Егэ-25 русск. сочинение по тексту демоверсии
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?». Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов. ДО 300 слов!
!!! Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ТЕКСТ демоверсии-2025.
(1)Солдаты, расположившиеся вокруг пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюнявя химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
(3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках…
(5)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (6)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
– (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? – услышал он за собой густой, добродушный бас. (8)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
– (9)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, – быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
(10)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (11)Прежде всего он был немолод. (12)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». (13)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (14)На фронт он мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем.
(15)Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием: уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
(19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не утратил своего мастерства, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
(28)В минуту опасности Ковалёв преображался. (29)В нём загорался холодный огонь ярости. (30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (32)А истратив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (33)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали…
Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком.
(14)На фронт он мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем.
(34)Среди людей часто попадаются храбрецы. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (36)Ковалёв был истинный герой. (37)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.
(38)Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. (39)Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
– (40)Наводчик – это моё настоящее дело, – говорил Ковалёв, – с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь. (41)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (42)А для командира я уже не гожусь. (43)Стар. (44)Надо молодым давать дорогу. (45)Покорнейше вас прошу.
(46)В конце концов, его оставили в покое. (47)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (48)И безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода…
(По В.П. Катаеву*) * Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист. Военный корреспондент.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку.
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–21, 23–26 оценивается 1 баллом.
Правильное выполнение заданий 8 и 22 оценивается 2 баллами.
СОЧИНЕНИЕ.
1 абзац. ВСТУПЛЕНИЕ. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция!!! Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано.
Валентин Петрович Катаев описывает впечатления о войне героя текста, мальчика Вани, который видит события на передовой и наблюдает за солдатами. Валентин Петрович понимает, что первое впечатление ребенка может быть не всегда верным, осознание правильного вывода придет позже, когда сложится верное понимание поступка или поведения персонажей текста. «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?» - проблемный вопрос, погружаясь в который писатель сам получает на него ответ через наблюдения мальчика. Многие составляют своё представление о человеке по его заслугам, однако «Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта». Думаю, мы часто воспринимаем человека по его внешнему виду, не постигаем его «настоящей», истинной глубины, пока не поймем сами по поступкам героя, что собой представляет человек. Как распознать истинную цену человеческих качеств у тех, кто становится объектом наших наблюдений? Проблема сложная, требующая умения наблюдать и анализировать поступки людей, увидеть их в сложных ситуациях и научиться принимать такими, какими они есть. Внутреннее противоречие восприятия Вани и автора впоследствии разрешается при анализе поступков Ковалева: «…у него была добродушная, сугубо гражданская внешность» - и «в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда». Автор показывает, как Ваня осознает, что «дедушка» может стать в его глазах героем: « В минуту опасности Ковалёв преображался. В нём загорался холодный огонь ярости». Автору интересно мнение ребёнка, его первые впечатления и выводы, к которым приходит маленький герой, потому что они искренни и верны.
2 абзац.
Привести 1-й пример-иллюстрацию из текста, пояснить!!! его.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика) исходного текста.
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано.
Мнение писателя и Вани совпадает в утверждении, что «Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. …Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов ». Эти чувства стали настоящим побуждением к подвигу. Маленький герой и его творец обрели единое понимание: героем можно стать, если любишь свою страну, готов жизнь отдать в борьбе за ее свободу. Мне близка их позиция, их любовь к своей стране и готовность прийти ей на помощь в минуту опасности. Автор убеждён, что его герои - настоящие бойцы, ими движет любовь к своей стране, ненависть к тем, кто посягает на её свободу.
3-й абзац. Привести 2-й пример-иллюстрацию из текста, пояснить!!! его. Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Второй иллюстрацией убеждения В.П. Катаева в том, что каждый из нас может принести пользу Родине и стране, если он находится «на своем месте», является его мысль: «Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. И безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода…» Действительно, природа одарила нас разными способностями, которые мы можем проявить лишь там, где это оптимально возможно. Писатель понимает, что мало любить свою родину, нужно обучиться профессии согласно своим способностям, чтобы оказаться в нужный момент «на своем месте», там, где нужны именно твои знания и умения. Если первый аргумент формирует у нас убеждение, что любовь к своей стране – это главное чувство, определяющее нашу позицию в жизни, то второй аргумент – это осознание того, в чем и как ты можешь принести своей стране пользу. Эти две мысли составляют основу характера, мировоззрения любого человека, настоящего гражданина. Они едины – чувство и профессионализм, создающие основу позиции каждого из нас.
4-й абзац.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. ПРИМЕР - аргумент из литературы. Дано пояснение аргументов (указать).
Позиция автора текста мне близка и понятна, потому что сегодня время требует героев, понимающих свою ответственность перед обществом. Таким я вижу героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов не спасовал, когда его, контуженного, фашисты взяли в плен, он не сдался после первого побега из концлагеря, сумел бежать из плена с важными документами, спас Ванюшку. Невероятные трудности, выпавшие на его долю, не сломили его как человека, потому что стойкость его характера состоит из веры в свои силы, любви к родной земле, умению стать ей полезным, то есть быть профессионалом в своем деле. Главное – быть убежденным, что «каждый человек хорош на своём месте».
5-й абзац. Заключение.
В.П. Катаев поднимает важную проблему – как правильно оценить человека, если внешность не всегда выражает его характер. По мнению автора, нужно посмотреть на человека искренним и чистым взглядом мальчика, соотнести чувство и проанализировать действия героя в разных ситуациях, чтобы прийти к выводу: «…каждый человек хорош на своём месте», если он любит свою Родину, если владеет своей профессией, гордится ею, не стремится на высокую должность, не гонится за чинами.
Свидетельство о публикации №224091100449