О покаянии

                О покаянии (метанойя – греч.) сказано много. Пророк Иезекиля призывает: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез.18:30). Христос учит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.4:17). Такими же словами проповедует Иоанн Предтеча (Мф.3:1). Метанойя в переводе означает изменение, обращение. Оно связано с духовной жизнью и часто ассоциируется с понятием «исповедь». Большинство людей их отождествляют, не зная, что между ними существует большая разница. Покаяние – очень сложный духовный процесс, в основе которого лежит взаимодействие сознания, интеллекта, морально-нравственных и духовных ценностей. Именно поэтому оно также индивидуально и неповторимо, как и отпечатки пальцев. Ему предшествует совокупность различных факторов, главным из которых является вера. Как форма богообщения, метанойя основана на вере, то есть личных отношений человека и Бога. Этим покаяние отличается от «угрызений совести», присущих каждому, поскольку совесть – неотъемлемая часть образа Божия. Оно отличается от суда совести тем, что последняя указывает на совершенный грех, обличает в нем, а покаяние предлагает путь к его врачеванию. Человек может, как говориться, «загнать» совесть под лавку, чтобы она не мешала грешить, но от этого жизнь становится только мучительнее и страшнее. С большинством людей так и происходит. Однако покаяние под лавку не загонишь, и если оно зародилось  в душе, то остановить его невозможно, ибо оно – дитя совести. Итогом обращения является твердое намерение изменить греховную жизнь и исповедовать содеянное. Благодать Духа, которая действует во всех церковных таинствах, включая Таинство Покаяния,  имеет такую силу, что, во-первых, порождает в душе особые переживания, дотоле неведомые, насаждает мир, порождает радость от богообщения и, во-вторых, дает бесценный духовный опыт, т.н. «опытного православия». Питаемый этими ощущениями и опытом, человек вновь и вновь обращается для исцеления души и облегчения духовных мук.  Состояние особого мира, благости и неизреченной духовной радости является итогом состоявшейся метанойи. Это таинство в Церкви называется «Таинством покаяния», а не «исповедью», как многие ошибочно полагают. Существенное отличие между ними заключается в том, что исповедь оформляет покаяние, а покаяние предваряет исповедь. При этом важно отметить, что Бог принимает не пересказ грехов священнику, а намерение измениться к лучшему. Как правило, люди приходят  на службу, не думая о покаянии и «выдавливают» из себя грехи на исповеди, потому что так принято перед причастием. Порочная практика нашей Церкви ставит в прямую зависимость отпущение грехов с допуском к Чаше, что является канонически недопустимым и богопротивным делом. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «У нас исповедь стала билетиком к Чаше». В Евангелие нет ни одного места, в котором говорится об исповеди, зато о покаянии мы знаем весьма определенно: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Институт покаяния был и в Ветхозаветной Церкви. Так, например, Иоанн Предтеча крестил народ в Иордане «Крещением покаяния» (Деян.19:4). Этим же крещением крестился от него и Спаситель и, не потому что имел в этом нужду, а для того, чтобы показать иудеям, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить, то есть принимая Крещение от Иоанна, Сын Божий не от грехов очищался, а проявлял человеческую природу, чтобы дать  пример остальным. Тема крещения Христа очень емкая и я не буду углубляться здесь в ее богословское исследование. Святитель Василий Великий писал: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, а Господь проповедовал крещение усыновления». Покаяние в Ветхозаветной Церкви ставило своей целью выразить сожаление о содеянном и принести очистительную жертву за совершенный грех, то есть умилостивить Бога за совершенный проступок. Так, например, в Библии сказано: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6). В данном контексте слово «раскаялся» означает сожаление. Разумеется, что это антропологическая метафора, ибо Бог никогда и ни о чем не жалеет и ни в чем не раскаивается. Также пример покаяния, как сожаления, мы встречаем в другом месте: «Ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет (Исх.13:17), то есть, чтобы народ Израильский не пожалел о выходе из Египта. Покаяние в Ветхозаветной истории часто сопровождалось наложением поста, причем не только среди Израиля, но и у язычников, о чем сказано в Книге пророка Ионы: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: "Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена!" И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост...» (Ион.3:4). Такое покаяние не очищало от грехов, а свидетельствовало о скорби и сожалении за совершенное, что приравнивалось к очистительной жертве Богу: «Жертва Богу сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50:19). Таинство Крещения в Христианской Церкви, заповеданное Христом (Мф.28:19), позволяло не только очиститься от первородного греха, но и в Таинстве Покаяния прибегать к врачеванию греха после каждого падения, и тогда, принося покаяние, грешник становился сыном Божиим по обетованию. Поэтому святитель Василий Великий и говорит о крещении во имя Святой Троицы, как о крещении усыновления. Святитель Игнатий Брянчанинов идет дальше и замечает, что: «Отверзет для вас Царствие Небесное исповедование разбойника, а не святыня Иоаннова».  Эта глубокая богословская мысль  требует пояснения. Владыка говорит, что покаяние, которое проповедовал Иоанн Предтеча, не приводило к спасению и никак не влияло на посмертную участь души, поскольку врата рая и Царствия Небесного были недоступны, а покаяние иудеев носило ритуальный очистительный характер, не приводящий к метанойи. Благочестивый разбойник первым вошел в рай, потому что уверовал во Христа. Он понял, что грех праотцов, который лежал камнем преткновения к спасению, уничтожен Иисусом, и врата рая действительно откроются для кающихся грешников. Такое не мог принять и понять никто из его соотечественников, включая учителей, книжников и Первосвященников израильских, ибо, по их учению, человека после смерти ждала только преисподняя. Уверовавший разбойник слышал проповеди Иисуса, и они запали в его душу, чтобы потом привести к покаянию. Христа слышали многие, и даже апостол Петр первым исповедовал Его как Сына Божьего. Но это не помешало ему под страхом смерти отречься от Учителя. В отличие от него, благочестивый разбойник,  наоборот, перед самой смертью исповедовал Христа Богом, и поэтому Петр остался оплакивать свое предательство, а убийца и вор первым вошел в рай. Даже апостолы не осмеливались утверждать о рае для грешников, хотя знали об этом от Учителя. В их сознании человек и рай были понятия не совместимые. Поэтому, вдвойне удивительно, что первым уверовал разбойник, а не апостолы. Его исповедование – пример истинного покаяния, ибо перед смертью человек не врет и не лукавит. Однако, святитель Игнатий говорит о Царствии Небесном, а не о рае, а это совершенно разные понятия. Рай, как известно, Бог насадил на земле, и в Писании нет никаких сведений о том, то он куда-то переместился, а Царство Небесное – удел святых на Небе.  Поэтому слова Игнатий Брянчанинова следует понимать в том смысле, что христианам рай не доступен, а только – либо Царство Небесное, либо преисподняя. Это обусловлено тем,  что после крещения иного пути, как ко Христу в Царствии Небесном или, наоборот, –  от Него, у человека нет.
                Теперь необходимо выяснить момент возникновения чувства покаяния и какие условия ему предшествуют. Истинное обращение возникает, когда человек осознает милость, любовь неисчислимые дары божественной благодати, изливаемые на него свыше. Душа видит, что она недостойна милости Божьей и начинает скорбеть от осознания греховности и ничтожности перед любовью Отца. Тогда возникает подлинное чувство смирения, уничижения и покаяния. Просто так метанойя не наступает. И тот, кто не испытывает милость и любовь Бога, не может иметь истинного обращения, а чувства, которые он приписывают этому состоянию – обман лукавого, то есть прелесть.
                Мы рассмотрели лишь несколько аспектов Таинства Покаяния. И целью беседы было раскрыть сущность метанойи, как необходимого условия спасения и правильного подхода к исповеди. Можно прийти на исповедь без покаяния, превращая ее в формальность противную Богу,  а можно принести Господу «сердце сокрушенно и смиренно» и получить прощение, минуя исповедь. Все зависит от духовного устроения человека. Теперь нужно раскрыть суть покаяния, определить, в чем оно выражается. Ответ на этот вопрос содержится в учении преподобного Максима Исповедника о логосах или «частицах», идеях Бога. Суть его в следующем. Каждый человек получает свое бытие, исходя из Промысла Божьего относительно его лично. Идея или план каждой личности, заключена в Боге и существовала задолго до призвания ее в бытие. Суть и назначение всякого грядущего в мир – возвращение к своему Истоку, то есть к Создателю. В этом суть логоса каждого человека.  Приходя в мир, он, в силу падшей природы, подвергается неизбежному грехопадению, свергающего с пути к Богу. Покаяние – это ничто иное, как возвращение души на путь ко Христу. В этом его смысл и цель. Без покаяния невозможно спастись, а оно возможно только при: «Точном, хотя бы и простом знании христианской веры, чуждой всякой ереси и зломудрия», – как писал святитель Игнатий. Соответственно, ни католики, ни протестанты, никто из представителей иных христианских деноминаций не могут войти в Царство Небесное, ибо исповедуют ересь, то есть искажают Евангельское учение и, тем самым, уклоняются от божественного пути. А это закрывает доступ к покаянию как общению с Богом. Следовательно, таинства исповеди инославных христиан остаются только пересказом грехов одним человеком другому, а не покаянием. Даже, если предположить глубокое личное раскаяние в содеянном зле, то в силу еретического исповедования Христа, такое исповедование не приводит к общению с Господом, ибо: «Что общего у света с тьмою?» (2Корф.6:14). В связи с этим, необходимо отметить следующее. В Католических и Протестантских Церквях благодать Духа отсутствует, в силу отхода от Вселенского Православия, которое началась в 1054 г, расколом Западной и Восточной христианских церквей, продолжилась в 1517 г., изданием 95 тезисов против Римско-Католической Мартином Лютером. Соответственно, лишение  благодати Духа делает ничтожным все таинства еретиков.
                Эта мысль находит свое подтверждение в истории Иуды, а точнее о его словах, сказанных первосвященникам после предательства Христа: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф.27:4). По сути, Иуда покаялся, но почему не получил прощения? Покаяние, как я уже сказал, подразумевает с одной стороны – отвращение человека от греха и обращение его к Богу, а с другой – прощение Господом грехов. При этом, не имеет значение сколько раз человек согрешил. Главное, чтобы он в них раскаивался, и за каждым покаянием должно следовать прощение и отпущение содеянного. Об этом же говорит и Спаситель, отвечая на вопрос сколько раз нужно прощать ближнему его согрешения: «до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21), то есть – всегда. На этом стоит все христианство. Без этого невозможно спасение, ибо жить и не грешить человек не может.  Бог, зная нашу немощь, дал эту спасительную заповедь о прощении ближнего. Как известно, определение Господне непреложно, то есть неизменно и подлежит безусловному исполнению: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.13:31). В связи с этим возникает вопрос о покаянии Иуды. В его трагичной истории нас интересует один момент, который, на первый взгляд, вступает в противоречие с учением Церкви о отпущении грехов. Если Иуда покаялся, то почему удавился? Ведь с покаянием наступает прощение, а значит облегчение? Многие сходятся во мнении, что это было совершенно под гнетом совести. Однако, среди толкователей Священного Писания встречаются и другие мнения. Отцы полагают, что Иуда удавился, потому что, во-первых, слишком поздно наступило его раскаяние, которым уже не могло быть устранено совершенное зло, а во-вторых, тяжесть греха была несоизмерима с  принесенным покаянием. Итак, Иуда, увидев, что Учитель по его доносу осужден на позорную смерть, испытывает сильнейшие угрызения совести и приносит покаяние через то, через  что согрешил: возвращает, полученные за предательство  деньги, первосвященникам, исповедуя при этом свой грех. По всем канонам Иуда должен быть прощен Богом, а значит у него не было причин к самоубийству. Почему же этого не произошло? Причин тому несколько. На Тайной Вечере, когда Искариот окончательно решился на предательство Учителя, в него вошел сатана: «Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана» (Ин.13:27). Это значит, что бывший апостол попал под полную власть диавола. Далеко не каждый грешник, какой бы грех он не совершил, попадает под полную власть сатаны. Это не допускает Промысел Божий, иначе все человечество давно прекратило бы свое существование. Равно, как и не каждым грешником совершается предательство Бога, отправляющее Его на смерть. Планетарная тяжесть предательства Иуды, повлекла за собой и соответствующие последствия для него самого – вселение диавола, который по праву занял место в сердце отступника. Поскольку, сатана лишен покаяния в принципе, и уже осужден прежде Ссудного дня, то и Иуда, над которым он взял власть, не мог обратиться. И не потому, что не хотел, – ведь совесть его обличала, – а потому, что покаяние – это изменение поведения через удаление от греха и обращение к Богу. Ничего подобного диавол совершить не мог, ибо: «Какое общение праведности с беззаконием?» (2Кор.6:14). Господь, возможно, и простил бы Иуду, но Бог не может общаться с диаволом, а диавол припасть с покаянием к Богу. Искариот остался один на один с мучавшей его совестью и властью диавола, лишившей его спасительного покаяния. И до Иуды, и после него, было неисчислимое количество предательств и злодеяний, покаявшись в которых, люди не только получали прощение, но и сподоблялись лика святых. Примером тому служит житие преподобного Иакова Постника, изнасиловавшему и убившему отроковицу. Однако, за принесенное в течении 20 лет покаяние, он получил от Бога прощение и сподобился дара чудотворения. Христос говорит: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Именно это и произошло с Иудой. Для нас экскурс в историю Нового Завета важен тем, что позволяет посмотреть на покаяние несколько с другой стороны.
                Православие учит, что любой грех прощается человеку, при условии обращения к Богу с искренним покаянием. Множество обратившихся еретиков и богохульников из числа христиан тому свидетельство. Так, почему же Иуда, все-таки, не был прощен? Дело в том, что, хотя диавол и препятствовал этому, но ни в нем главная причина, поскольку конечное слово за Высшим Судией. Причина отвержения Иуды была во Христе. Власть судить мир Сын Божий получил после победы над грехом, Воскресения и прославления. На момент предательства Христа, Он был еще Иисусом, сыном Иосифа и Марии. Поэтому в отношении Искариота действовали нормы Ветхого Завета, и его ждала только дна участь – шеол или глубины преисподней. Диавол чувствовал смертельную опасность от происходящих событий: предательство и арест Спасителя, Его незаконное осуждение, и понимал, что время его безграничной власти над миром и человеком стремительно уходит. Поэтому он предпринял все усилия, чтобы побудить Иуду, как можно скорее кончить жизнь самоубийством, усугубляя один тяжкий грех другим. Если бы предатель промедлил еще несколько дней, то мог быть спасен воскресшим и прославленным Сыном Божиим, при условии искреннего покаяния, чего нельзя исключать с учетом обличающей его совести. Из истории Иуды неизбежно следует вывод о том, что вне благодати Христовой ничего благого, включая метанойю совершиться не может. Ветхозаветная Церковь не имела покаяния  спасения, ибо не знала Святую Троицу, Которая по воле Отца через Сына и действием Духа очищает всякий грех и скверну. Поэтому искупление грехов, ради которого совершал крещение Иоанн Предтеча, было искупительной жертвой, а  не соединением со Христом. Отколовшиеся от Вселенского Православия христианские церкви  их деноминации, утратили эту благодать и поэтому сами себя лишили спасения. Конечно, и среди протестантов, католиков, исповедующих Ислам или Иудаизм, другие религиозные учения и философские направления, есть не мало порядочных и честных людей, живущих по совести. Они могут стяжать некие места упокоения праведников, по заповеди Христа: "В дому Отца Моего обители многи суть" (Ин.14:2), и по слову Апостола: "Во всяком народе боящийся Его [Бога] и поступающий по правде приятен Ему" (Деян.10:35), но на Царствие Небесное  они рассчитывать не могут, по крайне мере, до Второго Пришествия Христа, когда Всеобщий и окончательный Суд решит судьбу каждого.


Рецензии