Спиритизм в представлении Достоевского

из книги "Нет ничего тайного под небом"


Предоставим слово известному духоведу и писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому. В спиритологи он не рвётся, скромничает, но в духоведении толк знает.
О своём понимании спиритизма Достоевский рассказал в книге «Дневник писателя», в двух главах за 1876 год. Начнём с главы II, она называется:
II. Спиритизм. Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти

Автор выбрал ключевые мысли из книги Достоевского, и там, где нашёл нужным, вставил свои комментарии:
«…такая смешная тема, и, главное, она в моде: это – черти, тема о чертях, о спиритизме…
…Да у нас ли не найдётся чертей! …Подымаются голоса пастырей, и те даже самой науке советуют не связываться с волшебством, не исследовать «волшебство сие».
…Ужасно много людей, не верующих в Бога, верят, однако же, чёрту с удовольствием и готовностью…
…Дело в том, что я защищаю чертей: на этот раз на них нападают безвинно и считают их дураками. Не беспокойтесь, они своё дело знают; это-то я  и хочу доказать…
…Во-первых пишут, что духи глупы (то есть черти, нечистая сила; какие же тут могут быть другие духи, кроме чертей)… Так судить – чрезвычайная ошибка…
…Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на дармовщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении…
Настанет скука и тоска: всё сделано и нечего более делать, всё известно и нечего более узнавать…
«..Нет, черти такой важной политической ошибки не сделают. Политики они глубокие и идут к цели самым тонким и здравым путём (опять-таки, если в самом деле тут черти!).
Идея их царства – раздор, то есть на раздоре они хотят основать его. Для чего же им раздор именно тут понадобится? А как же: взять уже то, что раздор страшная сила и сам по себе; раздор, после долгой усобицы, доводит людей до нелепости, до затмения и извращения ума и чувств…».

Синонимы слова «раздор» – разногласие, ссора, усобица, смута, взаимная борьба, вражда. Теперь уже у Достоевского не красота, а раздор – страшная сила, доводящая людей «до нелепости, до затмения и извращения ума и чувств». До безумия, одним словом.
…Но главное в том, что черти превосходно знают всемирную историю и особенно помнят всё, что на раздоре было основано…О, разумеется, черти в конце концов возьмут своё… А раздор ли не занятие для людей?
Знание всемирной истории у духов от их долгой жизни: они сотворены Богом ещё до сотворения человека, и знают всё о людях, и прошлое их, и настоящее. Мятежные ангелы (их Достоевский называет чертями и бесами) ныне обитают в пределах Земшара, среди людей, и хорошо знают всё, что делают люди – доброе и плохое. А раздоры среди людей (ох как прав Фёдор Михайлович!) – это действительно стало любимым занятием всего «прогрессивного» человечества.

…Теперь проследите, как черти у нас вводят раздор и, так сказать, с первого шагу начинают у нас спиритизм с раздора. Как раз этому способствует наше мечущееся время….
"…черти начинают с краю, возбуждают любопытство, но сбивают, а не разъясняют, путают и явно смеются в глаза…".
"…Мистические идеи любят преследование, они им созидаются".
"…О, черти знают силу запрещённого верования, и, может быть, они уже много веков ждали человечество, когда оно споткнётся о столы (имеется в виду спиритизм – А.К.). Ими, конечно, управляет какой-нибудь огромный нечистый дух, страшной силы и поумнее Мефистофеля, прославившего Гёте, по уверению Я.П. Полонского….».

У бесов есть предводитель. В Библии он называется Сатана-Дьявол, что в переводе с греческого означает Противник-Лжец. Не будем увлекаться иностранными словами – назовём «духа страшной силы» по-русски – Главбес.
«…если взглянуть на спиритизм как на нечто, несущее в себе как бы новую веру (а почти все, даже самые трезвые из спиритов наклонны капельку к такому взгляду), то кое-что из выше изложенного могло бы быть принято и не в шутку…».
Какие там шутки, Фёдор Михайлович! В середине XIX столетия, во Франции и в Европе, спиритизм утверждается как религиозно-философская доктрина, созданная Аланом Кардеком. Во вступлении к «Книге духов» Кардек заявил, что вводит новый термин «спиритизм» для обозначения своей доктрины, поскольку «новые понятия требуют новых названий».
"…А кричать друг на друга, позорить и изгонять друг друга за спиритизм, из общества – это, по-моему, значит лишь укреплять и распространять идею спиритизма в самом дурном её смысле. Это начало нетерпимости и преследования. Чертям того и надо!".

III. Опять только одно словцо о спиритизме
«…я был ещё в феврале на этом спиритском сеансе, с «настоящим» медиумом - сеансе, который произвёл на меня довольно сильное впечатление…
…один человек, суждением которого я глубоко дорожу, выслушав, спросил меня, намерен ли я описать это в «Дневнике»? Я ответил, что ещё не знаю. И вдруг он заметил: «Не пишите»…
…Стало быть, подметил же в моём рассказе этот человек, ненавидящий спиритизм, нечто как бы благоприятное спиритизму, несмотря на всё моё отрицание…
…я думаю, что кто захочет уверовать в спиритизм, того ничем не остановишь, ни лекциями, ни даже целыми комиссиями, а неверующего, если только он вполне не желает поверить, – ничем не соблазнишь…
…Но после того замечательного сеанса я вдруг догадался или, лучше вдруг узнал, что я мало того что не верю в спиритизм, но, кроме того, и вполне не желаю верить, – так что никакие доказательства меня уже не поколеблют более никогда…».

Особенный закон человеческой природы
Пожалуй, признание Достоевского о «невольных мыслях», записанное ниже, равно как и признания других литераторов, потребовало от писателей (при наличии скромности) определённого мужества. Известные и великие на пике своей славы не любят признаваться…ни в чём. Всё моё, я везде прав, всё я сотворил…я – гений…А вот Достоевский, Лесков,Бунин, другие литераторы – смогли. При всём моём уважении…

Цитата из «Дневника писателя»:
«…Тут мерещится мне какой-то особенный закон человеческой природы, общий всем и касающийся именно веры и неверия вообще. Мне как-то выяснилось тогда, именно  через опыт, именно через этот сеанс, в данный момент, совершенно помимо вашей воли и согласно с вашим тайным желанием…Равно, вероятно, и вера. Вот об этом-то я и хотел сказать».

Интересная мысль прояснилась у Достоевского во время спиритического сеанса – «какой-то особенный закон человеческой природы». Суть в том, что мысль приходит в голову «помимо вашей воли и согласно с вашим тайным желанием». В своих выводах Фёдор Михайлович не одинок. У Бунина в «Дневниках» записана сходная мысль: «…мы не вольны в наших мыслях»…Правда, глубже Иван Алексеевич не вникал – что, откуда, зачем и почему, но и за сказанное спасибо.
Из своей жизни автор мог бы вспомнить не один десяток случаев, когда в голову приходили неожиданные мысли, чаще дурные, и совершались дурные поступки, противные моей натуре, как будто бы по чужой воле, о которых я потом сожалел…И удивлялся, как я мог «такое» сделать? Или мелькала такая досадная мысль: «Чёрт меня дёрнул на этот «подвиг»… А ведь тогда я был близок к истине!

 Сегодня же, в моём представлении «особенный закон», пусть и поздно, сложился так:
«Мы часто бываем не вольны в наших мыслях и в наших поступках, когда испытываем влияние не всегда добрых духов».

Полагаю, что духовед Достоевский одобрил бы сию формулировку. Это как раз тот случай, когда мир в моём представлении совпал с миром в представлении Достоевского.

Синдром Достоевского – так и назовём исследуемый нами закон, выведенный эмпирически. И это будет справедливо – писатель и духовед первым (из российского писательского сообщества) подытожил и преобразовал свои наблюдения в «особенный закон человеческой природы». Но самые первые советы, предостерегающие христиан от самоуверенности и от общения с нечистыми духами, были записаны ещё в Евангелии 2000 лет тому назад. Вот один из них, от апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петра 5:8).

И ещё у некоторых литераторов автор встречал признания, когда возникают подобные мысли, как будто не рождённые своей головой, а приходящие со стороны…

Чьи это голоса? Откуда? От кого? Из воздуха, что ли? «Ночной зефир струит эфир…», как сказал поэт. Видимо, и Пушкин улавливал какие-то парящие в воздухе идеи. Но ведь мысли живые, и это значит, что приходят они от живого мыслящего существа…И если они невольные, то чья воля вправляет эти мысли в чужие мозги?

Нынче в науке, литературе и в искусстве развелось много гениев-самовыдвиженцев. Эти ребята уверены – их гениальные мысли рождаются в их гениальных головах. Они «такие» от рождения, а таланты у них – от Бога. О-о, если бы знали они, кто им вправляет мысли в их гениальные мозги! Пусть их…качаются в гамаке славы…пока…

И конечно же, к месту будут заключительные строки Достоевского: «…никого у нас не разуверишь и ничего не докажешь, если уже люди повреждены…».

«…Одним словом, спиритизм – без сомнения, великое, чрезвычайное и глупейшее заблуждение, блудное учение и тьма, но беда в том, что не так просто всё это, может быть, происходит за столом, как предписывает верить комиссия (под руководством Менделеева), и нельзя тоже всех спиритов сплошь, обозвать рохлями и глупцами…

…надо бы было принять во внимание мистическое значение спиритизма, эту вреднейшую вещь, какая только может быть…».

Фёдор Михайлович назвал спиритизм и другие вещи своими именами. Кому верить и что делать - выбор за читателем.


Рецензии
🟢 Здравствуйте, Александр! Нечто подобное:
http://proza.ru/2022/05/31/32

Райя Снегирева   11.12.2024 19:50     Заявить о нарушении