Опасный эксперимент или о мужчинах и котах

   Говорят: «новое – это хорошо забытое старое». Да, так и есть и я в этом убедилась на примере повторного просмотра фильма. Очень смутно помню, когда смотрела его в первый раз и совсем не помню впечатлений, помню только, что фильм понравился и актёр красивый. Но вдруг, через двадцать с лишним лет наткнулась на этот же фильм, но с другим вариантом названия. У него столько названий: «Котяра: опасные страсти», «Зловещий зверь: опасные желания», «Опасный эксперимент», «Опасное влечение». Под словом «котяра» подразумевалось понятие самец.
И я задумалась о мужчинах и котах – а ведь у них столько общего, столько сходства!

    Сам фильм мистический триллер о тонкой грани, отделяющей человека от животного, и о том, что происходит, если эту грань преодолеть.
    По сюжету – спасая жизнь практически незнакомого ей мужчины Тома (актёр Ричард Греко), у которого редкое генетическое заболевание, доктор Джеки Эддингтон (актриса Мэриам д’Або), вводит в его мозг ДНК кошки. Поначалу результаты просто замечательны: пациент словно рождается заново. Том молод, красив, а Джеки так одинока – она влюбляется. После операции Том и вовсе великолепен – все его чувства обострены, он невероятно подвижен, физически силен и наделен непреодолимым животным магнетизмом. Ни одна девушка не может устоять перед ним. А каждый мужчина видит в нём соперника, превосходящего по духу. Поначалу Джеки счастлива.

    Однажды двое вламываются в дом Тома. Выясняя в чём дело Том движется бесшумно и незаметно, словно тень. Застав вломившихся врасплох, Том без труда выдворяет их, порезав одного его же ножом. В тот же вечер бывший коллега и не только коллега Джеки, Доктор Пэйс (актёр Серж Уд), лишившись места работы заезжает в лабораторию, чтобы усыпить своего подопытного кота. Находящаяся в то же время в лаборатории Джеки не позволяет тронуть кота, ведь именно он невзрачный, серый помог ей спасти любимого Тома.
Конфликт нарастает, Джеки отбирает кота и уносит, не замечая, что тайна Тома, видеокассета с записью операции, попадает в руки Пэйса. Надо сказать, что сам Том и не подозревает, что благодаря коту он излечился. Странно, что его движения стали настолько гибкими и пластичными. Он полюбил спать днём и пропадает по ночам. Ещё Том задействован в сложном танцевальном проекте и без репетиций безошибочно выполняет все невероятные «па» на зависть остальным членам труппы. А ведь до операции у него была нарушена координация движений, и он боялся высоты. Сейчас любая высота ему по вкусу и ни малейшего головокружения. Том любит гулять по крышам.
      Итак, тайна Тома в чужих руках. Джеки рассказывает, что видеопленка попала в руки Пэйса и эта информация может быть обнародована, а в этом нет ничего хорошего, поскольку операция была экспериментальная... Том навещает похитителя. До крайности обостренный слух позволяет даже на расстоянии и через закрытое окно услышать запись о ходе операции. Том узнает, что он теперь не совсем человек.
На выходе доктора ждет сюрприз – спущенная шина, а дальше встреча с Томом и трагическая смерть. Том забирает запись, но он небрежен в плане сохранности своей тайны, и позже история повторяется...
     А ещё помимо обострения чувств, Тома неумолимо тянет к девушкам... То ли оттого, что он не согласен с желанием Джеки быть её собственностью, то ли оттого, что ДНК кота не дремлет – Том соблазняет свою партнершу по танцам Имоджен (актриса Натали Редфорд), игнорируя то, что у нее есть жених Дейл (актёр Шон Орр). Жениха они провожают до аэропорта, откуда тот должен улететь в Сиэтл.
    После Том везёт Имоджен в отель, где он снял для них номер и заказал бутылку дорогого шампанского. Ведь они так подходят друг другу. И как не сопротивляется девушка животному магнетизму Тома, но устоять ей не удается, хотя и пойти до конца она не готова. Имоджен маринует Тома, чем распаляет его желание ещё больше. Так и не добившись своего Том гуляет по карнизу балкона их номера, приглашая Имоджен посмотреть вниз. Он доверительно делится с ней тем, что раньше боялся высоты, а теперь любит смотреть вниз на людей, которые отсюда сверху все одинаковые, за исключением его одного. Они стоят, обнявшись на самом краю, он толкает ее, но тут же ловит, прижимая к себе всем телом. Потом предлагает ей столкнуть его... Они оба ненормальные по части риска, оба азартны, оба любят вкус страха, им обоим нравится ходить по самому краю...

     А утром, когда они покидают отель их видит Дейл, так и не улетевший накануне. Том же обнаруживает Дейла ещё ночью, глядя с балкона в темноте, загадочно сообщая Имоджен, что сгущаются тучи. Далее парочка зависает в секс-клубе, где их находит Джеки. Том делает вид, что всё происходящее пустяк, что нужна ему только Джеки. Потом развеивает ее страхи по поводу пропавшего видео с записью операции, рассказывая, как он всё «уладил»: «с доктором Пэйсом произошла маленькая авария, его машина упала ему на голову. Никогда не видел человеческий мозг там близко, живой... Не пробовал его на вкус. А ты пробовала?..». Ещё Том сообщает, что он знает про то, кто был его донором и что он теперь уникальный, единственный в своем роде представительно нового вида.
     Оцепенев от признания Тома в убийстве Джеки соглашается с тем, что да, он новый вид человека. Но он монстр Франкенштейна, а она доктор Франкенштейн. Что она, боясь подобного побочного эффекта, изучала повадки и поведение кота и вот сбылись ее худшие опасения: сохранив жизнь, Том потерял человеческую душу. На это Том парирует, что он не верит в существование души, что души просто нет. Джеки объясняет Тому, что его способности генетически передадутся всем его потомкам. Ему бы лучше умереть.., но она пошла на риск, потому что устала быть одна, потому что с Томом ей было хорошо. Она предлагает всё исправить, попытаться сделать его таким, каким он был и просит Тома довериться ей ещё раз. Но ему нравятся изменения, произошедшие с ним, и он не хочет ничего менять. Том взбирается на ограждение, стоит балансируя на самом краю. Они очень высоко. Джеки порывисто обнимает его, шепча, что она всё равно любит его, даже таким, а потом делает отчаянную попытку столкнуть Тома вниз. Они падают, но Том умудряется зацепиться рукой за какой-то свисающий с потолка провод. Джеки повисает на Томе, медленно сползая вниз по его телу и просит отпустить руку, но он держится изо всех сил. Джеки хватает его за рукав пиджака, Том смотрит ей в глаза молча, без эмоций. Ткань не выдерживает и с треском расползается по шву, рукав отрывается – Джеки летит вниз, Том без сожаления следит за её падением, а потом забирается обратно. В таком виде – в пиджаке с одним рукавом, он возвращается в зал, где танцуют, но его спутницы там уже нет. Выясняя, где Имоджен Том цепляет женщину из клуба Лэнди, они едут к ней...

      После Том снова ищет Имоджен. Имоджен не похожа ни на кого, она иная. Она в городе недавно, она так отличается от Джеки, которая контролировала и ограничивала его. Да, Том будоражит её, но он опасен, а она хочет, чтобы всё было правильно и постоянно ускользает, сбегает в самый пиковый момент. Такие побеги заведут любого мужчину, побудив преследовать, а Том теперь не просто мужчина. Инстинкты кота делают из него монстра – самые близкие люди становятся для него объектами игры в «кошки-мышки», а он сам всё больше походит на хищника.
И хотя Имоджен не сообщила адреса, не сказала, где её искать, Том находит ее в доме Дейла. На все сомнения и возражения Имоджен после столкновения с Джеки в секс-клубе, где они пусть на словах, но сражались за Тома, он отвечает, что Джеки полностью «выпала» из его жизни и нечего больше о ней говорить. Она в прошлом, а прошлое не возвращается.
     Тем временем Дейл ищет неверную невесту в её доме, но на стук никто не отзывается, девушки дома нет. Теперь ситуация иная – двое мужчин и одна девушка. Охотник теперь Дейл. И новый виток хождения по рукам видеопленки – той ночью, когда они были в номере отеля, видеокассета из машины Тома попадает в руки разгневанного Дейла, и тот во всех подробностях посмотрел запись у себя дома.
Кто же хочет ходить с рогами?.. Тайна Тома открывается новому зрителю, который желает спасти свою невесту из лап монстра.
     Между тем парочка, объятая страстью, кувыркается в постели Дейла. Имоджен признается, что она счастлива с Томом... С самого начала в доме Дейла Имоджен отключила телефон, но Том незаметно подключает провод обратно и, когда звонит Дейл, первым хватает трубку. Дейл решает, что он неверно набрал номер, но Том отвечает, что он попал туда, куда надо, сообщает ему, что Имоджен его не любит, поэтому он может забыть о ней и что Дейл придурок.
 
     Соперник устранен, все отлично, Том находит в видеомагнитофоне уже знакомую ему кассету и показывает запись своей половинке. Пока девушка смотрит фильм, Том выходит прогуляться – бродит, курит, встречая рассвет. Подъезжает обманутый соперник, между ними начинается словесная перепалка. Том не стесняется в выражениях, стараясь побольнее уязвить Дейла, играет с ним в догонялки, прячется... Потом между ними завязывается драка. В руках Дейла оказывается бутылка, он разбивает её... У Тома нет никакого оружия. Вот-вот жизнь Тома оборвется, но кот не был бы котом, если бы даже в такой момент не продолжал играть. Том лишь делает вид, что силы покидают его, а затем одним ловким движением перехватывает руку противника и загоняет остриё бутылки глубоко ему в живот...
Том возвращается в дом как раз к моменту, когда пленка закончилась. Показав девушке запись операции он рассчитывал на ещё большую её привязанность, но правда производит обратный эффект – девушка в шоке, у неё вновь пробуждается желание сбежать под благовидным предлогом, что так нельзя и они поступают неправильно, что Дейл может появится в любой момент, а ей надо уехать, ей необходимо время всё обдумать...

      Том явно разочарован поведением девушки – всё пошло не так.
      Одно из колес машины Имоджен оказывается проколото, и Том изъявляет желание подвести её до аэропорта. Сев в машину он показывает ей труп Дейла и ведет себя странно – игриво-агрессивно, словно помешанный. Она пытается выпрыгнуть из машины, но Том удерживает ее со словами: «нет-нет, не надо прыгать, как это сделала Джеки!».
Имоджен твердит, что Том не в себе, что ему нужна помощь...
Нет, ему никто не поможет, он тот, кто он есть. Она же помнит, что он кот, а кот любит играть. Она же только что смотрела видео... Ему всегда было интересно, какую музыку человек предпочтёт послушать перед смертью, наверное, «Лебединое озеро», если он танцовщик...
Вместо аэропорта Том привозит её на строительную верфь к берегу океана. Девушка понимает, что Том может ее убить, так же как он убил Дейла, но Том хочет поиграть...
- Кошки спят днём, но они бодрствуют на рассвете и в сумерках.
- Ты можешь меня убить, я уже мертва.
- Я не хочу кончать с тобой, Имоджен, но ты единственная, кто осталась из тех, кто знал, кто я есть. Беги, Имоджен, беги. Это может быть твой последний шанс.
      Имоджен обессилена и предлагает Тому, если он собирается ее убить – сделать это незамедлительно прямо здесь и сейчас. Но Том требует продолжения игры, девушка просит дать ей фору.
      Она бежит, бежит мимо сложенных в горы досок, словно в деревянном лабиринте. Она зовёт на помощь и пытается укрыться в покинутом офисе, но там никого нет, дверь заперта. Она преодолевает насыпи опилок, бежит по брёвнам, которые сплавляют по воде, Том настигает её. Затем они, словно в танце, балансируя на одном бревне, борются, пытаясь столкнуть друг друга в воду. Девушка, отталкивая от себя Тома прыгает в воду, но, когда выныривает – Тома нигде нет.
     Имоджен снова бежит, она видит брошенную ими машину и решает, что у нее получилось сбежать. Девушка запрыгивает в машину, отъезжает на какое-то расстояние, но тут с заднего сидения, где всё еще лежит труп Дейла, выныривает Том с возгласом: «Сюрприз! Мяу! Страшно?». Он перебирается к ней на переднее сиденье, на место водителя и на полной скорости их машина слетает с моста в воду... Они погружаются на дно. Вода ручьями просачивается внутрь салона, от давления воды стекла начинают трескаться... Том чувствует дрожь в руках, словно и не было никакой операции – он слаб и напуган. Кот, запертый в железной банке в воде, теряет все свои способности.
Девушка спрашивает: «ты ведь на самом деле не собирался меня убивать, Том?»
Ответ Тома обескураживает: «бери выше! Лети, Имоджен, лети высоко...».
Игра закончена.
      Девушка выплывает, далее ей помогают полицейские, машину вытаскивают из воды.
      После всего этого кошмара Имоджен возвращается в дом Дейла. Том лежит на кровати, ожидая ее. Она ложится с ним рядом, обнимает его, спрятав лицо у него на груди.
- Кошки умеют плавать, они просто не любят воду. Ты плохая, Имоджен, ты очень-очень плохая.

               Конец.


      Так что не так было с Джеки? И что не так с Томом? Что не так с Имоджен?

      Даже если кот размером с мужчину, то он всё равно кот. Но глядя на милого мурлыкающего кота мы забываем, что – он хищник, он убийца, любящий играть со своей жертвой. А еще он может любить и быть нежным. Нельзя делать из него монстра – это право есть только у Природы. И нельзя делать из него игрушку или собственность, ограничивать его свободу, диктовать ему правила, командовать им. Нельзя, будучи его самкой, вести себя, как жертва, иначе он начнет охотиться и захочет убивать.

      Джеки не смогла усвоить урок – слишком одинока, слишком мало времени изучала повадки кота. Её никто не любил и она, манипулируя чувством благодарности, создала себе любовника, и попыталась взять его в рабство. Но кот не собственность и мужчина тоже. Джеки сделала всё, чтобы стать лишней и сама подписала себе приговор.

       Том – благодаря операции, стал совершенен, как кот и самец, но смертельно опасен и очень ненадежен, как мужчина и как человек. Играя с котом, почти невозможно отследить момент, когда игра переходит в охоту, также и в общении с Томом. Да, в каком-то смысле он Монстр. Но в мире животных он не сделал ничего непозволительного, а в мире людей он хладнокровный убийца.
       Но ни один кот и ни один уверенный в себе мужчина не позволит кому-то переделывать себя – они так любят своего Монстра!

       Имоджен – вела себя как жертва, как объект охоты. Только покончив с побегами, она остановила охоту на себя. А приняв монстра и став на его сторону, она дала ему то, в чём он больше всего нуждался.
Они оба ненормальные по части риска, оба азартны, оба любят вкус страха, им обоим нравится ходить по самому краю...
Они так подходят друг другу. Надеюсь.







________________________________________

Иллюстрация: в коллаже кадры из х/ф «Опасный эксперимент» (1993 год), ужасы, триллер.
Режиссер: Пол Донован. В ролях: Ричард Греко, Натали Редфорд, Мэриам д’Або и др.


Рецензии