Путешествие из Минска в Санкт-Петербург
Завершилось очередное небольшое путешествие. Время подвести итоги.
Россия велика, страшна и непостижима.
Великая в своей простоте, безалаберности и игнорировании обычных бытовых проблем.
Легкий налет цивилизации то и дело зарастает высокой травой и кустами. Это видно вдоль всех дорог.
Поездка из Минска в Санкт-Петербург занимает около 12 часов. Дорога на многих участках ремонтируется, что существенно замедляет передвижение. Казалось бы, около 900 км должны быть преодолены часов за 9 – 10. Обратный путь вообще растянулся на 14 часов.
Россия очень отличается от Беларуси. Это не плохо, не хорошо. Это просто факт. Медведи, конечно, не ходят по улицам городов. По крайней мере тех, где был я. Но множество мелочей бросается в глаза, и ты невольно говоришь сам себе «а у нас иначе».
Я был и в России и в Петербурге не впервые, но каждый раз страна удивляет. Как минимум своей бесконечностью. Здесь легко потеряться в прямом и переносном смысле.
Практически весь путь по Псковской и Ленинградской области – сплошная стена леса по обе стороны дороги.
Я был во всех областных центрах Беларуси и где-то в трети районных центров. Они другие. Если едешь на поезде по Беларуси, а рядом оказываются попутчики россияне, они часто удивляются порядку на железнодорожных станциях. Причем речь идет обычно не о каких-то изысках, а просто о том, что не валяется мусор и пострижена трава (не газон, а просто трава). Я часто слышал эти удивленные восклицания глядящих в окно поезда российских пенсионеров. В свое время на протяжении 8 лет я каждую неделю ездил на международных поездах по Беларуси.
Вернемся к автомобильной поездке из Минска в Петербург, а ведь так мог ехать и Радищев, если бы на его пути не встала Москва.
Все начинается с границы. По пути в Россию никогда не понятно, будут ли тебя проверять. Когда едешь на поезде, иногда проверяют просто наличие паспорта и его цвет. Пограничник пробегает по вагону и смотрит на вытянутые руки с паспортами, не заглядывая внутрь документов. Иногда вообще никто ничего не смотрит. Точно так же бывает на сухопутной границе при движении на автомобиле. Один раз документы проверяют, а другой вообще нет никаких зданий и сооружений на границе, и ты просто проезжаешь не останавливаясь. А о том, что ты уже в другой стране говорит только сообщение мобильного оператора, который пишет тебе, что ты уже дома или наоборот выехал в роуминг.
Когда-то я проезжал границу с Россией впервые. Первое, что я увидел – пограничник, выкинувший недокуренную сигарету из окна «будки» на асфальт перед моей машиной. И тут снова говоришь себе «а у нас иначе». Как минимум во время несения службы пограничники у нас не курят. Пограничники бдят.
Да и пространство вокруг таможни обычно вымощено плиткой или асфальтом. Конечно, длина границ Беларуси всего 3617 км, а России (как говорит интернет) более 60 000 км по суше, более 38 000 км по морю, а еще кусок по рекам и озерам. Асфальта и плитки на все границы не напасешься это понятно.
Незадолго до границы вдоль дороги появляется борщевик. В Беларуси его все же мало. На юге страны я не видел его никогда, только на границе с Украиной. На севере я встречал борщевик в районе болота Ельня и отдельные очаги в Витебской области (эксперты могут здесь поспорить, но я высказываю здесь свое субъективное мнение из многочисленных поездок). Сразу после пересечения границы Россия встречает зарослями этой некогда кормовой культуры, вышедшей из-под контроля. Это конечно не бесконечные поля, но сложно найти кусок земли, где бы не встретилась небольшая полянка борщевика или хотя бы несколько особей. «А у нас иначе», - снова мелькает в голове. У нас надо еще поискать его. А потом пытаешься оправдать своих соседей, снова списывая все на необъятность территории, за которой сложно следить и поддерживать в порядке.
Вдоль любой трассы Беларуси никогда нет зарослей травы. Если нет сетки от животных, то всегда можно остановиться на обочине, спуститься в поле, лес, сходить, в конце концов, по малой нужде. Обочина Псковской области встречала нас травой по пояс, борщевиком и непроходимой стеной леса. От одного взгляда туда, кажется, что тебя съедят или клещи или медведи. А в лучшем случае углубившись в лес хотя бы на метр, ты навсегда заблудишься в нем. (Стоит оговориться, что в километрах пятидесяти – ста от Питера, там, где ремонтируют трассу, обочина более культурна и засажена молоденьким, редким газоном).
Когда часами едешь вдоль этой стены леса, невольно приходит мысль – а где же перенаселение планеты, о котором порой так модно говорить. Где все люди-то?
Вдоль трассы много заброшенной недвижимости. Некоторые объекты по виду напоминают бывшие милицейские посты, некоторые недостроенные объекты придорожного сервиса и заправки. Есть и традиционные стереотипные русские дома с покосившейся дырявой крышей. Много домов. Мало целых крыш.
С домами то все понятно – люди умерли, они никому не надо и приходят в негодность. Но инфраструктурные объекты, которые могли быть источником прибыли для бизнеса и оазисами для проезжающих машин, массово никому не нужны. При этом изобилия магазинов и заправок на пути из Минска в Петербург нет и близко. Можно сказать «это же не столица», но и по пути из Минска в Москву история такая же. И здесь, чтобы оправдать россиян думаешь «ну ведь площадь-то 17 млн километров», а Беларусь всего 207 тысяч километров. Оправдание слабое, но пока примем его за основную версию массовой заброшенности объектов в потенциально прибыльных местах. Кстати на действующих заправках и придорожных кемпингах, как и на границе, тоже чаще всего нет асфальта или он очень точечный. Само дорожное полотно трассы, к слову, неплохое.
На всем пути по Российской территории я встретил лишь 4 пасущиеся коровы, которые снова заставили меня сказать себе «а у нас иначе». Редкие среди леса, но уходящие до горизонта поля вселяли надежду на большие урожаи. Несбыточную надежду. Мне не удалось увидеть ни одного обработанного поля. Заметно, что там лишь диким образом растет трава, а поля давно не знали крестьянской руки. Кое-где лежат неубранные тюки прошлогодней или позапрошлогодней соломы и сена, давно почерневшие и вросшие в траву этого года. Скосили, положили, а убрать забыли. Или стало не надо. Или нашли траву вкуснее. Или поля годами стоят под паром, что можно позволить себе благодаря огромным территориям. Не знаю. Но мне было грустно. Было бы веселее, если бы перенаселение все же было, вокруг шумела жизнь и на полях паслись стада коров. Иначе чувствуешь себя как на земле до начала времен, где шанс встретить себе подобных еще очень мал, а земля дикое и страшное место, кишащее хищниками. Собственно, глядя на эти необработанные просторы понимаешь, что здесь мир так же суров, как и несколько веков назад, а цивилизация, отвоевавшая себе клочки городов, сюда не дойдет, возможно, никогда.
Единственное напоминание об этой цивилизации – камеры, контролирующие скорость. Это единственное, в чем нет недостатка на российских дорогах. Непонятно, конечно, зачем их так много вдали от населенных пунктов. Но постоянно встречаешь знаки, предупреждающие о фотофиксации. Наверное, это аналог морских маяков, подсказывающих, что ты не сбился с пути. Когда-нибудь вокруг них возникнут города, а леса с хищными монстрами отступят немного назад, испугавшись объективов.
И последнее, что бросается в глаза на дороге – сваленный лес. По его цвету, как и по тюкам соломы, видно, что ровные горы бревен лежат вдоль дорог не один год. Тоже забыты? Или не нужны? И вроде бы сегодня древесина стоит дорого во всем мире. Но здесь на бескрайних просторах можно позволить, чтобы она просто лежала под открытым небом. А у нас иначе.
Среди всей этой неустроенности, наконец, возникает город-герой. Современный, яркий, питаемый тысячами километров высоковольтных линий, освещенный в ночи миллионами ламп – Санкт-Петербург. Про него много написано и рассказано. Вряд ли я скажу что-то новое.
Город, безусловно, впечатляет. Впечатляет сочетанием старины и современности. Кажется, что здесь есть всё: архитектура, как в Будапеште и Вене; каналы, как в Амстердаме и Венеции; дыхание древности, как в Риме и Афинах; небоскребы, как в Сингапуре; обилие парков, как в Австралии; торговые центры, как в Москве; море, как на курорте.
Но и здесь мой придирчивый взгляд разглядел курящих на посту полицейских, а нос постоянно ловил запахи канализации по всему городу.
Здесь стоит задать два извечных вопроса – что делать и кто виноват?
Делать мы чаще всего ничего не хотим, а виновных ищем более радостно. Думаю, нет золотого рецепта, как дать всем всеобщую благодать и навести порядок. В пути я думал, «а если бы здесь были, например, китайцы». Поменялось бы ситуация? Был бы везде порядок? Не факт.
Россияне не виноваты. История все расставит по местам. У американцев (по словам Маргарет Тэтчер) бремя нести и защищать демократию по всему миру. У россиян же, по моему мнению, бремя белого человека состоит в том, чтобы обладать огромными территориями и природными богатствами и не смочь ими воспользоваться, стоять по шею в воде и умирать от жажды, не желая склонить голову.
Наверное, все это мелочи, которым мы уделяем незаслуженно много внимания. Ведь очередная поездка в Петербург позволила отдохнуть, увидеть много красивого, скрывающегося на обратной стороне всех минусов, недоделок и неорганизованности.
Узкие каналы, широкая Нева, толпы туристов, разводные мосты и бессонные ночи, дворцы и парки времен Петра Великого, музеи и головокружительный Эрмитаж – все это стирает изъяны длинного пути в Северную столицу.
Просто хотелось поворчать.
9.11.2024
22:52
Брест
Свидетельство о публикации №224091101834