Что вначале
Учитель истории Марк Ярославович влюблен в свою профессию. Сам не ожидал, что ему понравится преподавать. Учился в университете так себе, на тройки.
Когда он пришел на первый урок в выпускном классе, демократично предложил называть его Ярославичем. Кое-кто так и называл. Вернее, один, Рома, мажор, его отец важный чин в городе. Остальные называли по имени и отчеству. Но тут особая политика, ответы учеников звучали примерно так: «Какой вопрос, Марк Ярославович? Ах, да, извините, Марк Ярославович. Марк Ярославович, можно повторить? Значит, крепостное право? Ах, отменили? Не знал, Марк Ярославович».
Время шло, кто-то успевал прочитать параграф и подсказывал отвечающему у доски.
После опроса, как положено, учитель объяснял новую тему. Полина, за второй партой, подпирала голову руками и заворожено слушала учителя. Так слушала, что он начинал путаться.
Полина обещала быть необыкновенной красавицей. Ах, эти краски юности, бело – розовые и голубые, ровная матовость кожи, густые, искрящие золотом волосы, загадочно мерцающий взгляд… Когда она отвечала, он отводил глаза, пытаясь добиться хоть одного вразумительного предложения, но слышал только свое имя и отчество.
И вот сейчас она сидела за партой, подперев голову, он стоял у доски и крошил мел на пол. Кроме них в классе никого не было, ; уроки закончились.
Блестящие, яркие от природы губы школьницы выражали ироническую улыбку. Глаза таращились в готовности внимательно слушать учителя.
; Что же ты, Полина, такая молчаливая? Беден словарный запас?
; Нет, отчего же, ; произнесла она, меланхолично наблюдая, как белый порошок осыпал джинсы учителя. ; В контакте много друзей, слов на всех хватает.
; Жаль, что я не переписываюсь, оценил бы.
; Пишите, отвечу.
; Нет времени.
Учитель со стуком положил мел на стол. Наступила тишина.
Ироническая улыбка девочки стала переходить в призывную. Она смотрела томным взглядом, сложив руки под грудью, приоткрыла рот и розовым язычком облизнула губы. Так ведут себя женщины, стараясь соблазнить мужчину.
Марк Ярославович пожалел, что после занятий оставил ее одну. Ведь мог догадаться, опыта не хватило.
; Как ты думаешь, Полина, всегда ли люди обладали речью?
; Это какие? Которые на мамонтов охотились? С дубинками? Они на охоту, а женщины сидели в пещере и детей выращивали.
; Допустим, дети сами росли. Но ты молодец, иногда меня слушала.
; Не-а, картинки видела.
; Ладно. Так говорили они или нет?
Полина пожала плечами. Призывный взгляд сменился тупо – задумчивым. Наморщенный лоб, сдвинутые к переносице брови и сжавшийся от напряжения рот подпортили личико красавицы. Он пожалел ее и стал сам отвечать:
; Мы, конечно, не знаем точно, как первобытные люди понимали друг друга, как передавали опыт, но есть предположение, что речи у них еще не было. Так, междометия, невербалка.
; Что? ; Полина удивленно посмотрела на него, по-детски открыв рот.
; Это когда люди без слов понимают друг друга. Сначала непонятливых били по голове. Когда трупов стало так много, что возникла угроза исчезновения человечества, научились изъясняться жестами, подкрепленными звуками. ; Учитель задумался. – Или наоборот? Все же, вначале были звуки, как у младенцев. ; Он сделал паузу. ; Но прогресс вернул нас в первобытный период. Ты понимаешь, куда мы скатываемся? Нет? Что-то происходит, ты фотографируешь, показываешь друзьям, и слов не надо. Должна случиться катастрофа, чтобы снова вернуться к речи. Хотя и это не помогает. Человек тонет, вместо того, чтобы спасать его, хватаются за айфоны.
Ученица явно заскучала, пора закругляться, ; учитель посмотрел на время. Полина неожиданно резко встала, и он увидел, что у нее на груди расстегнуты пуговицы, язык облизывал губы.
« Сколько ждать, когда она станет взрослой»? – с тоской подумал он.
Полина приближалась к нему, он отступал, пока не почувствовал спиной доску. Она стояла совсем близко, так близко, что ему стало жарко.
; Бить по голове непонятливого?
; С несовершеннолетними нельзя, уголовно наказуемо, ; хрипло произнес он, кляня тот день, когда захотел пойти работать в школу.
; По обоюдному согласию можно, мне скоро будет семнадцать.
; Нет уж, подожду, когда ты повзрослеешь и тогда… ; он не договорил, сорвался голос, усилием воли оторвался от доски и шагнул к окну.
Ее не стало. На этот раз вырвался. Но лишь на этот. Что ждет его завтра?
Свидетельство о публикации №224091000698