Как мы трансфер стимулов учили
А тут зашла Нионила Викторовна Гридина, наш классный руководитель с железной волей и взглядом, от которого замирали не только семечки, но и мысли в головах.
— Сегодня, товарищи, — начала она с особенной строгостью, — мы будем изучать… трансфер контроля стимулов!
Все переглянулись. Это что-то новенькое. Коля с задней парты, не откладывая, поднял руку:
— Это что, новый триллер с Ван Даммом?
— Лучше бы так, Коля, — прошептал я сквозь зубы. — Скорее всего, это будет триллер с нами в главных ролях.
— Михаил, Николай, к доске! — приказала Нионила Викторовна.
Мы, как два "подопытных кролика", неуверенно поднялись и встали у доски.
— Михаил, ты будешь выполнять команды Николая. Это называется "трансфер контроля стимулов". Николай, командуй!
Коля, хитро прищурившись, начал:
— Михаил, сядь.
Я сел, не видя другого выхода. Но тут Нионила Викторовна вмешалась:
— Теперь сделай так, чтобы он сам догадался, что делать дальше!
Коля задумался. Глядя на его лицо, было ясно, что сейчас родится нечто особенное.
— Миш, давай прыгай на одной ноге и читай "Евгения Онегина"!
Класс захохотал, но Нионила Викторовна пресекла это:
— Николай, мы не в цирке. Ты должен побуждать Михаила к правильным действиям. Например: "Возьми ручку и напиши своё имя". Это и есть перенос контроля!
Коля вдруг выдал:
— Миш, возьми ручку и напиши слово "стимул" сто раз, а потом съешь её!
Класс вновь залился смехом, а я, как примерный ученик, взял ручку и посмотрел на учительницу с вопросом на лице.
— Михаил, что за дела? — возмутилась она. — Ты должен был догадаться, что ручку есть не нужно!
В этот момент дверь с грохотом распахнулась, и влетел Петро;вич, наш учитель физкультуры, с мячом под мышкой.
— Нионила! Где мои пионеры? Трансфер, говорите? Отлично, на стадион! Сейчас мы им устроим контроль над стимулами!
Полкласса рвануло на выход быстрее, чем мы успели сообразить, что произошло. Остальные сидели ошеломлённые тем, что урок так внезапно закончился.
P.S. Определение Stimulus Control Transfer и Примеры
Stimulus Control Transfer — это процесс в прикладном анализе поведения (ABA), при котором контроль над определённым поведением переходит от одного стимула к другому. Например, сначала вы выполняете задание, потому что учитель вас направляет, а потом начинаете делать это самостоятельно, даже без его участия.
Примеры:
1. Ребёнок учится говорить "пожалуйста" при просьбе: Вначале родители напоминают ребёнку говорить "пожалуйста", когда тот просит конфету. Со временем ребёнок начинает это делать сам, даже без напоминаний.
2. Ученик учится решать математические задачи: Сначала он решает их под руководством учителя, а потом делает это самостоятельно дома, без поддержки, но с такой же уверенностью.
3. Переход контроля от визуальных подсказок к вербальным: Сначала ребёнка учат поднимать руку, показывая на картинку с изображением руки. Затем картинка убирается, и ребёнок поднимает руку по вербальной команде.
Примеры вопросов на экзамене BCBA
1. Что такое перенос контроля стимулов?
A. Процесс, при котором новое поведение заменяет старое.
B. Процесс, при котором подкрепление убирается для уменьшения поведения.
C. Процесс, при котором контроль над поведением перемещается от одного стимула к другому.
D. Процесс, при котором возникает новое поведение без предыдущего обучения.
Правильный ответ: C
2. Какой метод лучше всего описывает перенос контроля стимулов?
A. Постепенное уменьшение подсказок.
B. Увеличение количества подкреплений.
C. Полное исключение подсказок с первого раза.
D. Мгновенное удаление всех стимулов.
Правильный ответ: A
3. Какой из следующих примеров иллюстрирует перенос контроля стимулов?
A. Ребёнок всегда просит конфету, когда видит её у взрослого.
B. Ученик учится складывать цифры, когда учитель постоянно подсказывает ответ.
C. Ребёнок, который раньше просил конфету, показывая на неё, теперь использует словесную просьбу без необходимости указывать на неё.
D. Подкрепление используется каждый раз, когда ребёнок выполняет задание.
Правильный ответ: C
4. Какой подход используется для успешного переноса контроля стимулов?
A. Использование только негативного подкрепления.
B. Постепенное удаление подсказок и подкрепление целевого поведения.
C. Игнорирование всех неправильных реакций.
D. Смена среды обучения.
Правильный ответ: B
5. Какой процесс является ключевым элементом в передаче контроля стимулов?
A. Постепенное уменьшение физической или вербальной подсказки.
B. Увеличение сложности задач.
C. Полное прекращение использования стимулов с самого начала.
D. Использование наказания для ускорения процесса.
Правильный ответ: A
Свидетельство о публикации №224091101605