Вечер на чердаке

Солнце закатилось за лес, небо потемнело и расцвело бледными звёздочками. Чёрные ёлки, словно вырезанные из чёрного картона, глубокими дырами виднелись на зеленоватом небосклоне запада.

Жизнь затихла, люди разошлись по верандам, есть поздние ужины, пить чаи и смотреть телевизоры.

В ивовых кустах пробовал свой голос солист этого вечера: соловей. В его песнях было и это небо, и ручьи в лесу, и запах ночных трав, и приглушённые крики телевизоров.

Глупое занятие – смотреть телевизор. Пустое. Скучное. Как съесть конфету за чаем: минуту сладко во рту, а потом снова пустота в животе, и лишь мысли о том, какая хорошая конфетка попалась.

Вот так постоишь на крыльце, посмотришь на это безобразие и «торжество лености ума», вздохнёшь и уйдёшь в темноту дома.

Для всех ты пропал. Тебя поглотило тёмное чрево молчаливой махины. Она пялится в темноту чёрными окнами, сыто вздыхает и лишь посверкивает единственным окошком в крыше.

Для всех ты исчез. И все тоже исчезли для тебя. Потому что тут, под крышей, остывающей от дневного жара, на невысоком просторном чердаке с балками, на которых подвешен гамак, сушатся травы и проселитрованные газеты для дымовых шашек, живёт чудо. В этой маленькой комнатке с черновым полом и крохотной яркой лампочкой в самодельном абажуре из цветной бумаги, в этом самом безлюдном уголке дома стоят кресло с мягким вязаным пледом, табуретка, приспособленная под стол. На стобуретке чашка с чаем и сухарики с изюмом, а на кресле лежит книга с плетёной закладкой. Закладка придерживает сюжет истории на самом интересном месте. Она как последний воин из великой армии отражает натиск… неврага. Как последняя доска в плотине сдерживает поток событий, чувств, переживаний. Верный слуга, дающий тебе несколько минут на то, чтобы спуститься вниз, встретить гостей и поставить чайник кипятиться.

Ты опускаешься в кресло, теребишь книгу в руках. Обложка приятна, маняща, новая или потёртая – не важно! Ты не решаешься начинать. Из солидарности к своим единомышленникам. Вот и они, убравшие свои велосипеды под навес, налившие себе чай в кружки, топают по крутой лестнице, стараясь не разлить чай, не уронить книги и не сломать себе шеи, сверзившись с лестницы.

Вот они, Гиганты Духа, Поклонники Мысли. Величественные служители художественной литературы. Вы не видите в них величия? Должно быть, вас обманывают прямые (или кудрявые) волосы всевозможных расцветок, обыкновенные футболки, шорты, сарафаны, самые обычные носы, губы, глаза: карие, серые, зелёные, голубые, с крапинками… внешность их не так важна.

 Важно то, что эти двое пришли к тебе, чтобы в тишине почитать любимые книги, поболтать со своими любимчиками, сотканными из слов, чтобы поговорить с тобой, поделиться переживаниями и волнениями, подать валерьянку в случае неожиданного поворота книжных событий.

Их величие в том, что они не пошли как коровы пережёвывать жвачку новостей и сериальчиков, потокам вырывающихся из мерцающих проёмов телевизоров. Нет, они гнали на велосипедах к тебе, пыхтя поднимались по лестницам, проявляя чудеся акробатики, они делали это ради книг… и тебя.

Один садится в гору подушек, наваленных в углу и скреплённых для верности флисовым пледом, другой устраивается в гамаке, ты забираешься с ногами в кресло, и повисает тишина.

В распахнутое окно влетают комары. Они звенят по комнате, но вскоре падают, сражённые дымом от курящихся спиралек, расставленных по чердаку в странных местах.

- Ну как же так!... – раздаётся возглас одного из вас, и все другие бросаются к товарищу. Ситуация перечитывается, объясняется, обсуждается, разбирается на мельчайшие составляющие и собирается вновь уже понятная… или ещё больше запутавшаяся.

Время царить вокруг, но обходит стороной ваш храм тишины, но отнюдь не покоя.

- Изба-читальня, на дворе полночь. Спать собираетесь? - заглядывает кто-нибудь старший.

Вы вскидываете головы, дружно говорите «угу». И снова углубляетесь в книги, дочитываете последние абзацы и отправляетесь по кроватям.

Соловей поёт в кустах. В его пении ночь, покой, луна и звёзды. А на небольшом тёмном чердаке, в котором властвуют голодные комары, на кресле, подушках, в гамаке лежат книги и ждут вас, чтобы снова наполнять глаза рябью, мозг - размышлением, душу – волнением, сердце – сладкой тоской по приключениям.


Рецензии
Так здорово, изба - читальня в 21 веке...
И как то хорошо и образно написано, как будто начинаю чувствовать запах чердачных балок и досок,
слышать скрип ступеней, шорох ветра за тонкими скатами крыши и стенами , песнь печального и вечно голодного комара, шелест страниц и голоса жарких дискуссий...
Наверно сказывается то, что сам не привык кормиться жвачкой через окошко телеэкрана, а привык читать, думать и писать... Слушать дождь, тихонько присевши у чердачного окна
И разговаривать с людьми, решать вместе простые и сложные вопросы, взывать к разуму, раскладывать что то по полочкам и показывать другим
как на самом деле это лежит...
И верить в будущее человечества, создающееся теми, кто способен мыслить на этих наших уютных и любимых чердаках...

Ти Ай   21.01.2025 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Приятно видеть, что написанное не проходит мимо людей, вызывает чувства.
Да, читать вместе с хорошими людьми хорошие книги, обсуждать их, решать какие-то вопросы - всё это моя светлая и, надеюсь, достижимая мечта.

Анна Стеф   24.01.2025 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.