Записки репетитора. Упущенные возможности. 4
Часть 1
Мама Лизы и Гриши, Алиса Сергеевна, работала врачом в хирургическом отделении больницы Калинина. Три года назад я лежала в этой больнице, в палате, где лечащим врачом была Алиса Сергеевна. Высокая, статная, светловолосая, обаятельная, молодая женщина, лет сорока нравилась всем, больные очень ее любили и уважали. Она входила в палату утром, как солнышко: милая, приветливая, доброжелательная, всегда в хорошем настроении. Когда я выписывалась из больницы, она подошла ко мне и спросила:
-А вы не в школе работаете, не директор школы?
-Нет, я преподаю математику на дому, я репетитор.
-Ой, как здорово, а можно мне взять ваш номер телефона? У меня двое детей, совершенно от рук отбились, учатся плохо. Я вам позвоню, и мы договоримся о занятиях. Через несколько минут выяснилось, что живём мы недалеко друг от друга. На трамвае ехать всего одну остановку! Она пообещала в ближайшее время привести своих детей ко мне домой
В тот год она так и не позвонила, но судьба всё равно привела их ко мне. Мой ученик, Олег Мартынов, перешел учиться в школу номер 19, в которой учился Гриша, и попал с ним в один класс. После года совместной учебы, Гриша сам попросил у Олега мой номер телефона. В последнее время Олег стал учиться очень хорошо и одноклассники это заметили, а Гриша опускался в учёбе всё ниже и ниже. Таким образом, Лиза и Гриша всё-таки стали заниматься математикой у меня. Это было, когда Гриша заканчивал восьмой класс, а Лиза в это время училась в седьмом классе.
Как только у них появился номер моего сотового телефона, Алиса Сергеевна позвонила мне и привела их обоих сразу. Что это были за дети?! В какой-то степени они были брошенные. Папа с ними не жил, он тоже был врач - хирург. Супруги расстались, так как не сошлись характерами. Он ушёл из семьи, когда Грише было четыре, а Лизе три года. Воспитанием детей отец никогда не занимался. Вообще, никто из родственников со стороны папы, с детьми не общался. Бабушка, по линии мамы, бывший педагог-биолог, в то время уже была очень старенькая и больная, вскоре она умерла. Мама была умница и труженица, вынуждена была работать от зари до зари, чтобы прокормить и обеспечить семью. К тому же она пошла на повышение, её назначили заведующей хирургическим отделением.
Часть 2
Дети были предоставлены сами себе и делали всё, что хотели. В первый же день, назначенный для занятий, они явились ко мне с ярко выкрашенными волосами. Высокий, стройный, широкоплечий Гриша был выкрашен в черный цвет, волосы у него были кудрявые и он был похож на цыгана. В свои пятнадцать с половиной лет выглядел он на восемнадцать. А у Лизы волосы были ярко-оранжевого цвета. За год девочка меняла цвет волос еще три раза. Она была фиолетовой, розовой, потом выкрасилась так: пол головы зелёная, а вторая половина черная. Ей за это в школе сделали замечание, и она перекрасила свои чудесные волосы полностью в черный цвет.
Как ни странно, у них у обоих было большое желание учиться. Запущенность, при этом, была стопроцентная, занимались они всю весну и всё лето. Потом периодически уезжали в лагерь, возвращались и опять приходили ко мне на занятия. Особенно большое желание заниматься было у Гриши, он очень хотел быстрее нагнать упущенный материал, но оставить их дома на всё лето было не с кем, и они опять уезжали в лагерь.
Так как Лиза первого сентября пошла только в восьмой класс и запущенных тем было не так уж много, мы сумели подготовиться хорошо. Учительница Лизы мгновенно заметила скачок в учёбе, и была очень удивлена её успехам. На первой же контрольной вместо одного варианта Лиза решила два и оба на пятёрку, по теме «преобразование дробно-рациональных выражений».
У Гриши положение было хуже, он перешёл в девятый класс, очень много надо было ещё учить за прошлый год, а тут навалились новые темы. Мы ничего не успевали, мальчик нервничал, у него началась депрессия, и он перестал ходить в школу, а потом и ко мне, несмотря на то, что мы с ним были очень дружны. В школе он появлялся редко и то, посидит один урок, ничего не делая, и уходит домой. Лиза сообщила мне, что Гриша больше ходить заниматься не будет:
-А что он делает дома?- спросила я.
-Сидит целый день у компьютера, играет.
-А как же он дальше будет жить? Ведь надо учиться, получать профессию, работать.
-Гриша сказал, что он не будет ни учиться, ни работать, а будет целый день сидеть,- он только играет, ест и спит.
-А кто же его кормить будет?
-Мама. Он на неё надеется.
Часть 3
У меня с Гришей и с Лизой наладились хорошие отношения. Я чувствовала, что им обоим не хватает внимания, доброты, ласки и как могла, старалась быть с ними приветливой. Мне казалось, что он летит на занятия, что, кстати, так и было. Иногда, между делом, я вела воспитательные разговоры на темы «образование, профессия, уважение к маме» и т.д. Это очень важно, душа его была всегда открыта к таким беседам, и он с удовольствием слушал поучительные истории и вроде бы всё мотал себе на ус. И вот тебе на, бросил заниматься после того, как столько усилий было приложено. Нет, нельзя всё так оставлять, я позвонила его маме:
-Алиса Сергеевна, вы в курсе, что Гриша бросил заниматься?
-Я знаю, но ничего не могу сделать, он меня не слышит. Сколько раз я уже за руку его отводила до школы, он посидит один урок и опять идет домой. А мне работать надо, нас ведь кормить некому. Может, вы ещё разочек позвоните ему?
-Хорошо, я попробую, только у меня мало надежды на успех.
После моего звонка Гриша вдруг согласился прийти, и мы опять стали заниматься. Но ведь дурной пример заразителен. Как только стал ходить Гриша, бросила заниматься Лиза. Один раз отпросилась, второй, а потом и вообще пропала. На одном из занятий Гриша сидит, и всё время трет глаза и зевает. Я спросила его:
-Ты что такой расстроенный, весь урок спишь. Что-нибудь случилось?
- Прихожу я с улицы, мама на работе, а Лиза привела в дом человек пятнадцать незнакомых ребят. Шла по улице, встретила знакомую девчонку, а она шла с компанией друзей. Лиза их всех пригласила к нам домой, достала из холодильника всё, что мама наготовила на неделю. Кое-что они принесли с собой, в том числе и выпивку. Лиза так напилась, что ей было плохо. Я быстро выпроводил всех из дома, но соседи уже вызвали милицию, так как наши гости очень сильно шумели. Когда милиция пришла, в квартире уже никого не было и было тихо. Всю ночь Лизу рвало, она запачкала в доме все ковры и кровать. А я потом всё мыл за ней часа два, так как она была недееспособна.
Как только ребенок перестает заниматься науками, к нему тут же привязываются вредные привычки, и портится поведение.
Часть 4
Через два дня Лиза появилась с виноватым видом. Я не подала никаких признаков, что в курсе ее проделок. Но это был единственный такой случай у Лизы. Потом начались опять проблемы у Гриши. В школу он ходил через день, без учебников, просиживал один-два урока, а потом опять, где-то в феврале, бросил заниматься. На этот раз я уже подумала, что это окончательно. Недели через две, не надеясь ни на какой результат, я всё-таки позвонила ему:
-Гришань, приходи, а?
-А что толку-то, я всё равно ничего не сдам, я запустил все предметы, меня не допустят, у меня завал везде.
-Не совсем везде, по математике-то много уже прошли. Самое главное сейчас сдать пробный мониторинг. Вот увидишь, если сдашь его, то все остальные предметы потихоньку сами подтянутся. Приходи.
-А когда можно?
-Да хоть сегодня.
-Хорошо, я приду.
С этого дня они занимаются с Лизой хорошо. Вчера Гриша сдал пробный мониторинг. На четверку не дотянул, пока твердая тройка. И я знаю, почему: немного ленится, иногда делает всё из-под палки, без особого желания. Мозг-то понимает, что трудиться надо, и это, слава богу, а организм сопротивляется, хочет лениться и бездельничать. Но можно достичь больших результатов, если превратить учёбу в любимое занятие, тогда можно достичь всего, чего угодно.
Очень часто, если родители целиком заняты своей работой, они не успевают вникать в дела собственных детей, не умеют оценивать их проблемы. Не сумев оценить ситуацию, создавшуюся у Гриши, Алиса Сергеевна приняла поспешное решение – отправить сына после окончания девятого класса в Канаду?!?
Гриша пришёл ко мне на урок очень взволнованный и прямо с порога заявил:
-Мама хочет отправить меня в Канаду, чтобы я жил там и учился в колледже.
- Как отправить, с кем??
- Один.
- А у вас есть там родственники?
- Нет.
- Может быть, есть хорошие знакомые, которые там живут, и они присмотрят за тобой?
- Никого нет!
- Тогда ни за что не соглашайся ехать ни в какую Канаду!
Больше мы к этой теме не возвращались! После урока он спокойно пошёл домой.
Р.S.
Ребята занимались у меня ещё год. Лиза неплохо сдала экзамены в девятом классе, а Григорий перешёл в одиннадцатый класс. Я была уверена, что они продолжат учёбу, но первого сентября они не появились! Поговорив с учениками из Гришиного класса, я узнала, что они, продав квартиру в разгар лета, уехали в другой город, ни с кем не попрощавшись!
Больше я ничего о них не слышала, и никто их не видел. Поняв, что разыскивать их бесполезно, я постепенно стала забывать про эту историю.
12.09.2024
Свидетельство о публикации №224091201682
Я не сомневаюсь, что Алиса Сергеевна хороший врач и доброжелательный человек, но детей своих она действительно запустила до предела. Плохо, когда женщине одной приходится тянуть семью. Быть подростком очень тяжело. Я хорошо помню свою ужасную юность. Я не курила, не пила, не шлялась, но все равно была огромной проблемой для близких. В ту пору мое бурное воображение не знало удержу, это мешало мне учиться, и привело к тому, что я стала жертвой школьного буллинга. Я понимаю Гришу и Лизу, у которых опускаются руки из-за большого объема невыученных уроков, не пройденных тем. Чтобы наверстать упущенное, необходима самодисциплина и такой добрый наставник, как Вы.
Всех благ,
Нина Алешагина 03.12.2024 23:24 Заявить о нарушении
школьного буллинга"! Потрудитесь объяснить!!!
Всегда с интересом и удовольствием читаю Ваши рецензии!!!
С уважением и симпатией!
Наталия Тимченко 04.12.2024 21:58 Заявить о нарушении
Нина Алешагина 05.12.2024 17:10 Заявить о нарушении