Картофель и Ван Гог

На тарелке лежали пропечённые в золе картофелины. Они ещё дымились, распространяя вокруг запах костра. Казалось, что это какое-то произведение в стиле Ван Гога, но, намного ярче, чем его «Едоки картофеля», больше похожее на разрисованные хохломскими узорами рождественские яйца - так много было в них красного, чёрного и золотого. Только лишь тронешь их пальцем, и ты становишься чумазым: золото и краснота картофеля остаётся при нём, а вся сажа переходит на тебя…

Вернёмся к «Едокам картофеля» - самой мрачной картине Ван Гога, она у него одна из первых знаменитых, написана в 1885 году, в середине творческого пути, составляющего всего, увы, десять лет. Её многие критиковали, обвиняя художника в том, что люди, сидящие за столом, уродливы, у них несоразмерно большие головы, сами похожи на картофелины. Ван Гог объяснял, что эти простые крестьяне «возделывали землю... что они таким образом честно заработали себе на пропитание».
Выражение «человек есть то, что он ест» впервые появилось в 1850 г. в статье «Естествознание и революция» («Die Naturwissenschaft und die Revolution») немецкого философа-материалиста Фейербаха. Получается, что эту философию отобразил Ван Гог в своей картине. 

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей, спустя некоторое время, оказалась беременна. Девушка обвиняла в этом художника, однако, Ван Гог упорно всё отрицал. Скорее всего, девушка так пыталась освободиться, уйти из этого серого “картофельного” мирка. Но… не получилось. Местный священник настоятельно рекомендовал этой семье больше не позировать Ван Гогу, и полотно художник уже дописывал без моделей.

Картина довольно большая - 82х114 см, написана в цветовой палитре, более  близкой к работам другого голландца, Рембрандта. У Ван Гога здесь нет пока даже намёка на яркие выразительные жёлтые и синие тона, превалирующие в шедеврах последующих лет. После, он так полюбил жёлтый, что даже хотел перекрасить домик, который он снимал в Арле, в ярко жёлтый цвет…
Говорят, что виной всему был абсент, к которому он был неравнодушен, в купе с дигиталисом - раствор наперстянки художник принимал против головных болей и головокружений - типичных симптомов болезни Меньера*, чем он страдал. Это «лечение» вызывало нарушение цветового восприятия мира, становившегося в его глазах ярко жёлтым: жёлтые поля, спелые колосья, жёлтые подсолнухи, жёлтая веранда парижского ночного кафе…

Для получения любимого цвета он использовал две краски - натуральную «жёлтую охру» и  синтетическую «хромовый жёлтый», представляющей собой хромат свинца.
Кстати, Ван Гог и его брат Тео сами были рыжие от рождения… Вот и покинул этот мир Ван Гог, выстрелив себе в грудь, в золотом поле со зрелой пшеницей во французской деревушке Овер-сюр-Уаз, в середине знойного лета…

…Так мне обыкновенный печёный картофель напомнил о самом знаменитом картофеле в истории искусства…

11 сентября 2024
* Винсент ван Гог и болезнь Меньера uMEDp


Рецензии