Эммануиловка, Шацкий район
Вплоть до начала 20 в. насел. пункт носил двойное наименование – Эммануиловка (Еммануиловка), Засечинка тож; в совет. период – Эммануиловка. Одно из мест. преданий гласит, что «возникла деревня здесь не случайно. Когда-то, проезжая по своим владениям, барыня Нарышкина приглядела это место для поселения крестьян. Хотя настоящая Эммануиловка располагалась в это время километра за полтора, приказала она крестьянам сниматься с мест и строиться здесь. Вот так и возникла среди лесов новая деревня. Говорят, что и название ей тоже дала сама барыня. Назвала ее Нарышкина в честь своего мужа – Эммануила. Впрочем, есть у деревни и еще одно название – Засечная. Так величают ее в простонародье. Почему? Старожилы рассказывают тоже разные истории. Говорят, что в гневе приказала барыня засечь здесь крестьянина. После этого и стала она называться Засечной. Сохранилась и еще одна версия, будто когда-то в лесу засекли или убили торговца, ехавшего с обозом. ...Одна из улиц села среди местных зовется «дачный поселок». Здесь дачников особенно много. Дома они строят большие, красивые, в сравнении с местными домиками они кажутся барскими...» (Плаксина Н., Громова Г., Яшанова В., 1995). Второе предание уточняет, что мужа местной барыни, княгини Нарышкиной, звали Мануил и село первоначально называлось Мануиловка, но в первые годы советской власти малограмотный писарь, оформляя документы, записал его как Эммануиловка, посчитав, что так будет благозвучнее (запись А.Бабурина, 2000). Название Засечье, по преданию, произошло от того, что «во времена крепостного права в этом селе крестьян засекали до смерти» (Панкина Р., Лунькова П., 2003), или «от того, что в давние времена на этом месте была сеча – бой. Русские секлись с татарами» (запись А.Бабурина, 2005).
В действительности, свое первое наименование селение получило по имени основателя и первого владельца, а второе – по названию р. Засечной, на к-рой расположено. В наст. время р. Засечная зарегулирована прудом и представляет собой небольшой, протекающий через село руч., питаемый несколькими родниками. Происхождение гидронима не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, засекать, засечь кого, что – начинать сечь, в знач. рубить; наказывать телесно до полусмерти, до смерти; зарубать. Засекать дорогу – делать засеки, завалы, затрудняя проход. Засек, засека, засечка – зарубка, знак от топора на пне, затесь. Засека ж. – заказник, заповедник, запретник, зарощи, заповедной лес, где священник, при молебствии, засек кресты на межевых деревьях. По крайней нужде, в засеке, с разрешения попа, дозволялось рубить, а в заказнике, до истечения заповедного срока, никак. Целиком срубленные деревья, которыми загораживают дорогу, заваливают пространство перед крепостью, обращая вершины и сучья наружу, для затруднения приступа; такая же засека делается в лесу от скота, либо служит рубежем владений. Однако, мнение Л.П.Найденовой (2006), что село получило свое второе название в связи с тем, что возникло в 16 в. в полосе Большой засечной черты, является ошибочным: ответвление засечной черты проходило значит. севернее, к тому же с. Эммануиловка возникло в середине 19 в.
Д. Еммануиловка Шацкого уезда Тамбовской губ. была основана ок. 1848 подполковником Еммануилом Дмитриевичем Нарышкиным (1813+1902), как выселки из близлежащего с. Купля.
В 1860 по инициативе и на средства Е.Д.Нарышкина в д. Еммануиловка была построена деревянная с такою же колокольней Сергиевская церковь, после чего она стала писаться селом.
К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в c. Еммануиловка Шацкого уезда Тамбовской губ. при рч. Авезге насчитыв. 34 двора, в к-рых проживало 173 души муж. и 180 жен. пола. В селе имелась 1 православ. церковь и водяная мельница на р. Авезге (Извезье). С. Еммануиловка состояло во 2 стане Шацкого уезда и находилось в 16 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 30 верстах от уездного г. Шацка. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Еммануиловка были крепост. помещ. статского советника Еммануила Дмитриевича Нарышкина.
В 1873 вблизи с. Еммануиловка в пос. Старостекольный на р. Кужля помещ. действит. тайным советником Еммануилом Дмитриевичем Нарышкиным был учрежден стекольный завод.
По данным подворной переписи 1882 в с. Еммануилово (Засечное тож) Шаморгской волости Шацкого уезда проживало 179 душ муж. и 209 жен. пола (всего 388 чел.), в т. ч. 60 домохозяев. Многие семьи проживали на стороне на заработках. Грамотных было 21 муж.; 2 мальч. учились в школе.
За с. Еммануилово было закреплено 465 дес. обществ. земли; по 3,0 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельных было 5 домохозяев. 3 семьи владели 4,5 дес. земли на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 18 душевых надела. 10 семей, каждая по отдельности, арендовали за пределами общины 16 дес. пашни и 43,5 дес. луга (всего 59,5 дес.). Урожайность озимых (рожь) составляла сам-2,5. В селе содержалось 43 лошади, 72 коровы, 342 овцы и 48 свиней. 1 двор имел 3 и более лошадей. Не имели лошади 24 двора, не имели никакого скота 20 дворов. В селе было 7 плодовых деревьев и 5 колод пчел. Имели избы 44 домохозяина, имели по 2 избы – 14 домохозяев. Бездомовых было 11 домохозяев. Не имел ни земли, ни избы 1 домохозяин. В селе насчитыв. 54 клети (горницы), 37 амбаров и сараев, 4 риги и овина. На заработки в отход уходили 95 муж. и 1 жен. В селе имелись 1 православ. церковь, 1 кирпичный завод и 1 питейное заведение.
В 1887 в с. Еммануилово была открыта церковно-приход. одноклассная смешанная школа.
К 1890 на стекольном заводе Е.Д.Нарышкина в пос. Старостекольный работало 22 чел. и производилась питейная посуда (бутылки); предприятие находилось в аренде у мещ. Серкина Семена Александровича, и его валовой доход составлял 4.000 руб. (см. Старостекольный).
К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в с. Эммануиловка (Засечинка тож) Шаморгской волости Шацкого уезда насчитыв. 134 двора, в к-рых проживало 436 душ муж. и 549 жен. пола; имелись Сергиевская церковь, церковно-приход. попечительство и церковно-приход. одноклассная смешанная школа. Рр. Выша и Известь. Леса г. Нарышкина. Жители имели по 3 дес. земли душевого надела и занимались земледелием и отхожим промыслом – выделкой овчин.
Сергиевская церковь с. Эммануиловка была деревянной, теплой, с 1 престолом – во имя св. прп. Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). В причте Сергиевского храма по штату состояли 1 свящ. и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 2 дес. усадебной и 36 дес. пахотной земли, последняя в 1,5 верстах от церкви. Причт получал казенное жалование: свящ. – 300 руб., и псаломщ. – 100 руб. Земля давала годового дохода по 2 руб. 66 коп. с дес. Братский годовой доход составлял от 320 до 400 руб. Причтовый капитал 1120 руб. Церковный капитал 650 руб. Дома у причта были собственные. В состав прихода Сергиевской церкви с. Эммануиловка, помимо самого села, входили близлежащие дд. Важная (34 двора), Марьинка (34 двора) и Жданная (24 двора).
В 1918 – 1958 с. Эммануиловка являлось администр. центром сельск. совета. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 04.01.1923 Шацкий уезд с с. Эммануиловка был передан в состав Рязанской губ.; 20.02.1924 он был преобразован в Сасовский уезд. 31.08.1925 была упразднена Шаморгская волость, и с. Эммануиловка было включено в состав укрупненной Конобеевской волости. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Эммануиловка вошло в состав Шацкого р-на Московской обл. В 1930 в с. Эммануиловка была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создан колхоз. В том же 1930 была закрыта сельск. Сергиевская церковь.
26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шацкий р-н с с. Эммануиловка. К 1940 с. Эммануиловка состояло в составе Шацкого р-на Рязанской обл.; в селе имелись нач. школа, клуб; действовал колхоз. В нач. школе с. Эммануиловка (зав. Семен Иосельевич Яковлев) работало 2 учит. и обучалось 66 учащ. (1937). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.03.1944 с. Эммануиловка было передано в состав новообразованного Конобеевского р-на. В 1945 верующим было возвращено здание Сергиевской церкви с. Эммануиловка, в к-рой возобновились богослужения. В 1947 свящ. Василием Яковлевым в Сергиевский храм была перенесена сохраненная им местночтимая Вышенская икона Божией Матери (список Казанской иконы Божией Матери). 05.04.1956 Конобеевский р-н был ликвидирован, а его террит., включая с. Эммануиловка, снова вошла в состав Шацкого р-на. К 1980 в с. Эммануиловка проживало 210 чел.
С 1972 настоятелем Сергиевского храма с Эммануиловка является свящ. Георгий Дмитриевич Глазунов (род. 1942), уроженец с. Новософьино Шацкого р-на, женатый на племяннице владыки Симона (Новикова; 1928+2006), митроп. Рязанского и Касимовского. Деятельность от. Георгия в 1970-е – 1980-е способствовала превращению Сергиевской церкви с. Эммануиловка в настоящий центр духовности не только Шацкого р-на, но и всего Рязанского края. Сюда, в гости к от. Георгию, приезжали преподаватели и учащ. московских духовных училищ. Среди них будущие архиеп.: Алексий (Фролов) Костромской и Галицкий, Иона (Карпухин) Астраханский, Евгений (Решетников) Верейский, еписк. Феофан (Ашурков) Ставропольский, архиманд. Наум (Байбородин), Рафаил (Карелин), Кирилл (Павлов), Авель (Македонов), схиигум. Иероним (Верендякин), и др. Часть приезжавших в с. Эммануиловка в 1970-х – 1980-х священнослужителей приобрели там и в ближайших селах в собственность дома и продолжали посещать эти места вплоть до 2000-х. Протоиерей Георгий Глазунов рассказывал о совместном времяпрепровождении во время этих визитов: «Они делали слайды о нашей жизни тут, фотографировали, потом у себя уже делали слайды и привозили в зимнее время на рождественские каникулы, здесь показывали. Это было очень интересно, целый кинофильм. Они прислуживали у владыки Питирима (Нечаева). А тогда митрополит Питирим заведовал отделом издательским, и у него была всякая аппаратура, они брали оттуда хорошие фотоаппараты, делали на уровне хорошем. И вот так мы общались: чаи пили, купались, даже в футбол играли иногда. Потом ездили на речку, посещали вот этих Матрону, Анисью, Агафью (Петриных, в с. Польное Ялтуново). Потом посещали блаженную, или как мы ее юродивой звали, Наталью в Новоселках много раз».
Наиболее заметным плодом деятельности этого православного центра стала подготовка к канонизации преосвящ. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Его причисление к лику святых готовилось с 1974 под покровительством архиманд. Кирилла (Павлова) и при непосредственном участии от. Георгия Глазунова, а также бывавших в с. Эммануиловка известных лаврских богословов – архимандр. Георгия (Тертышникова), Елевферия (Диденко) и игум. Марка (Лозинского), к-рым удалось разыскать мощи святителя на террит. быв. Вышенской Успенской пустыни, где в то время находилась психиатрич. больница, и перевезти их в Троице-Сергиевскую лавру.
Летом 1973 от. Георгий вместе с прибывшими к нему в гости из академии монахами, игум. Марком (Лозинским), иеромон. Елевферием (Диденко) и иеромон. Георгием (Тертышниковым), решили отслужить панихиду по свт. Феофану на месте его захоронения, в Казанском храме Вышенской пустыни. В то время в быв. храме размещался больничный склад. «Картина была грустная, – вспоминал от. Георгий, – выбитые окна, на полу в куче – дрова, бочки, кровати – везде царил хаос, и в этом хаосе был погребен святитель Феофан». Им, воспитанным в стенах древней Троице-Сергиевской лавры, скорбно было смотреть на такое поругание, и они задались целью вывезти останки свт. Феофана из места, столь оскверненного. В 1974, при содействии кладовщицы, от. Георгий с товарищами снова прошли в храм, отыскали склеп святителя и очистили его от мусора, после чего обрели разломанный на части гроб. «Голова святителя Феофана была разбита на три части, – рассказывал отец Георгий, – наверное, чем-то тяжелым ударили. Мы перебрали все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром и, на удивление, собрали абсолютно все. Там же, в склепе, обнаружили Евангелие свт. Феофана, кусочки облачения». Все собрали и привезли сначала к от. Георгию в с. Эммануиловка, а потом отправили в Троице-Сергиевскую лавру. Останки благословили поместить в нижнем храме Всех Святых, что под Успенским собором.
В 1985 руководство психиатрич. больницы разрешило от. Георгию вывезти надгробие святителя. Весила эта мраморная плита больше 6 т; только с помощью военной машины с лебедкою и железного листа удалось перевезли его в с. Эммануиловка и поставить в церковной ограде, напротив алтаря. В тот же день к Сергиевской церкви перевезли памятник, установленный некогда над могилой архиманд. Аркадия (Честонова), а в то время смещенный со своего места, небрежно валявшийся и забросанный землею. Спустя некоторое время, ночью, тайно, вскрыли склеп на месте захоронения архиманд. Аркадия и обрели гроб и тело, обернутое в мантию. Все находилось в воде. Сделали новый гроб, в к-рый поместили останки настоятеля вместе со старым гробом, и перезахоронили за алтарем Сергиевского храма. Памятник же, ранее перевезенный, поставили над этой могилой.
В 1988, в год тысячелетия Крещения Руси, свт. Феофан Затворник Вышенский был канонизирован: трудами архиманд. Георгия (Тертышникова), к-рый подготовил материалы к его прославлению. В том же 1988 к Сергиевскому храму с. Эммануиловка был пристроен придел в честь свт. Феофана Затворника, и его мощи перенесли из Троице-Сергиевской лавры вначале в г. Рязань, а затем, 8 июля 1988, в Сергиевский храм с. Эммануиловка. Здесь они хранились вплоть до 29 июня 2002, когда Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея России, возглавил торжественное перенесение мощей свт. Феофана из Сергиевского храма с. Эммануиловка в возрожденный Вышенский Успенский монастырь, где они покоятся с тех пор.
По данным на 2019/20 в с. Эммануиловка учреждений и предприятий не имеется.
Достопримечательности:
• Храм св. прп. Сергия Радонежского (Сергиевская церковь); построен в 1860 г. на средства помещ. действит. тайного советника Е.Д.Нарышкина.
• Часовня и св. источник в честь свт. Феофана Затворника Вышенского; оборудованы на берегу пруда вблизи Сергиевского храма.
Свидетельство о публикации №224091101721