Серые пятна Окраины, письмо библиотеке и клубу
Недавно обнаружила на сайте БИЦ им. Н.Г.Чернышевского безымянную (!) статью, в коей приводится летописание литературно-музыкального клуба «Окраина», к деятельности которого я была непосредственное причастна на стыке 20-21 веков. Кроме раздражения, ввиду искажений и извращений от первого абзаца до последнего, возникла очевидность того, что мне – так же публично – нужно восстанавливать историю клуба в том её развитии, которое было саморазвивающимся и востребованным, тезис за тезисом доказывая всю пучеглазость БИЦ-статьи, которая, к сожалению, почти полностью повторяет первоисточник – учебные конспекты Михаила Кострикина.
Первая цитата с сайта библиотеки им. Н.Г.Чернышевского
<<< «С 1997 по 1999 годы в клубе появилось много новых интересных людей, ярких личностей, не лишённых природного литературного дара: Нарцисс Шанин, Елена Рыбальченко, Виктор Калашников, Михаил Кострикин, Анна Пепеляева, Виктор Тихонов, Вера Тихонова, Зоя Берёза, Сергей Ермилов, Мария Кузнецова, Евгений Кириченко, Елена Сидорова, ЕЛЕНА НЕСТЕРОВА и др..» >>>
И сразу возник ГРОМАДНЕЙШИЙ ВОПРОС:
Это ж какая Елена Нестерова оказалась в списке «Окраины» 1997-1999 годов? Та, которая руководила клубом «Дон», созданном при Союзе писателей СССР, и погибла в 1986-м (!)?
Уважаемые работники библиотеки! Елена Васильевна Нестерова (1938-1986) , кроме того, что писала хорошие стихи, была вашей коллегой. И хотя бы по одной этой причине нужно более уважительно относиться к именам донских литераторов. Светлая ей память. Прекрасную статью о ней самой и той атмосфере, которая царила в писательской среде той поры в г.Ростове-на-Дону, написал член союза российских писателей (СРП) Валерий Рыльцов, «Два сюжета из мозаики воспоминаний о литературной жизни». огромное спасибо ему за это. Ссылка в конце.
Но теперь, по всему, настала моя очередь вести правдивый разговор об атмосфере в литературной среде нашего региона. Поводов более чем достаточно.
Вторая цитата:
<<<Результатом творческой деятельности клуба являются авторские сборники: Анна Пепеляева «Вольная душе», Татьяна Кириченко «В ожидании счастья», Андрей Данков «13 тюльпанов» (правильно: А.Данкеев - правка С.Халаимова - автор), Роза Агоева и Игорь Антонов «Третий взлет», Виктор Тихонов «Признание в любви», Мария Манакова и Михаил Кострикин «Небо – поэзия», Давид Экизов «России, Дону и друзьям», Лариса Данцова «Накануне осени», Сергей Рухленко «Весенние контрасты», Надежда Дедяева «Свеча на ветру», Мария Пехтерева «Откровение», «Пейзаж души», Наталья Майер «Осветите, звезды, путь!», Владимир Морж «Мифы» и др. >>>
Мне вот жутко интересно: все ли перечисленные авторы считают так же – то, что личностные сборники стали результатом творческой деятельности клуба? И никаких сомнений не возникает в изложении причинно-следственных связей? В том числе у 5 (!) членов СПР/СРП?
Кроме того, я сильно сомневаюсь, что Д.Экизов, А.Данкеев и С.Рухленко вообще считают/считали себя «окраинцами». Гостями «Окраины» - да, таковых было много всегда, но… но пусть они в этом определяются сами.
Чуть более подробно остановлюсь на:
Анна Пепеляева: «Вольная душе» и Надежда Дедяева (1952-2012): «Слов невысказанных тайна».
Моя книжка была подписана в печать 28.12.1992 года в издательстве «Литера-Д», буквально в следующем году там же были изданы стихи Надежды. В тот период мы ни о каких клубах и думать не думали. Тогда с какого бодуна мой сборник оказался «результатом творческой деятельности клуба «Окраина», …созданного в 1997-м?
В конце 1980-х - начале 1990-х я работала на Ростовском заводе «Прибор», издавала заводскую малотиражку, а Н.Дедяева, будучи инженером, приносила мне свои заметки и стихи. В один из дней она вдруг объявила, что Сергей Халаимов написал несколько песен. Мы сразу же напросились в гости, и Людмила Николаевна Халаимова, инженер нашего завода, мама Сергея, охотно этому способствовала. В ту пору он не был уверенным в себе композитором и опасался подступаться к именитым авторам, а наши книжки стали первыми «ласточками», которые помогли раскрытию его композиторского таланта.
Помню, когда С.Халаимов написал свои произведения уже на мои стихи, и мы снова пришли их слушать, он придумал название нашему – как бы я теперь сказала - квартирнику: «Н.А.С. – трое». Этот, ни к чему не обязывающий аббревиатурный нюанс, каких возникает десятки в любой тусовочной среде, не удостоился бы и моего воспоминания, если бы не куролесица в исторических (о как!) вопросах «Окраины». Но, поскольку более глупой статьи о родном мне клубе я и представить не могла, приходится – господи прости – заниматься периодизацией тусовочной среды в г.Ростова-на-Дону в целом.
Третья-четвёртая цитаты:
<<<Вообще, если полностью окунуться в Большую Историю «Окраины», надо сказать, что свой отсчёт времени клуб начал с 1980-х годов, когда при Ростовской областной писательской организации Союза писателей СССР было создано детско-юношеское (затем: молодёжное) объединение «Лазоревый цветок», руководителем которого стала легендарная Елена Васильевна Нестерова… >>>
<<<Затем, встреча бывших «лазоревцев» (а тогда — участников литературного объединения «Дон» и клуба «Созвучие» через 10 лет после последнего заседания в «Лазоревом цветке», послужила отправной точкой в организации творческих встреч у Елены Сидоровой, которые в 1997 году переросли в клуб-студию «Эолова Арфа», а за тем, в том же году — 26 августа — в литературно-музыкальный клуб «Окраина». >>>
И это краеугольный камень лукавства автора статьи М.Кострикина, который уводит читателей в свои дебри. Из приводимых цитат, на поверку, выходит иное: встретились давние знакомые в клубах «Созвучие» и «Дон», то есть они как бы влились в эти клубы, что-то их не устроило, поэтому они решили всколыхнуть свое былое братство на квартире у Е.Сидоровой, она жила в центре города и пригласила. Как в любом квартирнике, там было весело, раскрепощено и по-домашнему уютно, тоже бывала, знаю. До сих пор помню, например, обаяние Юрия Терещенко, когда он пел веселую песенку: «…а у жирафа шея длинная…».
Какой период продолжалась эта тусовка, бог его знает, но в 1997 году к директору библиотеки им. Н.Г.Чернышевского И.П..Кремневой обратились М.Кострикин («лазоревец») и С. Халаимов (завсегдатай как «Созвучия», так и «ЭА») с вопросом о помещении. Ирина Петровна с радостью согласилась, поскольку культурно-массовая работа всегда была неотъемлемой частью деятельности библиотек и приносила свои бонусы. Эту информацию я почерпнула от Ирины, когда готовила свои первые воспоминания.
А дальше - полное непонимание между «чкаловцами» (Первомайский район города) и «лазоре--арфовцами», длящееся, как оказывается, до сих пор.
Поскольку и С.Халаимов, и М.Кострикин сами живут в нашем микрорайоне, они по этой причине и пришли в периферийную (по сути, родную) библиотеку, а не в одну из географически-центральных, где было бы логичнее создавать свою историю – от «ЭА».
Помню, в архиве библиотеки Н.Г.Чернышевского я видела общую фотографию клуба осени 1997 или весны 1998 года, когда – да! – над молодёжным (!) сообществом был растянут чуть ли не транспарант с надписью «Эолова арфа».
Ключевым вопросом непонимания – спустя четверть века - оказалось название: если это «Окраина», то куда делась «Э.арфа»? а если это «Э.арфа», то почему сменила свое название?
Этот раздрай (не только в вопросах названия) в конечном итоге привел к тому, что клуб, датой организации которого считается 26 августа 1997 года, просуществовал меньше года. То есть, то самое знамя-название «ЭА.», которое М.Кострикин водружает как базис, выпало из рук самих же инициаторов, но один из них со скандально-неуёмным пафосом соединяет в единую цепь «Лазоревый цветок до 1986 года рождения» и «Окраину».
Меня эти пере-тусовки не интересовали, поскольку в тот период я с увлечением участвовала в деятельности клуба «Созвучие» (руководитель Скрёбов Н.М. (1932-2015)). Поэтому была неприятно ошарашена, когда на поэтическом фестивале в Танаисе меня объявили «э.арфовкой» (которая ещё не переехала на Вятскую, 41), и я была вынуждена это опровергать, что-де выступаю под «флагом» другого клуба.
Но пришло время, когда стало ясно, что студия-клуб Е. Сидоровой в более широких стенах библиотеки не жизнеспособен.
Поскольку никаких клубных встреч не было долгое время, И.П.Кремнева обратилась ко мне с просьбой: «Аня, собери клуб».
И я его собрала - из числа своих знакомых, никак или почти никак не связанных с «Э.арфой». То есть я не помню ни одного человека с той фотографии с транспарантным названием, кроме гостевых персон и инициаторов. Видимо, не помнит тот состав и сам М.Кострикин, поскольку все имена, указанные в цитируемой статье, – они из 1999-го и более поздних годов.
Но при этом все мы и до того, и позже тусовались по разным квартирникам, поскольку кто бы был против? Кроме выше названных двух, вечеринки были у З.А.Берёзы, у Тихоновых, у казаков хутора «Радонежский». Но почему-то только домашняя студия «Э.арфа» переросла в клуб «Окраина» в августе 1997 года - с персонами «не лишёнными литературного таланта», которые пришли в клуб в 1999 году и позже. А куда испарились персоны 1997/98 годов?
**********
Определение из интернета: <<<«Клуб - добровольное объединение людей на основе единства цели, задач, интересов; это место общения, обмена мнениями. Клуб способствует совершенствованию знаний людей в различных сферах. Клубные заседания носят полуформальный характер»>>>.
От себя добавлю: клубы от квартирников отличается персональной ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ руководителя за возможные инциденты: директор библиотеки (юридическое лицо) или хозяин/хозяйка квартиры (физическое лицо). Отличие почти невидимое, но супер-ёмкое.
**********
Организовать «Окраину»-1999 года мне удалось легко, поскольку наш микрорайон был заводским, все друг друга знали по работе на «Приборе», а там, кроме всего прочего, была художественная самодеятельность.
Первая, чисто «окраинная», без примесей, тусовка состоялась под старый новый 1999 год. Помню, как всем понравилось, когда я со своим подносом предлагала участникам праздничные фантики на перспективу – почти как цыганка=гадалка. Есть такое фото в архиве.
Поэтому, расставляя все точки в этой истории, я никак не могу согласиться с тем, что «Окраина» это наследница «Эоловой арфы», которая наследница «Лазоревого цветка», который отводок литобъединения «Дон», которым руководила Е.В.Нестерова в период до 1986-го года. Потому что участники этой временнОй цепи _Е.Сидорова и М.Кострикин - закончили свою ностальгически-эпохальную карьеру весной 1998 года.
К сожалению, аналогичные тезисы о том, что-де «Окраина» это детёныш «Созвучия» мне тоже доводилось слышать. Как много, оказывается, у «Окраины» родителей…. Но теперь мне хотя бы понятно, откуда пошла эта точка зрения. Вот по этой самой причине: Е.Сидорову и М.Кострикина что-то не устроило в «Созвучии» и они организовали свой отводок от него - «Эолову арфу».
**********
Ещё одна цитата из БИЦ-статьи, которая прямым текстом повторяет два опуса М.Кострикина о клубе «Окраина» (Стихи.ру – 2016-го и 2014-го годов).
<<<В точности уже трудно сказать, что явилось первопричиной создания первого поэтического сборника «Окраина», а за ним — и всех последующих: возможно, это была инициатива одного из трёх организаторов клуба «Окраина», или же — идея тогдашней руководительницы клуба Анны Иосифовны Пепеляевой, которая в то время являлась ещё и директором созданной ей же концертно-издательской фирмы «Признание».>>>
Ну хорошо, трудно вспомнить, хотя непонятно: я четверых инициаторов/организаторов насчитала: Халаимов, Кострикин, Кремнева, Сидорова, и никто не помнит; а спросить Пепеляеву, 5-ю, которая помнит, что помешало?
А почему трудно заглянуть в выходные данные этого альманаха – выпуски № 1,2, 3 и т.д.?
Первым правилом в книгоиздательстве является то, что после названия книги и её автора/авторов нужно указывать название издательства, город и год издания, это на первой странице. А на последней - всех участников технического процесса и некий хронометраж. Без этого ссылка на любую книгу неправомерна.
На поверку оказывается, что самым плодотворным был квартирник «Н.А.С.–3», поскольку» в 1997-м году, эта троица имела уже 4 книги. Плюсом киижка А.Пепеляевой «Благовест», стихи, изд-во «Селена», 1996 год (подписано в печать 23.09.96), и нотный сборник песен и романсов С.Халаимова, «Ростовский вальс», изд-во «Селена», 1997 год (подписано в печать 25.12.96). То есть больше, чем за полгода до переезда «ЭА» из центра города на окраину.
Попутно замечу, что в НПКФ «Селена» работали не менее 5 бывших работников завода «Прибор». Кто угадает, кто был инициатором издания этих двух «плюсов»? равно как и альманаха "Окраина"?
Но вынуждена в очередной раз цитировать М.Кострикина:
<<<«сама по себе идея создания сборника молодых донских (и не только) поэтов явилась не на пустом месте. Об этом говорилось на поэтических квартирниках предшественницы клуба «Окраина» - литературно-музыкальной клуб-студии «Эолова арфа», создателем и руководителем которой была ростовская поэтесса Елена Сидорова>>>
А слабО связать эти «арфовские» разговоры - о создании сборника - с НПК-фирмой «Селена» и ее главным редактором А.И. Пепеляевой? Вездесущей, как погляжу…
***** *****
Мне как-то рассказывали, что означает полковое знамя. Если его выносят из боя – формирование остаётся и дополняется новым составом, а вот если знамя потеряно, полк расформировывается и ему присваивается другой номер. «Э-арфовцы» Елена Сидорова и Михаил Кострикин потеряла свое «знамя» не единожды: когда не отстояли свое право (сомнительное на самом деле) на название «Эолова арфа», сменив форму организации – «квартирник» на «клуб», и когда не вытянули это свое образование до регулярных и значимых мероприятий.
Кроме того, изначальный упор этого квартирника/клуба делался на работу не просто с молодёжью, а с творческими детьми. И вот это уже принципиальная ошибка в выборе цели(!), поскольку для такой работы требуются полномочия от учреждений образования, то есть соответствующие лицензия и диплом об образовании. А таковых в нашей среде никогда ни у кого не было.
Мне неприятно об этом писать, но закрыть этот неуемно спорный вопрос необходимо, ведь в своем ажиотаже М.Кострикин дошёл до того, что… цитирую его по Стихи.ру:
<<<«Эолова арфа» передала «Окраине» немало тех традиций, которые являлись в свое время её гордостью. Это – поездки в другие города, встречи двух и нескольких клубов, совместное празднование дней рождения, нового и старого года….. выезды на пикники в рощу, в Танаис, на Пушкинский праздник…»>>>
Почитаешь, так решишь, что самостоятельно «Окраина» чаепитие не могла устроить, всё только по генной памяти…
Я не понимаю, зачем Михаил Кострикин растягивает эту тягомотину вплоть до 1980-х (почему не до 1960-х?). Ну чего ради надувать эти никчемные паруса величия вокруг имени Е.В.Нестеровой, если созданное ими «дитя» оказалось ими же брошенным и даже изначально нежизнеспособным? А позже родилось уже совершенно новое и здоровое объединение, в котором было очень много позитива.
ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ К БИЦ им. ЧЕРНЫШЕВСКОГО И КЛУБУ «ОКРАИНА»
========================== 1==============================
С учетом всего сказанного, я бы рекомендовала БИЦ им. Н.Г.Чернышевского и «окраинцам» уточнить дату основания клуба «Окраина» и, пусть запоздало, но – под протокол и публикацию - провести действительно существовавший водораздел между двумя клубами:
Клуб «Эолова арфа» - председатель Елена Сидорова – 26 августа 1997 года – весна 1998 года, инициатор его создания и летописец М.А.Кострикин, руководитель И.П.Кремнёва, место рождения клуба – библиотека им. Н.Г.Чернышевского.
Основная цель создания клуба «Эолова арфа» – работа с молодежью и детьми.
Клуб «Окраина» - с 13.01.1999 года по настоящее время, инициатор его создания и руководитель И.П.Кремнёва, первый председатель А.И.Пепеляева, творческое ядро – см. фамилии участников клуба по цитатам статьи БИЦ (кроме Е.В.Нестеровой), место рождения клуба то же – библиотека им. Н.Г.Чернышевского. Имя клубу предложила И.П.Кремнёва раньше его рождения.
Основные цели клуба – помощь в раскрытии творческих возможностей каждого участника, популяризация авторского творчества, в том числе в учебных заведениях города.
Основанием для такого разделения участников двух клубов является цитата из М.Кострикина и БИЦ:
<<<«Изначально молодёжный, клуб заметно повзрослел, сюда стали приходить люди разных возрастов, взглядов и эстетических предпочтений. Возраст участников клуба колебался от семи до семидесяти лет с лишним».>>>
Т.е. те участники клубов, которым в 1997 году было от 7 до 25 лет это «Эолова арфа» с Е.Сидоровой (25 лет в 1997 году) и М.Кострикиным.
Те, кто старше руководительницы «Эоловой арфы», – это «Окраина» с Пепеляевой А.И.
*****2*****
Это взгляд в моё ростовское прошлое был бы неоправданным теперь, если б у меня не возникло следующее предложение к БИЦ им. Н.Г.Чернышевского и клубу «Окраина»,в составе которого, повторюсь, 5 членов профессиональных писательских союзов.
Поскольку Елена Васильевна Нестерова таким неожиданным образом оказалась участником клуба, давайте организуем областной меж-клубно-союзный поэтический конкурс её имени – без всякой привязки к юбилейным датам. Положение я разрабатывала в 2018 году, когда искала для себя новый творческий коллектив за пределами г.Ростова-на-Дону.
Я верю в перспективу этого мероприятия, поскольку принципиально-отличительным от всех других проводимых конкурсов в РО и т.д. должен быть вопрос о составе жюри, и звучит этот пункт так:
<<<«Жюри конкурса представлено педагогами, имеющими высшее филологическое образование, стаж преподавателя русского языка и литературы не мене 10 лет, высшую квалификационную категорию. Количество членов жюри не менее 5 человек. Состав жюри определяется приказом заведующего отделом образования г.Ростова-на-Дону в ответ на письменное обращение организаторов конкурса».>>>
То есть в состав жюри целенаправленно не включаются педагоги-поэты и члены профессиональных союзов (писательских и журналистского). Это необходимо ввиду того, что все ныне проводимые литературные конкурсы при определении своих лауреатов, дипломантов и номинантов, оцениваются такими же авторами, которые исходят из своих вкусовых предпочтений, что препятствует объективности и совершенно не ориентированы на сотрудничество с учреждениями специального и среднего образования по литературному краеведению Дона.
*****0 *****
Очень давно прекратив свое сотрудничество с «Окраиной», хочу похвалить некоторых из моих коллег того периода уже из нынешнего времени.
Молодец мой земляк Леонид Герасимович Федоряченко (1935 – 2021), просто потому что, прожил 86 лет, а это преклонный возраст, при этом не растратил голубизну своих глаз. Помню его удалым и озорным, ну да! – спортсмен с детства, футболист, казак - со звонкой балалайкой, в ответ на звучание которой всегда хотелось улыбаться. Мир праху твоему, Леонид.
Молодец моя старшая подруга Зоя Александровна Берёза (1936-2021). Нами много было говорено, и я всегда удивлялась, как она умела сохранить в своей памяти те детали жизни, которые формировали её как личность в её детстве и юности. З.А.Берёза безусловно доверяла мне свои стихотворения для редактирования и все её книжки, кроме первой, были изданы в моей маленьком издательстве. Грущу о тебе, Зоя.
Молодец Нарцисс Шанин (1939-2004). Он очень долго не был готов к изданию своих стихов, написав их большое количество, а потом, уже перед самой кончиной, предчувствуя свой уход, обратился ко мне. Его книгу «Разговор о себе» я сумела издать в двух заводах (типографский термин), второй – по губернаторской программе 2005/6 годов, т.е. бесплатно для семьи. Пожалуй, центральным в этом его труде был венок сонетов, посвященных заводу Ростсельмаш. Супер-сложное произведение и по форме и по содержанию. А ну-ка попробуйте так написать о рабочих людях, чтобы философия и лирика бежали вперемешку, а пафос был высоко личностным. Продолжаю диалог с тобой, Нарцисс, помню.
Молодец Игорь Антонов (19..-2019). Оставил в память о себе хорошие стихи и уверенность в том, что он обязательно подставит плечо, если я его об этом попрошу. Особенно помню его один вечерний звонок, тогда, когда мне было особенно плохо…. А я даже не помню, кем он был по профессии… Спи с миром, Игорь.
Молодец Сергей Ермилов. Его несокрушимая вера в казачество повела его по дороге от заводской художественной самодеятельности к процветанию ансамбля народной песни «Сторонушка» и – вместе с ней, часто с «окраинцами» - к празднованиям «Масленицы» на улице Вятской - в рамках мероприятий КТОС «Радонежский». Ну а сколько было фольклорных фестивалей, концертов, репетиций и ошибок на этой тропе – знает только он сам.
Молодец Ирина Бжиская. Одно удовольствие читать её стихи на литературных сайтах, где она не просто публикуется, а становится членом жюри или редколлегии. А её «Золотое перо России» стало одной из первых интернетных премий в нашем городе Ростове-на-Дону. Ей я также обязана многим - как в организаторско-творческом плане, так и в плане психологическом.
Молодцы супружеская пара В.Сапов и Ю.Ломоносова. Виктор ведёт свою колонку Вконтакте, и я не устаю удивляться тому, как умно, красиво, грамотно он это делает. Став меломаном в детстве, это свое хобби он превратил в профессию музыкального критика струнных стилей, его блог и познавателен, и историчен, и лиричен, и личностен. У Юлии 4 замечательные дочки (да, у Виктора тоже) и творческая работа в детской студии «Лила». Этот дуэт (семья) часто путешествует и заводит много творческих контактов. Моё браво вам, Виктор и Юлия, за неуклонный творческий рост и вашу особую ауру, которую чувствуешь даже на расстоянии..
Молодец Вероника Остапина. Среди изменений – она получила второе образование (теперь высшее), была медсестрой, стала логопедом, с гитарой не расстаётся, а в своих методичках по детской дефектологии использует свои сочинения. Кроме всего, у нее в телеграм-канале более 500 подписчиков. Ау! литературные клубы и писательские союзы РО! Кто сравнится с ней одной - в своих темах?
*********
Какое-то время назад, опубликовав свою первую статью об «Окраине», у меня не нашлось слов, чтобы что-либо сказать о Е.Сидоровой. А теперь проговорить это для неё и о ней просто необходимо.
Елена, по всему, очень глубинными корнями была связана с Еленой Нестеровой, и, подражая ей, помня о ней, захотела в какой-то мере её заменить, когда произошла встреча «лазоревцев» в «Созвучии». Отсюда явное её стремление работать с молодёжью, с людьми, младше её по возрасту. Но только одного этого желания и даже литературного таланта, и даже созданного её квартирника/клуба было явно недостаточно. Поскольку, чтобы работать с детьми, нужно иметь педагогическое образование и полномочия какого-то детского учреждения, то есть иметь лицензию.
А её образование этому не соответствовало. Одно дело, когда в библиотеке или в школе мы выступали от имени клуба, но другое - окружить себя творческими детьми и воспитывать их литературное кредо, не обладая даже филологическим образованием. Это была ошибка в определении цели. Логико-психологическая ошибка.
Делая упор именно на этой работе с молодёжью, по сути, редакторско-педагогической (!), Елена не особенно нашла себя и в Окраине» - после того, как «ЭА» прекратила свое существование. Но здесь причина была другая: нельзя, не получится (!) руководить теми, кто сам является организатором. А таких, в 1999-м году, в нашем творческом объединении было как минимум двое – С.Г.Ермилов и Пепеляева А.И.. Об этом свидетельствует масса мероприятий, организованных нами только в нашем микрорайоне, а таковых было много на разных площадках города, области и дальше. Хотя в те годы всё ещё только начиналось.
Лена работает в Москве и ведёт свою врачебную практику. Ну что тут скажешь? Молодец!
********
Молодец ООО «Концертно-издательская фирма «Признание (1998 – 2007 (12)). Когда-то, просто потому, чтобы не выпасть из своей профессии, мне потребовалась лицензия на издательскую деятельность, и выдавалась она в 1998-м году только ООО, а не ИЧП. Поэтому, очень громкое ООО и было организовано, хотя состояло оно из одного человека. Но за счет правового статуса этого мини-издательства было реализовано много творческих проектов, в том числе и повторные заводы авторских книг (более 30 наименований), которые были закуплены по губернаторской программе и прямым ходом направлялись в библиотеки Ростовской области. Не без гордости говорю об этом, находя эти следы в Интернете. Официальный статус ООО давал несравнимое преимущество перед клубами в плане реализации главного пункта устава: популяризация поэзии Донского края.
Молодец Анна Пепеляева, попавшая в «идеальный шторм» в 2005-2007 годах, следствием которого оказались ликвидация ООО КИФ «Признание» и 2 диагноза, один страшнее другого; преодолела оба, не в пример Е.В.Нестеровой (1938-1986) и Н.Г.Дедяевой (1952-2012). Научилась жить, не ностальгируя по Ростову, изучаю родословные имена в контекстах антропонимики и Библии, пишу сказки и перефразы.
Осваиваю ютуб, открыв свой канал «Время ФЕНИКСА».. В течение двух месяцев 2024 года приобрела 31 подписчика и более 13 тысяч просмотров (33 ролика).
Ау! член Союза писателей России Михаил Кострикин! Когда обгонишь?
Вместе с тем, выражаю свою глубокую признательность и бесконечную благодарность Владиславу Сергеевичу Рублёву и его супруге Любови Савельевне (книгоиздательская фирма «Владис», г. Ростов-на-Дону). Выбираться из своего «идеального шторма» я начала с их финансовой помощью, а жемчужная нить, подаренная мне после одного из музыкально-поэтических вечеров в Ростовской областной филармонии, думаю, станет символом нашего «жемчужного века» литературы.
Эту периодизацию я веду и обосновываю по-своему: http://proza.ru/2024/01/05/545
А вторая нить это – мой персональный талисман.
*********
В заключение хочу сказать следующее: самостоятельность и уникальность «Окраины» состояла ещё и в том, что соответствовала классической формуле: «газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (В.И.Ленин, из моих РГУ-студенческих конспектов).
Заменив «газета» на «ООО КИФ «ПРИЗНАНИЕ», я воплощала этот девиз в жизнь. Ну что тут скажешь? Самозванка-выскочка, как считали некоторые именитые и около коллеги (С.,А.,Д.,К,.). По делу ли?
А работники библиотеки были далеки от наших творческих разборок, «знамён», процитированного девиза, и не поняли главного: то, что клубы, как реки, одни пересыхают, а другие, вбирая разные воды с разных сторон, становятся полноводными и живут самостоятельной жизнью.
Анна Пепеляева,
автор Российского Авторского общества (РАО),
сентябрь 2024 года.
на фото: после одного и концертов на ул.Вятской в Ростове-на-Дону. Участники слева направо: М.Кострикин, Т.Кириченко, Ю.Ломоносова, З.Берёза, А.Пепеляева, С.Ермилов, с гитарами - Ю.Фёдоров и В.Сапов - все - "первомайцы".
Ссылка; О клубе "Окраина"... к 20-летию...
https://stihi.ru/2017/09/29/7795
А.Пепеляева. О поэзии, о молодости, о друзьях...
Ссылка на сторонний источник:
Валерий Рыльцов. «Два сюжета из мозаики воспоминаний о литературной жизни», RELGA, № 5 (407), 21.07.2023 г.
27.11.2024:
ПРОДОЛЖЕНИЕ вследствие вопросов-замечаний В.Моржа (см. ниже)
Замечания члена Союза писателей России В.Шевченко (Владимир Морж) к моему «Открытому письмо БИЦ им. Н.Г.Чернышевского и клубу» напоминают разговор глухого:
1. Я обращалась к клубу, открыто, публично. Не понимаю, почему должна реагировать на индивидуальные замечания В.Моржа. Считаю, что если кто-то должен мне ответить, то клуб, а не В.Морж. Чего проще: провести анкетирование и узнать мнение нынешнего коллектива. Мнение первого состава мне в основном известно.
2. Информационную статью об «Окраине» я написала ещё в 2005 году, см. аналитико-информационный путеводитель «Авторы и Признание», издательство КИФ «Признание», стр. 40, название «Жизнь раскрывается на Окраине».
3. <<<А зачем?>>>>
Удивляюсь, как В.Морж может запросто передёрнуть мысль. Я четко написала, что первое заседание «Окраины», состоялось под старый новый 13 января 1999 года, вот тогда я и стала председателем. В так называемые «каникулы», длиной более полугода, клубные заседания потребовались только (!) заведующей библиотекой И.Кремневой (для бонусов библиотеки!), а не авторам, стало быть, прежний клуб сам по себе и распался.
4. Добиваясь точнейшей исторической истины, я возражаю против амбициозных утверждений М.Кострикина, о том, что «Окраина» и я, как её председатель, переняли у ЭА, то есть у Сидоровой с Кострикиным, лучшие их традиции, такие как встречи нового года, совместные дни рождения, поездки в другие города, совместные заседания нескольких клубов. Вся статья М.К. держится на этой связке: «Окраина» - преемник «ЭА». Но, если её убрать – от «Эоловой Арфы» ничего не останется. А умели бы молчать в публичном поле о таких вещах, не возникло бы и опровержения.
5. В.Морж: <<< Об истории клуба впервые написано в 2017 году в сборнике № 20 (к 20-летию клуба). И тогда у Анны не возникло никаких замечаний.>>>
Возникало!
На моем столе лежат две распечатки с двумя вариантами статей М.К. и моими вопросами к ним в формате замечаний. Ни одного ответа – ни от клуба, ни от Кострикина, ни от редактора «Окраины».
6. Почему сейчас?
Потому что сейчас (!) выжимки из этой статьи М.Кострикина легли в основу статьи БИЦ, а значит, эта информация уже претендуют на справочную литературу энциклопедического (!) характера – и не просто для истории клуба, а вообще для истории русской литературы конца 20-го – начала 21-века в г.Ростове-на-Дону.
Рано или поздно толковые литературоведы в Ростове появятся.
7. В.Морж: <<<<Анна странно понимает цели и задачи клуба "Окраина" (именно КЛУБА). Здесь - любители поэзии, слова, песни, а не агитаторы, организаторы или пропагандисты>>>>.
Да, я процитировала известное изречение… Но означает сие только то, что бывших журналистов не бывает, как, впрочем, и разведчиков и т.д. А значит, что в своей деятельности на посту председателя «Окраины» (занимаясь при этом своей основной работой) мне очень помогло умение быть организатором, вырабатываемое – ни много ни мало - с 1979 года. Как это было возможно толковать иначе – ума не приложу.
===========================
Толковое исследование о литературном социуме на примере Ростова-на-Дону в наше время провел наш коллега, замечательный поэт и прозаик, член СРП, профессор социологии по совместительству (или наоборот, неважно) Сергей Сущий. Опираясь на его выводы, эта тема будет продолжена.
============================
продолжение темы в жанре "ремейк-сказка", "Золушка-попаданец"
http://proza.ru/2025/01/15/1291
Свидетельство о публикации №224091201283
"на сайте БИЦ им. Н.Г.Чернышевского безымянную (!) статью"
Наверное, с этим надо обращаться в БИЦ, а не к клубу. Клуб к этим публикациям не имеет никакого отношения.
Страница клуба - http://stihi.ru/avtor/fil28biblioteka
Наверное, следует обратиться напрямую к автору статьи (заведующей библиотеки) на странице БИЦ, чтоб там что-то подправили. Об истории клуба впервые написано в 2017 году в сборнике № 20 (к 20-летию клуба). И тогда у Анны не возникло никаких замечаний.
"провести действительно существовавший водораздел между двумя клубами"
А зачем?
В библиотеке им. Н.Чернышевского в 1997 году организовался клуб под руководством заведующей библиотекой И.П.Кремневой. Был перерыв в работе клуба на каникулы с весны 1998, но он возобновил свою работу осенью 1998 года. Возможно, что у него не было имени вообще, возможно условно его кто-то называл "ЭА" (Анна убедительно доказала, что это была совсем не та"ЭА"!), что дела не меняет: это был клуб при библиотеке им. Н.Г.Чернышевского под руководством Кремневой И.П. как в 1997, так и в 1998 году.
Я могу привести исторические примеры.
Годом рождения Ростова-на-Дону считается Темерницкая таможня 1749 года. В 1761 построили крепость Дмитрия Ростовского, которая с юга влезла на слободу Полуденка. Жители переехали (вместе с церковью) в Доламановскую слободу, а рядом была Солдатская слобода. Можно вспомнить 1698 год, когда тут был Пётр I, который поставил три сарая у Богатого источника. Как назвать город? По большому счёту ни одно поселение не означало основание города (который городом стал в 1798 году).
Назвали город Ростовом (не Полуденградом, не Петроградом, не Доломанградом, не Темерницком, не Дмитриевском), а днём рождения назначили 1749 (!) год.
Так и с клубом: "партийные органы" решили, что день рождения клуба 26 августа 1997. Назвали клуб при библиотеке "Окраиной" раньше или позже - не суть важно.
Думаю, предложение Анны, которая добивается точнейшей исторической истины, ничего клубу ни прибавит, ни убавит.
Считать датой основания клуба 1999 год вообще странно, поскольку Анна Пепеляева стала председателем "Окраины" уже в 1998 году, сменив Е. Сидорову.
"Поскольку Елена Васильевна Нестерова таким неожиданным образом оказалась участником клуба, давайте организуем"
Ничего не имею против. Анна, возьмётесь организовать конкурс?
По поводу жюри. Тут у меня голова набекрень.
"То есть в состав жюри целенаправленно не включаются педагоги-поэты и члены профессиональных союзов (писательских и журналистского). Это необходимо ввиду того, что все ныне проводимые литературные конкурсы при определении своих лауреатов, дипломантов и номинантов, оцениваются такими же авторами, которые исходят из своих вкусовых предпочтений, что препятствует объективности и совершенно не ориентированы на сотрудничество с учреждениями специального и среднего образования по литературному краеведению Дона."
Могу возразить, что оценивать произведения конкурсантов предлагается жюри, в которое не входят "профессиональные" литераторы, а входит некто иной. Кто?Предполагается, что эти "иные" не имеют своих вкусовых предпочтений, а это означает, что суд будет объективным (!) и совершенно ориентированным на сотрудничество с учреждениями специального и среднего образования по литературному краеведению Дона (!).
Достаточно глянуть на произведения призёров конкурсов БИЦ, чтоб понять литературный уровень предполагаемых судей: школьная программа до 5 класса для учеников-троечников.
Итак, желающих принять участие в конкурсе (в т.ч. и профессионалов) будут судить люди (чиновники), ориентирующиеся на мировоззрение учащихся среднего образования. Понятно, что там победят произведения уровня ниже среднего. Это не приобщение учащихся к литературе, а понижение их культурного уровня.
Впрочем, литература сегодня - не забота минкульта. Литературой сегодня занимаются книгоиздатели (как в Москве) и минпропаганды (как в Ростовской области). Прочёл недавно, что некий союз писателей предложил: надо литературные союзы вместе с писателями передать в минобороны, чтоб они сочиняли что-нибудь на злобу дня. Зато деньги им будут платить.
Т.е. есть вопросы к конкурсу им. незабвенной Елены Васильевны Нестеровой есть.
"Ау! член Союза писателей России Михаил Кострикин! Когда обгонишь?"
Полагаю, что Михаил Кострикин не в догонялки "играется". Эти спринтерские или стайерские игры в литературу как-то странно выглядят.
«газета не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор»
Анна странно понимает цели и задачи клуба "Окраина" (именно КЛУБА). Здесь - любители поэзии, слова, песни, а не агитаторы, организаторы или пропагандисты. Для кого-то клуб - ступенька к мастерству, но в основном - клуб по интересам. Для работников библиотеки наличие клуба плюс, поэтому он важен для библиотеки. И это благо для клуба. Интересы совпали. Если кто-то решит воплотить в жизнь свои агромадные планы, то никто не мешает, но вне стен клуба.
Клубы разные нужны, клубы разные важны, перефразируя С.Михалкова.
Владимир Морж 28.09.2024 22:53 Заявить о нарушении
У инженера человеческих душ Владимир Шевченко мозги набекрень от простой мысли, что
творчество поэтов (в конкурсах) должны оценивать профессиональные читатели, то есть преподаватели литературы, которые изучали свой предмет на филфаках, знают свой предмет по другим авторам; а не писатели, которые с профессиональными корочками, но без профессионального образования и опыта работы.
Я также поняла, что очень глубокая кривда Владимиру Шевченко гораздо дороже ясной истины.
Кто следующий - из согласных с тем, что «Окраина» ведёт свою большую историю из до 1986-го года?
На передёргивания члена СПР В.Шевченко больше не отвечаю.
Скиф Признание 30.09.2024 13:06 Заявить о нарушении
"Творчество поэтов (в конкурсах) должны оценивать профессиональные читатели, то есть преподаватели литературы, которые изучали свой предмет на филфаках, знают свой предмет по другим авторам."
Достаточно посмотреть на состав жюри таких конкурсов: чиновники от библиотек или администрации Минкульта (которые вообще не считают литературу культурой в полном соответствии с приказами). Уровень их знаний - средний, направлен на среднюю аудиторию. Достаточно посмотреть на призёров подобных конкурсов.
А вот интересно, кому бы Анна доверила оценку своих произведений?
"писатели, которые с профессиональными корочками, но без профессионального образования и опыта работы"
Увы! Нет сегодня профессиональных поэтов и писателей ни с дипломами, ни без оных. Есть литературный работник. Они не литературой занимаются, они решают задачи. Им не до изучения литературного наследства, не до творчества.
Для справки:
(http://postupi.online/programma/6639/deyat/)
Карьера после окончания вуза по программе "Литературный работник"
Студенты получают компетенции для дальнейшей литературно-творческой, литературно-критической, культурно-просветительской, аналитической, научно-исследовательской, идеологической и педагогической деятельности.
Специалисты смогут осуществлять:
решение задач создания высокохудожественных и общественно значимых произведений словесности во всех жанрах прозы, поэзии и драматургии;
решение задач создания на объективной научной основе литературно-критических статей и книг;
пропагандирование русской классической и современной литературы и культуры, значения русского языка как орудия культуры и материала словесности, как средства повседневного бытового и официального общения путем выступлений в периодической печати, на радио и телевидении, организаций лекций и встреч с читателями;
анализ истории и современного состояния языка и словесности (особенностей литературного процесса) с целью выявления и обобщения значимых явлений и отношений в этих областях и объективной их оценки;
создание на базе аналитических и опытных данных научно-исследовательских работ в сфере отечественной и зарубежной филологии;
идеологическое воздействие на общество, направленного на поддержку социального взаимодействия, сотрудничества, толерантности, на разрешение конфликтов, на уважение к другой личности, мнению, опыту, культуре, с помощью всех перечисленных выше видов деятельности;
преподавание дисциплин в области своей профессиональной деятельности;
участие в подготовке материалов для учебно-методических комплексов в области своей профессиональной подготовки.
Смогут работать:
в издательствах и редакциях газет и журналов, радио и телевидения, на специализированных сайтах информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в рекламе;
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в пресс-службах различных организаций;
литературным агентом, заведующим литературным отделом в театральных учреждениях.
Владимир Морж 30.09.2024 22:19 Заявить о нарушении
http://vk.com/wall-42949907_8411
Что там интересного (в рамках дискуссии о жюри конкурса).
"Согласно профессиональному стандарту, писатель, прозаик, поэт или драматург должен обладать высшим образованием, уметь «использовать стилистическое и лексическое богатство русского или родного языка», знать историю, фольклор народов России и мира и особенности современного литературного процесса. Сие сказанное предполагает, что кто-то (организация, комиссия, экзамены, аттестация) будет осуществлять отбор и контроль соответствия требованиям стандарта. Условно говоря, писателей постараются аттестовать с присвоением классификации или для продления статуса. Для этого нужны экспертные сообщества, в том числе филологов, профильные институты для аттестации, на манер Литературного института им. Горького, одного из заявленных разработчиков стандарта. Условный аналог лицензирования."
"Литинститут на всю страну не может справиться с – без преувеличения – многомиллионной армией писателей; посему предполагается и создание филиалов в регионах, то есть расширение деятельности – выгодное чиновничеству, создание подконтрольных лицензирующих организаций с достойными компетенциями, которые могут иметь и коммерческую форму."
Другими словами - вот то самое жюри от каких-то нетворческих союзов, уже готовое и деятельное. Вот они и будут отделять литературу правильную от неправильной. В принципе это уже делается в различных конкурсах от чиновников.
Я позабыл ещё об одном аргументе Анны: в жюри должны быть люди объективными, поскольку они не писатели, а грамотные и правильно подкованные читатели. Проблема в том, что любой читатель субъективен до корней волос. "Объективное мнение" в данном случае вырабатывается не мнением каждого члена жюри, а мнением жюри, пропагандирующем чью-то "объективную" точку зрения.
Владимир Морж 02.10.2024 08:47 Заявить о нарушении
Скиф Признание 31.10.2024 19:06 Заявить о нарушении
:)))))
Рассказ М.Кострикина об основании "Окраины" изложен здесь (ещё раз даю ссылку):
http://stihi.ru/2017/09/18/4937
Там же есть очерк Анны Пепеляевой, который не противоречит статье Кострикина (ещё раз даю ссылку):
http://stihi.ru/2017/09/18/4788
Другой истории "Окраина" не знает. Оба очерка прекрасно дополняют друг друга. Если первый более официален, то второй эмоционален и одновременно более информативен.
Об авторстве статьи на сайте библиотеки им. Чернышевского (http://chernyshevsky.blogs.donlib.ru/plan-zasedanij-kluba-okraina/)
мне и работникам библиотеки ничего не известно. Текст был размещён в 2020 году.
Там действительно есть странности.
Например, результатом творческой деятельности клуба (именно клуба) являются коллективные сборники "Окраины", которые начали печататься с 1999 года. Перечисленные в статье книги разных лет Анны Пепеляевой, Татьяны Кириченко, Андрея Данкеева (вот свидетельство того, что текст писался посторонним человеком, а не Кострикиным, который знал Данкеева и не мог перепутать его фамилию), Розы Агоевой и Игоря Антонова, Марины Пехтеровой (Марина названа Марией, что невероятно для Кострикина, тем более, что стихи Пехтеревой к 2020 признаны плагиатом, о чём Кострикин был прекрасно осведомлён) и т.д. - это авторские книги. Скорее всего, автор хотел перечислить книги, изданные окраинцами.
Эту статью действительно надо переписать.
Предлагаю Анне обратиться напрямую к Михаилу Кострикину, чтоб найти истину. Думаю, что вы вспомните детали и совместно напишите новую статью для сайта БИЦ им.Чернышевского.
Все рассуждения, что было до основания "Окраины" меня лично не интересуют. Некто думает, что было одно, Анна думает, что иное. Сотрясание воздуха.
Вполне вероятно, что события 27-летней давности по-разному интерпретируются.
В статье М.Кострикина (на сайте стихи.ру) говорится, что клуб (тогда ещё без названия) основан в 1997 году, и среди основателей со стороны библиотеки была заведующая И.П.Кремнева. Фактически она была "администратором", а творческими руководителями становились члены клуба (в т.ч. М.Кострикин и А.Пепеляева).
1997-98 г.г. - год становления клуба. В 1998 клуб получил имя (что не отрицают ни Кострикин, ни Пепеляева).
Насколько я понимаю, Анна поставила под сомнение дату создания клуба на том основании, что в 1997 г. он не имел названия (опускаю запутанную историю, кто кому что сказал в 1998 и как легко было Анне в 1999). На мой взгляд ребёнок родится вовсе не в момент, когда ему выдают свидетельство о рождении, где указано его имя. Думаю, что уточнения в истории клуба неизбежны, но есть дата рождения, которую не опровергли в 2017 году ни И.П.Кремнева, ни С.Халаимов. Анна, как я понимаю, пришла в клуб в 1998 году и возглавила клуб, который фактически с этого времени и начал оперяться, а в 1999 не без участия Анны Пепеляевой уже издан первый сборник, в аннотации которого И.П.Кремнева пишет: "Представляем вам первый поэтический альманах литературно-музыкального клуба «Окраина», созданного при библиотеке им. Н.Г. Чернышевского в 1997 году".
Конечно, любопытно было бы узнать о "предках" "Окраины, но это уже вне истории клуба. В конце концов и это было бы правильно опубликовать в "Окраине-30".
Владимир Морж 31.10.2024 21:09 Заявить о нарушении