Некоторые итоги внедрения оптимальной нормативной
НОРМАТИВНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ШКАЛЫ
Проблема повышения эффективности управления познавательной деятельностью обучаемых (учащиеся, студенты, курсанты, слушатели) в значительной мере связана с эффективностью контроля за процессом усвоения знаний и других компонент (умения, навыки, качества, способности…). Вопрос разработки и внедрения эффективной системы контроля качества знаний обучаемых до настоящего времени не имеет удовлетворительного решения и остается одной из актуальных проблем дидактики высшей школы. Однако как показывает анализ теоретических и экспериментальных работ, проведенных в отдельных вузах Р Уз (ТХТИ, ВТШП, ТАДИ, ГиГД ТашГТУ и др.)[1, 2], внедрение нормативного рейтинга, как современной системы контроля качества знаний студентов, может стать эффективным решением этой весьма актуальной дидактической проблемы. Рассматриваемый нами нормативный рейтинг построен на принципе непрерывного контроля и самоконтроля качества, приобретаемых студентами знаний и умений по каждой изучаемой дисциплине. Как психолого-педагогическая система нормативный рейтинг нацелен на решение следующих психолого-педагогических задач:
• повышение объективности, точности и надежности оценки знаний и умений каждого студента;
• активизация учебно-творческой деятельности студентов:
• стимулирование развития позитивных личностных качеств студентов (волевых, моральных, познавательных, интеллектуальных и др.);
• стимулирование развития творческих способностей и профессиональных потребностей у студентов;
• формирование и непрерывное развитие повышенных мотивов и интересов в приобретении прочных и глубоких профессиональных и гуманитарных знаний.
В основе разработанного нами нормативного рейтинга лежит дидактический принцип многообразия видов учебно-творческой деятельности: выполнение устных и письменных работ, аудиторных и самостоятельных работ, учебных и творческих работ, аналитических и графических работ и т.д. В структуру нормативного рейтинга заложены психологические механизмы активизации и стимулирования учебно-творческой деятельности, выявления и развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, формирование и развития умений и навыков по самоанализу и самоконтролю своей учебно-творческой деятельности, развитие умений по организации систематической учебно-творческой работы и другие.
Объективность, точность и надежность оценки знаний и умений студентов достигается благодаря применению единой рейтинговой шкалы с высокой дифференцирующей способностью и использованию строго рассчитанных нормативов баллов за все виды организационных, учебных и творческих работ, выполняемых студентами. Реализованная на практике рейтинг-шкала разработана на основе положений педагогики выбора и сотрудничества, которые способствуют активному формированию таких качеств у студентов, как самостоятельность, инициативность и ответственность. Составными частями нашего рейтинга являются:
• организационный учебный и творческий блоки;
• единая рейтинговая шкала и нормативы баллов за все виды работ учебно-творческой деятельности студентов по конкретной дисциплине;
• психологический и педагогический анализ учебно-творческой деятельности по данной дисциплине;
• инструкции, раскрывающие нормы качественного выполнения всех видов учебных и творческих работ;
• стандартизированные педагогические тесты, предназначенные для итоговой проверки уровня усвоения материала по данной дисциплине;
• банки индивидуальных заданий по всем видам учебных и творческих работ;
• формы рейтинговых журналов и рейтинговых ведомостей.
Практическое применение нормативного рейтинга в течение последних 10 лет показало его достаточную полезность и эффективность, т.к. все компоненты учебного процесса находятся во взаимодействии и взаимосвязи, хотя и требуется некоторый определенный период для психологической адаптации студентов к восприятию данного рейтинга. Экспериментальная проверка эффективности нормативного рейтинга в ряде вузов показала следующие результаты:
• активность, инициативность и ответственность студентов при выполнении учебно-творческих работ повысилась в среднем 1,5 – 2 раза;
• ритмичность и систематичность работы студентов значительно повысилась (по сравнению с контрольными группами, использующими поэтапный рейтинг).
• важным узловым моментом рассматриваемой нашей рейтинг-системы является совмещение и разумное сочетание ЖР (жесткий рейтинг), предусматривающего последовательное, «жесткое» прохождение всех этапов обучения; и МР ( мягкий рейтинг ), который ставит полноту прохождения ( отдельных этапов ) как выбор работ на определенную оценку, т.е. позволяет студенту ориентацию в познавательной деятельности на «собственную образовательную траекторию», что в конечно итоге воспитывает и подготавливает творческую личность, в которых так нуждается современное общество при своем непрерывном развитии.
. Современный специальный труд – труд очень сложный и требует для своего выполнения чрезвычайно высокой квалификации, поэтому смысл обучающей технологии ХХ1 века должен состоять в том, чтобы максимально способствовать развитию у студентов творческой инициативы, воспитанию у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также высокого уровня развития умственных сил, гибкости ума, умения быстро улавливать новое, адаптироваться к нему и пр.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,
2. Худоев А.Д., Абдуллаев Э.Р.Фефелов В.С. Методические указания по разработке и внедрению современного рейтинга в учебный процесс. – Ташкент: ВТШПБ, 2002..
Свидетельство о публикации №224091101869