Часть 5. 1 Деревенская жизнь до революции 1917 год
Предыдущая глава: http://proza.ru/2024/08/28/1525
Постройка двора и деревенский быт
Фото из интернет. Картинки деревенской жизни: деревенская улица, полевые работы, ярмарка.
Земельные угодья Тульской области, в которой находилась наша деревня Курьяново, относятся к нечернозёмной полосе России. Тем не менее, там имеются широкие поля, лиственные и хвойные леса, речные угодья и достаточно благоприятный климат для возможности ведения сельского хозяйства. Поэтому, практически по всем просторам Тульской губернии, как она называлась до революции 1917 года, были расположены многочисленные посёлки, деревни и хутора с сельскими жителями. Они были разной численности по количеству домов (дворов) и жителей в зависимости от условий конкретного места. В этом плане наша деревня Курьяново относилась к разряду небольших по размерам деревень. До революции в ней было примерно полсотни домов, в которых проживало свыше трёх сотен сельчан (с учётом детишек).
Дом, а вернее «Двор» - важнейший объект любой крестьянской семьи. Понятие «двор» включает в себя жилой дом со смежно расположенным хлевом для скотины. Из дома в хлев переход осуществляется через дверь без выхода на улицу. Отдельно располагались амбар с погребом и сеновал.
Жилой дом старались делать настолько большим, насколько позволяли финансовые и материальные возможности. Дело в том, что крестьянские семьи были достаточно большими. Обычно выросшие дети заводили семью, ещё не имея своего дома. То есть, какое-то время они проживали в доме родителей, где появлялись уже и их дети. Дом для семейных детей в наших местах обычно ставили года через три, а то и лет через пять после образования новой семьи. Часто в доме проживали дедушки и бабушки. Так что размер дома лучше всего было определять с запасом.
Место постройки двора выбиралось заранее. Поскольку деревня располагалась на просторном месте, то будущие новосёлы старались селиться неподалёку от близкой родни. Ни с кем согласовывать место постройки необходимости не было. Выбирали место, руководствуясь своим разумом.
Первым этапом построения дома было возведение фундамента. Для него использовались булыжники, которые собирались заранее и подвозились к будущему месту постройки. Дома у нас обычно строили из еловых и сосновых брёвен. Из них же напиливали доски на пол, потолок и обрешётку крыши. Окна и двери делали сами, столярничая на плотницких верстаках. Крышу построек в дореволюционные времена крыли в основном соломой, или дранкой. Три дома в нашей деревне были покрыты железом. Эти дома принадлежали помещице, мельнику и лавочнику.
Каждый двор состоял из жилой избы, которая, как правило, соседствовала через дверь с хлевом, где и проживала вся живность. Это было достаточно удобно (особенно зимой и в ненастную погоду). Навещать хлев приходилось многократно каждые сутки.
Отдельно от дома располагались амбар для хранения запасов еды и сеновал. В амбаре часто устраивали погреб для долговременного хранения картошки, свеклы и капусты. В нём же размещались и бочки с соленьями: кочанной и рубленной капустой, огурцами, помидорами и грибами. Грибы запасали осенью, отправляясь за ними всей семьёй в лес на телеге.
Двор огораживался изгородью. Обычно это был плетень, когда вбитые в землю колья переплетались гибкими ветками орешника.
В строительстве двора обычно принимали участие все близкие родственники. Дело-то – семейное.
В каждом доме (хозяйстве) имелись своя лошадка, коровка, одна, или несколько свинушек, несколько овечек. У кого-то были и козочки. Курочки, уточки, гуси, иногда и индюшки – само собой разумеется тоже были. Весной и летом это поголовье живности пополнялось телёночком, иногда и жеребёнком, поросятами, ягнятами, козлятами, цыплятами, утятами, гусятами, а порой и индюшатами. И всех их надо было кормить и поить. За всеми нужен был уход и пригляд.
Кормилицы коровушки с телёночком, овечки и козочки со своим приплодом с ранней весны объединялись в общее деревенское стадо. Это стадо с раннего утра до позднего вечера находилось под приглядом пастуха и подпаска. Пастух, в преддверии весны, каждый год выбирался на общем собрании владельцев живности. Помощника-подпаска пастух подбирал себе сам. Выбирал, как правило, из деревенских мальчишек-подростков. Владельцы стадной живности поочерёдно кормили пастуха и подпаска завтраком и ужином. Кроме того, выдавали им еду на весь световой день. Кормить пастухов старались получше, чтобы по деревне пересуд о жадности хозяев не пошёл.
Лошадка всё время находилась в распоряжении хозяина, или кого-то из старших членов семьи. Остальная живность опекалась женщинами и младшими детишками. Вот такой был издавна заведен уклад в части содержания «животины», как называли домашнюю скотинку и птичек в деревне.
Основная весеннее-летняя и осенняя работа взрослых членов семьи и подростков проходила в полях и на приусадебных участках с садами и огородами. В нашей местности на полях выращивали в основном рожь, пшеницу, овёс, гречиху, и лён. На приусадебных участках располагался сад с плодовыми деревьями и кустарниками. На огороде – картофель, свекла, тыквы, капуста, огурцы, помидоры, всякие салаты. Там же мужики сажали для себя и табак.
Для зимнего прокормления скотинки летом запасали сено. Это отдельная песня, которую приходилось петь на протяжении всего лета, оглядываясь на небо – не заходит ли дождь.
Важной и просто необходимой ежегодной летней работой была заготовка на зиму дров. Ведь зимы в матушке-России ого-го бывают какие морозные. Работа серьёзная и непростая. Ведь для её выполнения у крестьянина имеется в наличии только лошадка, телега, пила и топор. И его руки, и энергия, конечно.
Рабочий день в деревне начинался с раннего утра. Первыми приступали к работе женщины. Надо было подоить корову, напоить всю живность, выгнать животину в стадо, замесить хлеб, приготовить завтрак … и много чего ещё надо было сделать в преддверии основного трудового дня.
Детишки с самого раннего возраста были вовлечены в этот уклад жизни. Вся жизнь семьи проходила у них на глазах, что и являлось главным воспитателем. Они видели взаимоотношения в семье; с детства старались помогать взрослым, постепенно осваивая при этом разные виды крестьянского труда. Маленькие детишки следили за тем, чтобы была накормлена и напоена пернатая живность. По мере роста детишки начинали принимать участие в полевых и садово-огородных работах, уходом за домашними животными. Мальчишки обеспечивали хозяйство водой (её надо было ежедневно носить из колодца в достаточно больших объёмах), осваивали купание лошадей, присматривались к плотницким работам… Девочки обучались дойке коров и коз, закваске теста и выпечке хлеба в печи, готовке еды, получали навыки швейных и прочих видов работ для поддержания хозяйства в должном порядке. Уже лет к десяти мальчики и девочки становились вполне достойными помощниками в семейной жизни.
Работу для каждого члена семьи распределял обычно её глава. Кому – в поле, кому – в сад-огород, кому заниматься хозяйством во дворе и так далее.
Такого понятия, как календарный выходной день в деревне не было. Понедельник, вторник, … воскресенье ли – какая разница? Жизненный конвейер остановок не предусматривал.
Конечно, были и праздники. К основным праздникам относились свадьбы, поездки в областной центр на ярмарку (два раза в год – весной и осенью) и Престольный праздник (в нашей деревне это был Михайлов день 25 августа).
К посещению ярмарки готовились очень серьёзно. Заблаговременно обсуждали – что можно там продать и что необходимо купить. Отъезжали на ярмарку на несколько дней. Иногда брали с собой кого-нибудь из ребятишек. Это было для них целым событием. С ярмарки привозили всем подарки и гостинцы. Обычно это были отрез материала на платье, или рубаху (обшивалась вся деревня у нескольких местных мастериц), женские косыночки, галоши, валенки… Радости у всех было через край. Детишкам в основном доставались городские пряники. Удовольствие поедания каждым своего пряника растягивалось порой на несколько недель. Ребятня всё мерилась – у кого больше пряника осталось.
Покупалось на ярмарке в основном всё самое необходимое для хозяйства: хомут, пила, топор, чугунки…
Ярмарки были праздниками для всей семьи.
Такая размеренная деревенская жизнь протекала веками. Время от времени она подвергалась независимыми от сельчан событиями – войны, эпидемии и прочие нечисти. Но потом всё постепенно возвращалось в своё привычное русло.
Время от времени возникали вопросы, которые решались на общем собрании всех жителей деревни. Не знаю – был ли в деревне кто-то старший (допустим, староста). Но вопросы решались.
Продолжение: http://proza.ru/2024/09/13/176
Свидетельство о публикации №224091000655
Николай Крыж 06.04.2025 08:19 Заявить о нарушении
Уверен, что в те времена это слово не означало то людское сообщество, которое оно порой характеризует сегодня.
Виктор Ардашин 07.04.2025 11:21 Заявить о нарушении