Литературный обзор. Для чего?
Любая научно-исследовательская работа большая или маленькая начинается с выбора темы и с поиска достоверных первоисточников, позволяющих приоткрыть степень изученности вопросов, которые эта тема включает. Начинающий исследователь самостоятельно не может ориентироваться в потоке информации, открывающейся по набору слов, вписанных им в поисковую систему. Отделить достоверный первоисточник от многократно переписанных с него копий, каждая из которых накапливает ошибки всех "авторов", помогает ему научный руководитель, по своей профессиональной компетенции обязанный свободно ориентироваться в теме исследования. Насколько компетентен такой руководитель зависит от организации, в которой он служит и внутренней политики этой организации, осуществляющей отбор людей для заполнения штатных единиц. У каждого вуза своя планка допуска для того, чтобы конкретный человек получил право руководить процессом, что определяет качество научно-исследовательской работы.
Набор достоверных первоисточников проведён. Что делать дальше? Читать один за другим, пытаться понять язык авторов. У каждого автора язык изложения особенный и зачастую трудно понимаемый. Не стоит расстраиваться, если текст понятен частично. Даже самый опытный учёный не в состоянии полностью понять то, что описывает другой. Если в текстах есть другая информация по мимо текста - таблицы, диаграммы, фотографии, иллюстрации и пр., то их следует рассмотреть повнимательнее. Именно они заключают в себя факты - результаты научного исследования, проведённого до вас. Всё остальное - это лишь одна из версий их интерпретации. Интерпретация эта зависит от модели восприятия фактов. Учёные из разных научных школ увидят разное в одних и тех же фактах. Каждый их них сможет использовать факты для перепроверки своих собственных, полученных в ходе сбора научного материала и обработки экспериментальных данных статистическими или математическими методами.
Обзор литературы, несмотря на то, что его место в письменной научно-исследовательской работе впереди сразу же после введения, и постановки решаемых задач, пишется после того, как фактические результаты получены и оформлены в формате представления - таблицы, диаграммы, фотографии, иллюстрации и пр.
В обзор литературы включаются только те первоисточники, которые оказались необходимыми для заочного обсуждения результатов. Без такого обсуждения учёный не сможет понять новизну своих результатов и степень их значимости. А также не сможет чётко сформулировать цель исследования и решаемые задачи. Так, что и раздел "Введение" учёный сможет написать только после всего прочего.
Любой текст и научный, и литературный начинается с раздела "Введение", пусть даже нет там этого слова, но оно пишется всегда в последнюю очередь, ведь только после представления, обсуждения и анализа результатов автору открывается суть того, что он получил.
Задействованные в литературном обзоре первоисточники оформляются в список, согласно их библиографическому описанию. В это описание включена подробная информация об источнике: кто и когда его написал или издал; название; город; издательство, если оно есть; номер дела и листа, если это архивный документ; электронный адрес и пр. Это для того, чтобы читающий смог бы найти этот самый источник и воспользоваться информацией из него.
Светлана Федорова, Казань, 11 сентября 2024 г.
Свидетельство о публикации №224091101785