Диалог на тему романа Толстого

Как-то в одной социальной сети я начала разговор об экранизациях романа Льва Толстого "Анна Каренина". Участников было много, и, как это обычно бывает, разговор с одной собеседницей ушел в сторону самого романа и получился интересным, как я считаю. Чтобы не потерять его, размещаю здесь, обозначив участниц как "корреспондент 1" и "корреспондент 2".


Кор. 1: - У Каренина рассудок преобладает над чувствами, и жизнь подчинена  долгу перед Богом, государством и семьей. Его «плохость» в силе его убеждений, неудобных для его окружения.

Кор 2: - А ведь то что вы перечислили, на мой взгляд, качества положительные.
Его отстраненность от людей и холодность-главная проблема. Он ведь любит Анну и сына, но представляет их частью схемы, считая ненужным и неправильным вникать в их внутреннюю жизнь. Он не умеет дарить душевное тепло. У него и друзей-то нет. Бог-это холодный разум, мировой порядок, с которым невозможно личное общение.
«…Он чувствовал, что стоит лицом к лицу пред чем-то нелогичным и бестолковым, и не знал, что надо делать. Алексеи Александрович стоял лицом к лицу пред жизнью, пред возможностью любви в его жене к кому-нибудь, кроме него, и это-то казалось ему очень бестолковым и непонятным, потому что это была сама жизнь. Всю жизнь свою Алексеи Александрович прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни. И каждый раз, когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, спокойно прошедший над пропастью по мосту и вдруг увидавший, что этот мост разобран и что там пучина. Пучина эта была – сама жизнь, мост – та искусственная жизнь, которую прожил Алексей Александрович».
И вот это страшное горе выводит его из-за стены, так тщательно им возведенной. И как жаль, что не находится ему другой опоры помимо экзальтированной и вздорной приятельницы.

Кор.1: - Мы ушли в сторону и сейчас обсуждаем персонаж романа Льва Толстого. Каренин - сложный образ. Вы привели самую расхожую цитату. Этот отрывок вызывает сильное сочувствие к Каренину. О религии и общении с Богом здесь не хотелось бы говорить. Ваше убеждение, что с Богом невозможно личное общение, по-моему,  глубокое заблуждение. Из своей духовной практики уверена в обратном.

Кор 2.: - Это я небрежно написала.
Бог - это холодный разум, мировой порядок, с которым, по мнению Каренина, невозможно личное общение. Я, конечно, с этим не согласна.
И, вообще, я зря это написала. Погорячилась. Надо перечитать Толстого.
А насчет того, что ушли в сторону. Мне очень интересно услышать ваше мнение о Каренине. Потому, как ваше мнение я очень ценю.
Мне нравится Каренин и очень-очень я ему сочувствую. Я уже у себя в журнале много писала о том, что не потому что Каренин плох, Анна изменила ему с Вронским. Он душевно скуден, и в этом не виноват. Сколько человек получил ласки и нежности, столько он, чаще всего, и отдать может. Это не правило, но это часто встречается.
"Алексей Александрович рос сиротой. Их было два брата. Отца они не помнили, мать умерла, когда Алексею Александровичу было десять лет. Состояние было маленькое. Дядя Каренин, важный чиновник и когда-то любимец покойного императора, воспитал их.
Окончив курсы в гимназии и университете с медалями, Алексей Александрович с помощью дяди тотчас стал на видную служебную дорогу и с той поры исключительно отдался служебному честолюбию.
Он сделал предложение и отдал невесте и жене все то чувство, на которое был способен.
Та привязанность, которую он испытывал к Анне, исключила в его душе последние потребности сердечных отношений к людям".
Я нашла ту цитату, на основании которой написала об отношении Каренина к Богу. Так категорично, это трактовать было нельзя. Был верующий, но не религиозный. Что это значит? Мне пока непонятно.
"Алексей Александрович не любил этот новый восторженный дух. Он был верующий человек, интересовавшийся религией преимущественно в политическом смысле, а новое учение, позволявшее себе некоторые новые толкования, потому именно, что оно открывало двери спору и анализу, по принципу было неприятно ему".


Кор. 1: -  По нравственной норме того времени они все были христиане, верующие люди. И Каренин, и Каренина, и Вронский. Не религиозные, как Лидия Ивановна, но верующие. Но никто (или почти никто) вместе с тем не давал себе труда укрощать свои страсти.
Роман начинается с эпиграфа «Мне отмщение, и Аз воздам». За грехи наказание суда небесного не избежать. В романе Анну судит высшее общество,  и Толстой показывает, сколь мало моральных прав оно на это имеет. Сам же он, Толстой, судит Анну еще строже с позиции семейных ценностей, о чем, собственно, на протяжении всего романа и пишет.

Кор. 2: - А как вы относитесь к Анне?

Кор. 1: - Ох! По-всякому относилась. Роман-то еще в школе читала. Что тогда могла понимать? Сейчас понимаю, что будь Анна и Вронский совершенно свободными, их любовь не имела бы счастливого конца. Анна встретила Вронского уже на излете молодости, когда все у нее устоялось, и со всем она примирилась. Никаких гадких чувств она к Каренину не испытывает, для нее это близкий, родной человек. Не любимый (тогда об этой составляющей как-то не задумывались), но достойный. Вронский влюбился в нее с первого взгляда и страстно, а это для женщины сильнейший соблазн. Провальные попытки обуздать страсти (неудавшееся самоубийство, попытка примирения с мужем) сменяются окончательным торжеством страсти. Вронский любит Анну, но он способен понять лишь одну сторону любви - чувственную. Их любовь дальше физической связи не развивается. Их души не сближаются. Анна понимает (слишком поздно), что будущего у этой любви не будет. Истеричность и требовательность Анны раздражают Вронского до предела. И все сводится к единой точке: невозможности дальнейшего существования Анны. Ей нет места на этом свете. Это и есть "аз воздам".

Кор. 2: - Спасибо! Мне вот еще какой момент важен. А чего хотела Анна? Та "любовь", которая была у них с мужем, отброшена ею как не настоящая. А ведь там было и доверие, и общие интересы, и дружба. По-моему, это все то, что вырастает из влюбленности, и что в результате любовью и становится.
Но в ее жизни не было страсти. И вот ей предлагается она на блюдечке. Анна всем жертвует ради этого чувства. И ожидает, что оно останется таким же сильным и всепоглощающим навсегда. "Если б я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим." Толстой пишет о "ярком свете", в котором Анна перед концом видела все. Она с отвращением вспоминает и свое чувство к мужу, и свое чувство к любовнику, и "все неправда, все ложь, все обман, все зло". Анна правильно понимает свое нынешнее и будущее положение. Но не видит, почему это так вышло, и выхода тоже не находит. Это не свет истины, это слепящий свет ее одержимости.

Кор. 1: - Анна хотела любви. Но без семьи с крепкими моральными устоями она, любовь, не развивается, "увядает" как те помидоры и проходит быстрее, чем началась. Роман Толстого семейный, в нем все вокруг семей вертится. Я специально посчитала: более десяти семей в романе обсуждаются. О семье, аристократизме, дворянстве как носителе моральных устоев говорится постоянно. Анна захотела невозможного: получить и развод и сына. Это категорически невозможно. Тогда - всеобщее несчастье.

Кор 2: - Да! Я тоже так думаю. Недаром, Долли еще в самом начале книги говорит, что ей нравилась Анна, но было в их семейном укладе что-то фальшивое. Нравственного стержня не было. Потому и рухнуло все.

Кор. 1: - Спасибо за доверие к моему мнению. Но я не готова к развернутому анализу образа Каренина. Но постараюсь ответить. Ученые считают, что характер человека формируется наполовину семьей и окружением, и наполовину заложенными с рождения природными склонностями. Я, хоть и не ученый, но, глядя по сторонам, отдала бы все 80% заложенному в человеке с рождения. Бывает, что в семьях дети, окруженные любовью и лаской, вырастают сухими, черствыми, неотзывчивыми. Часто бывает и наоборот. Считаю, что Каренин, каким мы его видим у Толстого, таким и родился. А далее все эти природные задатки развились в черты характера. Конечно он не "машина, и при том злая машина", каким его видит Анна. Он рассудочный, эмоционально глухой человек. Но Толстой вносит в его жизнь трагедию и Каренин в конце романа уже не тот, что был вначале. Размягченный, сломленный, поверженный человек.


Рецензии