Четки-четочки
Евангелие от Иоанна, 4, 10-15.
Эпиграф 2: «…Обманывает ли меня зрение или действительно вижу, как вы каждый день молитесь торговцам, старостам и полицейским о своих нуждах? Отчего же вы насмехаетесь надо мной, когда я молюсь вечному Творцу? Разве молиться немощным не смешно? Разве не безумие – поклоняться праху, а не Жизнодавцу и Господу?»…
«Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления»
Святитель Николай Сербский, отрывки из сборника «Миссионерские письма».
«Молись, во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».
Преподобный Нил Синайский, Слово о молитве
Иисусова молитва да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь безмолвия пользу, Преподобный Серафим Саровский, Наставления, О безмолвии.
1. Молиться я не умею и молитвенного опыта у меня нет . Но решил немного осмыслить тему, чтобы поработать над своими ошибками. И возможно, в процессе написания я вспомню что-то важное. Но учиться в молитве лучше у опытных в этом деле. В моих записульках ничего важного нету.
2. Человек я образованный. Имею среднее и высшее образование. Техникум и институт. И как образованный человек за свои 35 лет я научился только думать. А согласно святым отцам наш разум поражен. Старец Софроний (Сахаров) процесс мышления называет «эквилибристикой ума», которая ни к чему не ведёт.
3. Мне кажется, что процесс обычного «думанья» не выходит дальше из головы. Оно как бы безрезультатно. Вот думал я, думал, а к чему пришел? Даже мысль должна быть оформлена в текст. Философы оформляли свои мысли, концепции в своих книгах. Но я немного ушел в сторону. На мой субъективный взгляд молитва ничего общего с процессом думания не имеет. Молитва - это обращение к Богу и нужно верить, что Бог нас слышит.
4. Весь путь Оглашения, Академии мысли был ради молитвы. На третьем курсе Школы Осознанного Мышления кто-то из учеников задал вопрос про молитву. Отец Петр Боев откликнулся на наш вопрос и подвел нас к тому, что основа всего - молитва. С 2015 года до начала третьего курса 2019 года прошло четыре года. Два года оглашения и три года всего обучения в ШОМ были ради молитвы.
5. Раньше я считал, что молитва только монахов, священников и заблуждался. Я думал, что это не для простых людей . Эти идеи подкидывает наш враг. Святой Серафим Саровский вообще дает общие наставления как мирянам так и монахам. У него все едино и нет разделений. Получается, что у всех один путь, но мера разная. Если Старец Силуан мог молиться за весь мир, то мне нудно научиться хотя бы молиться своих близких, родных. И даже это большой груз, Как говорит преподобный Силуан, «молиться за людей – это кровь проливать»
6. Путем падений и своих ошибок я понял, что мой главный враг молитвы - еда. Логически можно предположить, что помощник - воздержание. Собственно сперва я это вычитал у Святых отцов, а потом уже набивал свои шишки, да и до сих пор набиваю. И по настоящий день я не преодолел страсть чревоугодия, а если быть честным, то я только начал сражаться с этой страстью. Сейчас 2024 год.
7. Воздержанию еще предстоит учиться. Бывает, что один день Бог поможет воздерживаться, а на следующий день я вновь переем - и снова упаду. Переесть - это не означает наестся до отвалу и плюхнуться на диван. Можно просто съесть больше чем нужно. Если после еды живот становится тяжелым, стало труднее идти, то что говорить про молитву…
8. Молитвенный огонек заливается едой и питием. Мне сложно учиться умеренности. Меня качает в крайности. То мало ем, а потом возьму и нажрусь до отвалу. И вновь паление. Потом вставать. А вот быть постоянно умеренным нужно учиться. Я этому ещё не научился.
9. Когда я начал бороться с чревоугодием, то был поражен своей падшей природой. Бывало, что когда я шел по улице, то иногда видел, что на земле лежат хлеба, а приглядевшись видел кирпичи. Иногда круглые элементы архитектуры мне казались булочками с корицей.
10. До сих пор не могу понять страсть тела. Почему, я боюсь состояния «быть голодным»? Почему, если я голоден, то начинаю пихать в себя еду, а не довольствоваться малым. Почему так сложно питаться для подкрепления, а не для пресыщения? Почему, когда начинаешь кушать, то не наедаешься. И наоборот жер только увеличивается. А сытости все нет?
11. В воздержании хорошо брать пример с кого-то, или попросить дать совет другого человека для определения меры. Это защита от тщеславия и гордости. Когда я выбирал меру воздержания самостоятельно,, то я это делал в духе тщеславия. То есть как бы соревновался и сравнивал себя с людьми. Это опасно, так как гордость возрастает.
12. Желательно находиться в кругу близких духом людей, которые тоже стремятся к святости. Это тоже не дает возгордиться. Во-первых смиреннее идти за кем-то. Когда есть рядом человек, то тщеславие обесточивается. И самости меньше.
13. Второй враг молитвы для меня - бесцельное общение. Святые отцы называют это пустословием. Третий враг - это соц сети, телевизор, ютуб. Это то, что отвлекает внимание. Когда я много говорю, то внимание ума переключается с внутреннего мира на окружающих людей. Лично для меня бороться с этими врагами легче, чем с плотской страстью чревоугодия. От людей и телевизора еще можно хоть как-то убежать, а от себя не убежишь.
14. Мой первый молитвослов в 2009 году мне подарил Николай Машуков, ныне отец Серафим. Господь Бог через отца Серафима призвал меня молиться по молитвослову. Сам бы я не смог. Да и в Евангелие написано, что Бог призывает нас и что без Бога мы ничего сделать не можем.
15. С 2009 года я начал вычитывать утренние молитвы по молитвослову. Но не регулярно и вяло. Собственно, как и сейчас. Молиться каждый раз дается очень тяжело. Каждый раз, как. В первый раз. Я до сих пор не могу понять, почему читать приятный журнал можно часами, а помолиться 15 минут для меня трудно, словно таскать мешки с картошкой.
16. Молитва ничего не имеет общего с медитацией, которая пришла с востока, с Индии. И не имеет ничего общего с буддийской идей счастья - нирваны. Медитация - это умиротворение, расслабление. Несмотря на телесные усилия, которые возможны в медитация, в умственном плане она является действием, обращенным на самого себя или на единение с природой, пантеизмом.
17. Медитация - подобна бассейну, в котором нас омывает одна и та же вода. Я не имею права это писать, но промолчать тоже страшно. Согласно старцу Софронию (Сахарову) в медиации нет обращения к персональному Богу. Силы природы (пантеизм) ничего общего со Христом не имеет. Молитва согласно святым отцам есть обращение к Богу, что подобно горной реке, где всегда свежая вода.
18. О молитве пишут все святые. Про молитву первым делом нужно книгу «О молитве» святого нашего времени старца Софрония (Сахарова). Много полезного написано в книге «Старец Силуан» в соответствующей главе.
19. Подробно пишет о молитве Иван Ильин в книге «Аксиомы религиозного опыта» (Глава 22. О молитве). Еще рекомендуют читать книгу «О Молитве» Игнатия Брянчанинова, но я его не читал. Лично у меня не получилось научиться молиться по книгам, но в них я нашел много подсказок.
20. Дар молитвы мне передал духовный отец - иерей отец Пётр Боев. Ощущение, что она была дарована Свыше, потому что у меня возникла в ней острая нужда. В моем случае это произошло, когда начались скорби. В 2021 потерял успешную работу. В семье в это время семье были перестроения. Все мои опоры рухнули. Меня толкнули молиться скорби. Хотя святые молиться по любви к Богу, а не только в скорбях. Но к этому я ещё не подошел.
21. Пока у меня не было скорбей и страданий, то молиться мне не хотелось. Вернемся в третий курс школы осознанного мышления (ШОМ) в 2019 год. На занятии мы обсуждали важность молитвы и поясных земных поклонов. Но тогда я все равно почти не молился.
22. Нужда в постоянной молитве возникла, когда я потерял работу. Мои внешние опоры рухнули и пришлось искать опору внутри себя, - пришлось общаться к Богу. Тогда пригодились и четки, которые мне подарили ранее. Кстати, чётки напоминают о молитве. Четки мне подарили. Мне сказали, что не рекомендуется приобретать четки самому себе. Лучше, когда кто-то дарит.
23. Для меня молитва - это большой труд. Я даже не могу заставить себя перечитать книгу «О молитве» старца Софрония (Сахарова). Хотя она написано достаточно легко. Но как говорят опытные - мы молимся не своими силами. Бог молится внутри нас.
24. Слез при молитве я не имею. Если конечно моё бубнение вообще можно назвать молитвой. Раньше я любил много говорить и общаться. В таком состоянии молитва невозможна.
25. Старец Софроний прав, когда говорит, что образованному человеку трудно на духовном пути. Я образованный и мне до сих пор не верится, что молитва - это главное в жизни. Мне Казалось, что главное - это корочки дипломов, почет у коллег и карьера.
26. Кто-то писал, что не умея молиться лично не возможно и молиться соборно в храме. Но интересно, что я учусь молиться и в храме. Когда священник в алтаре произносит молитвы. Когда пономарь читает шестопсалмие. Когда простые верующие задерживаются в храме и высчитывают перед иконами молитвы из молитвослова.
27. Меня поразило как молиться в храме монах отец Серафим. Он любит молитву и молится как бы упиваясь ею. Как- будто в летний зной достает прохладную минералку. Описать это невозможно, это надо наблюдать. Еще поразила молитва прихожан в храме, которые оставались после службы помолиться.
28. Для меня молитва - это непостижимая тайна и труд. Я как дикая ранетка с терпкими мелкими плодами, которой нужно прививать ветви со сладкими и крупными плодами. Для меня молиться, как будто идти на спортивную тренировку. Каждый раз нужно преодолевать в себе лень. Ощущение, что Бог отходит и усилие нужно прилагать ещё больше.
29. Когда я общаюсь, то беседа всегда приятная, если собеседник уделяет мне внимание. И наоборот, возникает неуважение, если он рассеивается по сторонам или постоянно переключается на телефон. Однако в молитве я не умею концентрироваться. А ведь в каком-то плане молитва - это беседа с Богом. Ох, как страшно об этом писать… какое я имею право вообще об этом говорить. Если приходят промыслы, то на них, как на облака не нужно обращать внимание. А внимание терять нельзя. Держать внимание у меня не получается.
30. Самая главная молитва - Иисусова. Отче наш Дана в Евангелие. Молитвы из молитвослова канонические. Кто-то из святых писал, что полезно менять молитву. Можно брать отдельные стихи из Евангелия или псалмов. В праздники можно молиться тропарями, кондаками. Хорошо, если есть друг, который подскажет каким стихом можно молиться.
31. Когда молитва совсем не идёт, мне помогает чтение Евангелия или святых отцов. Раньше я переключался на видео ролики или фильмы, но ум сильно отлепляется от молитвы. Да и зрительные образы сильно поглощают внимание.
32. Самое сложное предстать перед Богом стоя перед Образом Господа Иисуса Христа (иконой). Если у меня нет сил, то я встаю на колени. Когда со всем в бессилии, то лежу на полу. Лучше на полу стараться бубнить, чем упаст и заснуть на диване. На пол я стелю матрац, с чтобы было не сильно жестко. Молитву стараюсь проговаривать. Но если нет сил, то произношу в уме, правда часто ум как обезьяна скачет туда-сюда и фокус теряется. Поэтому не просто так советуют молитву проговаривать.
33. Желательно, чтобы никого не было поблизости.
34. Отец Пётр научил меня молиться к Пресвятой Богородице. Молитву «Богородице Дево, радуйся» он рекомендовал произносить быстро на одном дыхании, как бы пропевая. Вдох. А на выдохе как бы быстро пропевая произносится «Богоро;дице Де;во, ра;дуйся, благода;тная Мари;я…». Молитва длинная и её в принципе можно произносить не разделяя только при правильном дыхании.
35. Молитва связана с дыханием. Если не ошибаюсь об этом пишет святитель Григорий Палама в своем труде «Триады в защиту священнобезмолвствующих».
36. Я стараюсь молиться Иисусовой постоянно, но не получается. Приходится каждый день вспоминать,молитву. Ум заносит на подумать на разные отвлеченные темы и я теряю фокус молитвы.
37. Старец Силуан Афонский говорит: «Любить Бога никакие дела не мешают». Я стараюсь молиться всегда. Когда иду, когда работаю. В храме фоном стараюсь держать Иисусову молитву. К сожалению, если работа связана с интеллектуальным или творческим трудом, то одновременно молиться и мыслить не получится. По крайней мере у меня при интеллектуальном труде одновременно работать и молиться не получалось. А творческий труд сильно к себе привязывает.
38. В конце 2022 года, когда было сильно трудно отец Пётр дал мне правило ежедневно читать Евангелие. Между главами читать Иисусову молитву (10 раз). Также можно читать Псалтирь.
39. Помолитесь обо мне, чтобы Господь дал возможность писать…
Свидетельство о публикации №224091000966