Что вначале

                Что вначале

             Учитель истории Марк Ярославович влюблен в свою профессию. Сам не ожидал, что ему понравится преподавать. Учился в университете так себе, на тройки.
             Когда он пришел на первый урок в выпускном классе, демократично предложил называть его Ярославичем. Кое-кто так и называл. Вернее, один, Рома, мажор, его отец важный чин в городе. Остальные называли по имени и отчеству. Но тут особая политика, ответы учеников звучали примерно так: «Какой вопрос, Марк Ярославович? Ах, да, извините, Марк Ярославович. Марк Ярославович, можно повторить? Значит, крепостное право? Ах, отменили? Не знал, Марк Ярославович».
             Время шло, кто-то успевал прочитать параграф и подсказывал отвечающему у доски.
             После опроса, как положено, учитель объяснял новую тему. Полина, за второй партой, подпирала голову руками и заворожено слушала учителя. Так слушала, что он начинал путаться.
             Полина обещала быть необыкновенной красавицей.  Ах, эти краски юности, бело – розовые и голубые, ровная матовость кожи, густые, искрящие золотом волосы, загадочно мерцающий взгляд…   Когда она отвечала, он отводил глаза, пытаясь добиться  хоть одного вразумительного предложения, но слышал только свое имя и отчество.
             И вот сейчас она сидела за партой, подперев голову, он стоял у доски и крошил мел на пол. Кроме них в классе никого не было, ; уроки закончились.
              Блестящие, яркие от природы губы школьницы выражали ироническую улыбку. Глаза таращились в готовности внимательно слушать учителя.
         
                ; Что же ты, Полина, такая молчаливая? Беден словарный запас?
                ; Нет, отчего же, ;  произнесла она, меланхолично наблюдая, как белый порошок осыпал джинсы учителя. ; В контакте много друзей, слов на всех хватает.
                ; Жаль, что я не переписываюсь, оценил бы.
                ; Пишите, отвечу.
                ; Нет времени.
           Учитель со стуком положил мел на стол. Наступила тишина.
           Ироническая улыбка девочки стала переходить в призывную. Она смотрела томным взглядом,  сложив руки под грудью, приоткрыла рот и розовым язычком облизнула губы. Так ведут себя женщины, стараясь соблазнить мужчину.
             Марк Ярославович пожалел, что после занятий оставил ее одну. Ведь мог догадаться, опыта не хватило. 
                ; Как ты думаешь, Полина, всегда ли люди обладали речью?
                ; Это какие? Которые на мамонтов охотились? С дубинками? Они на охоту, а женщины сидели в пещере и детей выращивали.
                ; Допустим, дети сами росли. Но ты молодец, иногда меня слушала.
                ; Не-а, картинки видела.
                ; Ладно. Так говорили они или нет?
           Полина пожала плечами. Призывный взгляд сменился тупо – задумчивым. Наморщенный лоб, сдвинутые к переносице брови и сжавшийся от напряжения рот подпортили личико красавицы. Он пожалел ее и стал сам отвечать:
                ; Мы, конечно, не знаем точно, как первобытные люди понимали друг друга, как передавали опыт, но есть предположение, что речи  у них еще не было. Так, междометия, невербалка.
                ; Что? ; Полина удивленно посмотрела на него, по-детски открыв рот.
                ; Это когда люди без слов понимают друг друга. Сначала непонятливых били по голове. Когда трупов стало так много, что возникла угроза исчезновения человечества, научились изъясняться жестами, подкрепленными звуками. ; Учитель задумался. – Или наоборот? Все же, вначале были звуки, как у младенцев. ; Он сделал паузу.  ; Но прогресс вернул нас в первобытный период. Ты понимаешь, куда мы скатываемся? Нет?  Что-то происходит, ты фотографируешь, показываешь друзьям, и слов не надо.  Должна случиться катастрофа, чтобы снова вернуться к речи. Хотя и это не помогает. Человек тонет, вместо того, чтобы спасать его, хватаются за айфоны.
               Ученица явно заскучала, пора закругляться, ; учитель посмотрел на время. Полина неожиданно резко встала,  и он увидел, что у нее на груди расстегнуты пуговицы, язык облизывал губы.
               « Сколько ждать, когда она станет взрослой»? – с тоской подумал  он.
               Полина приближалась к нему, он отступал, пока не почувствовал спиной  доску. Она стояла совсем близко, так близко, что ему стало жарко.
                ; Бить по голове непонятливого?   
                ; С несовершеннолетними нельзя, уголовно наказуемо, ; хрипло произнес он, кляня тот день, когда захотел пойти работать в школу.
                ;  По обоюдному согласию можно, мне скоро будет семнадцать.
                ; Нет уж, подожду, когда ты повзрослеешь и тогда… ; он не договорил, сорвался голос, усилием воли оторвался от доски и шагнул к окну.
              Ее не стало. На этот раз вырвался. Но лишь на этот. Что ждет его завтра?   


Рецензии