Мяка
С колдовским каким-то цветом
Это значит
Очень скоро
Бабье лето,
Бабье лето…
Что так быстро тают листья –
Ничего мне не понятно.
И ловлю я эти листья,
Я поддатый,
Я поддатый…
В нашем комсомольском, образца 1967 года, палаточном лагере, являвшимся частью пионерского, эта песня была чрезвычайно популярна. Песня считалась, если не блатной, то полулегальной и руководством лагеря к исполнению на публичных мероприятиях не допускалась. Пел ее у ночного лагерного костра Мяка. Пели и другие. Но лучше всех получалось у Мяки. Тогда все мы осваивали гитару-семиструнку, до кровавых мозолей нарезая о стальные струны подушечки пальцев непослушными баррэ, лесенками, большими и малыми звездочками.
Мяка на гитаре не играл, ему аккомпанировали другие, да и голосистым его назвать было нельзя даже с натяжкой. Но было в его исполнении что-то особенное. Дело в том, что Мяка сидел в тюрьме. Ну, не совсем в тюрьме. Просто как-то он с пацанами попал под облаву на чердаке, где они стреляли из поджигов*. Другие сдались, Мяка же пустился наутек через люк, который вел в тупик. За ним следом полез участковый, а беглец обрушил на голову преследователя крышку люка, в результате чего младший лейтенант Сорока М.Ж. получил травмы подпадающие под классификацию, как тяжкие телесные… Словом, четырнадцатилетний не член ВЛКСМ Николой Мякшин оказался в кутузке, пока решался вопрос о возбуждении уголовного дела. К счастью Сорока был мужиком не злым и кончил дело штрафом. Немалые штрафные деньги (10 рублей) Мякшиных-старших не пропали даром, в облике и интонациях исполнения песни Мякой являлось что-то противоречащее кодексу строителя коммунизма, при всем при том, очень обаятельное.
По началу, считалось, что слова песни написал Есенин, правда, стихи эти относятся к той части его творчества, которая в редко издаваемые тогда сборники не включались и текст передавался от исполнителя к исполнителю, как говорится, из уст в уста.
Однако вскоре появились кординальные уточнения авторства. Дело было так.
В комсомольском лагере, в отличие от пионерского, не было отряда девушек и отряда юношей. Просто были отдельные стационарные многоместные палатки, натянутые на деревянные короба с полом, в которых размещались обычные железные койки. Вход в полатки был обычным, т.е. в виде брезентового полога на застежках. Палатки юношей и девушек стояли в произвольном порядке.
Одна из экстремальных эротических ночных забав у нас тогда назвалась: «Мазать девчонок зубной пастой». Что еще можно делать с девушкой ночью в постели, похоже, мы имели самые смутные представления…
Однажды в набег с тюбиком Памарина* наперевес отправился в числе прочих и Мяка. Ему опять не повезло в отрыве от облавы. Во-первых, он переусердствовал, умудрившись выдавить полтюбика пасты спящей, но крайне горластой девице прямо в рот. Та заорала так, что подсекающий в тонкостях лагерного шума начальник лагеря фронтовик Анатолий Семёныч Зайцев босой и в одних семейных трусах бросился из своей палатки в нашу сторону с воплем: «Поубиваю пидарасов!»
Анатолий Семёныч был насчет нашей сексуальной ориентации не прав, но возразить ему решился только Мяка. Вместо того чтобы в непроглядной темноте быстро ретироваться в свою палатку и притворится спящим, как это сделали все остальные участники набега, Мяка с воплем: «Сам ты старый пидор!!» бросился за палатку в лес.
Бежал он недолго, так как тут же в кромешной тьме налетел разинутым ртом на натянутую между двух сосновых стволов проволоку, на которой в солнечное время девчата сушили постирушки…
Травма оказалась довольно серьезной. Несчастный стал похож на Урсуса – героя романа Гюго «Человек, который смеётся». Утром был отвезён на лагерном уазике под названием «Помогай-помирай» в городскую хирургию зашиваться, как коротко пояснила врачиха из изолятора. Вернулся Мяка только через два дня и помимо экзотической внешности привез с собой несколько самодельных грампластинок, изготовленных кем-то на рентгеновских снимках. Где взял их Мяка неизвестно, похоже в больнице стащил у кого-то из медперсонала, но это неважно. Важно другое.
Когда мы поставили пластинку на старенький проигрыватель в красном уголке, то впервые услышали Высоцкого. Наряду с песнями «В государстве, где все тихо и складно..», «В далеком созвездии Тая-Кита», он пел «Бабье лето». Тут мы дружно признали, что Мяка пел эту песню, если и не лучше Высоцкого, то, во всяком случае, очень похоже.
Качество звучания на пластинке было отвратительным и многие слова вообще разобрать было нельзя. Мяка же пел четко, дополняя непонятые слова песни, как я сейчас догадываюсь, способом поэтической спонтанной реконструкции.
Но как бы, то, ни было, Бабье лето все мы стали считать песней Высоцкого. Так много десятков лет считал и я.
Тот факт, что песню «Бабье лето» на другую мелодию исполняла потом и К. Шульженко, и Ю. Антонов ничего не менял. Кто только не пел и не поет сегодня в своих трактовках песни и стихи Владимир Семеновича!
Но правда, рано или поздно пробьет себе дорогу. Даже если эта правда тебе не очень то и нужна, и ты ничего не делал чтобы добраться до истины. И все-таки я за правду!
Стихи «Бабье лето» написал Игорь Кохоновский. Друг и одноклассник Высоцкого. Они сидели за одной партой. Дружили и в зрелые годы. Песня Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан» посвящена и адресована Высоцким Кохановскому.
А сам Кохановский - знаменитый и ныне здравствующий поэт-песенник. Написал он сотни текстов песен. Кто их только не пел! Стоит только назвать Магамаева, Пугачеву, Герман, а есть еще десятки знаменитых имен певцов и композиторов.
Так что, долгая вам лета Игорь Васильевич!
И все же, все же… Ничего лучше, на мой взгляд, чем песня Бабье лето у Кахановского нет, особенно когда ее исполнял Мяка…
написано весной 2024 года, Новоабзаково. Башкортостан.
Бабье лето
стихи И.Кохановского
Клёны выкрасили город
Колдовским каким-то цветом.
Это снова,
это снова
бабье лето,
бабье лето.
Что так быстро тают листья –
ничего мне не понятно.
Я ловлю, как эти листья,
наши числа,
наши даты.
Только вот тревожно маме,
что меня ночами нету,
что опять меня обманет
бабье лето,
бабье лето.
Я кружу напропалую
с самой ветреной из женщин.
Я давно искал такую –
и не больше
и не меньше.
Я забыл когда был дома,
спутал ночи и рассветы.
Это омут,
это омут –
бабье лето,
бабье лето.
Свидетельство о публикации №224091201462
Большое спасибо за приятное и познавательное чтение!
Простые слова и простой мотивчик позволяют исполнителю каждому слову дать свою интонацию. В хорошей песне всегда так.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Виктор.
Виктор Бабинцев 18.09.2024 03:19 Заявить о нарушении
Барабанов Виктор 08.10.2024 16:40 Заявить о нарушении
Эти летом научился-таки ловить на удочку больших линей. Ловить по-многу. Кроме меня, никто не ловит. Так что, живём теперь с линями.
А остальное всё по-старому. А вы, наверное, всё путешествуете? Где ещё побывали?
Виктор Бабинцев 08.10.2024 18:21 Заявить о нарушении
А вот с времен санкций за рубежом не были...гуляем по лесам-горам,полно дичи, но я не охочусь давно,
Барабанов Виктор 09.10.2024 06:17 Заявить о нарушении
Виктор Бабинцев 09.10.2024 06:34 Заявить о нарушении
Барабанов Виктор 13.10.2024 15:38 Заявить о нарушении