудный сын как Метаморфозы Со-знания.
Алексей пояснил:
- В богословии различают сверхъестественное, божественное, откровение, на английском, Supernatural / Special Revelation и естественное откровение, или Natural / General Revelation.
К первому относят Священное Писание, то есть Библия, и, в исторических церквях, Священное Предание.
Под вторым понимается открытие Богом себя через своё творение, материальный мир.
- Я считаю возможным "естественное откровение" в свете концепции Квантового Сотворения Мира также называть "озарением" / Light Revelation / Irradiating Revelation / Illuminating Revelation.
Таким образом предполагается, что для постижения существования Бога, а также установленных им нравственных законов не требуется прямого божественного вмешательства, а достаточно человеческого разума.
Считается, что впервые понятия божественного и естественного откровения были сформулированы Фомой Аквинским.
Некоторые теологи предприняли попытки переосмыслить традиционные представления об откровении при помощи философии экзистенциализма. Они отошли от богословских концепций, в которых центром откровения представлено послание священных текстов, которые люди обязаны принять и исполнять.
Так, Мартин Бубер понимает откровение как диалог между человеком и Богом. В его концепции откровение — это не просто принятие книг и заповедей Бога, но встреча человека с Божественным присутствием, которая стимулирует ответ со стороны человека.
Франц Розенцвейг в той же концепции откровения как диалога подчёркивает зависимость откровения от воли Бога, который открывается по своему усмотрению в различные эпохи и различным людям. Через откровение Бог устанавливает отношения Завета с людьми, которые отвечают на это конкретными поступками.
Пауль Тиллих утверждает, что Бога нельзя искать как некую «небесную личность».
Бог — это подлинные основы существования.
Грех есть не просто нарушение внешних законов и заповедей, а потеря самого себя. - Алексей сделал многозначительную "МХАТовскую" паузу и добавил:
- Таким образом, нас подводят к выводу, что "Иисус Христос преодолевает социальное и личное отчуждение"!.
Этот вывод очень важен для моей доктрины "Метаморфозы Со-знания", в которой онтологический разрыв в целостной системе, порождённый отчуждением мыслящего ядра от системы, преодолевается / pass over / через "разумную любовь" мыслящего ядра к целостной системе.
И здесь торжествует универсальный принцип Универсума, Вселенной - соборность: "цельно: неслиянно и нераздельно"!
- Хороший вопрос со временем становится отличным ответом, - издалека начал излагать свою гипотезу "Метаморфозы Со-знания" Алексей:
- Надеюсь, что именно это произошло с моим вопросом, поставленным в книге «Оправдание человека. Хомодицея» в 1995 году:
"Космологическая, термодинамическая, электромагнитная и связанная с обработкой сигналов - "стрелы времени", по Дж. Николису, указывают направление в сторону прогрессирующей дифференциации, возрастающей сложности и организации, то есть показывают неизбежность возникновения и развития познающих систем".
Но, что очень важно, - Алексей поднял вверх указательный палец, призывая к вниманию, - "самоорганизующаяся система становится способной к познанию лишь при достижении хотя бы двух иерархических уровней".
"На основании этой закономерности развития самоорганизующихся познающих систем, вероятно, можно ставить вопрос о некоем универсальном процессе, заключающемся в том, что в ходе зарождения и развития самоорганизующейся когнитивной системы в ней возникает "мыслящее" ядро, подсистема, которое в зависимости от уровня развития системы может пройти следующие этапы взаимоотношений с системой:
от
1) полная зависимость от системы, от её нижних уровней;
через стадии
2) определенная степень автономности;
3) отчуждение от системы, от её нижних уровней;
4) высшая степень возможной независимости от системы - состояние непричастной объективности;
до
5) понимающий, причастный объективизм - состояние любви, всеблагого, всемогущего "мыслящего ядра" к системе, внутреннему и внешнему мирам.»
Проще говоря, для обретения способности к познанию самоорганизующейся системе необходимо развитие в ней, как минимум, второго иерархического уровня.
И, весьма вероятно, как показывает нам опыт развития таких самоорганизующихся систем как человек, общество, государство и мировая цивилизация, алгоритм создания и развития нового иерархического уровня изложен в Притче о Блудном сыне.
Следующая глава VII. Чемодан с колёсами:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этапы эволюции человека: слабые инстинкты (потеря животной целостности) – сверхкомпенсирующее развитие мозга, позволяющее человеку успешно адаптироваться к окружающей среде (элитные клетки мозга начинают тяготиться подчиненным положением в системе организма «положением слуги» – возникновение религиозных и философских воззрений, разделяющих человека на бессмертную душу и бренное тело – происходит метаморфоза сознания, в результате которой элитные клетки мозга как бы отчуждаются от остальных клеток организма, мозг из слуги превращается в господина организма. Для восхождения на новый уровень развития человека необходимо остановить процесс отчуждения сознания и перейти к процессу гармонизации отношений сознания с телом человека, не допуская при этом возвращения сознания к роли «слуги».
Таким образом, философские и , в первую очередь, религиозные взгляды, признающие разделение человека на бессмертную душу и бренное тело, сыграли важную роль в развитии от природного человека к человеку духовному. Отчуждение сознания сделало из обезьяны человека.
Но на этапе становления новой «богочеловеческой» целостности неотложной и важнейшей задачей становится необходимость гармонизации отношений индивидуального сознания с организмом индивида.
В связи с чем жизненно важной становится потребность в формировании и распространении нового мировоззрения, включающего религиозные воззрения и новую научную картину мира, которое станет основой для глобального гармоничного развития человека и общества.
Человек совершенный должен стать соработником Богу !
В сфере государственного строительства, такой гармонизирующей концепцией может стать предложенная в 2003 году идея свято-светского государства. В социально-экономической сфере - разработанная в том же году и изложенная книге «Преображение мира. Основы Доброволия и Долизма» концепция ноономики на основе Соборной собственности
–экономики, основанная на принципах демократизации собственности, гармонии доходов и спроса.
Глава Чемодан с колесами.
- Ну и что вы натворили? - запальчиво спросил Павел, которому явно нравилась роль оппонента братьев. - Где тут творчество? Фи-фи-фи дискуссия: философ, физик и филолог - каждый сказал своё "фи". А в целом, просто нарезка сведений из Википедии... А что сказали нового?
- Разве мы похожи на Шуру Балаганова из романа Ильфа и Петрова "Золотой телёнок", который умел бойко своими словами пересказывать брошюру "Восстание на броненосце "Потёмкин"? Да и зачем нам это? - с улыбкой спросил Алексей.
- Видишь ли, Павел, - начал убедительным тоном отвечать Иван, но вдруг неожиданно спросил братьев:
- Знает ли кто-то имя и фамилию человека, который придумал соединить колесо и чемодан, в результате чего появились чемоданы на колёсиках?
Братья отрицательно покачали головами. Вопрос Ивана показался им неуместным.
- Развитие человечества контролируют масоны, иллюминаты, инопланетяне?
- шутливо вопрошал Иван.
- Вот вам факты: колесо придумали на заре человечества, чемодан - в 19-ом веке, и только спустя ещё 100 лет, лишь недавно колёсики соединили с чемоданами - и люди облегчённо вздохнули.
- Заметьте, - иронично улыбаясь, добавил Иван, - сначала тёмными силами, которые из-за кулисы манипулируют человечеством, был снят запрет для людей на ядерное оружие, потом на полёты в Космос, и лишь позже дошло до открытия чемодана с колёсиками...
Но потом Иван продолжил серьёзно:
- Буквы или иероглифы придумали задолго до нас, но собирая их определённым способом, каждый из нас сначала создаёт корпускулу уже известного смысла, а затем из этих корпускул строит новые конструкции смысла. Если у вас это не получилось, то это плагиат. Но расположив известные факты в новом порядке, вы можете прийти к новым выводам из старых фактов.
Ну, а если вы придумали неологизм, то сразу из букв создали новую корпускулу смысла.
Очевидное не всегда истинное.
Все видят, что солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
До Коперника этот очевидный факт был доказательством того, что Солнце вращается вокруг Земли.
А после Коперника, те же факты восходов и заходов Солнца стали доказательством того, что Земля вращается вокруг Солнца.
Глава 8. ОТ ЭРЫ РЫБ К ЭПОХЕ ВОДОЛЕЯ.
- Совокупное вращательное движение Земли в Космосе порождает на нашей планете перемены в циклах, которые вложены как внутри матрёшки, начиная с малых вписываются в более и более великие циклы, - продолжил Алексей.
- Но, несмотря на повторяемость циклов, их совокупность порождает неповторяемость прошлых событий в будущем, они могут перекликаться, но не повторяться в полной мере. Астрологи утверждают что в самом начале 21 века на Земле завершилось доминирование энергий созвездия Рыб и начали доминировать энергии созвездия Водолея. Эра Рыб завершилась. Началась Эра Водолея.
Правильное взаимодействие - баланс сил притяжения и отталкивания - "золотая середина", Мера - основа основ бытия мира.
Преодоление силами притяжения сил отталкивания приводит к коллапсу.
Преодоление силами отталкивания сил притяжения ведёт к разрыву, к распаду.
В социуме это проявляется так.
Если нет эго, то и личности нет. Она растворяется в монолите других безличностей, в безликой массе. Это превращает общество в тоталитарный монолит.
Если эго непомерно, то происходит распад целостности общества. Это разрушает общество и приводит к войне всех против всех.
Поэтому, жизненно важна заповедь "возлюби ближнего, как самого себя".
В Третьих Скрижалях она вырастает до заповеди "возлюби мир как самого себя", то есть как продолжение себя, но не вместо себя. Важно оставаться при этом самим собой.
Исполнить эти заповеди можно на основе соборного принципа: "цельно: неслиянно, но нераздельно".
Алексей, как любитель поэзии, не преминул вставить стихи "Карл и карлы" в подтверждение своих мыслей:
"Карл Великий - был великим.
Он велик душой и телом.
Он велик мечтой и делом.
Он великий - Карл Великий.
«Два карла - равно не великих:
тщеславных, алчных и двуликих
- на царский трон уселись вместе.
Но Божий суд ждёт этих бестий».
Даже при высоком росте
быть великим не так просто.
Оставайся сам собой
- будь велик своей душой".
В физическом мире действует "Закон всемирного тяготения".
В мире социальном действует "Закон всемирного бремени", когда всё человечество и больше и прежде всего простые люди расплачиваются за ошибки и преступления правителей и олигархов.
Алексей процитировал Книгу Притчей Соломоновых главу 4 стихи 14-19:
- "Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся".
Свидетельство о публикации №224091000525