открывая...

творчество в самом широком значении этого слова  что есть такое?
общение, открытие мира…
дорога на работу и с работы уже есть творчество,
если смотреть и видеть,
слушать и слышать,
осязать, вдыхать,
пробовать на вкус…
лист на траве, графичность ветки, прохожие, каждый из которых на особинку, лики домов, развалистое облако над липой, осыпающийся цветник, пыльная лужа на тротуаре, блик оконного стекла…
видишь идущего и представляешь,
понимая, что можешь абсолютно ошибиться,
характер человека по внешнему виду, по одёжке, его привычки, дом и быт, его жизнь…
жизнь, которая у каждого единственная и неповторимая,  и есть творчество…
потому мне так милы и трогательны детские рисунки;
в них – удивление, радость, безграничная радость открытия прекрасного мира;
милы мне ребячьи почеркушки и «корябушки»,
рассматривая их, так легко вспомнить, вернуть себя…
ребёнок  рисует во многом по наитию, по вдохновению,
отключая аналитику – что и зачем:
что хочу сказать, зачем хочу сказать…
хочу рисовать! – ответ полновесный, ответ глубокий;
ибо здесь творчество в самом чистом виде:
изобразительная деятельность как процесс познания и утверждение
ДОБРОГО  ПРЕКРАСНОГО МИРА,
который может быть, но навряд ли осуществится…
ребёнок – не tabula rasa, на которой, по Локку, можно написать всё, что угодно; сознание – тонкий покров древнейшей психической силы, в которой есть всё; что почерпнёт, что напишет, что востребует воспитатель, окружение, общество в целом?...
в «Caf; de flers» - есть у нас такое (городок насчёт названий у нас очень весёлый, пока по улице идёшь, много занимательного увидишь) - сидят за столиком девчонки-подростки, разгульный визг-хохот, отборный мат – вот и весь и разговор…
это взрослые так научили собственным примером, общением, отношением к себе, к окружающим, к миру;
довольно-таки поганенький мир, в котором царствует физиология и лексика ниже пояса;
мне жаль девчонок…
не будет у них первого прикосновения, ни первого поцелуя, самого чистого и возвышенного, не будет того, чем жив человек как человек…
мне жаль…
а есть детские рисунки, прекрасные  детские удивления –
наивные и искренние;
их чистота и наивность настолько непосредственна и выразительна,
какой не может достичь даже самый даровитый из взрослых;
впрочем, взрослые такой задачи перед собой и не ставят;
детский рисунок – возвращение к себе;
в детском рисунке есть вера, надежда, любовь…
мир – прекрасен, мир может быть прекрасен,
надо совсем немного,
надо взрослым – вернуться к себе…

*на фото - детская работ, Наташа, 9 лет.


Рецензии