Учение про империализм с позиции марксизма
В «Предметном указателе» ко второму изданию Сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса» термин (понятие) «империализм» отсутствует напрочь. И вовсе не потому, что при жизни классиков не было монополистического капитализма, как пишут плинтусные левые теоретики. А потому, что термин «империализм» этимологически соотносится с понятием «империя», но не с понятием «капитализм». То есть, отсутствуют логически-смысловая связь между понятием «империализм» и «монополистический капитализм». Последний является видовым понятием от родового понятия «КАПИТАЛИЗМ», ибо связан с ним родо-видовой связью.
Таким образом, Ильич, вслед за Гобсоном, проигнорировал правила формальной логики при написании свой публицистической брошюры. Использование метафор вместо понятий – это общий недостаток публицистики-беллетристики как буржуазной, так и коммунистической. Главное – давить на эмоции!!!
В советском Философском энциклопедическом словаре партийные «теоретики» пояснили народу про империализм В.И.Ленина: «Экономическая теория марксизма была развита и дополнена Лениным учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма, анализом неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в эпоху империализма. Ленин развил теорию социалистической революции, сделав вывод о возможности победы пролетарской революции первоначально в одной стране, разрабатывал учение о партии нового типа как высшей форме организации рабочего класса, об её идейно-теоретических, политических и организационных основах». [М.: «Сов. Энцик-я», 1983, с. 345].
Историческая справка. Учение про империализм написано вождем пролетариата в Швейцарии в 1916 году по предложению легального издательства «Парус», г.Петроград. Когда рукопись Ленина пришла в редакцию, то её немного отредактировали и сократили. В середине 1917 года брошюра под названием: «Империализм, как новейший этап капитализма (Популярный очерк)» была напечатана. Объем – чуть больше ста страниц. Очерк сопровождало Предисловие Ленина, датированное 26 апреля 1917 года, т.е. после Февральской буржуазной революции в России. Эта дата важна для адекватного понимания мыслей В.И. Ленина, излагаемых в Предисловии. [См. ПСС, т. 27, с. 520-521. С.К.].
В Предисловии очерка читаем: «Предлагаемая вниманию читателя брошюра написана мной весной 1916 г. в Цюрихе. В тамошних условиях работы мне приходилось, естественно, терпеть известный недостаток во французской и английской литературе и очень большой недостаток – в литературе русской. Но все же главный английский труд об империализме, книгу Дж. А. Гобсона, я использовал с тем вниманием, которого этот труд, по моему убеждению, заслуживает». [ПСС, т.27, с. 301]
Из слов Ленина понятно, что до него тему империализма разрабатывали буржуазные экономисты. И не только Дж. Гобсон, а многие другие. Упомянутая книга Дж. А. Гобсона вышла в Лондоне и Нью-Йорке в 1902 году, т.е. за 15 лет до работы Ленина.
Различие характеристик империализма у буржуазных экономистов и ленинским взглядом состоит в том, что вождь пролетариата критикует империализм, так сказать, с классовых позиций вождя пролетариата, а буржуазные экономисты хвалят как высшее достижение капитализма, очередной этап его развития. История подтвердила их точку зрения и империализм (монополистический капитализм) разросся до транснациональных компаний, охвативших все континенты, но не был последним высшим этапом развития капитализма перед соцреволюцией.
Как можно использовать один и тот же термин «империализм» для противоположных выводов – это загадка для логики. То есть в первом случае у Дж.Гобсона «империализм» имеет значение «прогрессивный», а у Ильича термин имеет значение «загнивающий», «паразитирующий». Здесь явно кто-то проигнорировал этимологию, а использовал термин как метафору.
И далее: «Тяжело перечитывать теперь, в дни свободы, (т.е. после Февральской революции, С.К.) эти искаженные мыслью о царской цензуре, сдавленные, сжатые в железные тиски места брошюры. О том, что империализм есть канун социалистической революции, о том, что социал-шовинизм (социализм на словах, шовинизм на деле) есть полная измена социализму, полный переход на сторону буржуазии, что этот раскол рабочего движения стоит в связи с объективными условиями империализма и т.п. - …». [Там же, т.27, c. 301].
И заключает: «Я хотел бы надеяться, что моя брошюра поможет разобраться в основном экономическом вопросе, без изучения которого нельзя ничего понять в оценке современной войны и современной политики, именно: в вопросе об экономической сущности империализма.
Петроград. 26 апреля 1917 года». [ПСС, т. 27, с. 302].
В 1920 году, т.е. уже после Октябрьской революции, было опубликовано «Предисловие к французскому и немецкому изданиям» к брошюре «Империализм, как высшая стадия капитализма». В нём читаем: «Настоящая книжка написана, как указано в предисловии к русскому изданию, в 1916 году для царской цензуры. Я не имею возможности переделать весь текст в настоящее время, да это было бы, пожалуй, нецелесообразно, ибо основная задача книги была и остается: показать по сводным данным бесспорной буржуазной статистики и признаниям буржуазных ученых всех стран, какова была ИТОГОВАЯ КАРТИНА всемирного капиталистического хозяйства, в его международных взаимоотношениях, в начале ХХ века, накануне первой всемирной империалистической войны». (Выделено капсом у Ленина. С.К.) [Там же, т.27, с. 303].
Предисловие Ленин заканчивает следующим выводом: «Империализм есть канун социальной революции пролетариата. Это подтвердилось с 1917 года в всемирном масштабе. 6 июля 1920 года. Н.Ленин». [Там же. т.27, с. 308].
Замысел «Популярного очерка», думаю, понятен всем адекватным. О теории или учении про империализм здесь речи нет, а лишь о подведении ИТОГОВ развития «всемирного капиталистического хозяйства» к началу Первой мировой войны. Также в брошюре нет и каких-либо обобщающих политэкономических выводов, зато про загнивающий и паразитирующий капитализм Ильич пишет много и с удовольствием, т.е. метафоры вместо марксистской политэкономии.
Резюмируем. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ брошюра описывает развитие капитализма на примере трех наиболее развитых в то время стран: Англии, Франции и Германии. Также приведены данные по экономике США. Россию В.И.Ленин упоминает очень редко и то как «…страну наиболее отставшую в экономическом отношении…, в которой новейше-капиталистический империализм оплетен, так сказать, особенно густой сетью отношений докапиталистических». [ПСС, т.27, с. 378].
Таким образом, брошюра «Империализм, как новейший этап капитализма (Популярный очерк)» написана на статистическом материале развития капитализма в западноевропейских странах и США, а вывод о том, что «империализм есть канун социальной революции пролетариата» ДОПИСАН вождем пролетариата после совершения Октябрьской революции в России, т.е. post factum. Здесь развитого капитализма в существенных масштабах еще не было, а тем более империализма, хотя развитие капиталистических отношений происходило. Но у большевиков всё сошлось в «учение». Революционная логика вместо формальной, однако…
Таким нехитрым способом у вождя пролетариата получился очерк об империализме, как последней и высшей стадии капитализма. Точнее говоря, верные последователи большевики-догматики, следуя своей революционной логике, присвоили публицистической брошюре статус «теории» и включили её в теоретическую базу борьбы с мировым империализмом. И доныне эта «теория-учение» является идеологическим инструментом деятельности коммунистических партий, занимающих ортодоксальные марксистско-ленинские позиции. Точнее говоря, позиции ленинизма, так как в марксизме сия «теория» отсутствует по причине того, что работы классиков марксизма писаны на основе законов диалектики и марксистской политэкономии, а не митинговых метафор.
Теперь, спустя более 100 лет, стало понятно, что в Германии, Франции, Великобритании и США империализм, который описывал В.И.Ленин, превратился в транснациональный капитализм, а мировой социальной (социалистической) революции так и не произошло. Более того, после Октябрьской революции, строящийся в СССР развитой социализм трансформировался в капитализм, как не выдержавший экономической конкуренции на том историческом этапе. Общественно-историческая практика не подтвердила «теорию-учение» вождя пролетариата о наступлении мировой социальной революции после империализма.
Вместо революции в развитых капстранах, и России в том числе, сложилось общество массового потребления, в котором наёмный персонал думает о погашении набранных кредитов, а не о соцреволюции, про которую гундят догматики ленинцы-сталинцы. То есть, буржуазное общество потребление усыпило классовое сознание пролетариата и он не ведётся на агитацию левых, которые не понимают как вести классовую борьбу в этих условиях. А у Ильича ничего не написано про классовую борьбу в обществе массового потребления. Вот левые и чешут "репу", как разбудить пролетариат...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ! Спустя более ста лет после Октябрьской революции уже можно делать выводы о том, что подтвердила общественно-историческая практика, а что – опровергла с позиции марксизма. А практика, как известно, критерий истины.
1.Октябрьская революция привела к смене общественно-экономической формации, ибо власть в РИ перешла в руки наемных работников (пролетариата), а средства производства из частной формы собственности стали собственностью общества в лице государства. Производимый общественный продукт стал распределяться в интересах общества, а не отдельных лиц. Поэтому Октябрьскую революцию закономерно следует считать социалистической.
2. Смена формации не происходит в результате заговора, ошибки истории, переворота, чьего-либо эксперимента или «красного проекта», как любят изощряться в названиях буржуазные философы и политологи. Революция происходит в результате определенных социально-экономических предпосылок (противоречий), сложившихся в данное историческое время в данном стране. Поэтому Октябрьская революция произошла обосновано, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в РИ к октябрю 1917 году.
3.Октябрьская социалистическая революция является прогрессивной, несмотря на последовавшее через 74 года возвращение общества к капитализму. Социалистическая формация обеспечила СССР колоссальный рывок в цивилизационном развитии от лошади с деревянной сохой до атомных реакторов и полетов в космос. За 74 лет эволюции по социалистическому пути Советский Союз, ценой больших материальных и человеческих жертв, прошел путь, по которому страны Западной Европы эволюционировали около 300 лет.
4.Трансформация социализма в капитализм через 74 года была закономерной сменой общественно-экономической формации. Это не было контрреволюционным (антисоциалистическим) переворотом мирового империализма или капиталистической оккупацией СССР, как это преподносят упоротые сталинцы-ленинцы. Формация меняется в результате определенных социально-экономических предпосылок (противоречий), сложившихся в данной стране и в конкретное историческое время.
Социализм НЕ СМОГ догнать капитализм по ключевому политэкономическому показателю - производительности общественного труда (эффективности производства) на том историческом этапе. Частная форма собственности на средства производства в ХХ веке оказалась эффективнее (продуктивнее) общественной. Последняя вступила в противоречие с развившимися производительными силами в СССР и была заменена на частную под давлением закона возрастающих потребностей. Прибавочный продукт стал присваиваться капиталистами, сложился антагонизм между трудом и капиталом, общество возвратилось к капиталистической форме развития спустя 74 года.
5. Историческое поражение социализма в ХХ веке и его трансформация в капитализм опровергло три ленинских «теории»:
-Империализм (монополистический капитализм), описанный вождем
пролетариата, был не высшей и не последней, а лишь очередной ступенью эволюции капиталистической формации «вверх по лестнице, ведущей вниз».
-Неравномерность экономического и политического развития
капстран не является законом развития капитализма. Это его естественная форма существования, ибо формы движения объективной реальности бесконечно разнообразны во времени и пространстве. То есть, неравномерность развития капстран, уходящая корнями в неравномерность развития феодализма и рабовладения, является естественным состоянием любой формации.
-Возможность победы пролетарской революции и строительства
социализма первоначально в одной стране в исторической перспективе оказалась нереализуемой. Точнее говоря, совершить социалистическую революцию - возможно, а вот построить социализм бесповоротно – нет. ОШИБКА заключается в том, что теорию о возможности победы революции и социализма в одной стране Ильич формулировал умозрительно из придуманного им закона неравномерности развития капстран. А классики марксизма делали вывод о социальной революции (смене формаций) из закона политэкономии о противоречий между развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями.
То есть, Ильич не развивал марксизм, а банально вышел за его пределы и обосновал своё видение пути к социализму. «Я так вижу» - принцип художников.
P.S. Рекомендация революционерам типа товарища Че и Фиделя Кастро. Устраивать революции и экспроприировать экспроприаторов в слаборазвитых странах, конечно, можно. Но при этом следует учесть, что законы марксисткой политэкономии НЕУМОЛИМЫ и через 3-4 поколения ваши потомки вернутся к частной собственности на средства производства со всеми вытекающими. Пока она не исчерпала свой потенциал согласно Маркса/Энгельса, её ликвидация – борьба с ветряными мельницами.
В «Капитале» читаем: «Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, даже если оно напало на след естественного закона своего развития, - а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, - не может НИ ПЕРЕСКОЧИТЬ через естественные фазы развития, НИ ОТМЕНИТЬ последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов». [Соч. т. 23, с. 10].
По-народному говоря, не фиг забегать наперёд паровоза.
Всем критического мышления и здравомыслия при чтении работ вождя мирового пролетариата В.И.Ленина!!! Архинтересное занятие….
Will make MARXISM great again!
Свидетельство о публикации №224091101282